Иркутский авиационный завод // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД, одно из ведущих предприятий россиского самолетостроения.

Строительство началось в 1932 после принятия правительственного решения о создании на востоке страны сети оборонительных предприятий (в целях обеспечения вооружением РККА на случай военных действий с Японией). Выбор пал на Иркутск, лежащий на пересечении железнодорожных, сухопутных и водных коммуникаций. Заводу отвели место близ ст. Иннокентьевская. 18 августа 1934 завод № 125 им. Стали­на приняли в эксплуатацию. В феврале 1937 он выпустил пробную партию истребителей И-14 (1-й в СССР самолет с гладкой дюралюминиевой обшивкой, которая позволила повысить скорость). После И-14 предприятие начало выпускать скоростные бомбардировщики (СБ), которые поступили на вооружение авиационных полков Забайкалья и Дальнего Востока и приняли участие в боях на оз. Хасан и р. Халхин Гол. Общий объем выпуска СБ составил 837 единиц.

Осенью 1941 в Иркутск на площадку завода № 125 из Москвы эвакуировали старейший авиационный завод № 39 им. Менжинского. В 1941—42 объединенный завод № 39 выпускал пикирующие бомбардировщики Пе-2 (освоение их выпуска началось в Иркутке еще до войны) и тяжелые истребители Пе-3. В ноябре 1942 предприятие переключилось на производство дальних бомбардировщиков Ил-4. Параллельно с Ил-4 в 1943 развернулось серийное про­изводство дальнего бомбардировщика Ер-2 с дизельными дви­гателями. Для ускорения темпов выпуска продукции внедрены поточные линии (к 1945 их число достигло 45). Всего за годы Великой Отечественной войны авиационный завод № 39 построил 2 174 боевых самолета, а также опытный экземпляр дальнего бомбардировщика Ил-6. За это время были возведены новые цеха и испытательные стенды, вдвое возросла численность персонала, сложилась производственная школа, умеющая адаптироваться к особенностям рабо­ты различных КБ. Это позволило быстро наладить выпуск реактивных бомбардировщиков-торпедоносцев Ту-14 (147 ед.), а в 1953 приступить к производству фронтовых бомбардировщиков Ил-28 (машины этого типа долгие годы составляли основу ударных сил фронт, авиации СССР и в массовом порядке поставлялись на экспорт).

Иркутский авиазавод стал пионером строительства специализированных военно-транспортных самолетов. В 1959 здесь построен первый экземпляр Ан-12 (завод выпустил 155 самолетов, затем их производство передали в Воронеж и Ташкент).

Проведенная реконструкция позволила приступить к серийному производству крупногабаритных самолетов семейства Як-28 (они выпускались в нескольких вариантах: фронтовой бомбардировщик, разведчик, постановщик помех, учебно-тренировочный самолет). Производство Як-28 сделало завод № 39 одним из лидеров отечественной авиапромышленности. После Як-28 в Иркутске непродолжительное время строили транспортные самолеты Ан-24Т. В начале 1970-х гг. завод приступил к выпуску авиационной техники 3-го поколения — учебно-боевого самолета МиГ-23УБ. Вопреки сложившейся практике для сопровождения серийного производства этих самолетов ОКБ им. Микояна не стало создавать на заводе свой филиал, а доверило этот процесс иркутским конструкторам. В итоге Иркутский авиазавод получил монополию на производство МиГ-23УБ.

Опыт строительства МиГ-23УБ позволил Иркутскому авиазаводу в 1973 приступить к производству сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 — 1-го в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения. В отличие от МиГ-23УБ МиГ-27 имел сложный прицельно-навигационный комплекс и оснащался лазерным дальномером «Клен», что позволяло с высокой точностью поражать наземные цели управляемыми ракетами. Позднее иркутские специалисты помогали налаживать производство этого самолета на заводе индийской фирмы НАЬ в г. Насик. После МиГ-27 предприятие приступило к производству самолетов 4-го поколения — Су-27УБ. В конструкции этого самолета применяются титан и высокопрочные стали, в нем много клеенных и сварных конструкций, крупногабаритных фрезерованных и прессованных панелей. Для выпуска деталей сложной формы на Иркутском авиазаводе расширили номенклатуру обрабатывающих центров, станков с ЧПУ, внедрили лазерные методы сборки стапелей, разработали уникальную дробеструйную установку для поверхностного упрочнения деталей.

На базе Су-27УБ разработан 2-местный перехват­чик Су-30, но в Иркутске сумели построить лишь несколько самолетов этого типа, так как в 1992 произошло обвальное сокращение государственного оборонительного заказа. С 1992 начался процесс приватизации завода, в результате появилось ОАО «Научно-производственная корпорация "Иркут"». В рамках программы диверсификации производства завод начал производить самолеты-амфибии нового поколения Бе-200, которые нашли применение в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ и оказались востребованными на внешнем рынке. По заказу Военно-воздушных сил Индии завод выпустил многофункциональный истребитель Су-ЗОМКИ с изменяемым вектором тяги двигателей, способный поражать как воздушные, так и наземные и морские це­ли. В 2003 последовал договор на поставку Малайзии 18 истребителей Су-ЗОМКМ, аналогичный Су-ЗОМКИ. В 2006 завод был обеспечен заказами уже до 2017.

Иркутский авиазавод первым в России установил кооперационные связи с западными авиастроителями и получил заказ на производство комплектующих для лайнеров фирмы Airbus. Корпорация «Иркут», в состав которой в качестве основного элемента вошел Иркутский авиазавод, специализируется на выпуске гражданских и военных самолетов, беспилотных летательных аппаратов, занимается модернизацией бое­вой авиационной техники и разработкой современной авионики.

Лит.: Чиркова А. А. Сибирские крылья. Иркутск, 1983; Кугелъ Ф.Р. Рождение полета. Записки самолетостроителя. Иркутск, 1992; Валуев Н.О. Высокий полет «Иркута» //Независимое воен­ное обозрение. 2004. 1 октября.

А. Д. Бирюков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири