Новости

Иркутский трамвай. Первые проекты

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

О другом виде городского транспорта — электрическом трамвае говорилось на одном из заседаний Городской думы в 1896 г., на котором была создана комиссия для выяснения вопроса об электрическом освещении и трамвае в Иркутске.

16 ок­тября комиссия закончила свою работу. Если по электрическому освещению ко­миссия приняла кое-какие рекомендации, то в отношении трамвая комиссия ни­чего определённого не определила. Но идея постройки электрического трамвая, уже внесённая в общественное мнение иркутян, не исчезла, не забылась.

В начале августа 1909 г. Городская управа вела переговоры с представителем англо-шведс­кой компании А. Б. Гутманом по постройке трамвая в Иркутске.

На следующий год, 20 ноября, в Иркутское Городское общественное управление поступила от ан­глийского акционерного общества заявка о сдаче на 20-30 лет концессии на строи­тельство и эксплуатацию электрического трамвая в Иркутске. А 21 декабря 1911 г. через своё Генеральное консульство обратились к иркутскому городскому голове американские капиталисты.

Они просили отдать им концессию на проведение и эксплуатацию в Иркутске электрического трамвая. Из этих фактов можно заклю­чить, что предложений от солидных фирм на устройство трамвая в Иркутске было достаточно. Но весьма заманчивое предложение поступило в 1916 г. от акционер­ного общества «Сименс Шуккерт».

Об этом более подробно сообщила 2 июля газе­та «Иркутская жизнь»:

 «В Городское управление поступило предложение инжене­ра Русского акционерного общества «Сименс Шуккерт» на составление сметы по устройству в Иркутске трамвая. В своём заявлении представитель фирмы указывает, что для осуществления проектов по постройке городских трамваев и станций Городским общественным управлением необходимо предварительно испросить в Министерстве внутренних дел проект. Как в том, так и в другом случае необходимо в Петрограде давать в Министерстве соответствующие объяснения, от которых зависит ускорение всего дела. Со своей стороны фирма предлагает не только изготовить проект и смету для представления в Министерство внутренних дел, но и обещает взять на себя хлопоты по проведению через все инстанции облигационного займа и проекта. Изготовление проектов и чертежей представитель фирмы определяет в 6-8 тысяч рублей, причём половина этой стоимости должна быть уплачена городом по исполнении проекта, а остальная сумма — по утверждении его и по разрешении займа в Министерстве внутренних дел. При этом, если при соревновании постройка трамвая остаётся за фирмой «Сименс Шуккерт», то половина суммы будет возвращена городу».

Благоустройство иркутских улиц до 1917 г.

Как упоминалось выше, состояние улиц города всегда оставляло желание быть лучше. Но и нельзя сказать, что на благоустройство улиц, садов и площадей полностью не обращалось внимание.

При Городском общественном управлении работала комиссия, в обязанность которой входило следить, организовывать и контролировать благоустройство города.

Такими же функциями были наделены и Губернский и Городской строительные отделы. Эти органы организовывали почти ежегодно простую подсыпку камнем или хрящом полотна дорог, выравнивая проезжую часть и устраняя неровности.

Содержание в надлежащем состоянии участков улицы, тротуара и водостоков (кюветов) возлагалось на домовладельцев, к чьим домам прилегали эти участки. Часто домовладельцам городскими властями предоставлялся ремонтный материал.

Следили за исполнением этих обязанностей многие чины городской администрации, начиная от рядовых полицейских и врачебных инспекторов разных рангов и кончая высшими должностными лицами.

Вот как об одном из таких случаев сообщает 3 июля 1916 г. газета «Иркутская жизнь»:

«Помощник иркутского губернского врачебного инспектора доктор Нейберт обратился к полицмейстеру с просьбой сделать зависящее распоряжение, чтобы принудить домовладельцев производить очистку тротуаров, улиц и водосточных канав ввиду их крайней запущенности».

Средства на ремонтные и благоустроительные работы брались из поступающих в городской бюджет налогов, как это было и в 1900 г. 4 мая этого года Иркутская Городская дума вынесла постановление ходатайствовать перед высшими инстанциями о разрешении на устройство мостовых полпроцента от поступающих сборов с имуществ.

Но пока это решение рассматривалось, Большая, Ивановская, Пестеревская и Тихвинская улицы в 1900 и 1901 гг. мостились за счет домовладельцев. Правда, после разрешения по поводу того «полпроцента» домовладельцам их затраты были компенсированы. Мощение улиц началось, конечно, намного ранее.

Известно, что в октябре 1888 г. «шоссировалась» Ивановская улица. Кстати сказать, в этом же году по настоянию и содействию городской полиции было устроено пятнадцать верст тротуаров. Для «шоссировки» улиц с 1910 г. стали использоваться тяжелые катки. 16 июня на Хлебном базаре испытывался для трамбовки полотна дороги приобретенный городом паровой каток весом 1000 пудов. Были получены удовлетворительные результаты.

Иногда, как это было в июне 1916 г. в Вознесенском предместье, укрепление дорог и приведение в надлежащее состояние сточных канав выполнялось по просьбе местных жителей. Комиссия по благоустройству улиц, площадей, садов и бульваров принимала решения о реконструкции той или иной улицы. Ею, например, 2 июля 1916 г. была проявлена инициатива расширения полотна дороги Кругобайкальской улицы, так как при осмотре ее выявилось, что в некоторых местах этой улицы не могут разъехаться два экипажа. На расширение улицы по смете, составленной  Комиссией, требовалось около 300 рублей, что и было городскими властя­ми выделено.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.