Освоение Россией новых земель на Дальнем Востоке зависело от освоения транспортных сухопутных, а особенно — водных путей. Только имея такие транспортные «артерии», можно было рассчитывать на положительные результаты хозяйственной колонизации дальних земель.
С целью организации судоходства на Амуре в первой половине XVIII в. была организована весьма многочисленная секретная экспедиция для работы в Забайкалье. Кроме того, на эту экспедицию возлагался и другой обширный круг вопросов. Это и осуществление геологических и геодезических исследований, и основание новых населённых пунктов, и строительство судов, и организация производства железа, и открытие железоделательных предприятий, и многое другое. Но в пятидесятых годах восемнадцатого столетия обстановка на Востоке изменилась не в пользу России, которой пришлось значительно уменьшить деятельность экспедиции в Забайкалье. В этот период российское правительство обращает внимание на Иркутск. В 1754 г. Правительствующий Сенат учреждает в Иркутске своим Указом адмиралтейскую команду, в обязанности которой включались содержание транспортных средств на Байкале и заготовка припасов для порта Охотска. Командовал ею штурман Татаринов, которому также подчинили Иркутскую Навигацкую школу. Он же был подчинён губернскому руководству.
В 1764 г. окончательно закрывается деятельность секретной экспедиции в Забайкалье и в Приамурье. Оставшиеся специалисты переводятся на работу в Иркутск. Среди них были штурманы Татаринов и Карпов, корабельные подмастерья Алексей Попов и Острецов, ластовый ученик Лапин, плотники, конопатчики и другие.
Ластовый ученик — это обычно молодой человек, осваивающий измерительную корабельную науку. В его обязанности входило следить от начала и до окончания постройки судна за соблюдением требований прочности конструкций, за правильностью выполнения обводов, за размещением на корабле необходимых помещений, мачт, балласта. Он по окончании строительства выдаёт специальное (мерительное) свидетельство, по которому разрешалось грузить на судно груз, а также в нём указывалось его размещение. Свидетельство давало право перевозить товары и пассажиров. Нарушение требований свидетельства считалось преступлением.
На прибывших в Иркутск специалистов и была возложена задача построить для плавания по Байкалу два новых казённых бота, указ о немедленной постройке которых был получен ещё в 1763 г. Первый же бот, названный «Борис и Глеб», был заложен на Ангаре 27 июля 1764 г., а второй — «Святой Козьма Святоградец», — 7 июля этого же года. Их постройка закончилась только в следующем году.
В 1765 г. был решён вопрос о постоянном месте для Адмиралтейства, для подготовки к постройке помещений которого штурману Татаринову были выделены ссыльные. Место это было выбрано в устье реки Иды (Ушаковки) вблизи Знаменского Девичьего монастыря и мельниц купца Ушакова. На этом месте под руководством Татаринова были построены эллинги для судов, казармы для рабочих и другие подсобные помещения. В штате Иркутского Адмиралтейства числилось: 2 подмастерья, квартирмейстер, один матрос, 3 купора (купор — специалист, подготавливающий обручную посуду и бочки под порох и воду), 2 токаря, по одному столяру и конопатчику, 4 плотника и несколько (по потребности) мастеровых из местного казачества. Содержание Адмиралтейства с судоверфью обходилось по 2000 рублей в год. Затраты на строительство первых двух судов составили по 1200 рублей, а ремонт ботов оценивался по 200 рублей за единицу.
К 1800 г. деятельность Иркутского Адмиралтейства пришла в полный застой. Строительство судов растягивалось на несколько лет. Даже приготовленный к постройке материал успевал сгнить. Военный губернатор Борис Борисович Леццано обращался в Адмиралтейств-коллегию об оказании помощи в посылке специалистов по строительству и судовождению. В 1800 г. в Иркутск с этой целью прибывают штурман в чине унтер-офицера и 18 мастеровых людей и матросов. А немного позднее военный губернатор добился учреждения в Иркутске специального местного управления морского ведомства под руководством также присланного морского штаб-офицера. С этого времени наладилась организованная и планомерная работа Иркутского Адмиралтейства как подразделения транспортных судов Российского военно-морского флота.
К 1804 г. небольшие строения при стапелях, разбросанных в разных местах города, стали не удовлетворять резко возросшим потребностям Адмиралтейства. В 1804 г. на правой стороне реки Ушаковки строится целый комплекс служебных зданий для Адмиралтейства: казармы для служителей, амбары, склады, кузницы и небольшое производство для изготовления канатов и другой корабельной оснастки. Стапеля же остаются на Ангаре. Но удивительно другое. Необъяснимо, по каким соображениям было выбрано это весьма неудобное, заливаемое паводковыми водами, место. До нового эллинга на Ангаре было две версты. Поэтому в 1819 г. на Ангаре в Знаменском предместье началось строительство нового комплекса сооружений Адмиралтейства, оконченное через пять лет. Часть зданий была перенесена, а часть строили заново. Основным сооружением являлся очень большой канатный завод, длина которого по фасаду, расположенному вдоль реки Ангары, составляла более 300 метров. В этом же здании под башней со шпилем и флагштоком, расположенным по центру, имелась на втором этаже своя чертёжная мастерская. При Адмиралтействе также имелись: казармы для служителей с кухней и баней, склады, мастерские, кузница, караульный дом и другие. Здесь же имелся крытый эллинг.
В середине двадцатых годов XIX столетия Иркутское Адмиралтейство было прекрасно организовано и бесперебойно работало. Постоянно, как бы по плану, к очередной навигации вступали в строй два судна, построенные на стапелях Адмиралтейства. Но уже в тридцатых годах байкальскому водному транспорту стал создавать серьёзную конкуренцию сухопутный Кругобайкальский тракт. И в 1839 г. Иркутское Адмиралтейство как потерявшее своё значение учреждение закрывается. Дела ликвидируются, а люди переводятся в Охотск. Помещения бывшей морской команды Адмиралтейства на следующий год занимается артиллерийским гарнизоном, кроме здания кузницы, полностью сгоревшей ещё 17 марта 1839 г. До момента закрытия Адмиралтейства в Иркутске было построено 23 парусных судна, из них: один швербот, три больших почтовых лодки, один дощаник, один шкойт, один пикетбот, один галиот, четыре транспорта, одиннадцать ботов. На момент ликвидации дел Адмиралтейства остались недостроенными два швербота и один швербот с убирающимся килем
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей