История. Международные связи Приангарья в 1985-2012 гг. // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 1 (2012)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Поступательное развитие территории невозможно без уста­новления стабильных международных контактов и их интенси­фикации. В современных условиях наблюдается тенденция к расширению круга акторов международного сотрудничества. Ак­тивными участниками экономических, политических и культур­ных отношений, наряду с государствами и международными ор­ганизациями, становятся отдельные регионы, чье географическое положение и историческое развитие способствует налаживанию интенсивных контактов с соседними территориями.

В советское время предприятия Иркутской области также занимались внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Однако ее формы ограничивались поставками производимой продукции (прежде всего оборонного назначения) на экспорт. Одной из осо­бенностей ВЭД в советский период было то, что предприятия об­ласти могли выходить на внешний рынок только с помощью спе­циализированных организаций отраслевых министерств, а не само­стоятельно. В 1990-е гг. появление новых экспорт-ориентированных предприятий Иркутской области было вызвано тем, что вывоз сырья или производимой продукции являлся единственным спо­собом выживания в период кризиса, и общим изменением госу­дарственной политики в сфере внешней торговли - произошел отказ от модели непосредственного административного управле­ния и государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности, что повлекло за собой косвенное усиление международной правосубъектности региона.

Историю международного сотрудничества Иркутской облас­ти в 1990-2000-е гг. можно разделить на два этапа: с 1990 по 1999 г. и с 1999 г. по настоящее время. Первый этап был пере­ходным; Иркутская область, как и другие регионы России, разви­вала международное сотрудничество в отсутствии четкого право­вого поля, без участия федерального центра и координации дей­ствий с соседними регионами.

В эпоху коренных социально-экономических трансформа­ций, в условиях уменьшения дотаций и трансфертов из центра, Иркутская область стремилась найти выгодных партнеров на внешних рынках, привлечь иностранные инвестиции. В то же са­мое время и иностранные компании искали возможности про­никновения на новые рынки сбыта товаров, услуг и технологий, а также доступ к сырьевым ресурсам российских регионов. Таким образом, на начало 1990-х гг. приходится целый ряд обращений представителей иностранных фирм с просьбами о разрешении открытия в Иркутской области представительств иностранных организаций. Подтверждение этому можно найти в фондах Государственного архива Иркутской области (ГАИО) [11].

В условиях начавшейся либерализации внешних контактов регионов Федерации, Иркутская область пыталась наладить пря­мые долговременные связи со странами Европы, в частности с Великобританией. Для достижения этой цели область действова­ла через официальные каналы МИД, контактируя с послом Рос­сии в Великобритании. В переписке с послом A. Л. Адамишиным в 1995 г. губернатор Ю. А. Ножиков, благодаря его за содействие представителям регионов России во время их деловых поездок а Великобританию, указывал: «Мы чувствуем, насколько меняются акценты и приоритеты российской дипломатии, которая все боль­ше ориентируется на продвижение экономических интересов страны и ее регионов» [12]. Губернатор обращался к послу Рос­сии и представителям британских деловых кругов, приглашая их совершить визит в Иркутскую область для определения конкрет­ных сфер торгово-экономического сотрудничества.

Кроме того, администрация области пыталась восстановить торговые и производственные связи, существовавшие в совет­ский период и разрушенные после распада СССР в 1991 г. 16 де­кабря 1995 г. в Иркутске было подписано Соглашение об эконо­мическом сотрудничестве между Иркутской областью и Украиной. В последующие месяцы Иркутская областная администрация об­ращалась с официальной просьбой к региональным украинским властям, например, к председателю Областного совета Запорож­ской области В. В. Бахвальскому, о рассмотрении вопроса по вос­становлению хозяйственных связей на поставку слюды из региона [13]. В том же 1995 г. Иркутская область подписала Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан сроком на два года [25].

Проблемы выхода региональных предприятий на внешние рынки во второй половине 1980-х- начале 1990-х гг. усугубля­лись тем, что российские предприятия не были информированы о возможных иностранных партнерах, не имели опыта самостоя­тельной деятельности на внешних рынках, а их продукция была зачастую неконкурентоспособна. Как реакция на недостаточную организацию внутренней торговли и слабую насыщенность това­рами широкого потребления, в регионе активизировался челноч­ный бизнес — мелкие предприниматели развивали контакты с производственными фирмами и товарными рынками КНР, Мон­голии, Турции. После дефолта 1998 г. этот вид торговли посте­пенно пошел на спад в связи с выходом на арену более крупных сетевых бизнес-структур.

В 1990-е гг., после распада СССР, в ситуации, когда сло­жившиеся в рамках плановой советской экономики традицион­ные хозяйственные связи разрушались, руководство Иркутской области рассматривало продвижение положительного имиджа области, активизацию деятельности на международной арене, прежде всего в АТР, как способ выхода из непростого социально- экономического положения. В это время, помимо уже сложив­шихся контактов г. Иркутска с городами Улан-Батор (Монголия), Канадзава (Япония), Пфорцхайм (ФРГ) и Юджин (США), были установлены побратимские связи с Шэньяном (КНР), Коммуной Стремсунд (Швеция), Порденоне (Италия), городами департа­мента Внешняя Савойя (Франция) [33].

Иркутская область включилась в процесс установления межрегиональных контактов в середине 1990-х гг., и самым вос­требованным направлением установления связей, как уже под­черкивалось, оказалось азиатское. Контакты в отдельных сфе­рах – прежде всего в гуманитарной – были установлены еще в советское время, но требовалась их интенсификация. Установле­ние отношений в экономической сфере требовало от региональ­ных властей большего личного участия. Опираясь на архивные материалы, мы можем отметить, что наиболее заинтересованны­ми в экономических отношениях оказались китайские компании, выразившие желание открыть на территории Иркутской области свои представительства.

Так, одно из первых соглашений о межрегиональном со­трудничестве было заключено Иркутской областью с Китаем — Соглашение об установлении побратимских связей между Иркут­ской областью РФ и провинцией Ляонин КНР 30 марта 1994 г. При этом взаимодействие области с провинцией Ляонин оказа­лось настолько успешным, что спустя тринадцать лет было под­писано «Соглашение между администрацией Иркутской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Ляонин Китайской Народной Республики о долгосрочном со­трудничестве».

В 1995 г. сразу несколько китайских компаний сделали за­просы на открытие в Иркутской области своих представительств. Среди них - «Ляонининвнешторг» (г. Шэньян), «Шэньянхимсырье» (г. Шэньян), Торгово-промышленное объединение «Цзин- Чен» на северо-востоке КНР (г. Шэньян), Харбинская торгово­-коммерческая компания «Хуалин» (г. Харбин), Даляньская компа­нии по импорту и экспорту авиационной техники (КАТИК, г. Да­лянь), «Аньшаньская главная производственная компания по освое­нию новой высокоточной технологии и техники» (г. Аньшань) [38].

Значимый вклад в развитие сотрудничества между Иркут­ской областью и Японией внес губернатор Ю. А. Ножиков. В сложные 1990-е гг., когда связи основывались, в том числе, и на личных контактах между представителями регионов, иркут­ский губернатор активно принимал участие в различных меро­приятиях в целях повышения имиджа региона, поддержки его ресурсного потенциала на международной арене. Например, Ю. А. Ножиков участвовал в Конференции губернаторов Дальне­го Востока России и Японии, что позволило подписать специаль­ное Соглашение о сотрудничестве с г. Ниигата 14 ноября 1994 г. В Государственном архиве Иркутской области сохранились ма­териалы, отражающие тот факт, что личная заинтересованность руководителя региона играла очень весомую роль в упрочении контактов между Иркутской областью и отдельными территори­альными единицами Японии. В частности, в архиве хранится письмо Ю. А. Ножикова, направленное в адрес губернатора пре­фектуры Ниигата - господина И. Хираяма. Ю. А. Ножиков отме­чал, что подписанное Соглашение между регионами - Иркутской областью и префектурой Ниигата — «позволит углубить и развить дружеские связи, существующие между нашими регионами» [37]. Процесс установления контактов между иркутским регионом и территориями Японии продолжился: 9 октября 1997 г. был под­писан Протокол о дружественном обмене между Иркутской об­ластью и префектурой Исикава.

1995 г. оказался насыщенным для Иркутской области не только в переговорах с Китаем и Японией. В это же время регион пытался найти потенциальных партнеров в Республике Корея. «Область поставляет лесоматериалы, целлюлозу, химические продукты и закупает электронику, автомобили, запчасти, одежду, обувь и другие товары народного потребления» - говорится в од­ном из писем, адресованных господину Г. Ф. Кунадзе, занимав­шему пост в Посольстве РФ в Республике Корея [38, л. 11]. На основе имеющихся торговых связей Иркутская область хотела установить побратимские связи с провинцией Кенсанпункто, предварительные переговоры начались в 1994 г., в том же году прошла презентация Иркутской области в г. Сеуле. Губернатор Ножиков также направил письма в адрес Министерства иностран­ных дел Республики Корея, считая, что «установление побратимских связей между Иркутской областью и провинцией Кенсан­пункто будет способствовать развитию и укреплению разносто­ронних отношений между регионами, странами в целом» [38, л. 84]. В настоящее время отношения развиваются поступательно, так, в ноябре 2010 г. между Иркутской областью и корейскими ре­гионами был заключен «Меморандум о сотрудничестве между Правительством Иркутской области Российской Федерации и Ад­министрацией провинции Северная Кенсан Республики Корея».

Стоит отметить тот факт, что установление контактов с тер­риториями, входившими ранее в состав СССР, не стало приори­тетом для Иркутской области. На первоначальном этапе, в 1990-х гг., формы межрегиональных связей сводились к подписанию согла­шений о сотрудничестве, обменам визитами. В 2000-е гг. Иркут­ская область стала обращаться и к другим формам установления контактов - в частности, к проведению экономических форумов с приглашением представителей иностранных государств.

Второй этап развития международного сотрудничества Ир­кутской области, начавшийся в конце 1990-х гг., характеризуется упорядочением внешних контактов региона, которые берет под свой контроль государство. Так, в конце 1990-х — нач. 2000-х гг. федеральный центр, опасаясь неконтролируемого расширения связей регионов с зарубежными партнерами и снижения своего влияния на местах, стал действовать в рамках стратегии построе­ния «вертикали власти», инициировав изменения в правовом ре­гулировании международной деятельности регионов РФ. Были приняты Федеральный закон Российской Федерации «О коорди­нации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.), Концепция приграничного со­трудничества в Российской Федерации (2001 г.), Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнетор­говой деятельности» (2003 г.).

Ельцинский «парад суверенитетов» начала 1990-х гг. дейст­вительно угрожал распаду Российской Федерации, в это время сформировалась федеративная ассиметрия, в том числе и относи­тельно характера международных связей. Так, регионы со слабым экономическим потенциалом, но с более выраженной националь­ной составляющей- например, Республика Бурятия, наряду с бюджетными льготами получали гораздо больший объем прав для развития сотрудничества на международной арене, чем более развитые в экономическом плане, но менее консолидированные вокруг этнического признака субъекты Федерации - такие как Иркутская область [1]. Следует констатировать, что во второй половине 1990-х гг., и в особенности в начале первого десятиле­тия XXI в., активизировались процессы выравнивания правового поля российских регионов, в том числе и в сфере законодательст­ва о международных связях.

В 2002 г. Российская Федерация ратифицировала Европей­скую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве тер­риториальных сообществ и властей, начал работу Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России (2003 г.). Ос­новным координатором международной деятельности субъектов Федерации стал МИД России. На местах были созданы предста­вительства МИД, ставшие активными структурами, обеспечи­вающими взаимодействие центрального аппарата МИД с регио­нальными органами власти, информационную поддержку, кон­троль за соблюдением норм международного права и междуна­родных обязательств России при осуществлении регионом меж­дународных контактов. В задачи этих структур входит и анализ опыта региона при осуществлении международных связей и вы­работка рекомендаций по их оптимизации. В Иркутске на само­стоятельной основе с 2004 г. действует Представительство МИД России [24], которое ведет поэтапную работу по согласованию документов о сотрудничестве с иностранными государствами, взаимодействует с иностранными делегациями, анализирует про­цесс исполнения уже заключенных соглашений, участвует в под­готовке мероприятий Байкальского экономического форума и презентаций Иркутской области за рубежом.

***

За последние годы внешние связи и контакты регионов ста­ли важным компонентом обеспечения национальной безопасно­сти Российской Федерации, ведь они формируют пояс добросо­седства на восточных границах страны. Субъекты Федерации ви­дят во внешнеэкономической деятельности шанс для привлече­ния иностранных инвестиций- дополнительный рычаг в деле интенсификации экономического развития. Свою лепту в инте­грацию российских республик, краев и областей в региональные подсистемы международных отношений вносят и процессы «гло­бализации - фрагментации», развивающиеся по своей внутренней логике. Всемирные глобальные потоки и процессы в экономиче­ской, финансовой, производственной, социальной, политической и иных сферах становятся ориентирами развития национальных экономик. Однако, как отмечают исследователи из МГИМО И. М. Бусыгина и Е. Б. Лебедева, «международная и внешнеэконо­мическая деятельность регионов, отвечая их интересам, не должна вступать в противоречие с интересами федерации в целом» [8, с. 8].

Согласно официальным источникам, Иркутская область поддерживает внешнеэкономические отношения почти с 80 стра­нами мира, при этом на долю АТР приходится более 63 % внеш­неторгового оборота Иркутской области, по экспортным опера­циям этот показатель еще более значителен - 70 % [29].

Область представляет собой регион с экономикой ресурсного типа. Для нее характерна интенсивная внешнеэкономическая дея­тельность, высокая доля экспорта в объеме внешней торговли, ори­ентация внешней торговли на страны дальнего зарубежья [9, с. 63].

Интерес, проявляемый к Иркутской области со стороны многих зарубежных стран, позволяет говорить о том, что данный регион рассматривается как ключевой с позиции построения взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочную перспективу. По величине промышленного потенциала Иркутская область представляет собой один из наиболее мощных индустриальных регионов Российской Федерации.

Инвестиции из-за рубежа, например, устойчиво поступают в сферу добычи полезных ископаемых и в обрабатывающее произ­водство (по данным 2009 г. инвестиции в добычу полезных иско­паемых равнялись 14,9 % от общего инвестиционного потока, а в обрабатывающее производство - 76,5 %) [10, с. 37]. Общий внеш­неторговый оборот товаров Иркутской области в 2009 г., по дан­ным Иркутскстата, достиг 4,96 млрд долл. США [10, с. 7, 13].

В 2011г. объем иностранных долларовых инвестиций по странам-инвесторам в экономику региона распределился сле­дующим образом: Кипр - 30,2%, Гонконг - 28,4%, Германия - 12,4 %, Швеция - 3,9 %, Китай - 3,7 %, Монголия - 3,3 %, ос­тальное приходится на долю прочих стран [35]. Такая парадок­сальная ситуация вызвана тем, что материнские компании и бе­нефициары большинства вертикально интегрированных холдин­гов, действующих на территории региона (например ОК «РУ­САЛ»), зарегистрированы на территории оффшорных зон, пре­доставляющих значительные налоговые льготы.

В международном инвестиционном сотрудничестве Иркут­ской области вплоть до настоящего времени существует ряд про­блем. Яркой их иллюстрацией является политика федеральных и областных властей по отношению к проекту освоения Ковыктин­ского газоконденсатного месторождения (КГКМ), реализовывав­шегося с 1993 г. ОАО «РУСИА Петролеум» при участии ОАО «ТНК-ВР». В сложнейший для отечественной экономики период 1990-х гг. месторождение было фактически отдано частной ком­пании для самостоятельной разработки. В последующем кон­троль над стратегически важным объектом - Ковыктинским газо­конденсатным месторождением - был возвращен Российской Федерацией, но без учета интересов региона - Иркутской облас­ти, который получал солидные экономические и социальные ди­виденды от реализации Ковыктинского проекта.

Государство проводило свою политику в отношении проек­та, в то время как компания-оператор проводила собственные действия. В 2002-2003 гг. в Российской Федерации, с точки зре­ния национальных интересов, сформировалось комплексное ви­дение развития природных ресурсов, в схему реализации которо­го инвестор попросту не вписывался [3, с. 199-203]. Государство в данном случае дало понять акционеру, что необходимо вернуть месторождение, несмотря на тот факт, что несколько лет назад оно само выдало лицензию на его разработку.

После долгих прений по вопросу прокладки экспортного маршрута ковыктинского газа 22 июня 2007 г. между ОАО «ТНК- ВР» и ОАО «Газпром» был подписан Меморандум о взаимопо­нимании, согласно которому в течение 90 дней должна была быть совершена сделка купли-продажи активов ОАО «Компания “РУСИА Петролеум”». Финансирование проекта со стороны инве­стора после указанной даты было свернуто [2, с. 23]. В дальней­шем активы ОАО «Компания ’’РУСИА Петролеум”» были окон­чательно поглощены ОАО «Газпром». Как отмечает И. Н. Ар­темьев, «ТНК-ВР» под угрозой отзыва лицензии уступила «Газ­прому» контроль над Ковыктой. Основная причина - желание РФ контролировать КГКМ и начать его промышленную эксплуата­цию лишь после 2017 г.

Частным компаниям достаточно сложно находиться на рын­ке другого государства, так как помимо негативных экономиче­ских явлений (например, возможность банкротства) существуют очень весомые политические риски. Даже крупной национальной компании не всегда удается выдержать конкуренцию в собствен­ном секторе. И уж точно нет никаких шансов у того, кто вступит в борьбу с корпорацией, которой явную поддержку оказывает федеральное правительство [2, с. 24-26].

Еще одной иллюстрацией проблем, которые испытывает Ир­кутская область в инвестиционной сфере, является проект «Вос­точная стратегия», разработанный в 2010—2011 гг. при содейст­вии владельца бизнес-групп «БАЗЭЛ» и En+, миллиардера О. Де­рипаски [28]. Основная цель проекта заключается в интенсифика­ции сырьевых поставок алюминия, угля и электроэнергии, произ­водимых предприятиями холдинга из Иркутской области и Крас­ноярского края РФ для растущих экономик КНР и Республики Корея. Однако данный весьма перспективный проект в настоящее время испытывает некоторые сложности реализации в связи с общим финансовым положением холдинга О. Дерипаски.

На степень вовлеченности Иркутской области в междуна­родные дела влияют три группы факторов - географические (экономико-географическое положение), социально-экономические (уровень развития региона, отрасли производства, финансовое положение и инвестиционная активность в регионе) и политико-­правовые (устойчивость и влиятельность региональной полити­ческой и экономической элиты, уровень регионального законода­тельства). Исходя из них, Иркутская область обладает большим природно-ресурсным потенциалом, отличается высоким уровнем социально-экономического развития по сравнению со многими регионами РФ.

Рассмотрим основные формы международного сотрудниче­ства Иркутской области в политической сфере в первом десяти­летии XXI в. К ним относятся «экспо-дипломатия» - презентации Иркутской области за рубежом (Вена, Австрия, 2006 г.; Лондон, Великобритания, 2007 г.; Амстердам, Нидерланды, 2007 г.; Хель­синки, Финляндия 2007 г.); участие в ежегодных международных форумах, содействие продвижению продукции региональных то­варопроизводителей на рынках зарубежных стран (Международ­ная торгово-экономическая ярмарка (Харбин), Петербургский международный экономический форум, Российско-японский ин­вестиционный форум, форум Кран-Монтана, Монако, Монголь­ско-российский деловой форум (Улан-Батор), Российско-индийский форум по торговле и инвестициям (Нью-Дели) [34].

В 2010 г. официальные делегации Иркутской области приня­ли участие в российско-датской конференции по энергосбереже­нию и эффективности, российско-канадском лесном форуме, Четвертой генеральной сессии Конвента монголов мира. В этом же году прошла презентация Иркутской области в столице Фин­ляндии г. Хельсинки, провинции Ляонин Китайской Народной Республики [29].

Отдельно можно выделить работу в рамках международных организаций, к ней относятся, например: подготовка выездного заседания Комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по экономическим вопросам (2006 г.); выездные заседа­ния Делового совета ШОС в рамках БЭФ (с 2006 г.); участие в мероприятиях Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), в подкомиссиях по науч­ным технологиям, приграничному сотрудничеству, текущих кон­ференциях [15]. Основная цель АРАССВА - содействие форми­рованию системы доверительных отношений и всестороннему развитию региона Северо-Восточной Азии посредством форми­рования механизмов сотрудничества между администрациями территорий различных стран на основе принципов взаимопони­мания, равноправия и взаимной выгоды.

Байкальский экономический форум с 2000 г. является круп­нейшим международным мероприятием, проходящим на терри­тории области [6]. В рамках форума с 2000 по 2011 г. обсужда­лись вопросы инвестиционной политики, развития промышлен­ности, системы транспорта и коммуникаций Сибири и Дальнего Востока, взаимодействия России со странами Азиатско- Тихоокеанского региона. Форум позиционируется как важная политическая и экономическая площадка, способствующая свое­образной «разгерметизации» региона, повышению его имиджа на международной арене. Так, в работе VII БЭФ в 2011 г. приняли участие делегации из 28 стран мира и 15 регионов России. На за­седаниях форума российские и зарубежные участники ознакоми­лись с реализованными и планируемыми проектами развития Си­бири и Дальнего Востока. Одно из заседаний в рамках форума прошло в формате международной конференции «Европа - Рос­сия - АТР: Развитие энергетического комплекса». В рамках VII БЭФ в сентябре 2011 г. состоялась российско-монгольская дис­куссия по тематике приграничного сотрудничества, круглый стол «Россия - АСЕАН - практика взаимодействия», заседание Дело­вого Совета Шанхайской организации сотрудничества.

Рассмотрим основные направления международного контак­тов региона со странами АТР. Так, Иркутская область — один из российских регионов, наиболее активно сотрудничающих с КНР. На сегодняшний день в рамках активизации межрегионального сотрудничества проявляется обоюдное желание сторон сделать связи между Иркутской областью и рядом провинций Китайской Народной Республики образцовыми, способными стать основой дальнейших взаимовыгодных контактов. Также обсуждается воз­можность использования природно-сырьевой базы региона с по­следующим созданием производств глубокой переработки с ис­пользованием высоких технологий в деревообработке, металлур­гии, нефтеперерабатывающем производстве, освоении газовых месторождений.

Важным вкладом в укрепление добрососедских отношений Иркутской области с Китаем является включение ее проектов в «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Севера-Востока КНР 2009-2018 гг.» [42]. Следует отметить, что межрегиональное сотрудничество, как важная часть отношений стратегического партнерства Китая и России, имеет ключевое значение не только для обогащения практического сотрудничества, но и для осуществления взаимо­дополнения экономик двух стран и создания сферы совместного процветания в близлежащих регионах.

Развитию взаимосвязей между Иркутской областью и Мон­голией способствует деятельность представительства Иркутской области в этой стране. В 2011 г. оно возобновило свою деятель­ность после двухлетнего перерыва. Губернатор Д. Ф. Мезенцев поставил перед представительством задачу развивать взаимодей­ствие бизнеса и общественности в сферах промышленности, ту­ризма, медицины, образования и культуры, представления инве­стиционного потенциала области. Одним из приоритетных на­правлений работы представительства станет активизация взаимо­действия в сферах малого и среднего бизнеса [41].

Южная Азия также является важным направлением для раз­вития международных контактов области, которое в последнее время развивается достаточно активно. В августе 2012 г. состоял­ся визит Чрезвычайного и Полномочного посла Индии в Россий­ской Федерации А. Малхотра в Иркутск, который провел перего­воры с губернатором Иркутской области С. Ерощенко. Республи­ка Индия — важный торгово-экономический партнер для Иркут­ской области. В декабре 2011 г. было подписано российско- индийское межправительственное соглашение о поставках бое­вых истребителей СУ-30 МКИ. Так, взаимный товарооборот (по­ставки российской авиатехники и комплектующих для ВВС авиа­заводом «Иркут», поставки в Иркутскую область индийской вы­числительной техники, электрооборудования и фармацевтиче­ской продукции) только за первое полугодие 2012 г. составил почти 150 млн долл. США [40]. В 2012 г. предприятия Прианга­рья стали поставлять в Индию текстиль и печатную продукцию. В ближайшее время планируется подписать соглашение между правительством Иркутской области и администрациями индий­ских штатов Карнатака и Керала. Важным элементом сотрудни­чества станет создание совместных предприятий по производству товаров народного потребления, продуктов питания, лекарств и фармпрепаратов на территории Иркутской области. Так, в сен­тябре 2012 г. в Иркутске состоялось открытие завода «Фармасин- тез», на котором будут производиться препараты для лечения ту­беркулеза, ВИЧ-инфекции и рака. В фармацевтическое производ­ство индийскими партнерами инвестировано около 1 млрд долл. США [22]. Начато строительство завода по производству лекар­ственных препаратов в Братске.

21   августа 2012 г. Иркутск посетил Чрезвычайный и Полно­мочный посол Республики Бангладеш в Российской Федерации С.Хок, который в ходе своей рабочей поездки в Приангарье предложил выдвинуть от Иркутской области кандидатуру на должность почетного консула, который бы помогал поддержи­вать контакты между предпринимателями региона и республики, обладающей значительным потенциалом в области легкой про­мышленности.

***

Иркутск в международных связях как областной центр за­нимает более выгодные позиции, нежели другие города Иркут­ской области. В торгово-экономической и гуманитарной сферах столица Восточной Сибири сотрудничает с рядом государств. Наиболее развитые экономические связи прослеживаются со странами Северо-Восточной Азии (Китай, Монголия, Япония, Республика Корея). Однако в списке партнеров можно найти и государства ЕС - Швецию, Финляндию, Германию, Францию и некоторые другие.

Для активизации международных контактов для Иркутска большое значение имеет открытие ряда консульских учреждений. В настоящее время в г. Иркутске действуют Генеральное кон­сульство Монголии, Генеральное консульство Китайской Народ­ной Республики, Генеральное консульство Республики Корея и Генеральное консульство Республики Польша. Безусловно, от­крытие новых консульств будет способствовать развитию меж­дународного сотрудничества. В частности, открытие консульства Республики Корея практически совпало с открытием отделения корейского языка на факультете восточных языков Иркутского государственного лингвистического университета.

Установление партнерских, торговых отношений с другими государствами зачастую происходит через связи с городами- побратимами. Практически во всех вышеуказанных странах у Иркутска есть город-побратим, с которым подписан договор либо соглашение о сотрудничестве. Такой подход Иркутск успешно использует еще с советских времен, когда в 1967 г. японский го­род Канадзава стал первым городом-побратимом Иркутска [23].

На настоящий момент г. Иркутск развивает связи с такими городами, как Улан-Батор (Монголия), Юджин (США), Шэньян (КНР), Пфорцхайм (Германия), департамент Верхняя Савойя (Франция), Коммуна Стремсунд (Швеция), провинция Порденоне (Италия), Симферополь (Украина), Каннын (Южная Корея), Вильнюс (Литва). Активное подписание соглашений о дружбе и сотрудничестве началось с 1992 г. и продолжается до сих пор. Гак, в 2010 г. был подписан побратимский договор с г. Вильнюсом [14].

Развитие международных связей посредством установления взаимовыгодных контактов с городами-побратимами имеет неос­поримые преимущества, ведь в сферу сотрудничества попадают не только торгово-экономические отношения, но и отношения в сфере образования, культуры, искусства. Так, побратимские свя­зи с г. Канадзава сделали возможным поездки иркутских школь­ников в Японию и приезд японских ребят в иркутские семьи. Ир­кутский государственный лингвистический университет регуляр­но направляет на стажировку в Университет г. Канадзава студен­тов. В Иркутске на базе Торгово-промышленной палаты Восточ­ной Сибири с 2001 г. действует Японский информационный центр, открытый при содействии Генерального консульства Япо­нии в г. Хабаровске. В центре представлены редкие издания на русском и японском языках о российско-японских отношениях, истории и культуре Японии, периодически здесь проходят вы­ставки, показы японских фильмов, действуют курсы по изучению японского языка.

На праздновании Дня города в Иркутске 4 июня 2011 г. на территории историко-архитектурного комплекса «Дом Европы» был открыт мини-парк городов-побратимов и партнеров Иркут­ска, в котором разместили стелы с символикой побратимских городов.

Города области также развивают побратимские контакты, прежде всего с городами АТР. Город Братск, к примеру, сотруд­ничает с японским портом Нанао, укрепляются связи между Усть-Илимском и Ханьданем (КНР), Ангарском и Цзиньчжоу (КНР), Комацу (Япония), Шелеховым и Номи (Япония), Железногорском-Илимским и Сакатой (Япония). Чаще всего такого ро­да связи устанавливаются благодаря заинтересованности в акти­визации культурного и экономического сотрудничества.

Примечательно, что связи с городами-побратимами поддер­живаются не только на официальном уровне и не только через визиты представителей администраций городов. Сотрудничество осуществляется и на уровне общественных организаций. Очень заметной является деятельность иркутского отделения общества «Россия — Япония» — «Байкал — Япония» [36]. Но есть и более мелкие организации, например: «Икэбана», «Кенроку», «Асахи», объединяющие ценителей японской культуры. Интенсификации контактов между Иркутской областью и Польшей способствует располагающаяся в областном центре иркутская польская авто­номия «Огниво».

Гуманитарные связи Иркутской области со странами Азии и Европы продвигаются благодаря культурным мероприятиям - кинофестивалям, выставкам, музыкальным вечерам.

Администрация г. Иркутска также активно использует меха­низмы экспо-дипломатии – проводятся различные мероприятия (встречи, конференции, форумы) международной значимости. В 2010 г., например, состоялся германо-российский форум «Эко­логическая журналистика в России и Германии» (октябрь, 2010), прошла конференция Российской гостиничной ассоциации «Бай­кальский регион - Середина земли - Территория гостеприимст­ва» (март 2010 г.).

Несмотря на то, что Иркутск находится в непосредственной близости к озеру Байкал, существует ряд проблем с развитием туристической сферы в г. Иркутске и области. «Иркутск — ворота Байкала» - такой слоган можно увидеть на главной веб-странице портала по туризму, созданному Администрацией Иркутска [43]. Однако для многих иностранных туристов Иркутск является пунктом промежуточного транзита в Монголию или другие ре­гионы. Причиной этому является несоответствие цены и качества предоставляемых услуг. Однако в преддверии 350-летнего юби­лея региональные власти стали активно продвигать проекты, на­правленные на привлечение туристов, в частности, строительство исторического квартала в центре города, размещение информа­ционных щитов с картой достопримечательностей, табличек с названиями улиц на английском языке, в ноябре 2011 г. был от­крыт отель международной гостиничной сети «Mariott».

В отношении показателей внешней торговли, по сведениям за 2009 г., лидирующим регионом в сфере международного сотруд­ничества г. Иркутска стала Азия — 70 % экспортно-импортных опе­раций приходятся на страны этого региона [44]. При этом отмеча­ется, что в 2009 г. наблюдался рост экспорта в группе машино­строительной продукции (на 28,3 %), в то время как экспорт продо­вольственных товаров и сырья снизился в 1,8 раза.

Больше половины рублевых иностранных инвестиций в эко­номику г. Иркутска были направлены в сферу добычи природных ресурсов (нефти и газа) — 66,1 % от общего объема [44]. Значи­тельный объем иностранных инвестиций в долл. США пришелся на лесное хозяйство (43,7 % от общего объема) [44].

Немаловажным представляется обзор международного со­трудничества научных и научно-образовательных учреждений, осуществляющих кадровое и научно-техническое обеспечение главных производственных отраслей города и области. В научно­-образовательный комплекс региона входят 9 академических ин­ститутов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского центра РАМН, НИИ сельского хозяйства, более 19 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.

Научные центры и высшие учебные заведения г. Иркутска тесно сотрудничают с Академией наук и вузами КНР. Совмест­ные исследования проводятся в области геологии, сейсмологии, геохимии, солнечно-земной физики, энергетики, сельского хозяй­ства, экологии, медицины.

Для развития и поддержания международного научно- технического сотрудничества на базе научных и образовательных площадок регулярно проводятся саммиты, форумы, научно- практические конференции, ярмарки образовательных услуг, об­мен студентами, выставки. Рассмотрим указанный аспект между­народного сотрудничества на примере связей между научно-образовательными учреждениями Иркутской области и вузами КНР.

Высшие учебные заведения города, такие как Иркутский го­сударственный университет, Байкальский государственный уни­верситет экономики и права, Иркутский государственный лин­гвистический университет, Иркутский государственный техниче­ский университет имеют действующие договоры с вузами провин­ции Ляонин КНР: Северо-Восточным университетом (г. Шэньян), Шэньянским институтом управления экономикой и торговлей при Шэньянском политехническом университете, Шэньянским технологическим университетом, Даляньским лингвистическим университетом, Даляньским технологическим университетом, Ляонинским педагогическим университетом, Ляонинским уни­верситетом науки и технологии, Ляонинским инженерно- техническим университетом.

Отдельно следует остановиться и на европейском направле­нии сотрудничества, которое поступательно реализуется Иркут­ским государственным университетом. Еще в 1994 г. стартовал проект TEMPUS-TACIS, представлявший собой программу евро­пейского сотрудничества в сфере высшего образования между ЕС и странами СНГ.

Основной целью программы являлось поддержание процес­са реформирования вузов в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии. Некоторые научные проекты в рамках сотрудничества по линии TEMPUS-TACIS впоследствии реали­зовывались и на историческом факультете ИГУ. Начало участия ИГУ в совместной партнерской программе с университетом г. Киля (Германия) и Гранадским университетом (Испания) было положено путем участия ректора Ф. К. Шмидта и проректора по международным связям В. И. Дмитриева в рабочем семинаре «Совершенствование системы управления университетом» [19].

Таким образом, Иркутский государственный университет в 1990-е гг. поэтапно развивал контакты с иностранными партне­рами, что вписывалось в общую логику администрирования высшего образования в условиях рыночной ситуации в СССР/Российской Федерации - централизованные ресурсы по­степенно истощались, и региональные вузы могли развивать ме­ждународные связи в качестве важного фактора выживания в не­стабильной экономической ситуации, поддержания научных кон­тактов. Однако заделы в сфере международного сотрудничества вузов, сделанные ИГУ в советскую эпоху, не получили дальней­шего импульса, а зачастую были обречены на стагнацию.

С 2007 г. в Иркутске на базе Иркутского государственного университета работает Институт Конфуция, который является культурно-образовательным центром пропаганды китайского языка и культуры. Преподавание китайского языка, истории и культуры Китая осуществляют китайские преподаватели [20].

Следующий толчок к развитию межвузовского сотрудниче­ства дала презентация Иркутской области в КНР, проведенная 21-24 апреля 2010 г. По ее итогам было подписано соглашение о развитии сотрудничества в области образования между учебными заведениями Шэньяна и Байкальским государственным экономи­ческим университетом (БГУЭП). В рамках этой программы в ир­кутский вуз прибыли для обучения на контрактной основе более 200 студентов из провинции Ляонин, кроме этого, были созданы группы (около 50 чел.) из двух побратимских регионов, которые на основе взаимообмена будут обучаться бесплатно.

К преимуществам Иркутской области и ее образовательного комплекса следует отнести такие факторы, как высокий научно­-образовательный потенциал региона, опыт работы с зарубежными партнерами в научной сфере и подготовке кадров, относительно невысокую стоимость обучения и проживания для иностранных студентов, толерантность населения и безопасные условия прожи­вания иностранных граждан на территории областного центра.

В апреле 2010 г. в г. Шэньян состоялась презентация Иркут­ской области при поддержке Канцелярии иностранных дел про­винции Ляонин. В рамках конференции было принято решение о продолжении взаимодействия научных образовательных учреж­дений по следующим направлениям: взаимный обмен опытом в преподавании китайского и русского языков; программы двойно­го образования; организация и проведение языковых стажировок и практик для студентов и преподавателей; проведение совмест­ных научно-практических конференций.

Взаимодействие Иркутской области с различными городами и провинциями Китая повысило общий рейтинг и привлекатель­ность региона. Благодаря тесному сотрудничеству улучшается качество образования.

Развиваются и контакты с вузами Монголии. Так, в период с 12 по 16 мая 2008 г. в Российском центре науки и культуры в г. Улан-Баторе прошла выставка «Бизнес без границ», которая стала презентацией вузов и техникумов Иркутской области [39]. Учебные заведения представили свои образовательные програм­мы и услуги. В рамках выставки ректоры иркутских вузов встре­чались со своими монгольскими коллегами, с министром образо­вания, науки и культуры Монголии. Проходило обсуждение пер­спектив межвузовского сотрудничества, расширения взаимодей­ствия в сфере образования.

В феврале 2012 г. в Генеральном консульстве России в г. Дархане состоялась церемония награждения группы выпускни­ков иркутских вузов памятным знаком «Иркутск-350», учреж­денным по случаю юбилея со дня основания столицы Восточной Сибири. Среди награжденных— председатель Хурала граждан­ских представителей Дархан-Ульского аймака Л. Гунчин, его коллега из Селенгинского аймака Ж. Санжжав, заместитель пред­седателя местного отделения Монгольской ассоциации выпуск­ников советских и российских вузов Ц. Чимгээ, банкиры, эконо­мисты, инженеры, агрономы, учителя русского языка. С 20-х гг. XX в. Иркутск является важнейшим центром подготовки высоко­квалифицированных специалистов для этого соседнего государ­ства. Как отмечается на официальном сайте Посольства России в Монголии, «тысячи выпускников иркутских университетов и институтов занимают в Монголии высокие государственные посты, возглавляют министерства и ведомства, успешно трудятся в про­мышленности и сельском хозяйстве, других отраслях экономики, науки, культуры, просвещения. Немаловажно и то, что они явля­ются активными проводниками приоритетного продвижения дружественных отношений и сотрудничества с Россией по всем направлениям» [30].

Проанализировав обширный фактический материал, отме­тим наиболее востребованные формы международного сотрудни­чества Иркутской области (носящие как декларативный, так и практический характер), к которым следует отнести:

1.   Различные мероприятия, проводимые за рубежом с целью позиционирования своего региона. Чаще всего такие мероприя­тия проходят в городах-побратимах, в регионах-партнерах и представляют собой визиты официальных делегаций, состоящих из чиновников администраций региона, бизнесменов и ярких об­щественных деятелей. Такие визиты могут заканчиваться подпи­санием протокола (соглашения) о сотрудничестве.

2.   Экономические форумы с целью привлечения бизнес- партнеров и презентации экономического потенциала региона. Такая форма является достаточно дорогостоящей. Экономиче­ские форумы могут иметь различные источники финансирования, но их основная цель заключается в первичном взаимодействии потенциальных партнеров и подписании соглашений, планов действий в экономической сфере, обсуждении важных проблем.

3.   Подписание совместных программ социально-экономического, научно-технического развития, программ гуманитарного сотруд­ничества, соглашений о дружбе и сотрудничестве. Такие програм­мы могут носить декларативный характер, тем не менее, они могут обозначить рамки и заложить основу для дальнейших действий.

4.   Проведение совместных акций в гуманитарной или куль­турной сфере: международные научные конференции, приуро­ченные к какой-либо дате, выставки, гастроли, конгрессы и т. д.

5.   Осуществление совместных проектов в экономической и гуманитарной сферах. Эта форма представляется практическим шагом реализации достигнутых договоренностей.

6.   Работа с общественными организациями, осуществляю­щими международное сотрудничество, с зарубежными общест­венными объединениями, землячествами и иными организацион­ными группами граждан, проведение памятных мероприятий — церемонии торжественного открытия памятников, мемориальных досок и т. д.

7.     Открытие специальных площадок для развития внешних контактов (Дом дружбы, Дом Европы).

Наиболее важными акторами в развитии международного сотрудничества на сегодняшний день являются специальные от­делы администраций субъектов и муниципалитетов, представи­тельства МИД РФ в субъектах Федерации, представители бизнес- сообщества. К сожалению, многие контакты носят официальный характер, поскольку «неформальный» уровень - контакты между представителями гражданского общества, так называемая народ­ная дипломатия - не развит в полной мере.

Региональное сотрудничество между соседними субъектами РФ не воспринимается в качестве дополнительного фактора, по­ложительно влияющего на развитие межрегиональных связей. Каждый регион, в том числе и Иркутская область, стремится ус­тановить свои собственные контакты с международными партне­рами, конкурируя с соседними республиками, краями и областя­ми. Опыт соседних регионов зачастую не становится востребо­ванным в установлении контактов с заграничными территориями и партнерами. На наш взгляд, проблема неразвитости горизон­тальных связей внутри пространства Российской Федерации являет­ся серьезным барьером для интенсификации межрегионального со­трудничества как в экономической, так и в политической сфере.

Можно предположить, что в ближайшей и среднесрочной перспективе приоритетными для Иркутской области останутся экономические и культурные связи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: КНР, Монголией, Японией, Республи­кой Корея. Другим важным направлением станет укрепление свя­зей в рамках таких международных форматов, как МАГАТЭ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА). Помимо традиционных форм сотрудничества будут появляться и новые, такие как открытие представительств зару­бежных фирм в Иркутской области и наоборот, активизация «экспо-дипломатии», презентаций региона за границей. Помимо этого, существует надежда, что Байкальский экономический фо­рум, который регулярно проходит в Иркутске с 2000 г., станет эффективным механизмом для реализации инвестиционных про­грамм с участием зарубежных партнеров, а не местом подписа­ния очередных протоколов о намерениях.

Исследование опыта международного сотрудничества Ир­кутской области в 90-х гг. XX - начала XXI в. позволяет сделать вывод, что регион стал весьма активно позиционировать себя на внешней арене. Однако для его комплексного развития и полно­ценной интеграции в экономическое пространство Восточной Азии необходим постепенный отход от экономики, ориентирован­ной на экспорт сырьевых энергоресурсов, развитие эффективного производства, в том числе и с помощью иностранных партнеров.

Литература

  1. Артемьев И. Н. К вопросу о правовом регулировании международного сотруд­ничества регионов Байкальской Сибири (Иркутской области и Республики Бу­рятия) в первой половине 90-х гг. XX века / И. Н. Артемьев, И. В. Олейни­ков // Сиб. юрид. вестник. - 2012. - № 3 (58). - С. 3-10.
  2. Артемьев И. Н. Международное сотрудничество в освоении Ковыктинского газоконденсатного месторождения (1992-2007 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / И. Н. Артемьев. - Иркутск, 2010.
  3. Артемьев И. Н. Проблема противостояния государственной собственности на недра и частной собственности на добытые из недр полезные ископаемые // Федерализм. - 2009. - № 4. - С. 199-203.
  4. Байкальский регион и геополитика Центральной Азии: история, современ­ность, перспективы [Электронный ресурс]. - URL: http://mion.isu.ru/ru/ publications/index.html (дата обращения: 02.12.2010).
  5. Байкальский регион в глобальном мире [Электронный ресурс]. - URL: http://www.buk.irk.ru/exp_seminar/index_l.php (дата обращения: 02.12.2010).
  6. Байкальский экономический форум [Электронный ресурс] URL: http://www.baikalforum.ru/ (дата обращения 10.12.2011).
  7. Балжинням Д. Экономико-географический потенциал монгольско-российских взаимосвязей / Д. Балжинням, А. Я. Якобсон ; отв. ред. Л. М. Корытный. - Ир­кутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2009. - 175 с.
  8. Бусыгина Е. М. Субъекты федерации в международном сотрудничестве / Е. М. Бусыгина, Е. Б. Лебедева // Аналит. зап. НКСМИ МГИМО (У) МИД Рос­сии. - 2008. - Вып. 3 (32).
  9. Вардомский Л. Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России / Л. Б. Вардомский, Е. Е. Скатерщикова. - М. : Кнорус, 2009. - 448 с.
  10. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области : стат. сб. 2009 г. - Иркутск : Иркутскстат, 2010.
  11. ГАИО (Государственный архив Иркутской области), Ф. Р-3511. On. 1. Ед. хр. 280. Л. 38.; ГАИО, Ф. Р-3511. On. 1. Ед. хр.280. Л. И; ГАИО, Ф. Р-3511. On. 1. Ед. хр. 280. Л. 2.
  12. ГАИО. Ф. Р-3511. On. 1. Ед. хр. 380. Л. 154.
  13. ГАИО. Ф. Р-3511. On. 1. Ед. хр. 280. Л. 19.
  14. Города-побратимы Иркутска. Международные отношения г. Иркутска. [Элек­тронный ресурс]. URL: http://www.admirkutsk.ru/7rubrs26 (дата обращения: 10.12.2011).
  15. Делегация Иркутской области приняла участие в заседании рабочей комиссии АРАССВА. [Электронный ресурс] URL: http://www.irkobl.ru/events/
  16. Дятлов В. И. Иркутская область: динамика                внешних миграций в условиях эко­номического кризиса / В. И. Дятлов, Е. Н.    Петрова //    Изв.         Иркут,     гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2010. - № 2 (5). - С. 73-83.
  17. Дятлов В. И. Китайские мигранты в современной России: практики взаимной адаптации // Взаимодействие России и Китая в глобальном и региональном контексте: политические, экономические и социокультурные измерения. - Владивосток, 2008.
  18. Дятлов В. И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? (Китайцы и кавказцы в Иркутске) / В. И. Дятлов. - М. : Наталис, 2000. - 190 с.
  19. И в Киле и в Гранаде // Иркут, ун-т. - 1996. - 31 дек.
  20. Институт Конфуция ИГУ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.confuci. irkutsk.ru (дата обращения: 01.09.2011).
  21. Иркутск в системе международных связей: проблемы и перспективы / под ред. И. В. Цвигун, В. М. Ягодкиной, Л. Д. Хамагановой. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. - 185 с.
  22. Компания «Фармасинтез» планирует построить в Иркутске новый завод по производству лекарственных препаратов [Электронный ресурс] // Информ. агентство Телеинформ. - URL: http://i38.ru/obichnie-ekonomika/kompaniya- farmsintez-planiruet-postroit-v-irkutske-noviy-zavod-po-proizvodstvu- lekarstvennich-preparatov (дата обращения: 10.09.2012).
  23. Кузнецов С. И. От первых контактов до побратимских связей // Страны- соседи. Города-побратимы. (30 лет дружественных связей Иркутской области и Японии). - Иркутск, 1996.
  24. Курбатова Л. День дипломатического работника // Обл. газ. - 2012. - 10 февр.
  25. Ликвидация сообща // Вост.-Сиб. правда. - 1995. - 12 окт.
  26. Лиштованный Е. И. От Великой империи к демократии: очерки политической истории Монголии / Е. И. Лиштованный. - Иркутск : Изд-во Иркут, гос. ун-та, 2007. -198 с.
  27. Лиштованный Е. И. Сотрудничество Иркутской области и Монголии: к воз­можности активизации // Восток - Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири. - Иркутск, 2011. - С. 99-102.
  28. Махнева А. Глобальные перспективы. Сценарий от Олега Дерипаски// Сиб. энергетик. - 2011. - 25 февр.
  29. Международная деятельность и межрегиональные связи Иркутской области [Электронный ресурс] URL: http://www.irkobl.ru/economy/inter (дата обраще­ния 20.09.2011).
  30. Награды выпускникам Иркутских вузов [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Монголии : офиц. сайт. - URL: http://www.mongolia. mid.ru/ press_135.html#!prettyPhoto (дата обращения 10.09.2012).
  31. Новиков Г. Н. Сибирь и Дальний Восток в контексте модернизации России: ожидания и реальные шансы интеграции в АТР [Электронный ресурс] / Г. Н. Новиков. - URL: http://mion.isu.ru/ru/publications/docs/2004_10_25_l.doc (дата обращения: 25.09.2010).
  32. Олейников И. В. Международное сотрудничество Иркутской области: регио­нальная историография 2000-х гг. / И. В. Олейников, Е. А. Матвеева // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2011. - № 2. - С. 262-270.
  33. Офиц. сайт Администрации г. Иркутска [Электронный ресурс]. - URL: http://www.admirkutsk.ru (дата обращения: 14.02.2011).
  34. Офиц. сайт Правительства Иркут, обл. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irkobl.ru (дата обращения: 20.09.2011).
  35. Офиц. сайт Территориального органа Федер. службы Гос. статистики по Ир­кут. области (Иркутскстат) [Электронный ресурс]. URL: http://irkutskstat.gks.ru/ digital/region7/2007/inostr_inv2.html (дата обращения: 07.03.2012).
  36. Офиц. сайт Общества Россия- Япония (Иркут, отд-ние) [Электронный ре­сурс].URL: http://www.pribaikal.ru/japan-russia.html (дата обращения: 01.07.2011).
  37. Переписка с федеральными органами власти и управления по кардинальным вопросам внешних экономических связей области, государственным резер­вам, управлению, госимуществом области, контролю над соблюдением зако­нодательства // ГАИО. Ф.Р.-3511. Т. 2. On. 1. Ед. хр. 263, Л. 30.
  38. Переписка с федеральными органами власти и управления республиками, краями, областями Российской Федерации, организациями по лесохозяйст­венной и лесопромышленной политике в лесном комплексе// ГАИО. Ф.Р.- 3511. Т. 2. On. 1. Ед. хр. 280, Л. 1-14, 84.
  39. Посольство Российской Федерации в Монголии [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - URL: http://www.mongoiia.mid.ru/press.html (дата обращения 10.09.2012).
  40. Правительство Иркутской области планирует развивать торговые отношения с Индией // Ирк.ру. - URL: http://www.irk.ru/news/20120827/government/ (дата обращения 10.09.2012).
  41. Представительство Иркутской области в Монголии начнет работу летом 2011 года [Электронный ресурс] // ИА Байкал Инфо (17.03.2011). - URL: www.pribaikai.ru. (дата обращения 10.09.2011).
  42. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока КНР (2009-2018 годы) URL: http://www.irkutskchina.ru/rus/public/SotrProgramm (дата обращения 20.06.2011).
  43. Туризм. Проект Администрации г. Иркутска [Электронный ресурс].URL: http://irktur.com (дата обращения 01.07.2011).
  44. Экономика города Иркутска. Паспорт города Иркутска 2009. [Электронный ре­сурс]. URL: http://www.admirkutsk.ru/?doc=11404 (дата обращения 01.07.2011).
  45. Экономика Иркутской области : в 5 т. / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. - Т. 5. - 292 с.
  46. Экономика Иркутской области : в 6 т. / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 1999-2009.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Олейников И. В. | Оригинальное название материала: Оригинальное название материала: Культурная жизнь региона | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 1. Глава 6. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.