Иркутской области чрезвычайно разнообразна и неоднородна во всех отношениях - природном, хозяйственном, демографическом, этнокультурном и др. На постсоветском этапе в силу целого ряда причин отмечается резкое усиление социально-экономических контрастов на внутрирегиональном уровне, т. е. между городами и районами (или муниципальными образованиями верхнего уровня). Ведущей тенденцией является при этом рост дифференциации и поляризации районов и пунктов по масштабам и рентабельности экономической деятельности, определяющий, в конечном счете, неравномерность в распределении доходов, уровне жизни и занятости населения по муниципальным образованиям. Данную тенденцию рельефно отражает высокая степень концентрации в небольшом числе центров и районов таких важных отраслей экономики региона, как промышленность, строительство и торговля.
Основная часть промышленного потенциала Приангарья сосредоточена в ведущих городах Иркутской агломерации - Иркутске, Ангарске и Шелехове, а также в находящихся на севере области Братске и Усть-Илимске. Удельный вес указанных пяти городов в объеме отгруженных товаров промышленности в 2009г. составил 61,3%, в основных фондах отрасли – 81,7%. При этом на долю трех главных индустриальных центров - Иркутска, Братска и Ангарска - приходится соответственно 47,7 и 68,3 % этих показателей. В то же время в большинстве районов промышленность представлена очень слабо.
В 2009 г. четыре самых больших города - Иркутск, Братск, Ангарск и Усолье-Сибирское, а также северный Катангский район (за счет интенсивного строительства объектов нефтегазодобычи) сосредоточивали 61,7 % всех инвестиций в основной капитал. Еще выше была концентрация жилищного строительства: всего на пять муниципальных образований — Иркутск, Иркутский район, Ангарск, Братск и Саянск — приходилось 87,7 % ввода жилых домов Приангарья. Доля Иркутска и одноименного района достигла при этом 71,4%, тогда как еще в 1995 г. она составляла 21,8%. В результате за последние годы сложилась нездоровая ситуация, когда жилье строится главным образом для областного центра, а 3/4 населения региона, проживающего на огромной территории в десятках городов и поселков и в сельской местности, остается без реальных перспектив улучшения жилищных условий.
Если в 1985 г. максимальные и минимальные значения розничного товарооборота в расчете на душу населения для городов и районов области различались всего в 2,1 раза, то в 2001 г. – в 26,6 раза (правда, к 2010 г. эта разница сократилась до 10,6 раз). Отличительная особенность современной торговли — чрезмерная степень ее концентрации в самых больших городах — Иркутске, Ангарске и Братске: уже с конца 1990-х гг. они сосредоточивают 2/3 розничного товарооборота региона (при доле в численности населения, равной 43-44 %). Удельный вес в этом показателе областного центра в 2010 г. достиг 46,4 % (доля в населении — 24 %). Однако подавляющая часть населения Приангарья, проживающая в сельской местности, малых и отчасти средних городах, характеризуется относительно низкой покупательной способностью и по-прежнему лишена полноценного торгового обслуживания.
Оценка современной дифференциации муниципальных образований (МО) верхнего уровня Иркутской области по уровню социально-экономического благополучия осуществлена с применением разработанной нами ранее методики [4]. В ее основе лежит анализ следующего набора информативных индикаторов, имеющих относительно интегральный характер: среднемесячная оплата труда (с исключением районных коэффициентов и северных надбавок), уровень зарегистрированной безработицы, сальдо миграции, обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями. Первые три показателя напрямую характеризуют как социальное благополучие, так и стабильность работы экономики города или района, а четвертый показатель косвенным образом восполняет недостатки статистики доходов и расходов населения. По каждому индикатору на основе данных за 2010 г. произведено ранжирование всех 42 МО верхнего уровня (9 городских округов и 33 муниципальных районов) от «лучших» к «худшим» и затем определены их суммарные ранги.
В результате по уровню социально-экономического благополучия в Иркутской области выделено четыре группы МО: 1) относительно благополучная (ранг менее 20), 2) менее благополучная (20-50), 3) стагнирующая (50-85), 4) депрессивная и отсталая (более 85) (рис. 4). Установленная дифференциация по уровню социально-экономического благополучия во многом объяснима как положением рассматриваемых муниципальных образований относительно крупнейших центров и важнейших транспортных магистралей (главным образом железных дорог), так и уровнем развития и структурой экономики (прежде всего индустрии) данных городов и районов.
Рис. 4. Группировка муниципальных образований Иркутской области по уровню социально-экономического благополучия в 2010 г.
Группа: 1 - относительно благополучная, 2 - менее благополучная, 3 - стагнирующая, 4 - депрессивная и отсталая
В относительно благополучную группу вошел лишь один Иркутск - крупнейший город и «столица» области, отличающийся самым благоприятным местоположением и развитой транспортной и рыночной инфраструктурой, наличием агломерационного эффекта и значительного научно-образовательного потенциала. Большую стимулирующую роль для Иркутска играет статус областного центра, нахождение здесь региональных органов управления и головных финансовых структур, банков и фондов. На постсоветском этапе «региональная столица» усилила финансово-экономические и административные функции и свое доминирование в Иркутской городской агломерации, мобильно реструктурировала хозяйственный комплекс в сторону развития сферы услуг, интенсифицировала малый бизнес и торговлю.
Менее благополучная группа объединяет семь МО. Из них шесть представляют собой города и районы, непосредственно входящие в состав Иркутской городской агломерации или прилегающие к ней (Ангарский, Иркутский, Шелеховский, Усольский и Слюдянский муниципальные районы и г. Усолье-Сибирское). Вне зоны влияния агломерации расположен только один Братск – второй по величине и значимости после Иркутска город области. Определенный уровень социально-экономического развития крупных индустриальных центров (Ангарск, Братск, Шелехов, Усолье-Сибирское) поддерживается благодаря прибыльной работе экспортоориентированных отраслей промышленности – алюминиевой, нефтеперерабатывающей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической. Сельские пригородные районы выживают за счет близости к городам, использования их как емких рынков сбыта своей продукции, сферы приложения труда, центров своего обслуживания.
Стагнирующая группа содержит 10 МО, которые чувствуют себя в условиях реформ существенно хуже, чем города и районы предыдущих групп. Основная часть территорий держится «на плаву» вследствие развития экспортоориентированной лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (города Усть-Илимск и Зима, Братский, Усть-Илимский, Нижнеилимский и Усть-Кутский муниципальные районы), а также химической промышленности (Саянск), золото- и угледобычи (соответственно Бодайбинский район и Черемхово), черной металлургии (Нижнеилимский район). Дополнительным поддерживающим фактором выступает или само наличие сравнительно крупного города (Усть-Илимск), или близость к нему (Братский и Усть-Илимский районы к одноименным городам, Черемхово к Иркутской агломерации, Зиминский район одновременно к Саянску и Зиме).
Депрессивная и отсталая группа - самая большая: она состоит из 24 МО. Подавляющее большинство районов и городов этой группы отличается неблагоприятным местоположением: почти все они характеризуются удаленностью от крупных городов, половина лишена железных дорог, причем в двух районах отсутствуют даже круглогодичные автодороги (кстати, один из них- Мамско-Чуйский - демонстрирует самые худшие в области показатели по уровню социально-экономического благополучия). Районы и города в основной своей массе имеют малодоходную структуру экономики (сельское, лесное, промысловое хозяйство, местная промышленность и т. д.). Из-за невыгодного положения и резкого сокращения в период реформ государственной поддержки сельского хозяйства и других отраслей экономики МО данной группы в современных условиях выживают с большим трудом.
Таким образом, на постсоветском этапе подавляющая часть городов и районов - 34 из 42 - оказалась по сравнению с МО Иркутской агломерации (и Братском) в гораздо худшем социально- экономическом состоянии- стагнирующем, депрессивном или отсталом. Между тем в этих муниципальных образованиях, занимающих свыше 96 % территории Приангарья, проживает сейчас 42,5 % его населения (более 1 млн чел.).
В связи с наличием подобных контрастов сомнительной выглядит идея административного объединения городов Иркутской агломерации. Они уже сейчас успешно стягивают со всей области те финансовые потоки, которые не успевает «освоить» федеральный центр. Искусственное объединение городов Иркутской агломерации приведет к еще большему их отрыву от остальной массы неблагополучных городов и районов, «подстегнет» деградацию громадной слабоосвоенной территории и дальнейшее ее обнищание.
Произошедшее за годы реформ резкое увеличение территориальных социально-экономических контрастов связано прежде всего с возникновением глубокого разрыва между прибыльностью экспорто- и внутреннеориентированного секторов экономики, непропорциональным повышением транспортных издержек, существенным усилением роли региональных «столиц» и агломераций как фокусов развития на фоне заброшенной периферии, ростом диспаритета цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, ведущим к падению рентабельности и «натурализации» сельскохозяйственного производства и всей сельской жизни, появлением принципиально различных возможностей получения неучитываемых доходов от теневой и неформальной (эксполярной) экономики в различных типах поселений и т. д.
Полученные закономерности дифференциации муниципальных образований Иркутской области по уровню социально-экономического благополучия в целом хорошо подтверждаются при анализе доходов их бюджетов. В соответствии с Федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» региональные власти передали ряд своих полномочий муниципалитетам. При этом консолидированный бюджет Приангарья разделен на областной (региональный) бюджет и два уровня местных (муниципальных) бюджетов. Все эти уровни должны иметь свои собственные источники доходов и свои расходы; они несут юридическую ответственность за те обязательства и социальные гарантии, которые возложены на каждый из них в отдельности.
Однако так называемая наполняемость местных бюджетов - это самый сложный и явно провальный вопрос муниципальной реформы. Полноценное самоуправление предполагает самофинансирование. Но реальная налогооблагаемая база в большинстве муниципальных образований как верхнего уровня (городские округа и муниципальные районы), так и нижнего (городские и сельские поселения), — ничтожно мала. Далеко не всегда столь плачевное положение связано с экономической отсталостью самих муниципальных образований. Корень этой проблемы следует искать в неуклонной централизации финансов, в связи с чем доля доходов, остающихся в местных бюджетах, постоянно снижается. Федеральный и региональный центры, изымая в свою пользу подавляющую часть доходов городов и районов, одновременно перекладывают на них многочисленные финансовые расходные обязательства.
Рассмотрим фактическую ситуацию с наполняемостью местных бюджетов верхнего уровня Приангарья. Еще совсем недавно – в 1998 г., когда отчисления в местные бюджеты шли более чем по десяти видам налогов, — значительная часть городов и районов области (без учета районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, имевшего тогда статус отдельного субъекта РФ) была финансово самодостаточной (табл. 2). Средняя по области доля собственных доходов в общей доходной части местных бюджетов составляла 86,1 %. Под собственными доходами МО понимаются доходы за вычетом трансфертов или безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субсидий и субвенций. Из тридцати семи МО Приангарья у семнадцати собственные доходы превышали 80 %, в том числе у девяти - 99 % всего бюджета. К числу особо дотационных территорий с долей собственных доходов менее 50 % относилось лишь двенадцать, т. е. меньшая часть городов и районов.
Таблица 2 Изменение обеспеченности местных бюджетов Иркутской области собственными доходами за период 1998-2010 гг.
|
* С учетом 6 районов бывшего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, вошедшего в состав Иркутской области, и объединения двух отдельных МО - г. Нижне- удинска и одноименного района - в единое МО |
Изменения в налоговом законодательстве в пользу федерального центра поставили муниципальные образования к 2005 г. на грань бюджетно-финансового краха. Средняя по области доля собственных доходов в общих доходах местных бюджетов упала до 42,7 %. В результате не осталось ни одного муниципалитета с долей собственных доходов свыше 80 %. Только в МО четырех крупнейших городов – Иркутске, Ангарске, Братске и Усть-Илимске – эта доля превышала 50%, тогда как все остальные тридцать три города и района получили статус особо дотационных. Более чем в половине МО - в двадцати - доля собственных доходов не достигала даже 20 %.
Несмотря на незначительное улучшение ситуации за последние годы, проблема наполняемости местных бюджетов области по-прежнему остается чрезвычайно острой. В 2010 г. средняя по области доля собственных доходов в общих доходах местных бюджетов составляла всего 51,0 %. Как и ранее, ни в одном из сорока двух муниципалитетов (с учетом районов бывшего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) доля собственных доходов не достигала 80 %. Эта доля превышала 50 % лишь в семи МО - четырех городах (Иркутск, Братск, Усолье-Сибирское и Саянск) и трех муниципальных районах (Ангарский, Иркутский и Шелеховский). Хотя число крайне дотационных МО с долей собственных доходов менее 20 % снизилось с двадцати до восьми, подавляющее большинство МО – ¾ - имело статус особо дотационных территорий (доля собственных доходов менее 50 %).
Таким образом, почти все муниципальные образования области столкнулись с острейшей проблемой финансового дефицита и несбалансированности местных бюджетов, обусловленной сокращением доходных источников муниципалитетов при увеличении их расходных полномочий и обязательств. Несмотря на разницу экономического потенциала, многие города и районы оказались в схожих, чрезвычайно тяжелых условиях, когда собственных средств не хватает даже на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, а финансирование самых неотложных расходных статей отстает от минимальных нормативов. В сложившейся обстановке нет реальных возможностей для укрепления финансово-экономических и политических основ местного самоуправления, в результате чего в большинстве МО преобладают негативные социальные и демографические тенденции, что ведет к дальнейшему снижению уровня жизни подавляющей части населения области.
Кроме общих финансово-бюджетных проблем муниципальных образований, для их отдельных групп характерны свои более частные проблемы. В качестве примера назовем только три из них.
Существует проблема отсталости сельских районов области, возникшая вследствие резкого сокращения централизованной поддержки сельского хозяйства в условиях роста диспаритета цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией. К числу самых отсталых МО с малодоходной структурой экономики относятся все районы бывшего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также Катангский, Киренский, Усть-Удинский, Мамско-Чуйский, Балаганский, Куйтунский, Качугский, Жигаловский и др. Население и сельское хозяйство данных районов нуждается в постоянном приоритетном внимании и прямой помощи государства.
Другой жгучей проблемой является отсутствие у ряда районов и многих поселений региона круглогодичной наземной транспортной связи. Неизбежным следствием этого становятся крайне высокие транспортные издержки при перевозке грузов, невозможность удовлетворения элементарных социальных нужд (включая медицинскую помощь), общее удорожание жизни. До сих пор все населенные пункты Катангского и Мамско-Чуйского районов не имеют круглогодичной связи с «Большой Землей» и нуждаются в федеральной и региональной поддержке так называемого северного завоза продукции. Аналогичная ситуация характерна также для тех МО (Бодайбинский, Киренский, Чунский, Усть-Кутский, Нижнеилимский, Казачинско-Ленский и др.), где отсутствует круглогодичная связь с их отдельными отдаленными пунктами. Коренное решение рассматриваемой проблемы состоит в строительстве круглогодичных автодорог, что позволит резко улучшить транспортную доступность всех изолированных территорий.
Не менее «застарелой» проблемой является неудовлетворительное состояние питьевого водоснабжения во многих районах и городах Приангарья. Как ни странно, но эта проблема уже много лет стоит перед одним из наиболее водообеспеченных регионов страны и мира. Речь идет, во-первых, о дефиците питьевой воды в целом ряде населенных пунктов сельской местности и, во- вторых, о низком ее качестве во многих городах и сельских поселениях. Прежде всего необходимо решение проблемы питьевой воды для тех районов и поселений, которые не в состоянии обеспечить свое водоснабжение за счет поверхностных и подземных вод из-за их низкого качества и недостаточного количества. Проблема водоснабжения здесь может быть решена путем строительства следующих районных (групповых) водоводов: Куйтунского (Куйтунский район), Черемховского (Черемховский), Заларинского (Заларинский), Ворот-Онгойского (Нукутский, Аларский и частично Черемховский). Проекты этих водоводов существуют уже много лет, но регион, обладающий богатейшим водноресурсным потенциалом, никак не может найти необходимые средства для их реализации.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей