Новости

Иркутское совещание 1906 о путях сообщения в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИРКУТСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1906 О ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ, совещание общегосударственного масштаба по вопросам развития единой транспортной сети Сибири.

Проходило в Иркутске под председательством генерал-губернатора Восточной Сибири А.И. Селиванова 13—23 декабря 1906. В совещании участвовали представители сибирской общественности, крестьянских обществ и городских управ, специалисты Министерства путей сообщения (МПС), столичные и местные жур­налисты, авторы проектов транспортного строительства. Совеща­ние имело задачей разработать единый план строительства сибирских путей сообщения с учетом многочисленных и разнонаправ­ленных общественных инициатив.

Участники совещания разделились на 2 проти­воборствующие группы — условно, «южан» и «северян». «Южане» выступали за усиление пропускных мощ­ностей Транссибирской магистрали и ее продолжение до соединения с Уссурийской линией. Строительство ответв­лений от Транссиба восточнее Енисея и широтных железнодорожных линий в Западной Сибири они предлагали вести в южных, преимущественно аграрных, грузообразующих районах. «Северяне» обращали внимание на то, что даже максимально возможное усиление Транссиба не разрешит транспортные проблемы территорий, удаленных от железной дороги на 300—400 км, т. е. находящихся за пределами непосредственного экономического воздейст­вия Транссибирской магистрали. Не отрицая необ­ходимости развития путей сообщения в хлебородных районах Сибири, «северяне» предлагали основные усилия со­средоточить на транспортном обеспечении северных зон как наи­более экономически перспективных. При этом указы­валось на невозможность решения транспортных проблем только за счет интенсификации судоходства по сибирским ре­кам, как это предлагали «южане». «Северяне» высту­пали за формирование такой транспортной системы, которая бы обеспечивала свободный от посреднических поборов вы­ход сибирской торговли на международне рынки: западноевропейской и тихоокеанской. Для выхода на западноевропейский рынок пред­лагались проект Обь-Северной (Полярной) магистрали от низовьев Оби (Берёзов, Обдорск или иной пункт) через Северный Урал к одной из бухт на арктическом побережье Европейской России (а в конечном счете — до Архангельска) и проект железной дороги Енисейск—Нарым—Тобольск, которая бы при условии ее соединения с Екатеринбург-Тюменской и затем Архангельской линиями обеспечивала транс­портную связь обширных территорий Обь-Иртышского и Ангаро-Енисейского бассейна с промышленными центрами Урала, Европейской России и зарубежными странами.

Совещание приняло рекомендации о сооружении второй колеи Транссиба, соединении дороги с пристанью Усть-Кут, строительстве Амурской, Минусинской, Туркестано-Сибирской, Северо-Сибирской, Южно-Сибирской и некоторых других железных дорог. Было отмечено, что в Сибири строительство подъездных путей должно осуществляться только при наличии резервов пропускной возможности широтных ма­гистралей. Одно из центральных мест на совещании заняли проекты нового железнодорожного строительства в полигоне будущей Байкало-Амурской магистрали. Рекомендации совещания существенно (по отдельным направлениям — на несколько десяти­летий) опередили сложившийся впоследствии реальный процесс формирования транспортной системы Сибири и в целом России. Наиболее перспективными оказались проекты для северных экономико-географических зон, а также проекты, нацеленные на создание транспортных выходов из Си­бири к зарубежным рынкам.

Лит.: Колесов Л.И. Развитие концепции формирования транс­портной системы Сибири //Проблемы развития транспортной сис­темы в районах Сибири. Новосибирск, 1980; Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока и Сибири. Новосибирск, 2002.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири