МУП Иркутскэлектротранс, трамвайное депо - муниципальное унитарное предприятие г. Иркутска, управляющее трамвайной системой. Заместитель директора по организации работы трамвайного депо: Огнев Олег Вениаминович
Открытию в г. Иркутске трамвайного движения предшествовала кропотливая и объемная работа городских властей того времени - в 1936 году был сдан в эксплуатацию мост через реку Ангара, соединивший левую и правую части города. Однако планам пуска трамвайного движения в те годы помешала начавшаяся война. Победа советского народа и начало восстановления народного хозяйства способствовали возвращению к проекту строительства трамвайных линий в сибирской столице. Этого требовала общественность города и развивитие промышленности. Иркутский трамвай появился в первые послевоенные годы.
1945 год. За две недели до победы, 24 апреля 1945 года Совет народных комиссаров СССР утвердил заказ на организацию в городе Иркутске трамвайного движения, стоимость заказа составила 9 млн. рублей.
1946 год. Несмотря на трудности послевоенных лет, общественность города с большим энтузиазмом восприняла это известие. В 1946 году был образован комитет содействия строительству трамвая, в который вошли представители городской власти, руководители крупных промышленных предприятий, учебных и научных учреждений, строительной организации «Иркутскстрой» и Восточно-Сибирской железной дороги.
Проект первого маршрута трамвая «Центральный рынок - Железнодорожный Вокзал» был выбран удачно, трамвайные пути должны были пересекать центр города в удобных для населения местах. Планировалось построить однопутный участок длиной 4.5 км.
В этом же году 18 человек были направлены в г. Куйбышев для получения специальности водителя трамвая.
Первый трамвайный маршрут строил весь город, не было ни одного предприятия, не принимавшего участия в этом поистине знаменательном для горожан строительстве. Трудовые коллективы, учебные заведения устраивали субботники и воскресники, к строительству были привлечены автохозяйства города и даже пленные японцы.
Окончательные работы по прокладке рельсового полотна, обустройству светофоров, разъездов и тупиков были поручены коллективу Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме путей в городе было начато строительство депо, ремонтных мастерских, здания управления, котельной, парковых путей на территории улицы 5-я Советская общей площадью 35 тысяч квадратных метров. Всю работу координировало специализированное предприятие «Иркутскстрой». К 1 октября необходимо было освоить 1.5 млн. рублей.
1947 год. Трудности осуществления проекта заключались в отсутствии проектно-сметной документации, квалифицированных рабочих, транспорта, строительных материалов и многого другого.
20 июня 1947 года постановлением Горисполкома N 252 было образовано коммунальное предприятие «Иркутский трамвай».
3 августа 1947 года пущен первый трамвай на однопутном участке «Центральный рынок - Железнодорожный вокзал» протяженностью 4.5 км.
Движение трамваев в городе осуществлялось четырьмя трамвайными вагонами марки МТБ, подаренными ленинградскими рабочими и прошедшими предпусковую подготовку в мастерских железной дороги станции Иркутск-Пассажирский.
Право открыть движение и перевозку пассажиров было предоставлено участникам Великой Отечественной войны - Звонкину Ивану Леонтьевичу, Карбовской Елене Павловне и Поповой Марии Антоновне.
Декабрь 1947 года. Закончено строительство трамвайного пути на участке «Трампарк - Железнодорожный вокзал» протяженностью 8 км.
1950 год. Закончено строительство второго пути на маршруте N 2 «Трампарк - Железнодорожный вокзал».
Трамвай всегда был и остается неотъемлемой частью города, и его дальнейшее развитие стимулировалось городскими новостройками.
1961 год. В связи с переносом учебных заведений города из неприспособленных помещений в новые здания микрорайона «Студгородок» был открыт маршрут трамвая N 1 «Трампарк-Студгородок».
1964 год. Проложены трамвайные пути по улицам Партизанская - Волжская - Депутатская и организовано движение трамвая по кольцевому маршруту N 3 «Волжская - Центральный рынок».
1968 год. В связи с необходимостью доставки рабочих завода им. В.В. Куйбышева на работу и обратно из жилого массива «Предместье Рабочее» были построены пути и организовано движение трамвая по маршруту N 4 «Центральный рынок - Рабочее предместье».
В 1974 году на базе Иркутского политехнического института была организована кафедра «Городской электрический транспорт». Из стен этой кафедры вышли молодые специалисты, выросшие до руководителей подразделений. Это Ступников А.М. - генеральный директор МУП «Иркутскгорэлектротранс» с 1990 по 2008, Аксенов Б.Ф. - главный инженер МУП «Иркутскгорэлектротранс», Попов А.И. - зам. генерального директора с 1995 по 2005, Вострецов С.В. - начальник службы пути, Чугунов В.К. - начальник службы энергохозяйства, Лаповок О.И. - директор трамвайного депо, Трескина М.Л. - начальник учебного пункта, Огнев О.В. - главный инженер трамвайного депо, Коробейник Е.А. - начальник службы движения и другие.
1975 год. Построен корпус вспомогательных цехов трамвайного депо.
1983 год. В связи с окончанием строительства жилого комплекса в микрорайонах «Солнечный» и «Карл-Маркс-Штадт» был открыт маршрут трамвая N 5 «Центральный рынок - Солнечный» с перспективой его продления до студенческого городка «ИСХИ». К сожалению, перестройка 90-х годов не позволила осуществить этот проект.
1987 год. Приобретены и введены в эксплуатацию 20 новых вагонов КТМ-71-605.
1988 год. Начата реконструкция трамвайного депо по проекту расширения до 80 вагоно-мест.
1994 год. Ввод в эксплуатацию нового административного корпуса и трамвайного депо.
2006 год. Предприятием начата работа по переходу на новый тип трамвайного вагона марки 71-619 КТ, отличающийся от существующего парка лучшим дизайном, удобством для пассажиров, улучшенной системой управления вагоном.
2007 год. Предприятие отпраздновало 60 лет трамвайного движения в Иркутске.
2008 год. Приобретены 6 вагонов марки КТМ-71-619.
2010 год. На базе МУП «Иркутскгорэлектротранс» организован капитальный ремонт трамвайных вагонов, были отремонтированы первые два вагона.
В этом же году все трамвайные вагоны оборудованы навигационной системой GPS.
2012 год. Во всех вагонах модели КТМ-71-605 лампы накаливания были заменены современными экономичными источниками на основе светодиодов. В результате, освещенность салона увеличилась на 50 Лк, а экономия электроэнергии на освещение вагона составила более 75%.
В настоящие время действует 6 трамвайных маршрутов общей протяженностью 84.83 км:
Ежедневно на маршруты выходит 37 трамваев, перевозя за день более 70 тысяч пассажиров, что составляет 46% от общего количества пассажиров, пользующихся услугами муниципального пассажирского транспорта. Более 20% пассажиров иркутских трамваев относятся к льготной категории граждан.
Маршрутная сеть трамвая охватывает центральный район города, соединяя с ним Студгородок, микрорайон Солнечный и предместье Рабочее.
Трамвайное депо эксплуатирует трамваи моделей КТМ5М3-605 в количестве 49 единиц, КТМ5М3-608 в количестве 1 единицы, КТМ71-619 в количестве 8 единиц. Общее количество подвижного состава 58 единиц.
Производственно-ремонтная база депо расположена в трех корпусах. В первом корпусе располагается цех профилактического осмотра, в котором на трех смотровых канавах за один цикл («поток») 6 трамваев проходят ежедневный осмотр, мелкий ремонт и ТО-1. Здесь же располагается моечное отделение для мойки одновременно двух трамваев.
Во втором корпусе находится цех временного-восстановительного ремонта, где трамваи проходят ТО-2, аварийные ремонты и проточку колесных пар. Тут же располагаются кузовной, соленоидный, кузнечный участки, механический цех, электроцех, а также обойный, тележечный и сварочный участки.
В третьем корпусе находится цех планового ремонта, в котором три трамвая в месяц проходят текущий ремонт. На базе планового ремонта в 2010 году был организован капитально-восстановительный ремонт трамвая. В процессе капитально-восстановительного ремонта трамвай разбирается практически до нуля. Пригодные к использованию узлы и агрегаты ремонтируются и восстанавливаются, непригодные - заменяются новыми.
Рама кузова у старых трамваев, как правило, на 60-70% прогнившая, поэтому она фактически собирается заново из новых элементов. На следующем этапе на каркас при помощи электросварки крепятся листы обшивки, вставляются стекла. Затем все элементы рамы кузова подвижного состава подвергаются антикоррозийной обработке с последующей шпаклевкой и окраской.
На предприятии внедрена автоматизированная информационная система мониторинга и диспетчеризации, позволяющая в режиме реального времени осуществлять контроль над работой подвижного состава на линии.
Инженерами трамвайного депо проведена большая работа по разработке тепловых завес, которые преграждают доступ морозного воздуха с улицы в трамвай. С декабря 2007 года в вагонах трамваев над каждой дверью был установлен такой прибор. Тепловые завесы были разработаны, изготовлены и установлены своими силами. Хотя некоторые детали тепловых завес приходилось приобретать за границей, в целом изготовление этих приборов оказалось экономически оправданным. Установка тепловых завес повысила комфортность и привлекательность трамваев для населения. Руководил разработкой и внедрением тепловых завес главный инженер трамвайного депо Огнев Олег Вениаминович.
Водители трамваев на протяжении всей своей трудовой деятельности повышают уровень квалификации, участвуют в конкурсах профессионального мастерства. На базе предприятия проводится подготовка водителей для работы на маршрутах трамваев.
Лучшие работники трамвайного депо награждены памятными знаками, почетными грамотами Министерства транспорта РФ.
Водителю трамвая Муравьевой Ольге Ильиничне 29 мая 1986 года решением городского Совета народных депутатов присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска».
Трескина Мария Леонидовна награждена нагрудным знаком Министерства транспорта РФ «Почетный работник Горэлектротранспорта».
Водители: Бандюгина О.Г., Гаврилюк Е.А., Казаковцева Л.А., Коновалова Т.А., Кучина Т.М., Тихонова Л.М., Гранова Л.Н., Лебедева Л.М. награждены нагрудным знаком «За работу без аварии» 1 степени, что дает им право на получение звания «Ветеран труда».
Водители, работающие без аварий, награждаются знаком «За работу без аварий», что дает право на льготы при выходе на пенсию. Водители трамвая, отработавшие на линии 15 лет, имеют право на льготную пенсию.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей