Новости

История. Иркутский государственный университет на рубеже веков // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 2 (2012)

Вы здесь

Распад Советского Союза, как уже было отмечено, негатив­но повлиял на сложившуюся систему высшего образования. С середины 1980-х гг. на государственном уровне предпринима­лись попытки реформирования высшей школы, включая приве­дение ее в соответствие с международными стандартами. Так, в связи со сменой внешнеполитических приоритетов в эпоху «но­вого политического мышления» генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и как итог окончания холодной войны стали интенсифицироваться связи с университетами стран Запада (прежде всего США).

Уже в 1989 г. в соответствии с требованием министерства ученый совет Иркутского государственного университета прини­мает беспрецедентное в своей послевоенной истории решение о сокращении приема по всем факультетам на 20 % в следующем, 1990 г. [30, с. 206-207]. В итоге резко сократилось число буду­щих студентов заочной и вечерней форм обучения. Также на за­седании ученого совета было высказано предложение о начале работы по подготовке иностранных студентов на компенсацион­ной основе.

Но процессы социально-экономических трансформаций, че­рез которые проходило российское общество, оказывали отрица­тельное влияние на высшую школу. Как справедливо отмечают иркутские исследователи В. Н. Казарин и Ю. П. Лякутина, «пере­строечные явления в середине 1980-х гг., а также начавшиеся процессы реформирования экономики с рыночных позиций в на­чале 1990-х г., сопровождавшиеся рядом негативных тенденций, просчеты во внутренней кадровой политике повлекли для боль­шинства учебных заведений одинаковые нежелательные последст­вия. Усилившийся переход научно-педагогических кадров в пред­принимательский сектор, во властные структуры, а также в другие, более успешные вузы крайне отрицательно сказался на состоянии качественного состава преподавательского корпуса» [15, с. 412].

В   учреждений и организаций системы об­разования на территории РСФСР» Иркутский университет был передан в ведение Государственного комитета по науке высшей школы РСФСР [23, с. 549].

В результате реформы высшего образования вузы РСФСР, в том числе и Иркутский государственный университет, столкнулись с рядом серьезных, системных вызовов, основным из которых было резкое сокращение финансирования высшего образования.

Выходом из ситуации являлись развитие сотрудничества с зарубежными партнерами, открытие новых специальностей и расширение коммерческой составляющей. Дополнительные сред­ства приносила и научная деятельность - для ее осуществления также были необходимы международные контакты - ведь средст­ва на развитие научной базы и финансирование масштабных на­учных проектов за счет государства в 1990-е гг. привлечь было практически невозможно.

Вышеуказанные причины привели к стремительному разви­тию научных и образовательных контактов факультетов и инсти­тутов Иркутского государственного университета с зарубежными партнерами из стран АТР, Европы и Америки. В данной главе речь пойдет в основном о достижениях ИГУ в сферах международ­ного сотрудничества и научной деятельности - в 1990-2000-е гг. основные успехи приходились именно на эти направления, в то время как масштабные проекты расширения вуза, строительства университетского кампуса в Свердловском районе Иркутска бы­ли в основном свернуты.

Так, развивалось сотрудничество с вузами Китайской На­родной Республики, прервавшееся в начале 1960-х гг. В целом в 1990-е гг. наблюдается усиление интеграции отечественных ву­зов в мировое образовательное пространство. Иркутский госу­дарственный университет не остался в стороне от динамично раз­вивавшихся процессов [25, с. 70-76].

Особенно богат на визиты иностранных делегаций был 1991 г. - период все нараставшего политического и экономического кри­зиса в СССР, вылившегося в августовский путч. Равнению на за­падные образовательные стандарты в сфере высшего образования во многом способствовала эйфория «свободного рынка», прекло­нение перед американским образом жизни, вслед за Москвой ох­ватившая и Иркутск - научно-образовательный центр Восточной Сибири. С другой стороны, руководством ИГУ двигали и вполне прагматические мотивы - потоки финансовых ресурсов из центра иссякали, а в непростых рыночных условиях необходимо было надеяться лишь на собственные силы.

В этих условиях в конце января 1991 г. ректор ИГУ Ф. К. Шмидт подписал договор с Университетским колледжем Мэрилендского университета о создании первого в истории СССР и США факультета менеджмента, основной задачей которо­го являлась подготовка профессиональных управленческих кадров на основе программы двойных дипломов [4, с. 1]. Перед процеду­рой подписания проект совместного советско-американского фа­культета менеджмента в августе 1990 г. был презентован минист­ру иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и госсекретарю США Д. Бейкеру во время их встречи в Иркутске, а в декабре 1990 г. прошел согласование в высших инстанциях Советского Союза: Верховном Совете СССР, Совете Министров СССР, Внешнеэкономической комиссии при Совете Министров СССР, в Министерстве финансов СССР.

Сотрудничество с вузами США развивалось быстрыми тем­пами- 13 марта 1991 г. в Иркутск прибыла третья обменная группа американских студентов из Техасского университета, со­стоялась их встреча с первым проректором ИГУ Н. К. Душутиным [10, с. 1]. Интерес к реформам в СССР, проводимым М. С. Горбачевым, привлекал в столицу Восточной Сибири вид­ных иностранных специалистов. В мае 1991 г. на историческом факультете Иркутского государственного университета состоя­лась лекция политолога и юриста, профессора Монреальского университета Э. Орбана, организованная при содействии доктора исторических наук Г. Н. Новикова [9, с. 1]. В августе и сентябре 1990 г. состоялись встречи с профессором Техасского лютеран­ского колледжа Р. Милном и профессором ЦЕРН (г. Женева) Д. Моррисоном. В своем интервью университетской газете профес­сор Моррисон отметил, что «Иркутский университет имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. С одной стороны, это довольно хорошо организованный комплекс, с другой, это кое в чем несовременная, изолированная от мира система. Поэтому мне приходится делать большие усилия, чтобы какая-либо полезная информация дошла до студентов и преподавателей» [18, с. 1].

В сентябре 1992 г. Иркутский государственный университет с рабочим визитом посетил президент университетского коллед­жа Мэрилендского университета Б. Масси. В ходе своей поездки он ознакомился с работой САФ, встретился с ректором Ф. К. Шмид­том, главой администрации Иркутской области Ю. А. Ножиковым [28, с. 1J. Стороны разработали программу совместной деятельности двух университетов на уровне международных стандартов. Наряду с активизацией взаимодействия в образова­тельной и научной сфере с США ряд подразделений ИГУ, и пре­жде всего геологический факультет, развивал и связи с вузами Китайской Народной Республики. Сотрудники геологического факультета доценты А. И. Сизых и А. А. Белоголов совместно с профессорами Китайского геологического университета в г. Ухань Ю Джендунем и Сан Анканом в течение месяца прово­дили совместные исследования Байкальского региона по теме ПИР «Петрология, геохимия и металлогения метаморфических комплексов Восточной Сибири и Китая» [19, с. 1]. Работы вы­полнялись в рамках договора о совместных научных исследова­ниях Восточной Сибири. Связи геологического факультета ИГУ с вузами Китая продолжились и несколько позже - в 1993 г., когда с университетами городов Пекина и Уханя был заключен договор о создании Российско-азиатского научно-коммерческого центра 126, с. 3]. В марте 1993 г. сотрудниками геологического факуль­тета совместно с китайскими партнерами была составлена про­грамма, включавшая тематику совместных научных исследова­ний на период 1993-1997 гг.

Об интересе китайских исследователей к развитию сотруд­ничества с Иркутским университетом говорит и тот факт, что в октябре 1991 г. состоялся двадцатидневный визит в Китайскую Народную Республику проректора по научной работе ИГУ А. И. Смирнова, зав. лабораторией гидрохимии Г. М. Шпейзера, зав. кафедрой охраны природы А. П. Хаустова и доцента Ю. В. Шаманского [20, с. 3]. Визит представлял собой экспеди­цию по изучению гидроминеральных ресурсов в провинции Саньси в соответствии с договорами между Уханьским и Пекин­ским геологическими университетами. Иркутские исследователи также провели переговоры с Чандунским филиалом Академии наук КНР о совместных исследованиях в области охраны приро­ды, химии высокомолекулярных соединений. В ходе визита были изучены семь месторождений термальных вод и два пресных ис­точника. В свою очередь, китайские исследователи выразили го­товность принять участие в экспедициях по изучению термаль­ных минеральных вод Байкальской рифтовой зоны и озера Бай­кал. В заключение визита представителей Иркутского универси­тета в Китай была достигнута договоренность с Уханьским и Пе­кинским университетами о подготовке в Иркутске высококвали­фицированных кадров для Китая, обмене сотрудниками для вза­имных научных стажировок, обмене студентами.

Практически через год, в начале 1993 г. уровень сотрудниче­ства ИГУ с китайскими вузами поднялся на новую ступень - в ходе встречи проректора по международным связям В. И. Дмит­риева были подписаны программы о сотрудничестве с Хэйлунц­зянским и Ляонинским университетами [24, с. 1]. Большой инте­рес стороны проявили к возможности реализации специальной программы по совместной с Ляонинским университетом подго­товке российских и китайских граждан в области изучения язы­ков и делового сотрудничества. Немаловажно, что уже тогда сто­роны вели переговоры о получении совместного диплома бака­лавра двух вузов - китайского, в рамках программы подготовки по международным экономическим отношениям, и российского - по специальности «коммерция». По заданию Совета народных депутатов Иркутской области специалисты Иркутского универ­ситета провели консультации с Пекинским центром обучения ад­министративных кадров. Был заключен договор на подготовку и переподготовку 50 китайских граждан.

В нелегкое время экономических реформ, в эпоху коммер­циализации высшего образования Иркутский университет поми­мо усиления взаимодействия с вузами Китая начинает развивать образовательные и научные связи с высшей школой еще одной страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Республики Корея. В ноябре 1995 г. между администрациями Иркутского государ­ственного университета и Университета Пэ Джэ (г. Тэджон) был подписан рамочный договор о сотрудничестве, предполагавший создание на базе старейшего вуза Восточной Сибири комплекс­ного Сибирско-корейского центра [5, с. 1]. По замыслам органи­заторов, в его задачи должны были входить координация взаимо­отношений между вузами, проведение совместных научных ис­следований по программам развития Сибири, исследования в сфере экологии, преподавание русского и корейского языков. В следующем, 1996 г. южнокорейский университет Пэ Джэ посети­ли с ответными визитами декан химического факультета ИГУ профессор Г. А. Калабин и кандидат биологических наук Л. С. Каткова [6, с. 2]. Корейских партнеров особенно заинтере­совали исследования НИИ биологии ИГУ, связанные со способа­ми очистки водоемов от загрязнения нефтепродуктами, экологи­ческие исследования иркутских ученых. Со своей стороны науч­ные работники университета Пэ Джэ предложили иркутянам соб­ственные наработки в области менеджмента экологических ре­сурсов. Активизация российско-корейского сотрудничества в сфере высшей школы принесла свои плоды - в 1996 г. в стенах ИГУ под руководством начальника международного отдела Н. А. Богатовой состоялась масштабная презентация Сибирско-корейского центра.

Следует отметить, что сотрудничество Иркутского государ­ственного университета с высшими учебными заведениями стран АТР в первой половине 1990-х гг. было несбалансированным. В это сложное время коренных социально-политических трансфор­маций оказались практически полностью разрушенными связи вуза с традиционными партнерами из стран бывшего соцлагеря, прежде всего вузами Монголии. Ярким примером служит ситуа­ция 1992 г. со студентами из Лаоса (ЛНДР). прибывшими по спе­циальным программам сотрудничества в Иркутск. В это непро­стое время к текущим сложностям, которые обычно испытывали иностранные студенты - незнание языка, культурный шок вслед­ствие иных традиций, прибавились бытовые проблемы, такие как покупка продуктов и предметов домашнего обихода, поиск средств на ежедневный проезд на транспорте в условиях гипер­инфляции [29, с. 4]. В этих условиях лаосские студенты стреми­лись вернуться на Родину, но их возвращение откладывалось ввиду резко повысившейся стоимости авиабилетов.

В феврале 1998 г. состоялась попытка реанимации традици­онного сотрудничества ИГУ с Монголией, ведь долгое время классический университет являлся основной кузницей кадров для некогда братской республики. В Научной библиотеке состоялась рабочая встреча руководства университета с чиновниками обла­стной и городской администраций и представителями Генераль­ного консульства Монголии в Иркутске [11, с. 7]. На встрече также присутствовали руководители структурных подразделений вуза - директора институтов, НИИ, деканы факультетов, научные сотрудники. По результатам встречи были сделаны предложения об организации сибирско-монгольского факультета по приклад­ной экономике и математике, российско-монгольского гумани­тарного центра, развитии библиотечных связей. Однако практи­чески все предложенные инициативы не были реализованы в свя­зи с негативной финансово-экономической ситуацией, последо­вавшей после августовского дефолта 1998 г.

Отдельно следует остановиться и на европейском направле­нии сотрудничества, которое реализовывалось Иркутским госу­дарственным университетом в описываемый период. Еще в 1994 г. стартовал проект TEMPUS-TACIS, представлявший собой про­грамму европейского сотрудничества в сфере высшего образова­ния между ЕС и странами СНГ. Основной целью программы яв­лялось поддержание процесса реформирования вузов в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии. Участие ИГУ в совместной программе с Университетом г. Киля (Герма­ния) и Гранадским университетом (Испания) началось с поездки ректора Ф. К. Шмидта и проректора по международным связям В. И. Дмитриева на рабочий семинар «Совершенствование сис­темы управления университетом» [8, с. 1]. Некоторые научные проекты в рамках сотрудничества по линии TEMPUS-TACIS впо­следствии реализовывались и на историческом факультете ИГУ.

В рассматриваемый период коренным образом изменилась практика преподавания общественных наук в Иркутском госу­дарственном университете. Менялась политическая ситуация в 80 стране, в этой связи в высшей школе началась трансформация преподававшихся общественных дисциплин в гуманитарные. Ра­нее обязательные курсы по истории КПСС заменялись на курсы по отечественной истории, а марксизм-ленинизм, научный ком­мунизм и политэкономия были заменены на философию, социо­логию и экономические дисциплины. Преподаватели гуманитар­ных дисциплин должны были в кратчайшие сроки разработать новые программы подготовки студентов.

В этой ситуации происходит создание новых факультетов. Гак, в 1993 г. был открыт факультет психологии и социальной работы. Его деканом стал заведующий кафедрой педагогики и социальной работы К. С. Жуков.

На основе подготовительного факультета для иностранных студентов в том же году был создан международный факультет, деканом которого стал Г. А. Мельников [12, с. 2]. Первым студен­том, зачисленным на международный факультет, оказалась япон­ская девушка Такако Шибуя, приехавшая в Иркутск из Токио.

В отчете тогдашнего ректора профессора Ф. К. Шмидта «О работе университета в 1991 г. и задачах на 1992 г.» отмечалось, что, «...несмотря на крайне тяжелое положение с высшим обра­зованием в стране, катастрофическое снижение интереса к обу­чению, “утечку умов” в коммерческие структуры и за рубеж, ИГУ, по данным Госкомитета по высшей школе, стоит восьмым по рейтингу среди университетов России. Подготовка специали­стов осуществлялась на 10 факультетах по 20 специальностям» [30, с. 234-235].

В сложнейшей экономической ситуации крайне трудно было реализовывать масштабные проекты по развитию материальной базы университета, строить жилье для сотрудников, новые кор­пуса. Снизился спрос производственных предприятий России на научно-техническую продукцию ИГУ - происходила приватиза­ция целых производственных комплексов, разрушались хозяйст­венные цепочки, что в итоге вызвало резкое сокращение объема хоздоговорных научно-исследовательских работ.

В период с 1990 по 1994 г. резко сократился прием студен­тов в ИГУ по всем формам обучения - с 1 443 до 1 213 чел.

Соответственно, менялась структура подготовки специали­стов в пользу гуманитарных направлений- экономики, права, управления, экологического мониторинга.

По справедливому замечанию тогдашнего ректора ИГУ Ф. К. Шмидта, «коммерческая деятельность позволяет зарабаты­вать дополнительные средства, которые, однако, лишь создают иллюзию возможности обойтись без государственного финанси­рования. В то же время дефицит государственного бюджета не­прерывно растет, что приводит к еще большему отставанию фи­нансирования высшей школы от темпов инфляции» [22, с. 1-2]. К 1994 г. в составе Иркутского государственного университета на­ходилось 12 факультетов, 74 кафедры. Шесть факультетов воз­главлялись докторами наук, профессорами, остальные факульте­ты - кандидатами наук, доцентами [22, с. 1—2].

К началу 1995 г. были открыты новые специальности - «ми­ровая экономика», «математические методы и исследование опе­раций в экономике», открыты новые направления - «Психоло­гия» и «Лингвистика» [22]. В первой половине 1990-х гг. ученые Иркутского государственного университета, несмотря на слож­нейшие условия работы, продолжали научно-исследовательскую деятельность. Была проведена работа по включению в структуру научно-исследовательской части ряда новых научных центров и лабораторий. Так, в структуру НИЧ вошла лаборатория археоло­гии и палеоэкологии, созданная в рамках партнерства с Институ­том истории РАН и возглавляемая доктором исторических наук Г. И. Медведевым. В рассматриваемый период Иркутский госу­дарственный университет стал активным участником программы «Университеты России». С 1990 по 1992 г. реализовывался круп­ный научно-исследовательский проект «Гуманитарные проблемы регионов (на примере восточных регионов Сибири»),

В 1997 г. Иркутский государственный университет стал уча­стником программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.», которая была направлена на расширение взаимодействия между академической и вузовской наукой, на повышение качества обра­зования и сохранение научно-технического потенциала Россий­ской Федерации [23, с. 551]. В рамках данной программы разра­батывались следующие научно-исследовательские темы: «Центр по изучению состояния Байкала как участка мирового наследия. Развитие и поддержка учебно-научного центра «ЛИН-ИГУ» (со­вместно с Лимнологическим институтом СО РАН), «Учебно-­научный центр солнечно-земной физики: поддержка и развитие научно-образовательного комплекса», «Экология Байкала и При­байкалья», «Иркутский учебно-научный центр физики кристал­лов и радиационной физики», а также ряд др.

В 1997 г. ректором ИГУ был избран доктор химических наук профессор А. И. Смирнов, продолжавший совмещать научную деятельность с административной [7, с. 161-184].

Научная библиотека в середине 1990-х гг. создала под руко­водством директора Р. В. Подгайченко Информационный центр по правам человека на основе документов, присланных из Страс­бурга по инициативе Совета Европы в рамках программ помощи в поддержке демократических реформ в странах Центральной и Восточной Европы [13].

Астрономическая обсерватория ИГУ под руководством ди­ректора кандидата физико-математических наук С. А. Язева про­должала проводить наблюдения, своевременно обрабатывать данные для Главного метеорологического комитета, исследовать серебристые облака [30, с. 293]. Однако на работу обсерватории также повлиял сложный период, через который проходил Иркут­ский государственный университет, - сократилось количество сотрудников, устарело материально-техническое оснащение, бы­ли закрыты некоторые темы научно-исследовательских работ.

Вычислительный центр ИГУ проводил масштабные работы по созданию общеуниверситетской компьютерной сети, обеспе­чению выхода во всемирную сеть Интернет, что было новинкой для Иркутска в середине 1990-х гг. С 1997 г. начал функциониро­вать сайт университета www.isu.ru, на котором была размещена информация о реализуемых научных и образовательных про­граммах вуза.

Таким образом, Иркутский государственный университет в 1990-е гг. поэтапно развивал контакты с иностранными партне­рами, что вписывалось в общую логику администрирования высшего образования в условиях рыночной ситуации в СССР/Российской Федерации – централизованные ресурсы по­степенно истощались, и региональные вузы стали развивать меж­дународные связи в качестве важного фактора выживания в не­стабильной экономической ситуации, поддержания научных кон­тактов. В середине 1990-х гг. к партнерам Иркутского государст­венного университета из США и КНР постепенно добавились вузы Республики Корея и государств Европы. Однако заделы в сфере международного сотрудничества вузов, сделанные ИГУ в советскую эпоху, не получили дальнейшего импульса, а зачастую были обречены на стагнацию. Тем не менее благодаря напряжен­ному труду преподавателей и научно-исследовательской части в 1990-е гг. Иркутскому государственному университету удалось сохранить самое главное - преемственность научных школ, кото­рые продолжили развиваться в первом десятилетии нового, XXI в.

В первом десятилетии нового, XXI в. старейший универси­тет Восточной Сибири получил дополнительный импульс для развития. В непростые 1990-е гг. были открыты новые факульте­ты и специальности, востребованные в изменившейся экономиче­ской ситуации. Поступательно развивалось международное со­трудничество вуза с научными центрами зарубежной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки, Австралии.

Основным вызовом, с которым столкнулся вуз в последнее десятилетие, являлось снижение объемов финансирования обра­зования, что, соответственно, вызвало необходимость интенсив­ного привлечения денежных средств из внебюджетных источни­ков. Среди прочих негативных факторов, влияющих на динамику развития университета, следует выделить проблему «кадрового голода», вызванную появлением новых требований к квалифика­ции преподавательского состава. Начиная с 2005 г. система выс­шей школы Российской Федерации стала испытывать последст­вия снижения рождаемости в 1990-е гг. – демографического кри­зиса, вслед за этим начинает уменьшаться объем бюджетного финансирования. Классический вуз был вынужден бороться и с проблемами коммерциализации высшего образования. В 2000-е гг. коренным образом изменилась структура высшей школы регио­на- если в 1990 г. в Иркутске существовал только один универ­ситет, то уже в 2000 г. в регионе действовали 7 университетов, 3 академии и 1 институт. Все более явно проявлялась конкурен­ция со стороны негосударственных и непрофильных вузов, что стало представлять реальную угрозу развитию университета [17].

В начале нового десятилетия согласно лицензии Министер­ства общего и профессионального образования Российской Фе­дерации № 24 Г-1628 от 12 ноября 2001 г. университет имел пра­во на ведение образовательной деятельности в сфере довузовской подготовки, высшего профессионального образования, послеву­зовского и дополнительного образования. Учредителем универ­ситета по-прежнему являлось Министерство образования Российской Федерации [17].

К 2001 г. в структуру университета входили 2 филиала – в Брат­ске и Ангарске, 3 учебных института, 3 научно-исследовательских института, 11 факультетов, 89 кафедр (среди них 6 общеунивер­ситетских), центр повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогический колледж, лицей, воскресный лицей, под­готовительные курсы, научно-исследовательская часть, кафедра водных ресурсов ЮНЕСКО, издательство, издательский отдел, центр новых информационных технологий, астрономическая об­серватория, научная библиотека, ботанический сад, учебные базы практик для студентов [17, с. 14].

В 2008 г. в рейтинге журнала «Деньги», составленном на ос­нове опроса трехсот крупнейших российских компаний-работодателей, Иркутский государственный университет вошел в сотню вузов, заняв 42-е место [27, с. 15].

На протяжении нулевых годов большая часть финансирова­ния, поступающего в рамках НИР, приходилась на фундамен­тальные исследования. С 1997 г. происходило увеличение объе­мов НИР - стали реализовываться проекты в рамках конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, а с 2009 г. ученые Иркутского государственного университета стали активно участвовать в кон­курсах Федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». В 2011 г. сотрудники ИГУ выполнили 47 государственных кон­трактов с годовым объемом 43,8 млн руб. (в том числе 10 госу­дарственных контрактов с руководителями-аспирантами, 11 НИР с руководителями - молодыми кандидатами наук) [1]. Всего же по результатам конкурсов в рамках ФЦП было заключено 60 государственных контрактов общим объемом более 170 млн руб.

Научно-исследовательская деятельность вуза, координируе­мая научно-исследовательской частью, на протяжении первого десятилетия XXI в. охватывала более 30 основных направлений [27, с. 16]. В рамках настоящей главы возможно будет упомянуть лишь некоторые из них. Так, следует отметить деятельность док­тора физико-математических наук, профессора Н. М. Буднева и доктора физико-математических наук, профессора А. Н. Валла, усилиями которьгх был создан и введен в постоянную эксплуата­цию в 1998 г. Байкальский глубоководный нейтринный телескоп, а в 2000 г. в Тункинской долине была введена в эксплуатацию широкоугольная черенковская установка НИИ прикладной физи­ки ИГУ совместно с НИИ ядерной физики МГУ, Продолжались исследования Байкала, начатые еще профессором М.М. Кожовым, идет изучение структуры, функционирования и эволюции биологических и экологических систем под руководством канди­дата биологических наук JI. Р. Изместьевой, доктора биологиче­ских наук, профессора В. В. Тахтеева, Аналитические исследова­ния в области геологии и геохимии нефтегазоносных бассейнов Байкальской рифтовой зоны разрабатывает доктор геолого-­минералогических наук, профессор В. П. Исаев. Научную школу математической теории оптимального управления возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Н. А. Сидоров.

Поступательно развивались научные связи ИГУ с исследова­телями из Соединенных Штатов Америки, Японии, Канады, Гер­мании, Англии, Италии. Например, археологи исторического фа­культета начиная с 1997 г. участвовали в комплексной экспеди­ции, проводившейся совместно с Университетом Альберты (Ка­нада). В начале 2000-х гг., в ту пору, когда федеральное финанси­рование научных программ являлось крайне недостаточным для выполнения масштабных научных проектов, существенной по­мощью для ученых университета являлось взаимодействие с за­рубежными научными фондами (фондом Дж. Сороса, фондом Форда, фондом МакАртуров (США), корпорацией Карнеги (США), программами INTAS и TEMPUS-TACIS).

В рамках сотрудничества с корпорацией Карнеги в 2002 г. на базе Иркутского государственного университета был создан Межрегиональный институт общественных наук (МИОН) под руководством доктора исторических наук, профессора историче­ского факультета ИГУ Г. Н. Новикова. Ядро исследовательского коллектива института составили сотрудники исторического фа­культета. Целью создания МИОН являлось комплексное изуче­ние развития Сибири на региональном, межрегиональном, рос­сийском и мировом уровнях. Предполагалась и координация дея­тельности российских и зарубежных ученых [16]. Результаты на­учных исследований внедрялись в непосредственный учебный процесс. Научным директором иркутского МИОН с 2008 г. явля­ется политолог, американист, доцент кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Д. В. Козлов.

В 2000-х гг. происходило поэтапное развитие исторического факультета. В 2000 г. произошел первый набор на новую специ­альность «международные отношения». С 2007 г. по инициативе доктора исторических наук Ю.А. Зуляра начато издание серии «Политология. Религиоведение» научного журнала «Известия Иркутского госуниверситета». Эта серия с 2011 г. включена в список ВАК.

На базе общеуниверситетской кафедры политологии и оте­чественной истории в 2007 г. было открыто отделение политоло­гии и религиоведения и проведен первый набор на специальность «политология» по заочной форме обучения. С 2010 г. впервые в истории Иркутской области осуществлены выпуски специалистов-политологов, а с 2010 г. начата подготовка политологов по очной форме обучения. Студенты под руководством преподава­телей ежегодно принимают участие в олимпиадах по политоло­гии и отечественной истории среди учащихся вузов г. Иркутска, занимая призовые места [14].

С 2007 г. на базе кафедры под руководством доктора истори­ческих наук, профессора Ю.А. Зуляра были организованы еже­годные Байкальские международные социально-гуманитарные чтения, с 2008 г. регулярно проходят всероссийские научно-практические конференции «Проблемы социальной и админист­ративной консолидации Сибири».

Под руководством Р.В. Подгайченко развивается Научная библиотека ИГУ, являющаяся основным информационным под­разделением университета, одной из крупнейших вузовских биб­лиотек России, зональным методическим центром для библиотек учебных заведений Красноярского края. Забайкальского края, Республик Саха (Якутия), Хакасия, Бурятия, Тыва, членом Ассо­циации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), корпоративной библиотечной системы Сибири, членом Совета библиотек университетов Восточной Азии [2, с. 23].

На 2012 г. приходится начало реализации масштабной Про­граммы стратегического развития университета ИГУ (ПСР ИГУ), которая получила поддержку в рамках конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации 2011 г. [3, с. 3-4]. Иркутский государственный университет стал одним из финали­стов конкурса. Программа стратегического развития университе­та предполагает получение университетами дополнительного федерального финансирования в размере 100 млн руб. в течение трех лет.

В реализации ПСР приняла участие большая часть струк­турных подразделений ИГУ. В рамках Программы идет модерни­зация учебного процесса, реализуются шесть укрупненных про­ектов, связанных как с фундаментальными, так и с прикладными исследованиями и работами: изучаются фундаментальные вопро­сы астрофизики, физики высоких энергий, астрономии, физики Солнца и солнечно-земных связей; предпринимаются междисцип­линарные исследования на основе уникальных природных объек­тов Восточной Сибири и озера Байкал; анализируется социальная интеграция регионального сообщества, социально-экономических, демографических, миграционных и диаспоральных процессов в Сибири и на Дальнем Востоке России, фундаментальных и при­кладных проблем современной филологии [3, с. 4]. Идет под­держка академической мобильности (стажировок) аспирантов и молодых научно-педагогических сотрудников университета, на­правленная на закрепление молодежи в университете. Благодаря Программе стратегического развития обновляется высокотехнологическое научное и учебное оборудование университета, идет закуп компьютерной, телекоммуникационной и мультимедийной техники. Предусмотрены и модернизация системы управления университетом, формирование новой системы продвижения Ир­кутского государственного университета за рубежом.

Действительно, в деле подготовки специалистов крайне важна преемственность научных исследований, которая форми­рует личностные, профессиональные и межпоколенческие связи между студентами, аспирантами и доцентами и профессорами. Масштабная поддержка научных школ позволяла преодолеть не­гативные тенденции старения профессионалов.

В начале 2000-х гг. интенсивно развивалось международное сотрудничество Иркутского государственного университета с зарубежными партнерами. Были заключены рамочные соглаше­ния о сотрудничестве с Университетом департамента Верхняя Са­войя (г. Тамбери, Франция), Институтом гидробиологии (г. Охрид, Ма­кедония), Институтом экологии пресной воды (г. Берлин, Германия).

Институты и факультеты ИГУ также активно позициониро­вали свои научные наработки на международном уровне. Так, химический факультет развивал сотрудничество в рамках дого­воров с Университетом г. Канадзавы (Япония), Монгольским го­сударственным университетом. Ляонинским университетом (КНР), Оксфордским университетом (Великобритания).

Биолого-почвенный факультет в начале нулевых годов взаи­модействовал с Берлинским университетом (ФРГ), Университе­том штата Колорадо (США). В 1999-2000-х гг. сотрудники и сту­денты факультета приняли участие в российско-германской экс­педиции по изучению биоразнообразия озера Байкал совместно с Иркутским государственным педагогическим университетом и Университетом г. Оснабрюк.

Юридический институт ИГУ также оперативно включился в процессы международного сотрудничества, заключая соглашения с зарубежными вузами юридической направленности. Состоялся обмен делегациями в рамках сотрудничества с Савойским уни­верситетом (Франция). В рамках взаимодействия с профессио­нальными ассоциациями в начале 2000-х гг. развивалось взаимо­действие с Ассоциацией американских юристов, на регулярной основе проводились семинары по проблемам права. На базе Юридического института велась подготовка иностранных аспи­рантов из Вьетнама, Китая, Монголии и ряда других стран.

Международный факультет ИГУ в рамках прямого соглаше­ния с Ляонинским университетом (г. Шеньян, КНР) продолжает развивать совместную образовательную программу в области коммерции. На новый уровень вышло сотрудничество с Универ­ситетом им. Кристиана Альбрехта (Германия), продолжились контакты в рамках корейской программы с Университетом Пэ Джэ (Республика Корея). В начале 2000-х гг. шло согласование проведения языковых стажировок студентов ИГУ в Экономиче­ском университете г. Канадзавы и на гуманитарном факультете Университета Тойяма (Япония). В середине 2000-х гг. были про­длены соглашения с Гуманитарным институтом Северо- Восточного педагогического университета (КНР), заключен до­говор с Университетом Чжэнчжоу (КНР), Столичным педагоги­ческим университетом (г. Пекин).

Физики ИГУ взаимодействовали с коллегами из Универси­тета им. Кристиана Альбрехта (Германия) по вопросу примене­ния новых информационно-образовательных технологий, а фило­логи развивали сотрудничество в сфере преподавания русского языка как иностранного, русского языка и филологии.

В декабре 2002 г. было достигнуто соглашение между исто­рическим факультетом ИГУ и Университетом Хоккайдо (Саппо­ро, Япония) о совместном проведении археологических работ в рамках проекта «Антропоген в Байкальской Азии» под руково­дством профессора Г. И. Медведева. Развиваются связи истори­ческого факультета и Университета Симанэ (Япония), на регу­лярной основе проводится летняя практика для студентов ИГУ. Летом 2007 г. был проведен совместный российско-японский се­минар с участием иркутских профессоров и студентов. Стабиль­ные учебные и научные контакты существуют между историче­ским факультетом ИГУ и Реннским институтом политических исследований (Франция).

Активно развивалось сотрудничество между ИГУ и Универ­ситетским колледжем Университета Мэриленда. Выпускники сибирско-американского факультета получали двойные дипломы — специалиста от ИГУ и степень бакалавра Мэрилендского универ­ситета (США). Согласно достигнутым договоренностям, основ­ная часть учебного процесса проходит в г. Иркутске, а после окончания четвертого курса иркутские студенты выезжают на месячную зарубежную стажировку в США. где проходят произ­водственную практику в американских фирмах и компаниях. Следует подчеркнуть, что до 2000 г. зарубежная практика сту­дентов САФ проходила только в США, а с 2000 г. у них появи­лась возможность стажироваться в Австралии.

На базе Байкальской международной бизнес-школы ИГУ ак­тивно внедрялись технологии дистанционного образования (взаимодействие с Мэрилендским университетом (США) и Уни­верситетом Южного Квинсленда (Австралия)).

Иркутский государственный университет является членом Международной и Евразийской ассоциации университетов, Рос­сийской ассоциации бизнес-образования, входит в Ассоциацию университетов Северо-Восточной Азии и Российскую ассоциа­цию университетского корееведения (РАУК), созданную при поддержке МИД Республики Корея. В состав РАУК входят ве­дущие вузы Российской Федерации - Московский государствен­ный университет, Санкт-Петербургский государственный уни­верситет, Дальневосточный федеральный университет.

Сентябрь 2007 г. был отмечен открытием культурно­-образовательного Института Конфуция. Создание этой структу­ры, способствующей усилению межкультурных и профессио­нальных контактов между КНР и регионами Байкальской Сиби­ри, стало возможным благодаря взаимодействию посольства КНР в РФ, департамента международных связей ИГУ и руководства Международного института экономики и лингвистики ИГУ. Ин­ститут Конфуция является единственным учреждением, прини­мающим тестирование на сертификат знания китайского языка HSK, необходимый для поступления в вузы КНР.

В 2005 г. был подписан рамочный договор о сотрудничестве между Иркутским государственным университетом и Универси­тетом А. Мицкевича (г. Познань, Польша). На стажировки в Польшу регулярно направляются сотрудники и студенты истори­ческого факультета ИГУ, представители географического фа­культета и Юридического института.

В 2000-е гг. Иркутский государственный университет стал активным участником программ академических обменов – Не­мецкой службы академических обменов (DAAD), а также про­граммы Erasmus Mundus («Окно внешнего сотрудничества») (с 2007 г.), направленной на развитие взаимопонимания и сотруд­ничества в области высшего образования между странами Евро­пейского союза и Россией [21]. Программа предоставляет воз­можности для обучения, стажировок, проведения научных иссле­дований в вузах ЕС - Финляндии, Бельгии, Испании, Германии, Италии, Португалии и Латвии.

С 2006 г. Иркутский государственный университет является участником программы стипендий фонда «Оксфорд - Россия». По завершении обучения на втором курсе гуманитарных факуль­тетов студенты, имеющие определенный задел в области научно- исследовательской работы, получают дополнительную ежеме­сячную стипендию.

В настоящее время в университете обучается более 300 ино­странных студентов из Китайской Народной Республики, Рес­публики Корея, Монголии, США, Франции, Австрии, Велико­британии и государств СНГ.

Таким образом, Иркутский государственный университет добился значительных успехов в расширении контактов с зару­бежными партнерами - вузовскими и научными центрами (в на­стоящее время их насчитывается более тридцати), что благопри­ятно сказалось на адаптации зарубежного опыта преподавания и проведения научных исследований к российским реалиям, были привлечены существенные объемы дополнительных финансовых ресурсов.

В 2008 г. в Иркутском государственном университете обуча­лось 18 тыс. студентов, на бюджетной основе 42 % и 58 % - на платной. В сокращенные сроки обучения вуз осуществлял подго­товку по 15 специальностям.

В заключение следует отметить, что Иркутский государст­венный университет в настоящее время представляет собой важ­нейший элемент научно-образовательного потенциала Иркутской области и сопредельных территорий. Специалисты вуза прини­мают непосредственное участие в разработке программ регио­нального развития, в подготовке областного законодательства, консультациях в сфере промышленного производства. Современ­ный университет обладает многолетними традициями качествен­ного обучения, проведения полидисциплинарных исследований в рамках естественно-научных и гуманитарных направлений. Об­разовательные программы, реализуемые на базе Иркутского го­сударственного университета, преобразуются в непрерывный цикл бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура.

Иркутский государственный университет оказывал и оказы­вает определяющее влияние на процесс формирования регио­нальной политической и экономической элиты. Выпускники ИГУ занимают ключевые посты в государственных структурах, обще­ственных и партийных организациях, финансовых структурах, крупных корпорациях, среднем бизнесе региона. Таким образом, современный классический университет представляет собой «кузницу кадров» для обширного региона Восточной Сибири, действующую на основе единства научного и образовательного компонентов, обеспечивающих сочетание исследовательских и практических навыков с основательной теоретической подготовкой.

В 2012 г. в Иркутском государственном университете про­шла смена поколений руководства вуза. А. И. Смирнов, 15 лет руководивший университетом, не стал выдвигаться на новый срок. В соответствии с регламентом осенью 2012 г. в университе­те состоялись выборы нового ректора. В ходе напряженной изби­рательной кампании им стал доктор физико-математических на­ук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев, занимавший ранее пост проректора по научной работе. Новый ректор полно­стью обновил ректорат. Пришла новая команда профессиональ­ных администраторов, ориентированная на внедрение новых подходов и технологий управления вузом. Иркутский государст­венный университет вступил в новую фазу своего развития, успешно отметив в 2013 г. 95-летие со дня основания.

Литература

1.    Аргучинцев А.В. О научно-исследовательской работе университета в 2011 г. и перспективах на 2012 г. // Иркут. ун-т. - 2012. – 30 апр. - С. 4-5.

2.    Белоус И. П. Золотой фонд сибирской науки // Alma    mater: дыхание века: к 90-летию Иркутского государственного университета / ред. и сост. С. И. Гольдфарб. - Иркутск. 2008. - С. 22-25.

3.    Григоричев К. В. Первые шаги программы стратегического развития ИГУ // Иркут, ун-т. — 2013. - 31 янв. - С. 3-4.

4.    Диогенов А. Первый в Союзе // Иркут, ун-т. - 1991. - № 6.

5.    Дмитриев В. И. Еще один шаг // Иркут, ун-т. - 1995. - 30 нояб.

6.    Есть контакт! // Иркут, ун-т. - 1996. - 25 мая.

7.    Зуляр Ю. А. Университет как призвание и судьба (к 60-летию А.И. Смирнова) // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - Иркутск. 2010.-№ 1 (4).-С. 161-184.

8.    И в Киле, и в Гранаде // Иркут, ун-т. - 1996. - 31 дек.

9.    Интервью с канадским ученым // Иркут, ун-т. - 1991. - 11 июня.

10. Иркутск - Остин // Иркут, ун-т. - 1991. - 3 апр.

11. Иркут, ун-т. - 1998. - 28 февр.

12. Иркут, ун-т. - 1993. - 30 апр.

13. Иркут, ун-т. - 1996. - 29 нояб.

14. Исторический факультет Иркутского государственного университета / под ред. Ю. А. Зуляра, И. В Олейникова. - Иркутск : Оттиск, 2012. - 56 с.

15. Казарин В. Н. Юридическое образование в Восточной Сибири (1918— 1991 гг.) / В, И. Казарин, Ю. П. Лякутина. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 483 с.

16. Козлов Д. В. Программа институционального развития Иркутского МИОНа [Электронный ресурс] / Д. В. Козлов. - URL: http://mion.isu.ru/ru/ projects/mionproject. html.

17. Концепция развития Иркутского государственного университета : про­ект. — Иркутск, 2002. - 51 с.

18. Куликова А. Это у нас самая чистая в мире вода // Иркут, ун-т. - 1991. —25 сент.

19. Международные связи геологов // Иркут, ун-т. - 1991.-2 окт.

20. Международные связи ИГУ. 20 дней в Китае // Иркут, ун-т. - 1991. - 31 окт.

21.Международная деятельность Иркутского государственного универси­тета 2006-2010 гг. [Электронный ресурс] // Иркутский государственный универ­ситет: офиц. сайт. - URL: http://isu.ru/ru/about/intern_depart/docs/relation2006_10.pdf.

22. Наука и образование на новом этапе. Отчет ректора, академика РАЕН и МАВШ Ф. К. Шмидта о работе Иркутского университета за 1990-1994 гг. // Иркут, ун-т. - 1995 - 30 янв.

23.  Нестерович А. А. Иркутский государственный университет - первенец вузовской науки Восточной Сибири // Иркутский государственный университет (1918-1998). - Иркутск, 1998. - С. 487-590.

24.  Новый уровень международных связей // Иркут, ун-т. - 1993. - № 2.

25.  Олейников И. В. Развитие международных связей Иркутского государ­ственного университета в 90-х гг. XX в. // Шестые Байкальские Международные социально-гуманитарные чтения : в 3 т.: материалы. - Иркутск, 2012. - Т. 1. — С. 70-76.

26.  Связи геологического факультета и Китая// Иркут, ун-т,— 1993. — 30 марта.

27.  Смирнов А. И. Прошлое, устремленное в будущее: Иркутский класси­ческий... / А. И. Смирнов, В. Н. Казарин, Ю. С. Пархоменко // Alma mater: ды­хание века: к 90-летию Иркутского государственного университета / ред. и сост. С. И. Гольдфарб. - Иркутск, 2008.

28.  Сотрудничество расширяется // Иркут, ун-т. - 1992. - 30 сент.

29.  Учиться стало труднее // Иркут, ун-т. - 1992. - 30 нояб.

30. Иркутский государственный университет (1918-1998).- Иркутск: Агентство «КП-Байкал» ; Изд-во Иркут, ун-та, 1998. -293 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): И. В. Олейников | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 2. Часть 2. Глава 2. Параграф 2. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.