Исетский проект // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИСЕТСКИЙ ПРОЕКТ, проект канала, соединяю­щего Волжско-Камский речной бассейн с Обь-Иртышским. Выдвинут в 1797 генерал-майором О.И. Новицким.

Новицкий обосновывал практическую возможность соеди­нения главных речных бассейнов страны каналами и шлюзовыми системами в единую глубоководную сеть внутренних путей сооб­щения, менее дорогостоящую по сравнению с сухопутными трактами. Первоочередные усилия предполагалось со­средоточить на соединении Волго-Камского бассейна с Обь-Иртышским посредством постройки шлюзовой системы че­рез Уральский водораздел.

Первыми на инициативу Новицкого положительно отреагировали владельцы Ревдинских железоделатель­ных заводов, которых привлекла перспектива получить контроль над будущим главным торговым путем между Европейской Россией и Сибирью. В 1815 они произвели изыскания, разработали технический проект и запросили государственную субсидию на постройку судоходного канала, соединяющего истоки рек Чусовая и Исеть по трассе заводского технологического водовода. Проект, получивший название «Исетский», предпола­гал устройство 8-км «прокопа», соединяющего Чусовую с истоком р. Решетка по трассе водовода, а также сооружение 110 болынемерных шлюзов: 51 на западном склоне Урала и 59 — на восточном. Вся соединительная система протяженностью 1472 версты начиналась в 40 км от Перми и заканчивалась у Тобольска.

Однако выяснилось, что судоходство по искусственной гидросистеме через Уральский водораздел требует дноуглубительных и других гидротехнических работ на реках Чусовая, Исеть и Тобол. Как следствие, стоимость проектируемого сооружения оценивалась в 60 млн руб. Еще 30 млн требовало бы ежегодное преднавигационное восстановление водного пу­ти. В результате широкой общественной критики реализация Исетского проекта и конкурирующих с ним вариантов соединения Волжско-Камского и Обь-Иртышского речных бассейнов остановилась на стадии технико-экономических изысканий.

Лит.: Русское судоходство. 1888. № 29; Ламин В.А., Пленкип В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной сис­темы на востоке страны. Екатеринбург, 1999.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири