Многоликость священного моря, индивидуальное восприятие оригинальных и уникальных образов его мира хорошо представлены в разнообразных художественных творениях, которых за последние века в значительном количестве.
По-видимому, одни из первых известных художественных описаний Байкала принадлежат двум мастерам кисти путешественникам, которые по стечению обстоятельств совершали одинаковые поездки по сопровождению посольств или экспедиций в Китай. Один из них А.Е.Мартынов русский пейзажист, для которого любовь к природе была одним из главных стимулов творчества. В начале 19 века он создал великолепные полотна «Байкал» и «Сибирский вид на реке Селенге». В результате своей поездки в Китай издал альбом «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы», где имеются изображения Байкала, виды и типы Иркутска. Другой художник Васильев Т.А., по пути в Китай написал ряд картин, среди которых «Вид на Байкальском озере», «Вид Никольской пристани у истока Ангары» и др.
Вообще 19 век добавил много картин в художественное описание Сибири и Байкала в связи с присутствием в этих местах декабристов мастеров кисти. Среди последних особым даром отличался Н.А.Бестужев, который хоть и не оставил после себя полотен о Байкале, все же написал много акварелей с зарисовками сибирских красот: «Чита. Сад. При комендантской квартире», «Река Чита - место купания декабристов», «Бурятские юрты по дороге из Читы в Петровский завод», «Общий вид Петровского завода» и др. Известно, что в период переезда из Петровского завода в Селенгинск братья Бестужевы побывали на Байкале в его прибрежных селениях. Вот что пишет об этом М.Бестужев: «...Мы прибыли в Чертовкину деревню, на устье Селенги, в самый разгар ловли омулей. Тут мы пробыли две недели, пока наши товарищи отправлялись за море (Байкал. А.К.) в Иркутск». Письмо родным о своем переезде из Петровского Завода Н.Бестужев отправил из селения Посольское 10 августа 1839 года. Можно предполагать, что за двухнедельный период художник уделил внимание пейзажу Байкала. С конца 1841 по октябрь 1842 года Н.А.Бестужев прожил в Иркутске, зарабатывая там написанием портретов состоятельных людей. Естественно, он вновь бывал на Байкале и, возможно, оставил память о нем в набросках и рисунках. Но, к сожалению, какие-то пейзажные зарисовки этого периода не сохранились или остаются невыявленными.
Байкалом в 30-40-е годы 19 века восхищались такие живописцы, как англичанин Т.У.Аткинсон, ссыльный поляк Л.Немировский. Последний создал пейзаж, изображающий знаменитые Байкальские ворота. Вот что сказано о данной картине в книге А.Гиллера «Описание Забайкальского края и Сибири» (1867 г., на польском языке): «Красота его берегов привела на Байкал нескольких художников. Я видел пейзаж Леопольда Немировского, выполненный масляными красками и изображающий местность под названием Байкальские ворота. Скала торчит среди озера как колонна и соединяется с берегом естественным мостом. Эта скала действительно похожа на ворота, под которыми можно проплыть. Пейзаж Немировского изображает ночь, свет луны отражается в озере и тусклым мерцанием покрывает скалы, лодка с людьми подплывает к воротам».
В начале 20 века признанием сибиряков и любителей живописи в Центральной России пользовались картины томского художника В.Д.Вучичевича Сибирского. В 1914 г. в Петербурге, а затем в Иркутске на выставках художником было представлено свыше 100 произведений, среди которых тридцать три пейзажа о жемчужине сурового края - Байкале. Картины «Байкал нахмурился», «Осенний шум Байкала», «Скала на Байкале» и др. не только волновали ценителей искусства непосредственно на выставках, они так же воспроизводились в популярных журналах «Нива», «Солнце России» и других изданиях. В 1919 году он был зверски замучен колчаковцами недалеко от Щегловска (Кемерово)
В Иркутском областном художественном музее имеются полотна известных художников Д.П.Штеренберга «Берег. Поселок Хужир на Байкале» и К.И.Померанцева «Море». На последней картине (1911 г.) изображен Байкал с низким горизонтом и на его фоне представлена обнаженная женская фигура. По байкальской тематике он создал ряд картин и рисунков: «Восход на Байкале», «Домик на Байкале», «Легенда о Байкале» и др. Померанцев мечтал написать серию картин на темы песни «Славное море, священный Байкал». Сохранились к этой теме несколько этюдов и эскизов: «Станционный домик на Байкале», «Малое море», «Байкальская песня» («Ожил я, волю почуя...»).
В первой трети двадцатого века к пейзажной живописи Байкала добавилось немало работ Н.Ладейщикова. Выходец с Урала, он с самых молодых лет пожизненно влюбился в Байкал: «Еще в первое время пребывания в Иркутске у меня было сильное непреодолимое желание видеть Байкал, так как я много знал об этом загадочном озере. Наконец, мне посчастливилось видеть Байкал в первый раз. Впечатление огромное. Особенно поразила прозрачность байкальской воды, ее нежный красивый зеленовато-голубой тон...»
Кисти Н.Ладейщикова принадлежат известные картины: «Ледокол Байкал» (1906), «Отмели Байкала» (1910), «Волны Байкала» (1910), «Прибой у села Листвиничное» и др.
Байкал, тайга сибирская были излюбленными темами художника Б.И.Лебединского. Именно под такими названиями неоднократно, во всевозможных вариантах, форматах, различные по технике исполнения издавались в последние годы альбомы работ художника. В одном из таких альбомов «Байкал» сопроводительный текст к литографиям совместно с автором написал байкаловед профессор М.М.Кожов. Сотворчество художника и ученого внесло в описание уникальности Байкала не только впечатляющие красочные образы, но и литературное вдохновение. Вот одно из описаний этого плодотворного сотрудничества.
«Байкал необычно изменчив — то зеркально спокойный, то бурный и грозный.
Грозно и пенясь
Катятся волны,
Хмурится гневом обьятый Могучий Байкал, —
поется в одной из песен, воспевающих Байкал.
Грозен и страшен Байкал, когда дует сарма, этот всегда внезапный, необычно сильный порывистый ветер. Дует сарма... и Байкал подобен бурлящему котлу. Все живое спешит укрыться, даже чайка птица моря - скрывается в убежище в скалах. Страшен в это время Байкал!
Но вот стих ветер, разошлись тучи, успокоились громады волн, засияло солнце - тих и спокоен Байкал, мягко колышется вода, тихо бьет в берег прибой, зеркальная водная гладь переливается всеми цветами радуги под яркими лучами солнца.
Чудесно байкальское утро, когда из-за высоких гор показываются первые лучи восходящего солнца. Быстро меняются краски неба и нежных, и мягких до ярких и звонких; вода, то темная, почти черная, то ярко-голубая, сверкает и блещет в огромной чаше озера.
Трудно уловить и тем более передать всю богатейшую палитру байкальских красок».
Психологические трудности в восприятии неповторимости и уникальности цветовых оттенков многоликой байкальской воды, особенно после ее многомесячного «ледового, снежного плена», встречаются постоянно. «В белом бесцветии зимы накапливаются, зреют и выспевают цвета байкальской воды. Только очень тонкий художник смог бы определить названия всех оттенков цвета байкальской волны,
но едва ли бы сумел он воплотить их на полотне, потому что кисть способна уловить мгновение природы и остановить его для глаза. Цвет же байкальской воды — это и есть сама жизнь Байкала, ни одним, самым ярким мгновением не характеризуемая. И потому самое талантливое полотно будет лишь фотографией момента, мгновения, коих тысячи, и один другого прекраснее, и каждое в равной степени — суть!».
Последние фразы весьма хорошо характеризуют общую настроенность художников, да и писателей, на попытки красочного отображения разнообразия и динамичности байкальских образов, хотя это мало кому удается. Н.Ладейщиков, рассказывая о своих встречах с одним из «заезжих» живописцев, приводит такой эпизод: «А когда я спросил художника, почему он так мало писал Байкал с натуры, тот признался, что не сможет написать Байкал таким, какой он есть. Для того чтобы это сделать, надо родиться и прожить всю жизнь на его берегах. «Понимаете, - сказал он мне, - у вашего Байкала какая-то удивительная способность меняться не то что ежеминутно, а прямо-таки ежесекундно. Только пристроишься, подберешь подходящий фон — трах! - подул ветер, и... улетели краски! Тут нужны какие-то другие средства изображения. Ни кисть, ни карандаш за ним не поспевают, по крайней мере, приезжего человека».
Н.Ладейщиков размышляет и о «местных» мастерах кисти, вопрошая, почему в их картинах Байкал редко предстает в наиболее присущем ему радостном великолепии, во всей силе его ярких и чистых тонов. Писатель высказывает мнение, что у Байкала был «Свой Айвазовский». Это -Б.И.Лебединский. Но и в его картинах священное море предстает шедевром искусства, а изменчивая прелесть его, лишенная движения, ускользает как обманчивый мираж. И стоит в чем-то согласиться с писателем, когда он задает следующие вопросы: «Быть может, изобразить Байкал «живым», таким, как он есть, вообще не под силу человеку? Возможно, не стоит и пытаться воспроизводить на холсте его краски и движение? Может, нужно стремиться к другому, к тому, чтобы проникнуть в существо его характера, уловить то, что глубоко скрыто от поверхностного взора и составляет живую суть его мятежной и изменчивой натуры?»
Среди картин известных иркутских художников второй половины 20-го - начала 21 века можно назвать работы Рогаля В.С. «Солнце Байкала» (1984) и «Байкал - золото Сибири», Симонова Е.С. «У острова Ольхой», Чевелева В.В. «Звездынад Байкалом» (1997), Шихалева Г.В. «Байкальские незабудки» (2004) и «Дорога к Байкалу. Священное место» (2002), Юшкова И.Е. «Зима на Байкале» (1966 г.), «Байкал. Утро» (1970-1974 гг.) Муравьева А.М. «Ветра Байкала», «Чайка» Муравьева А.А., «Хужир» и др.
С «бурятской стороны» Байкала тоже были свои «Айвазовские». Одним из первых среди них можно назвать Александра Казанского. Человек, окончивший Московский художественный институт им. Сурикова, ввел свое понимание образа священного моря во многие картины. В картинах «Рассвет на Байкале», «Курбуликский мыс. Байкал», «Байкал. Малое море», «Гор Шаман», «Остров Ольхн» и т.д. он мастерски изобразил пенистые волны Байкала, зеленовато-желтые и пепельно-серые скалы прибрежья, со стоящими на берегах деревьями и многое - многое другое. Среди портретных работ А. Казанского своей экспрессивностью и выразительностью отличается картина «Рыбаки Байкала». Образ Байкала стал своеобразной «визитной карточкой» творчества Б.Т.Тайсаева. Художника привлекают самые различные изменчивые состояния водной стихии: это и эмоционально-драматическое в «Шторме» и величаво-торжественное в «Байкале».
Художественные полотна самому Байкалу и природно-героическим местам вокруг его посвятили: народный художник Бурятии Чингиз Шонхоров («Байкал», «Мыстроим БАМ»), В.Поспелов («Байкальская сказка», "Миражи на Байкале») С.Ханхоров («Весна на Байкале», «Орлы Ольхона») Алла Цыбикова («Нижнеангарск. Пейзаж с лодкой») и другие художники. Светлана Ринчинова, освоившая нелегкое искусство создания гобеленов из конского и сарлычьего волоса, создала впечатляющий гобелен «Байкал», о котором доктор искусствоведения проф. Воронов Н.К. сказал на выставке художников 1989 года, что «Байкал» явился подлинным украшением всего вернисажа, и что он достоин стать «выставкой одной работы». Превосходным творением С.Ринчиновой стал гобелен «Священный Байкал», созданный в 1994 г. Ряд других художественных творений о Байкале можно найти на цветных вкладках нашей книги. Отражая красоту,величие и влияние Байкала на внутренний мир человека,художники как и писатели, и поэты, и музыканты облагораживают духовное и экологическое сознание людей.
Несколько слов в книге надо обязательно сказать о людях осмысляющих Байкал, описывающих и защищающих его другими художественными средствами. В кинематографе образ священного моря связан, прежде всего, с именем талантливого режиссёра страны С. Герасимова, который создал уникальный фильм «У озера». Хотя, фильм, вынужденно учитывая идеологию тех лет, отличался определённой недосказанностью о реальных виновниках бед Байкала, он всё же заставлял людей думать не только о красоте Сибирской жемчужины, но и стремиться своим личным вкладом заботиться о первозданности неповторимого явления природы. Творения разных мастеров кинодела о природе Байкала часто появлялись на экранах
Советского Союза. Восточно-Сибирская студия кинохроники со времени своего возникновения в 30-х годах 20-го века также уделяла много внимания Байкалу и людям, проживающих на его берегах. В последней трети прошлого века на студии работали творческие личности: операторы Г. Ландин, А. Сидлер (собкор по Бурятии), Ю. Костомаров, С. Марков, режиссёр Л. Черепанова и др. Они создали оригинальные и высокохудожественные фильмы об озере, его флоре и фауне: «Берег бурых медведей», «Из Сибири в Сибирь» и ряд других творений.
Кинодокументалисты тех лет были энтузиастами и подвижниками, они действовали по известному правилу: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких кадров...». Им удавалось создавать такие нестандартные специфические образы и картины Байкала, которые восхищали не только отечественных зрителей, но и искушённых зарубежных коллег, в частности, американцев. Последние отмечали высокий класс мастерства и авторов, и режиссёров, и операторов. Особым пафосом борьбы за экологическое состояние Байкала зазвучали документальные фильмы в послеперестроечный (конец 85-х — 90-е годы) период, когда студию возглавлял авторитетный и популярный в байкальском регионе журналист А. Голованов. Традиции тех лет живы и в современных теле- и кинорепортажах, и они успешно работают на благо священного моря.
Образы Байкала запечатлевались на фотографиях с первых лет вхождения фотосъёмки в жизнь людей. Сегодня невозможно даже перечислить всех людей, чьи снимки расходились по миру, популяризируя в отечественных и зарубежных городах и весях прелести Сибирской природы. Одним из первых цветовых отображений стал в начале 60-х годов альбом «Байкал» с ёмким подзаголовком «Многокрасочный альбом с кратким описанием Сибирской жемчужины природы и национальной гордости СССР — озера Байкал» (авторы Г.И. Галазий и Е.Н. Новоселова, фото А.Г. Бушкина и Л.И. Тюминой). Текст и фотографии альбома были представлены на четырёх языках: русском, английском, немецком и французском. В предшествующий и последующий периоды собственными черно-белыми и цветными фото свои книги иллюстрировали В. Брянский, А. Имитхенов, В. Ламакин, С. Волков, О. Гусев и многие многие другие авторы, которые включены в список литературы данного издания. По обоим берегам Байкала хорошо известны альбомы и снимки И. Грабовского, Г. Егеря, А. Князева, П. Малиновского, Л. Мончинского, К. Михал-кина, А. Фрейдберга и других фотомастеров. Оригинальные, впечатляющие и одухотворяющие образы голубого ока Сибири становятся благодатным достоянием ценителей красоты природы во всём мире. К сожалению, мы очень слабо знаем о зарубежных кино-, фото-, теле- и других художественных мастерах, влюблённых в Байкал и несущих эту любовь в души и сердца представителей разных народов, и этот недостаток надо преодолевать всеми силами.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей