Под определение «Иркутские хиппи» (от англ. hippy или hippie; разг. hip или hep, — «понимающий, знающий») подходят неформалы из Ангарска, Усолья, Шелехова, особенно во время выездов на тусовки союзного масштаба — в Москву или Латвию.
В Иркутске хипповавшая молодежь, как и наверное везде, характеризовалась большим интересом к рок-музыке. Обычно в такой тусовке вращалась разношерстная публика — от урловых ребят и фарцовщиков до увлеченных религиозными доктринами и юных марксистов-ленинцев из вполне благополучных семей. Большинство приходило на день-другой, а затем бесследно исчезало, кто-то задерживался и оставался надолго. Никто никому не устраивал проверок. Оставшиеся держались на взаимных симпатиях, привычках и способах самовыражения. Главное — неприятие "совка", которое могло проявляться по-разному. Одеваешься не как все — ты наш. Ругаешь власть — наш. Торчок, куришь дурь — наш. Ищешь Бога — ты наш. Пытаешься думать по-своему, самостоятельно — тем более наш.
Говорили на тусовках обо всем и ни о чем. Выдвигались идеи — столь же смелые, сколь и глупые. Строились сногсшибательные прожекты с единственной целью — поразить окружающих.
Хиппарей (как вариант - хиппанов, хиппанутых) легко было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на так называемых тусовках. К примеру, в Москве это Пушка (площадь Пушкина), Арбат или Гоголя (Гоголевский бульвар); в Питере — "Сайгон" (кофейня на Невском), "Казань" (площадь перед Казанским собором); в Киеве — Андреевский спуск и др.
Иркутские хиппари облюбовали кафе с детским названием "Лакомка", которое располагалось на улице Карла Маркса, между рестораном "Байкал" и училищем искусств. Саму улицу хиппи между собой называли Бродом — по аналогии с американским Бродвеем. Постепенно "Лакомка" превратилась в своеобразный клуб иркутских хиппарей. Следует уточнить, что здесь тусовались ангарчане, усольчане, но все почему-то считались иркутскими, особенно когда выезжали на сейшены союзного масштаба, например в Прибалтику. Любой хиппи знал, что, очутившись в кафе, он уже не проведет свой вечер в одиночестве — кто-нибудь сюда обязательно да заглянет. Слушали музыку, пили кофе, курили, бывало что и дорогой Camel.
Появление на улицах Иркутска длинноволосых хиппи с разноцветными фенечками вызывало у горожан неоднозначную и чаще неодобрительную реакцию. Нередко хиппарей били, в лучшем случае крутили пальцем у виска. В иркутских дворах в то время нередко можно было наблюдать такую картину. Под окнами собираются хиппи, и какой-нибудь подвыпивший мужик, завидев их с балкона, обязательно громко кричал: "Что ишо за х-ы-п-п-ы у нас тут развелись?"
Люди еще не отошли от полувоенных коротких стрижек и стандартной серой одежды. В начале 1970-х из моды выходили брюки клеш, на смену им пришли джинсы. Не кто иной, как хиппи переняли у Запада новый стиль одежды, которая со временем завоевала огромную популярность, обретя в совдеповских условиях некоторый социальный престиж и даже политический подтекст. Обладатель джинсов котировался в своей среде значительно выше, чем тот, кто их не имел. В народе родился такой стишок:
За джинсы, что на нем надеты,
Он продавал страны секреты.
Хиппи предпочитали потертые джинсы на ковбойский манер, обвешивались бусами, амулетами, обладающими, как уверяли их владельцы, силой и смыслом. Так, фенечки в зависимости от цвета означали пожелания или даже жизненную позицию. Например, красные или красно-желтые бусинки говорили о влюбленности человека. Во многом хиппи выражали мировой системе протест своим поведением, стилем одежды. Наверное, они были в чем-то наивны, веря, что через любовь и всеобщее братство можно изменить мир. Один из самых известных лозунгов хиппи звучит так:Make Love, Not War! — что означает: "Распространяйте любовь вместо войны!" или "Занимайтесь любовью, а не войной!" Сейчас уже сложно ответить на такой простой, казалось бы, вопрос: иркутские хиппи действительно верили в возможность изменения мира или они просто подражали сверстникам с Запада? Что они думали, слушая знаменитую композицию Джона Леннона Give Peace A Chance ("Дайте миру шанс"), ставшую впоследствии одним из лозунгов хиппи разных стран? На иркутских заборах время от времени появлялись надписи с чудовищными ошибками - например: All You Need Is Love!, которая переводится как: "Все, что тебе нужно, это любовь!"
"Лакомка" просуществовала недолго: в 1981-1982 годах кафе закрыли. Из любимых мест, часто посещаемых иркутскими хиппи, остался кинотеатр "Хроника". Иногда в этом небольшом, уютном кинотеатре демонстрировались редкие и интересные фильмы, по тогдашней системе проката отнесенные ко второй и третей категориям. Особый фурор наделал в свое время показ в "Хронике" документального фильма кинорежиссера и бывшего иркутянина Михаила Ромма "...И все-таки я верю". Цена билета на фильм у перекупщиков доходила до червонца — по тем временам большие деньги, но желавших посмотреть кинокартину было больше, чем мог вместить зрительный зал. По сути дела, в своем фильме, особенно во второй его части, Ромм впервые показал широкому зрителю молодежные движения на Западе 1960-70-х годов. "...И все-таки я верю" — фильм-исследование, фильм-размышление, а не скучная лекция или газетная статья о преступлениях империализма. Тогда это было непривычным. Недаром на фильм Ромма ходили и второй, и третий раз: интеллектуалов привлекал философский смысл картины, хипповавшую молодежь — возможность увидеть хотя бы на экране своих буржуазных сверстников. А потом был "Сталкер" Андрея Тарковского, с его притягательными и статичными кадрами, вызывающими разнообразные ассоциации и острые эмоции. По признанию иркутских хиппарей, от фильма они получали кайф как от выкуренной папиросы с анашой. Кстати, легкие наркотики, по заверениям волосатиков, способствовали расширению сознания, помогали почувствовать собственную душу.
Хиппи и музыка - тема, достойная отдельного разговора. Наиболее ярые меломаны по сей день бережно хранят у себя старые магнитные катушки и редкие (поэтому и бесценные) виниловые пластинки с фирменными записями Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin, Doors и других групп. По тем временам за них переплачивали немалые суммы (100-200 руб. за пластинку), а обладатель импортного лейбла (диска) без преувеличения считался счастливчиком. Современному меломану, воспитанному на дискотечных ритмах и в ночных клубах, невозможно себе представить, что значил винил для хипповавшей молодежи.
Закрытие "Лакомки" подвигло иркутских неформалов к созданию некоего частного клуба, который так и назывался — клуб любителей пива. Он базировался в одной из квартир в микрорайоне Байкальском, где в течение полутора лет и происходили знаменитые встречи. Члены клуба приходили на свои заседания ежемесячно (обычно в пятницу), в специальных зеленых кепках и со значками, на которых была нарисована пивная кружка. В качестве входного билета или пропуска каждый приносил ящик пива. Напитком забивали до отказа холодильник, бутылки укладывали в ванну и заливали холодной водой. Нередко заседания заканчивались в понедельник утром.
Памятным и, как выяснилось, последним оказалось новогоднее заседание, когда члены клуба любителей пива совершили импровизированный выход на сцену актового зала геологоразведочного техникума. Подвыпившие хиппари прикололись над студентами, спели несколько битловских песенок, рассказали двусмысленные анекдоты, поплясали и попытались было удалиться при полном молчании аудитории. Студенты не поняли такого юмора, а потом кто-то крикнул: "Бей волосатиков!" К счастью для себя волосатики успели смыться.
Со временем клубом заинтересовались компетентные люди с улицы Литвинова, начались длительные беседы и допросы. Ребятам пришлось писать заявления о том, что они обязуются впредь не заниматься революционной деятельностью. На этом хипповский клуб любителей пива прекратил свое существование.
Несколькими годами ранее эта же компания из клуба проводила "антиобщественную акцию". Уже тогда она была разоблачена и взята на карандаш. Студент-архитектор Леха Куклин сподобился изготовить плакат на листе ватмана. На нем жирным шрифтом было выведено лишь одно слово: Beatles. Ранним утром он подошел к кинотеатру "Гигант" и прикрепил плакат на стену. Прошло два дня, и за Лехой приехали домой на "Волге" компетентные товарищи. Потом еще два дня проходили беседы с перерывами на обед в кабинете на ул. Литвинова с человеком, ответственным за работу с молодежью. По словам Лехи, разговор был серьезным по форме и дурацким по сути. В результате Леху отпустили, но принялись прессовать его друзей и знакомых. Кстати, многие из неформалов 1970-х годов побывали в психушке, и неоднократно. В спецлечебницу их засовывали всеми правдами и неправдами. В свою очередь хиппи, побывавшие в больничке на Гагарина, имели среди сверстников определенный авторитет.
Нельзя сказать, что иркутские хиппи (ангарские, усольские) варились в собственном соку. Время от времени выезжали на сейшены союзного масштаба, например в Подольск, Москву или даже Латвию. Особым шиком считалось добраться на перекладных с одним "рваным" (рублем) в кармане, а обратно притаранить еще и фирменный диск. Свидетельством таких встреч стали чудом сохранившиеся, хоть и потрескавшиеся со всех сторон, фотографии.
Мало кто из хиппи добился успеха, многие покончили собой. Иркутянин по клике Сына принял слишком большую дозу наркотиков, и его обнаружили мертвым в подъезде. Студент погиб в автокатастрофе. Олег пронзил свое сердце ножом. Кот умер в 20 лет. Везувий повесился. Жюльен попал в психушку, а потом в тюрьму. По большому счету жизнь разочаровала иркутских хиппарей. Одни приняли общественную мораль, другие перешли в стан панков, которые к началу 1980-х стали одной из влиятельных субкультур, распространявшую свою идеологию значительно быстрее своих предшественников.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей