Распад Советского Союза, как уже было отмечено, негативно повлиял на сложившуюся систему высшего образования. С середины 1980-х гг. на государственном уровне предпринимались попытки реформирования высшей школы, включая приведение ее в соответствие с международными стандартами. Так, в связи со сменой внешнеполитических приоритетов в эпоху «нового политического мышления» генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и как итог окончания холодной войны стали интенсифицироваться связи с университетами стран Запада (прежде всего США).
Уже в 1989 г. в соответствии с требованием министерства ученый совет Иркутского государственного университета принимает беспрецедентное в своей послевоенной истории решение о сокращении приема по всем факультетам на 20 % в следующем, 1990 г. [30, с. 206-207]. В итоге резко сократилось число будущих студентов заочной и вечерней форм обучения. Также на заседании ученого совета было высказано предложение о начале работы по подготовке иностранных студентов на компенсационной основе.
Но процессы социально-экономических трансформаций, через которые проходило российское общество, оказывали отрицательное влияние на высшую школу. Как справедливо отмечают иркутские исследователи В. Н. Казарин и Ю. П. Лякутина, «перестроечные явления в середине 1980-х гг., а также начавшиеся процессы реформирования экономики с рыночных позиций в начале 1990-х г., сопровождавшиеся рядом негативных тенденций, просчеты во внутренней кадровой политике повлекли для большинства учебных заведений одинаковые нежелательные последствия. Усилившийся переход научно-педагогических кадров в предпринимательский сектор, во властные структуры, а также в другие, более успешные вузы крайне отрицательно сказался на состоянии качественного состава преподавательского корпуса» [15, с. 412].
В учреждений и организаций системы образования на территории РСФСР» Иркутский университет был передан в ведение Государственного комитета по науке высшей школы РСФСР [23, с. 549].
В результате реформы высшего образования вузы РСФСР, в том числе и Иркутский государственный университет, столкнулись с рядом серьезных, системных вызовов, основным из которых было резкое сокращение финансирования высшего образования.
Выходом из ситуации являлись развитие сотрудничества с зарубежными партнерами, открытие новых специальностей и расширение коммерческой составляющей. Дополнительные средства приносила и научная деятельность - для ее осуществления также были необходимы международные контакты - ведь средства на развитие научной базы и финансирование масштабных научных проектов за счет государства в 1990-е гг. привлечь было практически невозможно.
Вышеуказанные причины привели к стремительному развитию научных и образовательных контактов факультетов и институтов Иркутского государственного университета с зарубежными партнерами из стран АТР, Европы и Америки. В данной главе речь пойдет в основном о достижениях ИГУ в сферах международного сотрудничества и научной деятельности - в 1990-2000-е гг. основные успехи приходились именно на эти направления, в то время как масштабные проекты расширения вуза, строительства университетского кампуса в Свердловском районе Иркутска были в основном свернуты.
Так, развивалось сотрудничество с вузами Китайской Народной Республики, прервавшееся в начале 1960-х гг. В целом в 1990-е гг. наблюдается усиление интеграции отечественных вузов в мировое образовательное пространство. Иркутский государственный университет не остался в стороне от динамично развивавшихся процессов [25, с. 70-76].
Особенно богат на визиты иностранных делегаций был 1991 г. - период все нараставшего политического и экономического кризиса в СССР, вылившегося в августовский путч. Равнению на западные образовательные стандарты в сфере высшего образования во многом способствовала эйфория «свободного рынка», преклонение перед американским образом жизни, вслед за Москвой охватившая и Иркутск - научно-образовательный центр Восточной Сибири. С другой стороны, руководством ИГУ двигали и вполне прагматические мотивы - потоки финансовых ресурсов из центра иссякали, а в непростых рыночных условиях необходимо было надеяться лишь на собственные силы.
В этих условиях в конце января 1991 г. ректор ИГУ Ф. К. Шмидт подписал договор с Университетским колледжем Мэрилендского университета о создании первого в истории СССР и США факультета менеджмента, основной задачей которого являлась подготовка профессиональных управленческих кадров на основе программы двойных дипломов [4, с. 1]. Перед процедурой подписания проект совместного советско-американского факультета менеджмента в августе 1990 г. был презентован министру иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и госсекретарю США Д. Бейкеру во время их встречи в Иркутске, а в декабре 1990 г. прошел согласование в высших инстанциях Советского Союза: Верховном Совете СССР, Совете Министров СССР, Внешнеэкономической комиссии при Совете Министров СССР, в Министерстве финансов СССР.
Сотрудничество с вузами США развивалось быстрыми темпами- 13 марта 1991 г. в Иркутск прибыла третья обменная группа американских студентов из Техасского университета, состоялась их встреча с первым проректором ИГУ Н. К. Душутиным [10, с. 1]. Интерес к реформам в СССР, проводимым М. С. Горбачевым, привлекал в столицу Восточной Сибири видных иностранных специалистов. В мае 1991 г. на историческом факультете Иркутского государственного университета состоялась лекция политолога и юриста, профессора Монреальского университета Э. Орбана, организованная при содействии доктора исторических наук Г. Н. Новикова [9, с. 1]. В августе и сентябре 1990 г. состоялись встречи с профессором Техасского лютеранского колледжа Р. Милном и профессором ЦЕРН (г. Женева) Д. Моррисоном. В своем интервью университетской газете профессор Моррисон отметил, что «Иркутский университет имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. С одной стороны, это довольно хорошо организованный комплекс, с другой, это кое в чем несовременная, изолированная от мира система. Поэтому мне приходится делать большие усилия, чтобы какая-либо полезная информация дошла до студентов и преподавателей» [18, с. 1].
В сентябре 1992 г. Иркутский государственный университет с рабочим визитом посетил президент университетского колледжа Мэрилендского университета Б. Масси. В ходе своей поездки он ознакомился с работой САФ, встретился с ректором Ф. К. Шмидтом, главой администрации Иркутской области Ю. А. Ножиковым [28, с. 1J. Стороны разработали программу совместной деятельности двух университетов на уровне международных стандартов. Наряду с активизацией взаимодействия в образовательной и научной сфере с США ряд подразделений ИГУ, и прежде всего геологический факультет, развивал и связи с вузами Китайской Народной Республики. Сотрудники геологического факультета доценты А. И. Сизых и А. А. Белоголов совместно с профессорами Китайского геологического университета в г. Ухань Ю Джендунем и Сан Анканом в течение месяца проводили совместные исследования Байкальского региона по теме ПИР «Петрология, геохимия и металлогения метаморфических комплексов Восточной Сибири и Китая» [19, с. 1]. Работы выполнялись в рамках договора о совместных научных исследованиях Восточной Сибири. Связи геологического факультета ИГУ с вузами Китая продолжились и несколько позже - в 1993 г., когда с университетами городов Пекина и Уханя был заключен договор о создании Российско-азиатского научно-коммерческого центра 126, с. 3]. В марте 1993 г. сотрудниками геологического факультета совместно с китайскими партнерами была составлена программа, включавшая тематику совместных научных исследований на период 1993-1997 гг.
Об интересе китайских исследователей к развитию сотрудничества с Иркутским университетом говорит и тот факт, что в октябре 1991 г. состоялся двадцатидневный визит в Китайскую Народную Республику проректора по научной работе ИГУ А. И. Смирнова, зав. лабораторией гидрохимии Г. М. Шпейзера, зав. кафедрой охраны природы А. П. Хаустова и доцента Ю. В. Шаманского [20, с. 3]. Визит представлял собой экспедицию по изучению гидроминеральных ресурсов в провинции Саньси в соответствии с договорами между Уханьским и Пекинским геологическими университетами. Иркутские исследователи также провели переговоры с Чандунским филиалом Академии наук КНР о совместных исследованиях в области охраны природы, химии высокомолекулярных соединений. В ходе визита были изучены семь месторождений термальных вод и два пресных источника. В свою очередь, китайские исследователи выразили готовность принять участие в экспедициях по изучению термальных минеральных вод Байкальской рифтовой зоны и озера Байкал. В заключение визита представителей Иркутского университета в Китай была достигнута договоренность с Уханьским и Пекинским университетами о подготовке в Иркутске высококвалифицированных кадров для Китая, обмене сотрудниками для взаимных научных стажировок, обмене студентами.
Практически через год, в начале 1993 г. уровень сотрудничества ИГУ с китайскими вузами поднялся на новую ступень - в ходе встречи проректора по международным связям В. И. Дмитриева были подписаны программы о сотрудничестве с Хэйлунцзянским и Ляонинским университетами [24, с. 1]. Большой интерес стороны проявили к возможности реализации специальной программы по совместной с Ляонинским университетом подготовке российских и китайских граждан в области изучения языков и делового сотрудничества. Немаловажно, что уже тогда стороны вели переговоры о получении совместного диплома бакалавра двух вузов - китайского, в рамках программы подготовки по международным экономическим отношениям, и российского - по специальности «коммерция». По заданию Совета народных депутатов Иркутской области специалисты Иркутского университета провели консультации с Пекинским центром обучения административных кадров. Был заключен договор на подготовку и переподготовку 50 китайских граждан.
В нелегкое время экономических реформ, в эпоху коммерциализации высшего образования Иркутский университет помимо усиления взаимодействия с вузами Китая начинает развивать образовательные и научные связи с высшей школой еще одной страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Республики Корея. В ноябре 1995 г. между администрациями Иркутского государственного университета и Университета Пэ Джэ (г. Тэджон) был подписан рамочный договор о сотрудничестве, предполагавший создание на базе старейшего вуза Восточной Сибири комплексного Сибирско-корейского центра [5, с. 1]. По замыслам организаторов, в его задачи должны были входить координация взаимоотношений между вузами, проведение совместных научных исследований по программам развития Сибири, исследования в сфере экологии, преподавание русского и корейского языков. В следующем, 1996 г. южнокорейский университет Пэ Джэ посетили с ответными визитами декан химического факультета ИГУ профессор Г. А. Калабин и кандидат биологических наук Л. С. Каткова [6, с. 2]. Корейских партнеров особенно заинтересовали исследования НИИ биологии ИГУ, связанные со способами очистки водоемов от загрязнения нефтепродуктами, экологические исследования иркутских ученых. Со своей стороны научные работники университета Пэ Джэ предложили иркутянам собственные наработки в области менеджмента экологических ресурсов. Активизация российско-корейского сотрудничества в сфере высшей школы принесла свои плоды - в 1996 г. в стенах ИГУ под руководством начальника международного отдела Н. А. Богатовой состоялась масштабная презентация Сибирско-корейского центра.
Следует отметить, что сотрудничество Иркутского государственного университета с высшими учебными заведениями стран АТР в первой половине 1990-х гг. было несбалансированным. В это сложное время коренных социально-политических трансформаций оказались практически полностью разрушенными связи вуза с традиционными партнерами из стран бывшего соцлагеря, прежде всего вузами Монголии. Ярким примером служит ситуация 1992 г. со студентами из Лаоса (ЛНДР). прибывшими по специальным программам сотрудничества в Иркутск. В это непростое время к текущим сложностям, которые обычно испытывали иностранные студенты - незнание языка, культурный шок вследствие иных традиций, прибавились бытовые проблемы, такие как покупка продуктов и предметов домашнего обихода, поиск средств на ежедневный проезд на транспорте в условиях гиперинфляции [29, с. 4]. В этих условиях лаосские студенты стремились вернуться на Родину, но их возвращение откладывалось ввиду резко повысившейся стоимости авиабилетов.
В феврале 1998 г. состоялась попытка реанимации традиционного сотрудничества ИГУ с Монголией, ведь долгое время классический университет являлся основной кузницей кадров для некогда братской республики. В Научной библиотеке состоялась рабочая встреча руководства университета с чиновниками областной и городской администраций и представителями Генерального консульства Монголии в Иркутске [11, с. 7]. На встрече также присутствовали руководители структурных подразделений вуза - директора институтов, НИИ, деканы факультетов, научные сотрудники. По результатам встречи были сделаны предложения об организации сибирско-монгольского факультета по прикладной экономике и математике, российско-монгольского гуманитарного центра, развитии библиотечных связей. Однако практически все предложенные инициативы не были реализованы в связи с негативной финансово-экономической ситуацией, последовавшей после августовского дефолта 1998 г.
Отдельно следует остановиться и на европейском направлении сотрудничества, которое реализовывалось Иркутским государственным университетом в описываемый период. Еще в 1994 г. стартовал проект TEMPUS-TACIS, представлявший собой программу европейского сотрудничества в сфере высшего образования между ЕС и странами СНГ. Основной целью программы являлось поддержание процесса реформирования вузов в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии. Участие ИГУ в совместной программе с Университетом г. Киля (Германия) и Гранадским университетом (Испания) началось с поездки ректора Ф. К. Шмидта и проректора по международным связям В. И. Дмитриева на рабочий семинар «Совершенствование системы управления университетом» [8, с. 1]. Некоторые научные проекты в рамках сотрудничества по линии TEMPUS-TACIS впоследствии реализовывались и на историческом факультете ИГУ.
В рассматриваемый период коренным образом изменилась практика преподавания общественных наук в Иркутском государственном университете. Менялась политическая ситуация в 80 стране, в этой связи в высшей школе началась трансформация преподававшихся общественных дисциплин в гуманитарные. Ранее обязательные курсы по истории КПСС заменялись на курсы по отечественной истории, а марксизм-ленинизм, научный коммунизм и политэкономия были заменены на философию, социологию и экономические дисциплины. Преподаватели гуманитарных дисциплин должны были в кратчайшие сроки разработать новые программы подготовки студентов.
В этой ситуации происходит создание новых факультетов. Гак, в 1993 г. был открыт факультет психологии и социальной работы. Его деканом стал заведующий кафедрой педагогики и социальной работы К. С. Жуков.
На основе подготовительного факультета для иностранных студентов в том же году был создан международный факультет, деканом которого стал Г. А. Мельников [12, с. 2]. Первым студентом, зачисленным на международный факультет, оказалась японская девушка Такако Шибуя, приехавшая в Иркутск из Токио.
В отчете тогдашнего ректора профессора Ф. К. Шмидта «О работе университета в 1991 г. и задачах на 1992 г.» отмечалось, что, «...несмотря на крайне тяжелое положение с высшим образованием в стране, катастрофическое снижение интереса к обучению, “утечку умов” в коммерческие структуры и за рубеж, ИГУ, по данным Госкомитета по высшей школе, стоит восьмым по рейтингу среди университетов России. Подготовка специалистов осуществлялась на 10 факультетах по 20 специальностям» [30, с. 234-235].
В сложнейшей экономической ситуации крайне трудно было реализовывать масштабные проекты по развитию материальной базы университета, строить жилье для сотрудников, новые корпуса. Снизился спрос производственных предприятий России на научно-техническую продукцию ИГУ - происходила приватизация целых производственных комплексов, разрушались хозяйственные цепочки, что в итоге вызвало резкое сокращение объема хоздоговорных научно-исследовательских работ.
В период с 1990 по 1994 г. резко сократился прием студентов в ИГУ по всем формам обучения - с 1 443 до 1 213 чел.
Соответственно, менялась структура подготовки специалистов в пользу гуманитарных направлений- экономики, права, управления, экологического мониторинга.
По справедливому замечанию тогдашнего ректора ИГУ Ф. К. Шмидта, «коммерческая деятельность позволяет зарабатывать дополнительные средства, которые, однако, лишь создают иллюзию возможности обойтись без государственного финансирования. В то же время дефицит государственного бюджета непрерывно растет, что приводит к еще большему отставанию финансирования высшей школы от темпов инфляции» [22, с. 1-2]. К 1994 г. в составе Иркутского государственного университета находилось 12 факультетов, 74 кафедры. Шесть факультетов возглавлялись докторами наук, профессорами, остальные факультеты - кандидатами наук, доцентами [22, с. 1—2].
К началу 1995 г. были открыты новые специальности - «мировая экономика», «математические методы и исследование операций в экономике», открыты новые направления - «Психология» и «Лингвистика» [22]. В первой половине 1990-х гг. ученые Иркутского государственного университета, несмотря на сложнейшие условия работы, продолжали научно-исследовательскую деятельность. Была проведена работа по включению в структуру научно-исследовательской части ряда новых научных центров и лабораторий. Так, в структуру НИЧ вошла лаборатория археологии и палеоэкологии, созданная в рамках партнерства с Институтом истории РАН и возглавляемая доктором исторических наук Г. И. Медведевым. В рассматриваемый период Иркутский государственный университет стал активным участником программы «Университеты России». С 1990 по 1992 г. реализовывался крупный научно-исследовательский проект «Гуманитарные проблемы регионов (на примере восточных регионов Сибири»),
В 1997 г. Иркутский государственный университет стал участником программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.», которая была направлена на расширение взаимодействия между академической и вузовской наукой, на повышение качества образования и сохранение научно-технического потенциала Российской Федерации [23, с. 551]. В рамках данной программы разрабатывались следующие научно-исследовательские темы: «Центр по изучению состояния Байкала как участка мирового наследия. Развитие и поддержка учебно-научного центра «ЛИН-ИГУ» (совместно с Лимнологическим институтом СО РАН), «Учебно-научный центр солнечно-земной физики: поддержка и развитие научно-образовательного комплекса», «Экология Байкала и Прибайкалья», «Иркутский учебно-научный центр физики кристаллов и радиационной физики», а также ряд др.
В 1997 г. ректором ИГУ был избран доктор химических наук профессор А. И. Смирнов, продолжавший совмещать научную деятельность с административной [7, с. 161-184].
Научная библиотека в середине 1990-х гг. создала под руководством директора Р. В. Подгайченко Информационный центр по правам человека на основе документов, присланных из Страсбурга по инициативе Совета Европы в рамках программ помощи в поддержке демократических реформ в странах Центральной и Восточной Европы [13].
Астрономическая обсерватория ИГУ под руководством директора кандидата физико-математических наук С. А. Язева продолжала проводить наблюдения, своевременно обрабатывать данные для Главного метеорологического комитета, исследовать серебристые облака [30, с. 293]. Однако на работу обсерватории также повлиял сложный период, через который проходил Иркутский государственный университет, - сократилось количество сотрудников, устарело материально-техническое оснащение, были закрыты некоторые темы научно-исследовательских работ.
Вычислительный центр ИГУ проводил масштабные работы по созданию общеуниверситетской компьютерной сети, обеспечению выхода во всемирную сеть Интернет, что было новинкой для Иркутска в середине 1990-х гг. С 1997 г. начал функционировать сайт университета www.isu.ru, на котором была размещена информация о реализуемых научных и образовательных программах вуза.
Таким образом, Иркутский государственный университет в 1990-е гг. поэтапно развивал контакты с иностранными партнерами, что вписывалось в общую логику администрирования высшего образования в условиях рыночной ситуации в СССР/Российской Федерации – централизованные ресурсы постепенно истощались, и региональные вузы стали развивать международные связи в качестве важного фактора выживания в нестабильной экономической ситуации, поддержания научных контактов. В середине 1990-х гг. к партнерам Иркутского государственного университета из США и КНР постепенно добавились вузы Республики Корея и государств Европы. Однако заделы в сфере международного сотрудничества вузов, сделанные ИГУ в советскую эпоху, не получили дальнейшего импульса, а зачастую были обречены на стагнацию. Тем не менее благодаря напряженному труду преподавателей и научно-исследовательской части в 1990-е гг. Иркутскому государственному университету удалось сохранить самое главное - преемственность научных школ, которые продолжили развиваться в первом десятилетии нового, XXI в.
В первом десятилетии нового, XXI в. старейший университет Восточной Сибири получил дополнительный импульс для развития. В непростые 1990-е гг. были открыты новые факультеты и специальности, востребованные в изменившейся экономической ситуации. Поступательно развивалось международное сотрудничество вуза с научными центрами зарубежной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки, Австралии.
Основным вызовом, с которым столкнулся вуз в последнее десятилетие, являлось снижение объемов финансирования образования, что, соответственно, вызвало необходимость интенсивного привлечения денежных средств из внебюджетных источников. Среди прочих негативных факторов, влияющих на динамику развития университета, следует выделить проблему «кадрового голода», вызванную появлением новых требований к квалификации преподавательского состава. Начиная с 2005 г. система высшей школы Российской Федерации стала испытывать последствия снижения рождаемости в 1990-е гг. – демографического кризиса, вслед за этим начинает уменьшаться объем бюджетного финансирования. Классический вуз был вынужден бороться и с проблемами коммерциализации высшего образования. В 2000-е гг. коренным образом изменилась структура высшей школы региона- если в 1990 г. в Иркутске существовал только один университет, то уже в 2000 г. в регионе действовали 7 университетов, 3 академии и 1 институт. Все более явно проявлялась конкуренция со стороны негосударственных и непрофильных вузов, что стало представлять реальную угрозу развитию университета [17].
В начале нового десятилетия согласно лицензии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 24 Г-1628 от 12 ноября 2001 г. университет имел право на ведение образовательной деятельности в сфере довузовской подготовки, высшего профессионального образования, послевузовского и дополнительного образования. Учредителем университета по-прежнему являлось Министерство образования Российской Федерации [17].
К 2001 г. в структуру университета входили 2 филиала – в Братске и Ангарске, 3 учебных института, 3 научно-исследовательских института, 11 факультетов, 89 кафедр (среди них 6 общеуниверситетских), центр повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогический колледж, лицей, воскресный лицей, подготовительные курсы, научно-исследовательская часть, кафедра водных ресурсов ЮНЕСКО, издательство, издательский отдел, центр новых информационных технологий, астрономическая обсерватория, научная библиотека, ботанический сад, учебные базы практик для студентов [17, с. 14].
В 2008 г. в рейтинге журнала «Деньги», составленном на основе опроса трехсот крупнейших российских компаний-работодателей, Иркутский государственный университет вошел в сотню вузов, заняв 42-е место [27, с. 15].
На протяжении нулевых годов большая часть финансирования, поступающего в рамках НИР, приходилась на фундаментальные исследования. С 1997 г. происходило увеличение объемов НИР - стали реализовываться проекты в рамках конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, а с 2009 г. ученые Иркутского государственного университета стали активно участвовать в конкурсах Федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». В 2011 г. сотрудники ИГУ выполнили 47 государственных контрактов с годовым объемом 43,8 млн руб. (в том числе 10 государственных контрактов с руководителями-аспирантами, 11 НИР с руководителями - молодыми кандидатами наук) [1]. Всего же по результатам конкурсов в рамках ФЦП было заключено 60 государственных контрактов общим объемом более 170 млн руб.
Научно-исследовательская деятельность вуза, координируемая научно-исследовательской частью, на протяжении первого десятилетия XXI в. охватывала более 30 основных направлений [27, с. 16]. В рамках настоящей главы возможно будет упомянуть лишь некоторые из них. Так, следует отметить деятельность доктора физико-математических наук, профессора Н. М. Буднева и доктора физико-математических наук, профессора А. Н. Валла, усилиями которьгх был создан и введен в постоянную эксплуатацию в 1998 г. Байкальский глубоководный нейтринный телескоп, а в 2000 г. в Тункинской долине была введена в эксплуатацию широкоугольная черенковская установка НИИ прикладной физики ИГУ совместно с НИИ ядерной физики МГУ, Продолжались исследования Байкала, начатые еще профессором М.М. Кожовым, идет изучение структуры, функционирования и эволюции биологических и экологических систем под руководством кандидата биологических наук JI. Р. Изместьевой, доктора биологических наук, профессора В. В. Тахтеева, Аналитические исследования в области геологии и геохимии нефтегазоносных бассейнов Байкальской рифтовой зоны разрабатывает доктор геолого-минералогических наук, профессор В. П. Исаев. Научную школу математической теории оптимального управления возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Н. А. Сидоров.
Поступательно развивались научные связи ИГУ с исследователями из Соединенных Штатов Америки, Японии, Канады, Германии, Англии, Италии. Например, археологи исторического факультета начиная с 1997 г. участвовали в комплексной экспедиции, проводившейся совместно с Университетом Альберты (Канада). В начале 2000-х гг., в ту пору, когда федеральное финансирование научных программ являлось крайне недостаточным для выполнения масштабных научных проектов, существенной помощью для ученых университета являлось взаимодействие с зарубежными научными фондами (фондом Дж. Сороса, фондом Форда, фондом МакАртуров (США), корпорацией Карнеги (США), программами INTAS и TEMPUS-TACIS).
В рамках сотрудничества с корпорацией Карнеги в 2002 г. на базе Иркутского государственного университета был создан Межрегиональный институт общественных наук (МИОН) под руководством доктора исторических наук, профессора исторического факультета ИГУ Г. Н. Новикова. Ядро исследовательского коллектива института составили сотрудники исторического факультета. Целью создания МИОН являлось комплексное изучение развития Сибири на региональном, межрегиональном, российском и мировом уровнях. Предполагалась и координация деятельности российских и зарубежных ученых [16]. Результаты научных исследований внедрялись в непосредственный учебный процесс. Научным директором иркутского МИОН с 2008 г. является политолог, американист, доцент кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Д. В. Козлов.
В 2000-х гг. происходило поэтапное развитие исторического факультета. В 2000 г. произошел первый набор на новую специальность «международные отношения». С 2007 г. по инициативе доктора исторических наук Ю.А. Зуляра начато издание серии «Политология. Религиоведение» научного журнала «Известия Иркутского госуниверситета». Эта серия с 2011 г. включена в список ВАК.
На базе общеуниверситетской кафедры политологии и отечественной истории в 2007 г. было открыто отделение политологии и религиоведения и проведен первый набор на специальность «политология» по заочной форме обучения. С 2010 г. впервые в истории Иркутской области осуществлены выпуски специалистов-политологов, а с 2010 г. начата подготовка политологов по очной форме обучения. Студенты под руководством преподавателей ежегодно принимают участие в олимпиадах по политологии и отечественной истории среди учащихся вузов г. Иркутска, занимая призовые места [14].
С 2007 г. на базе кафедры под руководством доктора исторических наук, профессора Ю.А. Зуляра были организованы ежегодные Байкальские международные социально-гуманитарные чтения, с 2008 г. регулярно проходят всероссийские научно-практические конференции «Проблемы социальной и административной консолидации Сибири».
Под руководством Р.В. Подгайченко развивается Научная библиотека ИГУ, являющаяся основным информационным подразделением университета, одной из крупнейших вузовских библиотек России, зональным методическим центром для библиотек учебных заведений Красноярского края. Забайкальского края, Республик Саха (Якутия), Хакасия, Бурятия, Тыва, членом Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), корпоративной библиотечной системы Сибири, членом Совета библиотек университетов Восточной Азии [2, с. 23].
На 2012 г. приходится начало реализации масштабной Программы стратегического развития университета ИГУ (ПСР ИГУ), которая получила поддержку в рамках конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации 2011 г. [3, с. 3-4]. Иркутский государственный университет стал одним из финалистов конкурса. Программа стратегического развития университета предполагает получение университетами дополнительного федерального финансирования в размере 100 млн руб. в течение трех лет.
В реализации ПСР приняла участие большая часть структурных подразделений ИГУ. В рамках Программы идет модернизация учебного процесса, реализуются шесть укрупненных проектов, связанных как с фундаментальными, так и с прикладными исследованиями и работами: изучаются фундаментальные вопросы астрофизики, физики высоких энергий, астрономии, физики Солнца и солнечно-земных связей; предпринимаются междисциплинарные исследования на основе уникальных природных объектов Восточной Сибири и озера Байкал; анализируется социальная интеграция регионального сообщества, социально-экономических, демографических, миграционных и диаспоральных процессов в Сибири и на Дальнем Востоке России, фундаментальных и прикладных проблем современной филологии [3, с. 4]. Идет поддержка академической мобильности (стажировок) аспирантов и молодых научно-педагогических сотрудников университета, направленная на закрепление молодежи в университете. Благодаря Программе стратегического развития обновляется высокотехнологическое научное и учебное оборудование университета, идет закуп компьютерной, телекоммуникационной и мультимедийной техники. Предусмотрены и модернизация системы управления университетом, формирование новой системы продвижения Иркутского государственного университета за рубежом.
Действительно, в деле подготовки специалистов крайне важна преемственность научных исследований, которая формирует личностные, профессиональные и межпоколенческие связи между студентами, аспирантами и доцентами и профессорами. Масштабная поддержка научных школ позволяла преодолеть негативные тенденции старения профессионалов.
В начале 2000-х гг. интенсивно развивалось международное сотрудничество Иркутского государственного университета с зарубежными партнерами. Были заключены рамочные соглашения о сотрудничестве с Университетом департамента Верхняя Савойя (г. Тамбери, Франция), Институтом гидробиологии (г. Охрид, Македония), Институтом экологии пресной воды (г. Берлин, Германия).
Институты и факультеты ИГУ также активно позиционировали свои научные наработки на международном уровне. Так, химический факультет развивал сотрудничество в рамках договоров с Университетом г. Канадзавы (Япония), Монгольским государственным университетом. Ляонинским университетом (КНР), Оксфордским университетом (Великобритания).
Биолого-почвенный факультет в начале нулевых годов взаимодействовал с Берлинским университетом (ФРГ), Университетом штата Колорадо (США). В 1999-2000-х гг. сотрудники и студенты факультета приняли участие в российско-германской экспедиции по изучению биоразнообразия озера Байкал совместно с Иркутским государственным педагогическим университетом и Университетом г. Оснабрюк.
Юридический институт ИГУ также оперативно включился в процессы международного сотрудничества, заключая соглашения с зарубежными вузами юридической направленности. Состоялся обмен делегациями в рамках сотрудничества с Савойским университетом (Франция). В рамках взаимодействия с профессиональными ассоциациями в начале 2000-х гг. развивалось взаимодействие с Ассоциацией американских юристов, на регулярной основе проводились семинары по проблемам права. На базе Юридического института велась подготовка иностранных аспирантов из Вьетнама, Китая, Монголии и ряда других стран.
Международный факультет ИГУ в рамках прямого соглашения с Ляонинским университетом (г. Шеньян, КНР) продолжает развивать совместную образовательную программу в области коммерции. На новый уровень вышло сотрудничество с Университетом им. Кристиана Альбрехта (Германия), продолжились контакты в рамках корейской программы с Университетом Пэ Джэ (Республика Корея). В начале 2000-х гг. шло согласование проведения языковых стажировок студентов ИГУ в Экономическом университете г. Канадзавы и на гуманитарном факультете Университета Тойяма (Япония). В середине 2000-х гг. были продлены соглашения с Гуманитарным институтом Северо- Восточного педагогического университета (КНР), заключен договор с Университетом Чжэнчжоу (КНР), Столичным педагогическим университетом (г. Пекин).
Физики ИГУ взаимодействовали с коллегами из Университета им. Кристиана Альбрехта (Германия) по вопросу применения новых информационно-образовательных технологий, а филологи развивали сотрудничество в сфере преподавания русского языка как иностранного, русского языка и филологии.
В декабре 2002 г. было достигнуто соглашение между историческим факультетом ИГУ и Университетом Хоккайдо (Саппоро, Япония) о совместном проведении археологических работ в рамках проекта «Антропоген в Байкальской Азии» под руководством профессора Г. И. Медведева. Развиваются связи исторического факультета и Университета Симанэ (Япония), на регулярной основе проводится летняя практика для студентов ИГУ. Летом 2007 г. был проведен совместный российско-японский семинар с участием иркутских профессоров и студентов. Стабильные учебные и научные контакты существуют между историческим факультетом ИГУ и Реннским институтом политических исследований (Франция).
Активно развивалось сотрудничество между ИГУ и Университетским колледжем Университета Мэриленда. Выпускники сибирско-американского факультета получали двойные дипломы — специалиста от ИГУ и степень бакалавра Мэрилендского университета (США). Согласно достигнутым договоренностям, основная часть учебного процесса проходит в г. Иркутске, а после окончания четвертого курса иркутские студенты выезжают на месячную зарубежную стажировку в США. где проходят производственную практику в американских фирмах и компаниях. Следует подчеркнуть, что до 2000 г. зарубежная практика студентов САФ проходила только в США, а с 2000 г. у них появилась возможность стажироваться в Австралии.
На базе Байкальской международной бизнес-школы ИГУ активно внедрялись технологии дистанционного образования (взаимодействие с Мэрилендским университетом (США) и Университетом Южного Квинсленда (Австралия)).
Иркутский государственный университет является членом Международной и Евразийской ассоциации университетов, Российской ассоциации бизнес-образования, входит в Ассоциацию университетов Северо-Восточной Азии и Российскую ассоциацию университетского корееведения (РАУК), созданную при поддержке МИД Республики Корея. В состав РАУК входят ведущие вузы Российской Федерации - Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет.
Сентябрь 2007 г. был отмечен открытием культурно-образовательного Института Конфуция. Создание этой структуры, способствующей усилению межкультурных и профессиональных контактов между КНР и регионами Байкальской Сибири, стало возможным благодаря взаимодействию посольства КНР в РФ, департамента международных связей ИГУ и руководства Международного института экономики и лингвистики ИГУ. Институт Конфуция является единственным учреждением, принимающим тестирование на сертификат знания китайского языка HSK, необходимый для поступления в вузы КНР.
В 2005 г. был подписан рамочный договор о сотрудничестве между Иркутским государственным университетом и Университетом А. Мицкевича (г. Познань, Польша). На стажировки в Польшу регулярно направляются сотрудники и студенты исторического факультета ИГУ, представители географического факультета и Юридического института.
В 2000-е гг. Иркутский государственный университет стал активным участником программ академических обменов – Немецкой службы академических обменов (DAAD), а также программы Erasmus Mundus («Окно внешнего сотрудничества») (с 2007 г.), направленной на развитие взаимопонимания и сотрудничества в области высшего образования между странами Европейского союза и Россией [21]. Программа предоставляет возможности для обучения, стажировок, проведения научных исследований в вузах ЕС - Финляндии, Бельгии, Испании, Германии, Италии, Португалии и Латвии.
С 2006 г. Иркутский государственный университет является участником программы стипендий фонда «Оксфорд - Россия». По завершении обучения на втором курсе гуманитарных факультетов студенты, имеющие определенный задел в области научно- исследовательской работы, получают дополнительную ежемесячную стипендию.
В настоящее время в университете обучается более 300 иностранных студентов из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Монголии, США, Франции, Австрии, Великобритании и государств СНГ.
Таким образом, Иркутский государственный университет добился значительных успехов в расширении контактов с зарубежными партнерами - вузовскими и научными центрами (в настоящее время их насчитывается более тридцати), что благоприятно сказалось на адаптации зарубежного опыта преподавания и проведения научных исследований к российским реалиям, были привлечены существенные объемы дополнительных финансовых ресурсов.
В 2008 г. в Иркутском государственном университете обучалось 18 тыс. студентов, на бюджетной основе 42 % и 58 % - на платной. В сокращенные сроки обучения вуз осуществлял подготовку по 15 специальностям.
В заключение следует отметить, что Иркутский государственный университет в настоящее время представляет собой важнейший элемент научно-образовательного потенциала Иркутской области и сопредельных территорий. Специалисты вуза принимают непосредственное участие в разработке программ регионального развития, в подготовке областного законодательства, консультациях в сфере промышленного производства. Современный университет обладает многолетними традициями качественного обучения, проведения полидисциплинарных исследований в рамках естественно-научных и гуманитарных направлений. Образовательные программы, реализуемые на базе Иркутского государственного университета, преобразуются в непрерывный цикл бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура.
Иркутский государственный университет оказывал и оказывает определяющее влияние на процесс формирования региональной политической и экономической элиты. Выпускники ИГУ занимают ключевые посты в государственных структурах, общественных и партийных организациях, финансовых структурах, крупных корпорациях, среднем бизнесе региона. Таким образом, современный классический университет представляет собой «кузницу кадров» для обширного региона Восточной Сибири, действующую на основе единства научного и образовательного компонентов, обеспечивающих сочетание исследовательских и практических навыков с основательной теоретической подготовкой.
В 2012 г. в Иркутском государственном университете прошла смена поколений руководства вуза. А. И. Смирнов, 15 лет руководивший университетом, не стал выдвигаться на новый срок. В соответствии с регламентом осенью 2012 г. в университете состоялись выборы нового ректора. В ходе напряженной избирательной кампании им стал доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев, занимавший ранее пост проректора по научной работе. Новый ректор полностью обновил ректорат. Пришла новая команда профессиональных администраторов, ориентированная на внедрение новых подходов и технологий управления вузом. Иркутский государственный университет вступил в новую фазу своего развития, успешно отметив в 2013 г. 95-летие со дня основания.
1. Аргучинцев А.В. О научно-исследовательской работе университета в 2011 г. и перспективах на 2012 г. // Иркут. ун-т. - 2012. – 30 апр. - С. 4-5.
2. Белоус И. П. Золотой фонд сибирской науки // Alma mater: дыхание века: к 90-летию Иркутского государственного университета / ред. и сост. С. И. Гольдфарб. - Иркутск. 2008. - С. 22-25.
3. Григоричев К. В. Первые шаги программы стратегического развития ИГУ // Иркут, ун-т. — 2013. - 31 янв. - С. 3-4.
4. Диогенов А. Первый в Союзе // Иркут, ун-т. - 1991. - № 6.
5. Дмитриев В. И. Еще один шаг // Иркут, ун-т. - 1995. - 30 нояб.
6. Есть контакт! // Иркут, ун-т. - 1996. - 25 мая.
7. Зуляр Ю. А. Университет как призвание и судьба (к 60-летию А.И. Смирнова) // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - Иркутск. 2010.-№ 1 (4).-С. 161-184.
8. И в Киле, и в Гранаде // Иркут, ун-т. - 1996. - 31 дек.
9. Интервью с канадским ученым // Иркут, ун-т. - 1991. - 11 июня.
10. Иркутск - Остин // Иркут, ун-т. - 1991. - 3 апр.
11. Иркут, ун-т. - 1998. - 28 февр.
12. Иркут, ун-т. - 1993. - 30 апр.
13. Иркут, ун-т. - 1996. - 29 нояб.
14. Исторический факультет Иркутского государственного университета / под ред. Ю. А. Зуляра, И. В Олейникова. - Иркутск : Оттиск, 2012. - 56 с.
15. Казарин В. Н. Юридическое образование в Восточной Сибири (1918— 1991 гг.) / В, И. Казарин, Ю. П. Лякутина. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 483 с.
16. Козлов Д. В. Программа институционального развития Иркутского МИОНа [Электронный ресурс] / Д. В. Козлов. - URL: http://mion.isu.ru/ru/ projects/mionproject. html.
17. Концепция развития Иркутского государственного университета : проект. — Иркутск, 2002. - 51 с.
18. Куликова А. Это у нас самая чистая в мире вода // Иркут, ун-т. - 1991. —25 сент.
19. Международные связи геологов // Иркут, ун-т. - 1991.-2 окт.
20. Международные связи ИГУ. 20 дней в Китае // Иркут, ун-т. - 1991. - 31 окт.
21.Международная деятельность Иркутского государственного университета 2006-2010 гг. [Электронный ресурс] // Иркутский государственный университет: офиц. сайт. - URL: http://isu.ru/ru/about/intern_depart/docs/relation2006_10.pdf.
22. Наука и образование на новом этапе. Отчет ректора, академика РАЕН и МАВШ Ф. К. Шмидта о работе Иркутского университета за 1990-1994 гг. // Иркут, ун-т. - 1995 - 30 янв.
23. Нестерович А. А. Иркутский государственный университет - первенец вузовской науки Восточной Сибири // Иркутский государственный университет (1918-1998). - Иркутск, 1998. - С. 487-590.
24. Новый уровень международных связей // Иркут, ун-т. - 1993. - № 2.
25. Олейников И. В. Развитие международных связей Иркутского государственного университета в 90-х гг. XX в. // Шестые Байкальские Международные социально-гуманитарные чтения : в 3 т.: материалы. - Иркутск, 2012. - Т. 1. — С. 70-76.
26. Связи геологического факультета и Китая// Иркут, ун-т,— 1993. — 30 марта.
27. Смирнов А. И. Прошлое, устремленное в будущее: Иркутский классический... / А. И. Смирнов, В. Н. Казарин, Ю. С. Пархоменко // Alma mater: дыхание века: к 90-летию Иркутского государственного университета / ред. и сост. С. И. Гольдфарб. - Иркутск, 2008.
28. Сотрудничество расширяется // Иркут, ун-т. - 1992. - 30 сент.
29. Учиться стало труднее // Иркут, ун-т. - 1992. - 30 нояб.
30. Иркутский государственный университет (1918-1998).- Иркутск: Агентство «КП-Байкал» ; Изд-во Иркут, ун-та, 1998. -293 с.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей