ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ И ИНСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, название и самоназвание 2 направлений в русском православии, окончательно оформившихся в конце 1920-х гг.
Вопрос о самостоятельности этих религиозных движений, имеющих значительное сходство в своей истории, взглядах и обрядовой практике, остается дискуссионным.
Возникновение ИПХ—ИПЦ связано с расколом РГЩ после Декларации митрополита Сергия (1927). Противники перехода Церкви на позиции лояльности к советскому государству объявили себя носителями истинного православия, отказались от литургического и административного общения с Московской патриархией и перешли на нелегальное положение («катакомбная церковь»).
По формальным основаниям ИПХ—ИПЦ, ввиду полного организационного отхода от РПЦ, можно отнести к объединениям сектантского типа, таким как «религиозные новообразования», «внецерковные православные объединения». С русским сектантством, возникшим на почве православия (хлыстовст-вующие, духоборы, молокане), их объединяло враждебное отношение к Церкви. Но если русские секты вообще не признавали РПЦ как институт, то ИПХ—ИПЦ отрицали лишь современную им церковь в лице Московской патриархии, каноничность ее священства и совершавшихся таинств. С точки зрения догматической и частично обрядовой они с православием не порывали. Трансформации подвергся порядок совершения части таинств (причащения и покаяния), а священство, миропомазание, елеосвященство, крещение младенцев вообще отсутствовали в культовой практике. Роль священников, репрессированных в 1930-е гг., выполняли наиболее авторитетные верующие, в том числе женщины, был развит институт «божьих людей» — угодников, старцев, странников. ИПХ—ИПЦ создавали свои подпольные общины, включая монашеские. Молельни устраивались в домах верующих, молитвенные собрания проводились тайно. Ситуация самоизоляции превращала их сторонников в радикально настроенных верующих, не желавших иметь ничего общего с греховным миром (секты молчальников, непишущих).
Советскую власть ИПХ считали властью антихриста, из нежелания поклоняться которому проистекали неучастие в общественных и государственных делах, отказ от участия в выборах, отрицание советского паспорта (с печатью антихриста), неприятие колхозов, а также отказ служить в армии. ИПХ—ИПЦ никогда не стремились к регистрации своих организаций. В советское время ИПХ—ИПЦ традиционно рассматривались как одни из самых реакционных, фанатичных и опасных религиозных деноминаций и последовательно преследовались.
В Сибири представители ИПХ—ИПЦ появились в результате ссылки из европейской части страны по обвинениям в контрреволюционной и антисоветской деятельности, а также как раскулаченные. В 1940—50-е гг. осуществлено несколько специальных массовых высылок сторонников ИПХ—ИПЦ в Сибирский регион. Первая организационная депортация верующих (1 673 человек) из 87 населенных пунктов европейской части СССР относится к июню 1944. В Сибири основной территорией распространения ИПХ—ИПЦ стали Алтайский край, Тюменская и Томская области. В послевоенный период эти 2 области рассматривались как центры активности ИПХ наряду с традиционными районами их деятельности — Тамбовской, Липецкой, Рязанской, Воронежской областей. Общины ИПХ—ИПЦ имелись и в Красноярском крае, Читинской, Иркутской, Новосибирской и Кемеровской областях. Наибольшее количество ИПХ в Сибири насчитывалось в 1950—60-е гг. В сибирских общинах состояли наиболее известные проповедники и руководители движения: Ф. Чесноков, А. Пузанов, Д. Козяр, И. Лай (Томская область), И. Барабанов (Новокузнецк), А. Пригарина, А. Симакова (Тюменская область).
Известны случаи, когда верующих ссылали в Сибирь семьями, если только у них еще ранее не отбирали детей. Если на новом месте верующие не отказывались от своих позиций, их вновь подвергали наказаниям как тунеядцев, поскольку члены ИПХ—ИПЦ категорически отказывались работать на советских предприятиях и в колхозах. Сосланные в тот или иной район Сибири верующие за продолжение религиозной деятельности переселялись в более отдаленные и необжитые местности. Далеко не все верующие, чья ссылка заканчивалась, возвращались в европейскую часть страны, тем не менее состав общин ИПХ—ИПЦ в Сибири был всегда непостоянен из-за частого перемещения (добровольного и вынужденного) их членов. Численность общин тоже была разной — от 10—15 до 100—150 человек. Основную часть составляли люди среднего возраста, сделавшие свой религиозный выбор вполне осознанно и согласные терпеть за него преследования. Большинство ИПХ были малограмотными, женщин в общинах было в несколько раз больше, чем мужчин. Верующие жили на доходы со своих огородов, занимались кустарным промыслом. Мужчины создавали бригады плотников, столяров, печников, брали подряды на строительство, изготовляли иконы, как для личных нужд, так и на продажу, собирали и продавали дикоросы.
В целом представителей ИПХ—ИПЦ отличали стойкость в вере; стремление возвратиться к традициям первоначального христианства; ярко выраженный эсхатологизм; трактовка современного мира как полностью греховного, в котором торжествует антихристский протест в форме ухода от мира, антиэтатизм. Все это в советских условиях являлось прямым вызовом системе. Постоянные преследования со стороны государства, ситуация изоляции и самоизоляции вели к сокращению количества общин, их маргинализации.
Последний пик активности ИПХ—ИПЦ, как в целом по стране, так и в Сибири, пришелся на 1960-е гг. Отдельные группы верующих встречались в регионе еще в 1970—80-е гг. Группы ИПХ—ИПЦ по-прежнему не регистрируются, что затрудняет получение информации об их современном состоянии. Представители катакомбного движения негативно относятся и к постсоветскому государству, в том числе за роль, которую оно отводит РПЦ.
Лит.: Служебный дневник Г. Ярового, уполномоченного Совета по делам религиозных культов Кемеровской области ^Страницы истории г. Кемерова. Кемерово, 1998. Кн. 3; Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
Л.И. Сосковец
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей