ИРКУТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1906 О ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ, совещание общегосударственного масштаба по вопросам развития единой транспортной сети Сибири.
Проходило в Иркутске под председательством генерал-губернатора Восточной Сибири А.И. Селиванова 13—23 декабря 1906. В совещании участвовали представители сибирской общественности, крестьянских обществ и городских управ, специалисты Министерства путей сообщения (МПС), столичные и местные журналисты, авторы проектов транспортного строительства. Совещание имело задачей разработать единый план строительства сибирских путей сообщения с учетом многочисленных и разнонаправленных общественных инициатив.
Участники совещания разделились на 2 противоборствующие группы — условно, «южан» и «северян». «Южане» выступали за усиление пропускных мощностей Транссибирской магистрали и ее продолжение до соединения с Уссурийской линией. Строительство ответвлений от Транссиба восточнее Енисея и широтных железнодорожных линий в Западной Сибири они предлагали вести в южных, преимущественно аграрных, грузообразующих районах. «Северяне» обращали внимание на то, что даже максимально возможное усиление Транссиба не разрешит транспортные проблемы территорий, удаленных от железной дороги на 300—400 км, т. е. находящихся за пределами непосредственного экономического воздействия Транссибирской магистрали. Не отрицая необходимости развития путей сообщения в хлебородных районах Сибири, «северяне» предлагали основные усилия сосредоточить на транспортном обеспечении северных зон как наиболее экономически перспективных. При этом указывалось на невозможность решения транспортных проблем только за счет интенсификации судоходства по сибирским рекам, как это предлагали «южане». «Северяне» выступали за формирование такой транспортной системы, которая бы обеспечивала свободный от посреднических поборов выход сибирской торговли на международне рынки: западноевропейской и тихоокеанской. Для выхода на западноевропейский рынок предлагались проект Обь-Северной (Полярной) магистрали от низовьев Оби (Берёзов, Обдорск или иной пункт) через Северный Урал к одной из бухт на арктическом побережье Европейской России (а в конечном счете — до Архангельска) и проект железной дороги Енисейск—Нарым—Тобольск, которая бы при условии ее соединения с Екатеринбург-Тюменской и затем Архангельской линиями обеспечивала транспортную связь обширных территорий Обь-Иртышского и Ангаро-Енисейского бассейна с промышленными центрами Урала, Европейской России и зарубежными странами.
Совещание приняло рекомендации о сооружении второй колеи Транссиба, соединении дороги с пристанью Усть-Кут, строительстве Амурской, Минусинской, Туркестано-Сибирской, Северо-Сибирской, Южно-Сибирской и некоторых других железных дорог. Было отмечено, что в Сибири строительство подъездных путей должно осуществляться только при наличии резервов пропускной возможности широтных магистралей. Одно из центральных мест на совещании заняли проекты нового железнодорожного строительства в полигоне будущей Байкало-Амурской магистрали. Рекомендации совещания существенно (по отдельным направлениям — на несколько десятилетий) опередили сложившийся впоследствии реальный процесс формирования транспортной системы Сибири и в целом России. Наиболее перспективными оказались проекты для северных экономико-географических зон, а также проекты, нацеленные на создание транспортных выходов из Сибири к зарубежным рынкам.
Лит.: Колесов Л.И. Развитие концепции формирования транспортной системы Сибири //Проблемы развития транспортной системы в районах Сибири. Новосибирск, 1980; Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока и Сибири. Новосибирск, 2002.
В.В. Ламин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей