Поступательное развитие территории невозможно без установления стабильных международных контактов и их интенсификации. В современных условиях наблюдается тенденция к расширению круга акторов международного сотрудничества. Активными участниками экономических, политических и культурных отношений, наряду с государствами и международными организациями, становятся отдельные регионы, чье географическое положение и историческое развитие способствует налаживанию интенсивных контактов с соседними территориями.
В советское время предприятия Иркутской области также занимались внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Однако ее формы ограничивались поставками производимой продукции (прежде всего оборонного назначения) на экспорт. Одной из особенностей ВЭД в советский период было то, что предприятия области могли выходить на внешний рынок только с помощью специализированных организаций отраслевых министерств, а не самостоятельно. В 1990-е гг. появление новых экспорт-ориентированных предприятий Иркутской области было вызвано тем, что вывоз сырья или производимой продукции являлся единственным способом выживания в период кризиса, и общим изменением государственной политики в сфере внешней торговли - произошел отказ от модели непосредственного административного управления и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что повлекло за собой косвенное усиление международной правосубъектности региона.
Историю международного сотрудничества Иркутской области в 1990-2000-е гг. можно разделить на два этапа: с 1990 по 1999 г. и с 1999 г. по настоящее время. Первый этап был переходным; Иркутская область, как и другие регионы России, развивала международное сотрудничество в отсутствии четкого правового поля, без участия федерального центра и координации действий с соседними регионами.
В эпоху коренных социально-экономических трансформаций, в условиях уменьшения дотаций и трансфертов из центра, Иркутская область стремилась найти выгодных партнеров на внешних рынках, привлечь иностранные инвестиции. В то же самое время и иностранные компании искали возможности проникновения на новые рынки сбыта товаров, услуг и технологий, а также доступ к сырьевым ресурсам российских регионов. Таким образом, на начало 1990-х гг. приходится целый ряд обращений представителей иностранных фирм с просьбами о разрешении открытия в Иркутской области представительств иностранных организаций. Подтверждение этому можно найти в фондах Государственного архива Иркутской области (ГАИО) [11].
В условиях начавшейся либерализации внешних контактов регионов Федерации, Иркутская область пыталась наладить прямые долговременные связи со странами Европы, в частности с Великобританией. Для достижения этой цели область действовала через официальные каналы МИД, контактируя с послом России в Великобритании. В переписке с послом A. Л. Адамишиным в 1995 г. губернатор Ю. А. Ножиков, благодаря его за содействие представителям регионов России во время их деловых поездок а Великобританию, указывал: «Мы чувствуем, насколько меняются акценты и приоритеты российской дипломатии, которая все больше ориентируется на продвижение экономических интересов страны и ее регионов» [12]. Губернатор обращался к послу России и представителям британских деловых кругов, приглашая их совершить визит в Иркутскую область для определения конкретных сфер торгово-экономического сотрудничества.
Кроме того, администрация области пыталась восстановить торговые и производственные связи, существовавшие в советский период и разрушенные после распада СССР в 1991 г. 16 декабря 1995 г. в Иркутске было подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве между Иркутской областью и Украиной. В последующие месяцы Иркутская областная администрация обращалась с официальной просьбой к региональным украинским властям, например, к председателю Областного совета Запорожской области В. В. Бахвальскому, о рассмотрении вопроса по восстановлению хозяйственных связей на поставку слюды из региона [13]. В том же 1995 г. Иркутская область подписала Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан сроком на два года [25].
Проблемы выхода региональных предприятий на внешние рынки во второй половине 1980-х- начале 1990-х гг. усугублялись тем, что российские предприятия не были информированы о возможных иностранных партнерах, не имели опыта самостоятельной деятельности на внешних рынках, а их продукция была зачастую неконкурентоспособна. Как реакция на недостаточную организацию внутренней торговли и слабую насыщенность товарами широкого потребления, в регионе активизировался челночный бизнес — мелкие предприниматели развивали контакты с производственными фирмами и товарными рынками КНР, Монголии, Турции. После дефолта 1998 г. этот вид торговли постепенно пошел на спад в связи с выходом на арену более крупных сетевых бизнес-структур.
В 1990-е гг., после распада СССР, в ситуации, когда сложившиеся в рамках плановой советской экономики традиционные хозяйственные связи разрушались, руководство Иркутской области рассматривало продвижение положительного имиджа области, активизацию деятельности на международной арене, прежде всего в АТР, как способ выхода из непростого социально- экономического положения. В это время, помимо уже сложившихся контактов г. Иркутска с городами Улан-Батор (Монголия), Канадзава (Япония), Пфорцхайм (ФРГ) и Юджин (США), были установлены побратимские связи с Шэньяном (КНР), Коммуной Стремсунд (Швеция), Порденоне (Италия), городами департамента Внешняя Савойя (Франция) [33].
Иркутская область включилась в процесс установления межрегиональных контактов в середине 1990-х гг., и самым востребованным направлением установления связей, как уже подчеркивалось, оказалось азиатское. Контакты в отдельных сферах – прежде всего в гуманитарной – были установлены еще в советское время, но требовалась их интенсификация. Установление отношений в экономической сфере требовало от региональных властей большего личного участия. Опираясь на архивные материалы, мы можем отметить, что наиболее заинтересованными в экономических отношениях оказались китайские компании, выразившие желание открыть на территории Иркутской области свои представительства.
Так, одно из первых соглашений о межрегиональном сотрудничестве было заключено Иркутской областью с Китаем — Соглашение об установлении побратимских связей между Иркутской областью РФ и провинцией Ляонин КНР 30 марта 1994 г. При этом взаимодействие области с провинцией Ляонин оказалось настолько успешным, что спустя тринадцать лет было подписано «Соглашение между администрацией Иркутской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Ляонин Китайской Народной Республики о долгосрочном сотрудничестве».
В 1995 г. сразу несколько китайских компаний сделали запросы на открытие в Иркутской области своих представительств. Среди них - «Ляонининвнешторг» (г. Шэньян), «Шэньянхимсырье» (г. Шэньян), Торгово-промышленное объединение «Цзин- Чен» на северо-востоке КНР (г. Шэньян), Харбинская торгово-коммерческая компания «Хуалин» (г. Харбин), Даляньская компании по импорту и экспорту авиационной техники (КАТИК, г. Далянь), «Аньшаньская главная производственная компания по освоению новой высокоточной технологии и техники» (г. Аньшань) [38].
Значимый вклад в развитие сотрудничества между Иркутской областью и Японией внес губернатор Ю. А. Ножиков. В сложные 1990-е гг., когда связи основывались, в том числе, и на личных контактах между представителями регионов, иркутский губернатор активно принимал участие в различных мероприятиях в целях повышения имиджа региона, поддержки его ресурсного потенциала на международной арене. Например, Ю. А. Ножиков участвовал в Конференции губернаторов Дальнего Востока России и Японии, что позволило подписать специальное Соглашение о сотрудничестве с г. Ниигата 14 ноября 1994 г. В Государственном архиве Иркутской области сохранились материалы, отражающие тот факт, что личная заинтересованность руководителя региона играла очень весомую роль в упрочении контактов между Иркутской областью и отдельными территориальными единицами Японии. В частности, в архиве хранится письмо Ю. А. Ножикова, направленное в адрес губернатора префектуры Ниигата - господина И. Хираяма. Ю. А. Ножиков отмечал, что подписанное Соглашение между регионами - Иркутской областью и префектурой Ниигата — «позволит углубить и развить дружеские связи, существующие между нашими регионами» [37]. Процесс установления контактов между иркутским регионом и территориями Японии продолжился: 9 октября 1997 г. был подписан Протокол о дружественном обмене между Иркутской областью и префектурой Исикава.
1995 г. оказался насыщенным для Иркутской области не только в переговорах с Китаем и Японией. В это же время регион пытался найти потенциальных партнеров в Республике Корея. «Область поставляет лесоматериалы, целлюлозу, химические продукты и закупает электронику, автомобили, запчасти, одежду, обувь и другие товары народного потребления» - говорится в одном из писем, адресованных господину Г. Ф. Кунадзе, занимавшему пост в Посольстве РФ в Республике Корея [38, л. 11]. На основе имеющихся торговых связей Иркутская область хотела установить побратимские связи с провинцией Кенсанпункто, предварительные переговоры начались в 1994 г., в том же году прошла презентация Иркутской области в г. Сеуле. Губернатор Ножиков также направил письма в адрес Министерства иностранных дел Республики Корея, считая, что «установление побратимских связей между Иркутской областью и провинцией Кенсанпункто будет способствовать развитию и укреплению разносторонних отношений между регионами, странами в целом» [38, л. 84]. В настоящее время отношения развиваются поступательно, так, в ноябре 2010 г. между Иркутской областью и корейскими регионами был заключен «Меморандум о сотрудничестве между Правительством Иркутской области Российской Федерации и Администрацией провинции Северная Кенсан Республики Корея».
Стоит отметить тот факт, что установление контактов с территориями, входившими ранее в состав СССР, не стало приоритетом для Иркутской области. На первоначальном этапе, в 1990-х гг., формы межрегиональных связей сводились к подписанию соглашений о сотрудничестве, обменам визитами. В 2000-е гг. Иркутская область стала обращаться и к другим формам установления контактов - в частности, к проведению экономических форумов с приглашением представителей иностранных государств.
Второй этап развития международного сотрудничества Иркутской области, начавшийся в конце 1990-х гг., характеризуется упорядочением внешних контактов региона, которые берет под свой контроль государство. Так, в конце 1990-х — нач. 2000-х гг. федеральный центр, опасаясь неконтролируемого расширения связей регионов с зарубежными партнерами и снижения своего влияния на местах, стал действовать в рамках стратегии построения «вертикали власти», инициировав изменения в правовом регулировании международной деятельности регионов РФ. Были приняты Федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.), Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (2001 г.), Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).
Ельцинский «парад суверенитетов» начала 1990-х гг. действительно угрожал распаду Российской Федерации, в это время сформировалась федеративная ассиметрия, в том числе и относительно характера международных связей. Так, регионы со слабым экономическим потенциалом, но с более выраженной национальной составляющей- например, Республика Бурятия, наряду с бюджетными льготами получали гораздо больший объем прав для развития сотрудничества на международной арене, чем более развитые в экономическом плане, но менее консолидированные вокруг этнического признака субъекты Федерации - такие как Иркутская область [1]. Следует констатировать, что во второй половине 1990-х гг., и в особенности в начале первого десятилетия XXI в., активизировались процессы выравнивания правового поля российских регионов, в том числе и в сфере законодательства о международных связях.
В 2002 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, начал работу Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России (2003 г.). Основным координатором международной деятельности субъектов Федерации стал МИД России. На местах были созданы представительства МИД, ставшие активными структурами, обеспечивающими взаимодействие центрального аппарата МИД с региональными органами власти, информационную поддержку, контроль за соблюдением норм международного права и международных обязательств России при осуществлении регионом международных контактов. В задачи этих структур входит и анализ опыта региона при осуществлении международных связей и выработка рекомендаций по их оптимизации. В Иркутске на самостоятельной основе с 2004 г. действует Представительство МИД России [24], которое ведет поэтапную работу по согласованию документов о сотрудничестве с иностранными государствами, взаимодействует с иностранными делегациями, анализирует процесс исполнения уже заключенных соглашений, участвует в подготовке мероприятий Байкальского экономического форума и презентаций Иркутской области за рубежом.
***
За последние годы внешние связи и контакты регионов стали важным компонентом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ведь они формируют пояс добрососедства на восточных границах страны. Субъекты Федерации видят во внешнеэкономической деятельности шанс для привлечения иностранных инвестиций- дополнительный рычаг в деле интенсификации экономического развития. Свою лепту в интеграцию российских республик, краев и областей в региональные подсистемы международных отношений вносят и процессы «глобализации - фрагментации», развивающиеся по своей внутренней логике. Всемирные глобальные потоки и процессы в экономической, финансовой, производственной, социальной, политической и иных сферах становятся ориентирами развития национальных экономик. Однако, как отмечают исследователи из МГИМО И. М. Бусыгина и Е. Б. Лебедева, «международная и внешнеэкономическая деятельность регионов, отвечая их интересам, не должна вступать в противоречие с интересами федерации в целом» [8, с. 8].
Согласно официальным источникам, Иркутская область поддерживает внешнеэкономические отношения почти с 80 странами мира, при этом на долю АТР приходится более 63 % внешнеторгового оборота Иркутской области, по экспортным операциям этот показатель еще более значителен - 70 % [29].
Область представляет собой регион с экономикой ресурсного типа. Для нее характерна интенсивная внешнеэкономическая деятельность, высокая доля экспорта в объеме внешней торговли, ориентация внешней торговли на страны дальнего зарубежья [9, с. 63].
Интерес, проявляемый к Иркутской области со стороны многих зарубежных стран, позволяет говорить о том, что данный регион рассматривается как ключевой с позиции построения взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочную перспективу. По величине промышленного потенциала Иркутская область представляет собой один из наиболее мощных индустриальных регионов Российской Федерации.
Инвестиции из-за рубежа, например, устойчиво поступают в сферу добычи полезных ископаемых и в обрабатывающее производство (по данным 2009 г. инвестиции в добычу полезных ископаемых равнялись 14,9 % от общего инвестиционного потока, а в обрабатывающее производство - 76,5 %) [10, с. 37]. Общий внешнеторговый оборот товаров Иркутской области в 2009 г., по данным Иркутскстата, достиг 4,96 млрд долл. США [10, с. 7, 13].
В 2011г. объем иностранных долларовых инвестиций по странам-инвесторам в экономику региона распределился следующим образом: Кипр - 30,2%, Гонконг - 28,4%, Германия - 12,4 %, Швеция - 3,9 %, Китай - 3,7 %, Монголия - 3,3 %, остальное приходится на долю прочих стран [35]. Такая парадоксальная ситуация вызвана тем, что материнские компании и бенефициары большинства вертикально интегрированных холдингов, действующих на территории региона (например ОК «РУСАЛ»), зарегистрированы на территории оффшорных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.
В международном инвестиционном сотрудничестве Иркутской области вплоть до настоящего времени существует ряд проблем. Яркой их иллюстрацией является политика федеральных и областных властей по отношению к проекту освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения (КГКМ), реализовывавшегося с 1993 г. ОАО «РУСИА Петролеум» при участии ОАО «ТНК-ВР». В сложнейший для отечественной экономики период 1990-х гг. месторождение было фактически отдано частной компании для самостоятельной разработки. В последующем контроль над стратегически важным объектом - Ковыктинским газоконденсатным месторождением - был возвращен Российской Федерацией, но без учета интересов региона - Иркутской области, который получал солидные экономические и социальные дивиденды от реализации Ковыктинского проекта.
Государство проводило свою политику в отношении проекта, в то время как компания-оператор проводила собственные действия. В 2002-2003 гг. в Российской Федерации, с точки зрения национальных интересов, сформировалось комплексное видение развития природных ресурсов, в схему реализации которого инвестор попросту не вписывался [3, с. 199-203]. Государство в данном случае дало понять акционеру, что необходимо вернуть месторождение, несмотря на тот факт, что несколько лет назад оно само выдало лицензию на его разработку.
После долгих прений по вопросу прокладки экспортного маршрута ковыктинского газа 22 июня 2007 г. между ОАО «ТНК- ВР» и ОАО «Газпром» был подписан Меморандум о взаимопонимании, согласно которому в течение 90 дней должна была быть совершена сделка купли-продажи активов ОАО «Компания “РУСИА Петролеум”». Финансирование проекта со стороны инвестора после указанной даты было свернуто [2, с. 23]. В дальнейшем активы ОАО «Компания ’’РУСИА Петролеум”» были окончательно поглощены ОАО «Газпром». Как отмечает И. Н. Артемьев, «ТНК-ВР» под угрозой отзыва лицензии уступила «Газпрому» контроль над Ковыктой. Основная причина - желание РФ контролировать КГКМ и начать его промышленную эксплуатацию лишь после 2017 г.
Частным компаниям достаточно сложно находиться на рынке другого государства, так как помимо негативных экономических явлений (например, возможность банкротства) существуют очень весомые политические риски. Даже крупной национальной компании не всегда удается выдержать конкуренцию в собственном секторе. И уж точно нет никаких шансов у того, кто вступит в борьбу с корпорацией, которой явную поддержку оказывает федеральное правительство [2, с. 24-26].
Еще одной иллюстрацией проблем, которые испытывает Иркутская область в инвестиционной сфере, является проект «Восточная стратегия», разработанный в 2010—2011 гг. при содействии владельца бизнес-групп «БАЗЭЛ» и En+, миллиардера О. Дерипаски [28]. Основная цель проекта заключается в интенсификации сырьевых поставок алюминия, угля и электроэнергии, производимых предприятиями холдинга из Иркутской области и Красноярского края РФ для растущих экономик КНР и Республики Корея. Однако данный весьма перспективный проект в настоящее время испытывает некоторые сложности реализации в связи с общим финансовым положением холдинга О. Дерипаски.
На степень вовлеченности Иркутской области в международные дела влияют три группы факторов - географические (экономико-географическое положение), социально-экономические (уровень развития региона, отрасли производства, финансовое положение и инвестиционная активность в регионе) и политико-правовые (устойчивость и влиятельность региональной политической и экономической элиты, уровень регионального законодательства). Исходя из них, Иркутская область обладает большим природно-ресурсным потенциалом, отличается высоким уровнем социально-экономического развития по сравнению со многими регионами РФ.
Рассмотрим основные формы международного сотрудничества Иркутской области в политической сфере в первом десятилетии XXI в. К ним относятся «экспо-дипломатия» - презентации Иркутской области за рубежом (Вена, Австрия, 2006 г.; Лондон, Великобритания, 2007 г.; Амстердам, Нидерланды, 2007 г.; Хельсинки, Финляндия 2007 г.); участие в ежегодных международных форумах, содействие продвижению продукции региональных товаропроизводителей на рынках зарубежных стран (Международная торгово-экономическая ярмарка (Харбин), Петербургский международный экономический форум, Российско-японский инвестиционный форум, форум Кран-Монтана, Монако, Монгольско-российский деловой форум (Улан-Батор), Российско-индийский форум по торговле и инвестициям (Нью-Дели) [34].
В 2010 г. официальные делегации Иркутской области приняли участие в российско-датской конференции по энергосбережению и эффективности, российско-канадском лесном форуме, Четвертой генеральной сессии Конвента монголов мира. В этом же году прошла презентация Иркутской области в столице Финляндии г. Хельсинки, провинции Ляонин Китайской Народной Республики [29].
Отдельно можно выделить работу в рамках международных организаций, к ней относятся, например: подготовка выездного заседания Комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по экономическим вопросам (2006 г.); выездные заседания Делового совета ШОС в рамках БЭФ (с 2006 г.); участие в мероприятиях Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), в подкомиссиях по научным технологиям, приграничному сотрудничеству, текущих конференциях [15]. Основная цель АРАССВА - содействие формированию системы доверительных отношений и всестороннему развитию региона Северо-Восточной Азии посредством формирования механизмов сотрудничества между администрациями территорий различных стран на основе принципов взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды.
Байкальский экономический форум с 2000 г. является крупнейшим международным мероприятием, проходящим на территории области [6]. В рамках форума с 2000 по 2011 г. обсуждались вопросы инвестиционной политики, развития промышленности, системы транспорта и коммуникаций Сибири и Дальнего Востока, взаимодействия России со странами Азиатско- Тихоокеанского региона. Форум позиционируется как важная политическая и экономическая площадка, способствующая своеобразной «разгерметизации» региона, повышению его имиджа на международной арене. Так, в работе VII БЭФ в 2011 г. приняли участие делегации из 28 стран мира и 15 регионов России. На заседаниях форума российские и зарубежные участники ознакомились с реализованными и планируемыми проектами развития Сибири и Дальнего Востока. Одно из заседаний в рамках форума прошло в формате международной конференции «Европа - Россия - АТР: Развитие энергетического комплекса». В рамках VII БЭФ в сентябре 2011 г. состоялась российско-монгольская дискуссия по тематике приграничного сотрудничества, круглый стол «Россия - АСЕАН - практика взаимодействия», заседание Делового Совета Шанхайской организации сотрудничества.
Рассмотрим основные направления международного контактов региона со странами АТР. Так, Иркутская область — один из российских регионов, наиболее активно сотрудничающих с КНР. На сегодняшний день в рамках активизации межрегионального сотрудничества проявляется обоюдное желание сторон сделать связи между Иркутской областью и рядом провинций Китайской Народной Республики образцовыми, способными стать основой дальнейших взаимовыгодных контактов. Также обсуждается возможность использования природно-сырьевой базы региона с последующим созданием производств глубокой переработки с использованием высоких технологий в деревообработке, металлургии, нефтеперерабатывающем производстве, освоении газовых месторождений.
Важным вкладом в укрепление добрососедских отношений Иркутской области с Китаем является включение ее проектов в «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Севера-Востока КНР 2009-2018 гг.» [42]. Следует отметить, что межрегиональное сотрудничество, как важная часть отношений стратегического партнерства Китая и России, имеет ключевое значение не только для обогащения практического сотрудничества, но и для осуществления взаимодополнения экономик двух стран и создания сферы совместного процветания в близлежащих регионах.
Развитию взаимосвязей между Иркутской областью и Монголией способствует деятельность представительства Иркутской области в этой стране. В 2011 г. оно возобновило свою деятельность после двухлетнего перерыва. Губернатор Д. Ф. Мезенцев поставил перед представительством задачу развивать взаимодействие бизнеса и общественности в сферах промышленности, туризма, медицины, образования и культуры, представления инвестиционного потенциала области. Одним из приоритетных направлений работы представительства станет активизация взаимодействия в сферах малого и среднего бизнеса [41].
Южная Азия также является важным направлением для развития международных контактов области, которое в последнее время развивается достаточно активно. В августе 2012 г. состоялся визит Чрезвычайного и Полномочного посла Индии в Российской Федерации А. Малхотра в Иркутск, который провел переговоры с губернатором Иркутской области С. Ерощенко. Республика Индия — важный торгово-экономический партнер для Иркутской области. В декабре 2011 г. было подписано российско- индийское межправительственное соглашение о поставках боевых истребителей СУ-30 МКИ. Так, взаимный товарооборот (поставки российской авиатехники и комплектующих для ВВС авиазаводом «Иркут», поставки в Иркутскую область индийской вычислительной техники, электрооборудования и фармацевтической продукции) только за первое полугодие 2012 г. составил почти 150 млн долл. США [40]. В 2012 г. предприятия Приангарья стали поставлять в Индию текстиль и печатную продукцию. В ближайшее время планируется подписать соглашение между правительством Иркутской области и администрациями индийских штатов Карнатака и Керала. Важным элементом сотрудничества станет создание совместных предприятий по производству товаров народного потребления, продуктов питания, лекарств и фармпрепаратов на территории Иркутской области. Так, в сентябре 2012 г. в Иркутске состоялось открытие завода «Фармасин- тез», на котором будут производиться препараты для лечения туберкулеза, ВИЧ-инфекции и рака. В фармацевтическое производство индийскими партнерами инвестировано около 1 млрд долл. США [22]. Начато строительство завода по производству лекарственных препаратов в Братске.
21 августа 2012 г. Иркутск посетил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Бангладеш в Российской Федерации С.Хок, который в ходе своей рабочей поездки в Приангарье предложил выдвинуть от Иркутской области кандидатуру на должность почетного консула, который бы помогал поддерживать контакты между предпринимателями региона и республики, обладающей значительным потенциалом в области легкой промышленности.
***
Иркутск в международных связях как областной центр занимает более выгодные позиции, нежели другие города Иркутской области. В торгово-экономической и гуманитарной сферах столица Восточной Сибири сотрудничает с рядом государств. Наиболее развитые экономические связи прослеживаются со странами Северо-Восточной Азии (Китай, Монголия, Япония, Республика Корея). Однако в списке партнеров можно найти и государства ЕС - Швецию, Финляндию, Германию, Францию и некоторые другие.
Для активизации международных контактов для Иркутска большое значение имеет открытие ряда консульских учреждений. В настоящее время в г. Иркутске действуют Генеральное консульство Монголии, Генеральное консульство Китайской Народной Республики, Генеральное консульство Республики Корея и Генеральное консульство Республики Польша. Безусловно, открытие новых консульств будет способствовать развитию международного сотрудничества. В частности, открытие консульства Республики Корея практически совпало с открытием отделения корейского языка на факультете восточных языков Иркутского государственного лингвистического университета.
Установление партнерских, торговых отношений с другими государствами зачастую происходит через связи с городами- побратимами. Практически во всех вышеуказанных странах у Иркутска есть город-побратим, с которым подписан договор либо соглашение о сотрудничестве. Такой подход Иркутск успешно использует еще с советских времен, когда в 1967 г. японский город Канадзава стал первым городом-побратимом Иркутска [23].
На настоящий момент г. Иркутск развивает связи с такими городами, как Улан-Батор (Монголия), Юджин (США), Шэньян (КНР), Пфорцхайм (Германия), департамент Верхняя Савойя (Франция), Коммуна Стремсунд (Швеция), провинция Порденоне (Италия), Симферополь (Украина), Каннын (Южная Корея), Вильнюс (Литва). Активное подписание соглашений о дружбе и сотрудничестве началось с 1992 г. и продолжается до сих пор. Гак, в 2010 г. был подписан побратимский договор с г. Вильнюсом [14].
Развитие международных связей посредством установления взаимовыгодных контактов с городами-побратимами имеет неоспоримые преимущества, ведь в сферу сотрудничества попадают не только торгово-экономические отношения, но и отношения в сфере образования, культуры, искусства. Так, побратимские связи с г. Канадзава сделали возможным поездки иркутских школьников в Японию и приезд японских ребят в иркутские семьи. Иркутский государственный лингвистический университет регулярно направляет на стажировку в Университет г. Канадзава студентов. В Иркутске на базе Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири с 2001 г. действует Японский информационный центр, открытый при содействии Генерального консульства Японии в г. Хабаровске. В центре представлены редкие издания на русском и японском языках о российско-японских отношениях, истории и культуре Японии, периодически здесь проходят выставки, показы японских фильмов, действуют курсы по изучению японского языка.
На праздновании Дня города в Иркутске 4 июня 2011 г. на территории историко-архитектурного комплекса «Дом Европы» был открыт мини-парк городов-побратимов и партнеров Иркутска, в котором разместили стелы с символикой побратимских городов.
Города области также развивают побратимские контакты, прежде всего с городами АТР. Город Братск, к примеру, сотрудничает с японским портом Нанао, укрепляются связи между Усть-Илимском и Ханьданем (КНР), Ангарском и Цзиньчжоу (КНР), Комацу (Япония), Шелеховым и Номи (Япония), Железногорском-Илимским и Сакатой (Япония). Чаще всего такого рода связи устанавливаются благодаря заинтересованности в активизации культурного и экономического сотрудничества.
Примечательно, что связи с городами-побратимами поддерживаются не только на официальном уровне и не только через визиты представителей администраций городов. Сотрудничество осуществляется и на уровне общественных организаций. Очень заметной является деятельность иркутского отделения общества «Россия — Япония» — «Байкал — Япония» [36]. Но есть и более мелкие организации, например: «Икэбана», «Кенроку», «Асахи», объединяющие ценителей японской культуры. Интенсификации контактов между Иркутской областью и Польшей способствует располагающаяся в областном центре иркутская польская автономия «Огниво».
Гуманитарные связи Иркутской области со странами Азии и Европы продвигаются благодаря культурным мероприятиям - кинофестивалям, выставкам, музыкальным вечерам.
Администрация г. Иркутска также активно использует механизмы экспо-дипломатии – проводятся различные мероприятия (встречи, конференции, форумы) международной значимости. В 2010 г., например, состоялся германо-российский форум «Экологическая журналистика в России и Германии» (октябрь, 2010), прошла конференция Российской гостиничной ассоциации «Байкальский регион - Середина земли - Территория гостеприимства» (март 2010 г.).
Несмотря на то, что Иркутск находится в непосредственной близости к озеру Байкал, существует ряд проблем с развитием туристической сферы в г. Иркутске и области. «Иркутск — ворота Байкала» - такой слоган можно увидеть на главной веб-странице портала по туризму, созданному Администрацией Иркутска [43]. Однако для многих иностранных туристов Иркутск является пунктом промежуточного транзита в Монголию или другие регионы. Причиной этому является несоответствие цены и качества предоставляемых услуг. Однако в преддверии 350-летнего юбилея региональные власти стали активно продвигать проекты, направленные на привлечение туристов, в частности, строительство исторического квартала в центре города, размещение информационных щитов с картой достопримечательностей, табличек с названиями улиц на английском языке, в ноябре 2011 г. был открыт отель международной гостиничной сети «Mariott».
В отношении показателей внешней торговли, по сведениям за 2009 г., лидирующим регионом в сфере международного сотрудничества г. Иркутска стала Азия — 70 % экспортно-импортных операций приходятся на страны этого региона [44]. При этом отмечается, что в 2009 г. наблюдался рост экспорта в группе машиностроительной продукции (на 28,3 %), в то время как экспорт продовольственных товаров и сырья снизился в 1,8 раза.
Больше половины рублевых иностранных инвестиций в экономику г. Иркутска были направлены в сферу добычи природных ресурсов (нефти и газа) — 66,1 % от общего объема [44]. Значительный объем иностранных инвестиций в долл. США пришелся на лесное хозяйство (43,7 % от общего объема) [44].
Немаловажным представляется обзор международного сотрудничества научных и научно-образовательных учреждений, осуществляющих кадровое и научно-техническое обеспечение главных производственных отраслей города и области. В научно-образовательный комплекс региона входят 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского центра РАМН, НИИ сельского хозяйства, более 19 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.
Научные центры и высшие учебные заведения г. Иркутска тесно сотрудничают с Академией наук и вузами КНР. Совместные исследования проводятся в области геологии, сейсмологии, геохимии, солнечно-земной физики, энергетики, сельского хозяйства, экологии, медицины.
Для развития и поддержания международного научно- технического сотрудничества на базе научных и образовательных площадок регулярно проводятся саммиты, форумы, научно- практические конференции, ярмарки образовательных услуг, обмен студентами, выставки. Рассмотрим указанный аспект международного сотрудничества на примере связей между научно-образовательными учреждениями Иркутской области и вузами КНР.
Высшие учебные заведения города, такие как Иркутский государственный университет, Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутский государственный лингвистический университет, Иркутский государственный технический университет имеют действующие договоры с вузами провинции Ляонин КНР: Северо-Восточным университетом (г. Шэньян), Шэньянским институтом управления экономикой и торговлей при Шэньянском политехническом университете, Шэньянским технологическим университетом, Даляньским лингвистическим университетом, Даляньским технологическим университетом, Ляонинским педагогическим университетом, Ляонинским университетом науки и технологии, Ляонинским инженерно- техническим университетом.
Отдельно следует остановиться и на европейском направлении сотрудничества, которое поступательно реализуется Иркутским государственным университетом. Еще в 1994 г. стартовал проект TEMPUS-TACIS, представлявший собой программу европейского сотрудничества в сфере высшего образования между ЕС и странами СНГ.
Основной целью программы являлось поддержание процесса реформирования вузов в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии. Некоторые научные проекты в рамках сотрудничества по линии TEMPUS-TACIS впоследствии реализовывались и на историческом факультете ИГУ. Начало участия ИГУ в совместной партнерской программе с университетом г. Киля (Германия) и Гранадским университетом (Испания) было положено путем участия ректора Ф. К. Шмидта и проректора по международным связям В. И. Дмитриева в рабочем семинаре «Совершенствование системы управления университетом» [19].
Таким образом, Иркутский государственный университет в 1990-е гг. поэтапно развивал контакты с иностранными партнерами, что вписывалось в общую логику администрирования высшего образования в условиях рыночной ситуации в СССР/Российской Федерации - централизованные ресурсы постепенно истощались, и региональные вузы могли развивать международные связи в качестве важного фактора выживания в нестабильной экономической ситуации, поддержания научных контактов. Однако заделы в сфере международного сотрудничества вузов, сделанные ИГУ в советскую эпоху, не получили дальнейшего импульса, а зачастую были обречены на стагнацию.
С 2007 г. в Иркутске на базе Иркутского государственного университета работает Институт Конфуция, который является культурно-образовательным центром пропаганды китайского языка и культуры. Преподавание китайского языка, истории и культуры Китая осуществляют китайские преподаватели [20].
Следующий толчок к развитию межвузовского сотрудничества дала презентация Иркутской области в КНР, проведенная 21-24 апреля 2010 г. По ее итогам было подписано соглашение о развитии сотрудничества в области образования между учебными заведениями Шэньяна и Байкальским государственным экономическим университетом (БГУЭП). В рамках этой программы в иркутский вуз прибыли для обучения на контрактной основе более 200 студентов из провинции Ляонин, кроме этого, были созданы группы (около 50 чел.) из двух побратимских регионов, которые на основе взаимообмена будут обучаться бесплатно.
К преимуществам Иркутской области и ее образовательного комплекса следует отнести такие факторы, как высокий научно-образовательный потенциал региона, опыт работы с зарубежными партнерами в научной сфере и подготовке кадров, относительно невысокую стоимость обучения и проживания для иностранных студентов, толерантность населения и безопасные условия проживания иностранных граждан на территории областного центра.
В апреле 2010 г. в г. Шэньян состоялась презентация Иркутской области при поддержке Канцелярии иностранных дел провинции Ляонин. В рамках конференции было принято решение о продолжении взаимодействия научных образовательных учреждений по следующим направлениям: взаимный обмен опытом в преподавании китайского и русского языков; программы двойного образования; организация и проведение языковых стажировок и практик для студентов и преподавателей; проведение совместных научно-практических конференций.
Взаимодействие Иркутской области с различными городами и провинциями Китая повысило общий рейтинг и привлекательность региона. Благодаря тесному сотрудничеству улучшается качество образования.
Развиваются и контакты с вузами Монголии. Так, в период с 12 по 16 мая 2008 г. в Российском центре науки и культуры в г. Улан-Баторе прошла выставка «Бизнес без границ», которая стала презентацией вузов и техникумов Иркутской области [39]. Учебные заведения представили свои образовательные программы и услуги. В рамках выставки ректоры иркутских вузов встречались со своими монгольскими коллегами, с министром образования, науки и культуры Монголии. Проходило обсуждение перспектив межвузовского сотрудничества, расширения взаимодействия в сфере образования.
В феврале 2012 г. в Генеральном консульстве России в г. Дархане состоялась церемония награждения группы выпускников иркутских вузов памятным знаком «Иркутск-350», учрежденным по случаю юбилея со дня основания столицы Восточной Сибири. Среди награжденных— председатель Хурала гражданских представителей Дархан-Ульского аймака Л. Гунчин, его коллега из Селенгинского аймака Ж. Санжжав, заместитель председателя местного отделения Монгольской ассоциации выпускников советских и российских вузов Ц. Чимгээ, банкиры, экономисты, инженеры, агрономы, учителя русского языка. С 20-х гг. XX в. Иркутск является важнейшим центром подготовки высококвалифицированных специалистов для этого соседнего государства. Как отмечается на официальном сайте Посольства России в Монголии, «тысячи выпускников иркутских университетов и институтов занимают в Монголии высокие государственные посты, возглавляют министерства и ведомства, успешно трудятся в промышленности и сельском хозяйстве, других отраслях экономики, науки, культуры, просвещения. Немаловажно и то, что они являются активными проводниками приоритетного продвижения дружественных отношений и сотрудничества с Россией по всем направлениям» [30].
Проанализировав обширный фактический материал, отметим наиболее востребованные формы международного сотрудничества Иркутской области (носящие как декларативный, так и практический характер), к которым следует отнести:
1. Различные мероприятия, проводимые за рубежом с целью позиционирования своего региона. Чаще всего такие мероприятия проходят в городах-побратимах, в регионах-партнерах и представляют собой визиты официальных делегаций, состоящих из чиновников администраций региона, бизнесменов и ярких общественных деятелей. Такие визиты могут заканчиваться подписанием протокола (соглашения) о сотрудничестве.
2. Экономические форумы с целью привлечения бизнес- партнеров и презентации экономического потенциала региона. Такая форма является достаточно дорогостоящей. Экономические форумы могут иметь различные источники финансирования, но их основная цель заключается в первичном взаимодействии потенциальных партнеров и подписании соглашений, планов действий в экономической сфере, обсуждении важных проблем.
3. Подписание совместных программ социально-экономического, научно-технического развития, программ гуманитарного сотрудничества, соглашений о дружбе и сотрудничестве. Такие программы могут носить декларативный характер, тем не менее, они могут обозначить рамки и заложить основу для дальнейших действий.
4. Проведение совместных акций в гуманитарной или культурной сфере: международные научные конференции, приуроченные к какой-либо дате, выставки, гастроли, конгрессы и т. д.
5. Осуществление совместных проектов в экономической и гуманитарной сферах. Эта форма представляется практическим шагом реализации достигнутых договоренностей.
6. Работа с общественными организациями, осуществляющими международное сотрудничество, с зарубежными общественными объединениями, землячествами и иными организационными группами граждан, проведение памятных мероприятий — церемонии торжественного открытия памятников, мемориальных досок и т. д.
7. Открытие специальных площадок для развития внешних контактов (Дом дружбы, Дом Европы).
Наиболее важными акторами в развитии международного сотрудничества на сегодняшний день являются специальные отделы администраций субъектов и муниципалитетов, представительства МИД РФ в субъектах Федерации, представители бизнес- сообщества. К сожалению, многие контакты носят официальный характер, поскольку «неформальный» уровень - контакты между представителями гражданского общества, так называемая народная дипломатия - не развит в полной мере.
Региональное сотрудничество между соседними субъектами РФ не воспринимается в качестве дополнительного фактора, положительно влияющего на развитие межрегиональных связей. Каждый регион, в том числе и Иркутская область, стремится установить свои собственные контакты с международными партнерами, конкурируя с соседними республиками, краями и областями. Опыт соседних регионов зачастую не становится востребованным в установлении контактов с заграничными территориями и партнерами. На наш взгляд, проблема неразвитости горизонтальных связей внутри пространства Российской Федерации является серьезным барьером для интенсификации межрегионального сотрудничества как в экономической, так и в политической сфере.
Можно предположить, что в ближайшей и среднесрочной перспективе приоритетными для Иркутской области останутся экономические и культурные связи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: КНР, Монголией, Японией, Республикой Корея. Другим важным направлением станет укрепление связей в рамках таких международных форматов, как МАГАТЭ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА). Помимо традиционных форм сотрудничества будут появляться и новые, такие как открытие представительств зарубежных фирм в Иркутской области и наоборот, активизация «экспо-дипломатии», презентаций региона за границей. Помимо этого, существует надежда, что Байкальский экономический форум, который регулярно проходит в Иркутске с 2000 г., станет эффективным механизмом для реализации инвестиционных программ с участием зарубежных партнеров, а не местом подписания очередных протоколов о намерениях.
Исследование опыта международного сотрудничества Иркутской области в 90-х гг. XX - начала XXI в. позволяет сделать вывод, что регион стал весьма активно позиционировать себя на внешней арене. Однако для его комплексного развития и полноценной интеграции в экономическое пространство Восточной Азии необходим постепенный отход от экономики, ориентированной на экспорт сырьевых энергоресурсов, развитие эффективного производства, в том числе и с помощью иностранных партнеров.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей