Иркутская область в ноябре 2006 г.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Чрезвычайное положение на территории Области

В начале ноября Областная администрация и Региональное управление МЧС  объявили режим чрезвычайной ситуации в Ангарске и Усолье-Сибирском, Куйтунском районе и Усть- Ордынском Бурятском автономном округе.  «Положение в регионе обострилось 30 октября, когда в больницы поступило 160 человек с диагнозом «токсический гепатит», — отметил глава Иркутского областного департамента здравоохранения Игорь Ушаков. - Есть вероятность, что это не последняя вспышка заболевания». Прогноз подтвердился. Если накануне 7 ноября на стационарное лечение поступило 22 человека, то на следующий день - сразу 45. Тем не менее можно сказать, что информирование населения дает свои результаты, а силовики начали контролировать ситуацию. Число пациентов практически уравнялось с количеством выписанных, через некоторое время возможен обратный отсчет. Данные о качественном составе заболевших токсическим гепатитом намного печальнее. Цифры ежедневно публиковались до 2 ноября, после чего их перестали обнародовать. Возможно, потому, что в больницы поступает все больше людей со средней и тяжелой степенью заболевания. Игорь Ушаков на одной из пресс-конференций сказал, что у многих пациентов гепатит прогрессирует на фоне перенесенных ранее хронических болезней. Среди отравившихся преобладают хронические больные. Поэтому к статистической смерти через некоторое время придется прибавлять и отложенную - наступившую после перенесения гепатита в тяжелой форме и выписки.

За две недели проведено 157 обысков, из незаконного оборота изъято около 10 тыс. литров спиртосодержащей жидкости, проверено более двух тысяч мест возможной реализации суррогатного алкоголя (265 объектов потребительского рынка, 574 объектов жилого сектора, 265 гаражных боксов, более тысячи единиц грузового автотранспорта). Расследуется 64 уголовных дела по статье 238 части 1 Уголовного кодекса РФ, что составляет 30% уголовных дел, возбужденных по этой статье за предыдущие девять месяцев. Горячая линия по сбору и обобщению информации принесла силовикам более сотни сообщений о местах торговли спиртосодержащей жидкостью, причем 53 точки оказались подпольными. Обнаружены крупные партии нелегального алкоголя. Так, в Заларинском районе изъято около 1,7 тыс. литров, причем 1,4 тыс. — у крупного поставщика. Чрезвычайная ситуация введена в городах, ставших рекордсменами по наличию суррогата: Ангарске (1,5 тыс. литров) и Усолье-Сибирском (более 2,3 тыс. литров). Но для привлечения оптовых поставщиков спиртосодержащей продукции к ответственности этого недостаточно. Милиционеры заявили, что у них связаны руки, так как требуется доказать факт сбыта.

Источник из областной администрации сообщил, что кажущаяся неэффективность противоалкогольной работы объясняется тем, что контроль ввоза алкоголя в область мало что дает: милиции приходится «догонять убежавший спирт, который рассосался по гаражам и квартирам». Догонять приходилось и по федеральным автотрассам — именно в автомобильных цистернах нелегальный алкоголь из крупных городов развозился по муниципалитетам, сначала на запад (Черемхово, Усолье-Сибирское, Залари, Тулун, Зима), потом на восток (Слюдянка, Байкальск).

Несмотря на ударную работу, иркутские силовики соревнование в логистике теневому алкогольному бизнесу проиграли. Случаи заболевания токсическим гепатитом отмечены даже в самых отдаленных районах области. Пока сотрудники областного ГУВД жаловались прессе на невозможность привлечь к ответственности «суррогатных» дилеров из числа инвалидов и несовершеннолетних, картина отравлений наглядно показала, что подпольная дилерская сеть по реализации нелегального алкоголя имеет устойчивую структуру и не подвержена внешним влияниям со стороны надзирающих органов.

Ситуация в Иркутской области напоминает 1999 год, когда по статистике количество ВИЧ-инфицированных за полгода возросло в 10 раз - с 370 человек до трех тысяч. Более точные, чем раньше, цифры удалось получить благодаря ужесточению мер по диагностике ВИЧ, которая стала обязательной для многих категорий населения. А путь распространения ВИЧ в Иркутске был и остается инъекционным. Первый очаг заражения выявили в микрорайоне Ново-Ленино: 97% зараженных оказались наркоманами, масштабы заболеваемости напрямую зависели от объема проданного на территории города героина.

Из четырех приоритетных направлений операции «Анти-СПИД» успешно были проработаны три - медицинские. А четвертое - силовое, связанное с контролем наркотрафика и уничтожением дилерской сети, оказалось безуспешным. Сейчас ГУВД испытывает трудности с контролем нелегального алкогольного трафика по тем же причинам - необходимо доказывать факт сделки. Через 7 лет, несмотря на смену руководства, иркутские органы наступили на те же грабли.

Предполагается, что массовые отравления суррогатным алкоголем произошли из-за преступной халатности производителей, удешевляющих производство спиртосодержащей жидкости. С 1 июля во все жидкости с содержанием технического спирта должны вводиться денатурирующие добавки, которые делают их непригодными для питья. Можно добавить в спирт химические вещества и уйти от акцизных сборов, не потеряв постоянную клиентуру, которая исторически пьет жидкости для мытья ванн, стеклоочистители и прочие продукты с надписью «для наружного применения».

По предварительным данным судмедэкспертизы, в крови умерших от отравления суррогатом при вскрытии обнаружены следы диметилфталата. Но исполняющий обязанности начальника управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД Иркутской области Владимир Журавлев обнародовал и другую информацию, о которой многие догадывались, но вслух не говорили: «Основной причиной массовых отравлений стал не диметилфталат, а более сильный яд. Сейчас специалисты пытаются определить его состав. Когда это будет сделано, можно будет узнать, где и кем был произведен суррогат». Но совершенно не факт, что виновные понесут наказание. Экспертиза может показать, что химические добавки, содержащиеся в алкоголе, не являются ядом, а определенным образом действуют на печень, которая у большинства пострадавших от токсического гепатита находится в плачевном состоянии. К летальному исходу приводят процессы, начинающиеся в организме человека.

История с суррогатным алкоголем обнаружила многие законодательные дырки, обнажила подноготную отношений отдельных чиновников и гражданскую позицию некоторых государевых людей, которые тут же начали перепихивать ответственность от одного ведомства к другому. По мнению Владимира Журавлева, проблему усугубила отмена лицензирования на транспортировку спиртосодержащих жидкостей. Пресс-служба Западно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте (УВДТ) тоже быстро нашла производителей спиртосодержащих жидкостей — подпольные лаборатории. Именно оттуда, по словам руководителя пресс-службы УВДТ Александра Агалакова, опасный алкоголь с примесью диметилфталата попал в поезда и к распространителям, которые развезли его по всему Транссибу.

На территории области действительно обнаружен один из разливочных цехов. В Усолье-Сибирском был задержан вагон со спиртосодержащей жидкостью «Максимка» объемом 68 тыс. литров. По словам исполняющего обязанности начальника ОВД Усолья-Сибирского Владимира Бельтюкова, «напиток» был поставлен из Беслана (Республика Алания). «В условиях свободы предпринимательства запретить ввоз этой продукции нельзя», - заявил он. А получатель и поставщик отрицают свою причастность к завозу продукции.

Политическая жизнь

Представительная власть

Поправки к бюджету Иркутской области на 2006 год, предусматривающие увеличение собственных доходов и федеральной помощи, внесены на рассмотрение Законодательного собрания. Как говорится в сообщении пресс-службы ЗС от 11 ноября, депутаты рассмотрят законопроект на сессии в конце ноября. Общая сумма увеличения по доходам составляет около 750 млн. руб. В том числе 343,4 млн. руб. – это дополнительные отчисления от налога на прибыль предприятий и организаций, действующих в регионе. На 404 млн. руб. увеличивается безвозмездная помощь из федерального бюджета.

44 вопроса будет рассмотрено на 26 сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая состоится 22 ноября. Такое решение было принято на заседании коллегии Законодательного собрания. Основным вопросом ноябрьской сессии станет рассмотрение финансовых документов - проекта областного бюджета на 2007 год, внесение изменений в закон о межбюджетных трансфертах. Принимая бюджет 2007 года, парламентариям необходимо будет распределить средства по основным расходным статьям.

Что касается внесения изменений в закон о межбюджетных трансфертах, предлагаемых Усольской районной Думой, по корректировке размера отчислений в местные бюджеты доходов от подоходного налога, то профильный комитет рекомендует отклонить предложенные поправки.
Ещё один спорный законо-проект - «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» - предстоит рассмотреть во втором чтении. Комитет по собственности и экономической политике, который работает над ним, ещё не выработал свои рекомендации. Для этого члены комитета соберутся накануне сессии - 21 ноября. Кроме этого, комитет вынесет на рассмотрение депутатского корпуса законопроект «О признании утратившим силу закона Иркутской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Иркутской области», а также проекты законов о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Слюдянского и Иркутского районов, и между вновь образованными в их границах муниципальными образованиями. Комитет по социально-культурному законодательству представит изменения в областные программы «Дети-сироты» на 2005-2007 годы и «Дети-инвалиды» на 2004 - 2008 годы. На второе чтение комитетом по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении выносятся на сессию законопроекты «О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области», «Об организации и деятельности Законодательного собрания Иркутской области». Кроме того, комитетом разработан проект постановления «О соглашении о сотрудничестве Законодательного собрания Иркутской области и Некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области».
В рамках «Депутатского часа» на тему «О ситуации, сложившейся в Иркутской области по заболеванию населения токсическим гепатитом, вызванным употреблением спиртосодержащей жидкости» парламентарии намерены проанализировать положение в области, динамику роста заболеваемости, причины, оценить действенность принятых мер. На «Депутатский час» приглашены представители администрации области, ГУВД, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, мэры Черемховского и Усольского районов, городов Черемхова и Усолья-Сибирского. На заседании коллегии председателем собрания был поставлен вопрос о дисциплине депутатов - как тех, которые работают на освобождённой основе, так и неосвобождённых. Комиссии по регламенту было дано поручение подготовить на предстоящую сессию информацию о посещении сессий депутатами, об участии парламентариев в работе комитетов и комиссий.
Ещё один вопрос, который значился в повестке заседания коллегии, - обращение к губернатору Иркутской области Александру Тишанину и председателю Законодательного собрания Иркутской области Виктору Круглову от участников митинга в поддержку национального проекта «Доступное жильё». Члены коллеги приняли решение о проведении депутатских слушаний по этой теме.

Объединение Области и УБАО

25 ноября  пятницу состоялось очередное заседание Совета законодателей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Открывая рабочую встречу, спикер окружной Думы и хозяйка «круглого стола» Ирина Морохоева объявила повестку. В ней два вопроса, посвящённых объединению регионов: о деятельности Думы УОБАО и обсуждение концепции основных положений проекта Устава нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области, образуемой в результате объединения двух регионов Приангарья. По первому вопросу слово предоставляется Любови Хахановой, советнику окружной Думы. В её выступлении подробно изложена информация о деятельности парламентариев автономии всех четырёх созывов, последовательно работавших над совершенствованием правовой базы, ориентированной на стабильный рост экономики региона. Докладчица представила структуру самого законодательного органа и его аппарата, отметила приоритетные направления, по которым ведётся целенаправленная работа на протяжении всего этого периода: развитие агропромышленного комплекса, здоровье населения, повышение качества образования, обеспечение людей доступным и комфортным жильём... С 14 апреля 1994 года депутатами УОБАО было принято почти семьсот законов. «Одним из главных направлений деятельности Думы округа действующего созыва, - подчеркнула Л.И. Хаханова, - является работа, направленная на укрепление правовых основ функционирования и взаимодействие окружных органов власти и органов власти местного самоуправления». В числе сегодняшних приоритетов Думы - участие в объединительном процессе и разработка нормативных правовых актов, ориентированных на реализацию национальных проектов.
В изложенной информации конкретно «прочитываются» вопросы, которые предстоит решить законодателям обоих регионов в оставшийся до завершения объединения регионов период. В их числе - о символике нового субъекта Российской Федерации, об окружном статусе, о сохранении и развитии национально-культурного наследия, о программе «Социальная поддержка населения округа» и защите трудовых прав государственных служащих при увольнении, обусловленном сокращением окружных органов исполнительной и законодательной власти...
И это лишь только часть вопросов, которым предстоит пройти ещё не одно обсуждение, прежде чем прийти к «общему знаменателю». И, вероятно, не по каждому из них общее решение будет принято «с первой попытки». Что ж, принцип «семь раз отмерь» проверен жизнью. Важно, что каждая такая встреча за «круглым столом» проходит в форме конструктивного диалога единомышленников, в равной степени заинтересованных в скорейшем решении одной задачи. А это значит, в уравнении «область плюс округ» может быть только положительный результат.
Именно так проходило обсуждение концепции проекта устава образуемого субъекта РФ, которую изложил в своём выступлении заместитель директора по законопроектной работе Института законодательства и правовой информации А.А. Петров.

Общее мнение законодателей обеих сторон: «В представленном на обсуждение документе разработаны основные положения устава. Вместе с тем над его проектом ещё предстоит основательно поработать. В частности, в разделе, определяющем полномочия высшей исполнительной власти образуемого субъекта - правительства области». Законодатели выразили свою отрицательную позицию по отношению к Уставному суду, создание которого в вышеназванной концепции мотивируется «резким увеличением количества муниципальных образований (и, как следствие, нарастанием потока муниципальных правовых актов)... а также отсутствием у федеральных судов полномочий по признанию правовых актов не соответствующими конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации».

Общее мнение по этому вопросу высказала Людмила Берлина, заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области:

Быть или не быть Уставному суду в будущем субъекте федерации, будет решать его законодательный орган. Считаю и последовательно высказываю своё убеждение: у нас нет никакой необходимости образовывать такую структуру. По федеральному законодательству уставные суды - это суды факультативные. Те задачи, которые возлагаются на них - оценка нормативно-правовых актов на соответствие их уставу, - могут рассматриваться федеральной юстицией. Федеральный суд в состоянии рассмотреть все коллизии и возможные споры, которые могут возникнуть, и принять по ним решение. Нужно сказать, что на сегодняшний день уставные суды работают лишь в пятнадцати субъектах. Там они были образованы ещё в конце 90-х и в последующие годы не были востребованы в остальных регионах страны. Поэтому считаю, что говорить об их необходимости нет никаких оснований. 

Вопрос кореспондента «Сибирских новостей»:- Людмила Михайловна, в только что представленной законодателям концепции, в заключительной её части, записано: «На территории прекращающего своё существование Усть-Ордынского Бурятского автономного округа образуется административно-территориальная единица с особым статусом, определяемым Уставом Иркутской области в соответствии с федеральным законодательством, - Усть-Ордынский Бурятский административный округ». Что заложено в понятие «особый статус»? И хотя на этот вопрос отвечали не однажды и с разных трибун, на сегодняшней встрече он прозвучал вновь. Теперь уже при обсуждении концепции проекта Устава.
Л.М. Берлина: Давайте уйдём в недалёкую историю. В октябре 2005 года в адрес президента было направлено обращение Законодательного собрания и губернатора Иркутской области, главы администрации и Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В этом документе мы сформулировали три основополагающих признака особого статуса.  На территории округа обязательно избираются депутаты Законодательного собрания, являющегося представительным органом уже нового, образованного в результате объединения, субъекта федерации. Это, прежде всего, четыре депутата-одномандатника. Там же образуется исполнительный орган государственной власти областного значения, который занимается вопросами сохранения национальной культуры, самобытности, традиций народов, проживающих на территории округа. И третий признак. Сегодня в Иркутской области 391 муниципальное образование. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 77. Ни одно муниципальное образование округа не пересматривается в границах, в своём статусе. То есть речь идёт о преемственности власти. Сегодня муниципальная власть работает в поселениях, в районах округа. Она же будет работать и после объединения.
А теперь несколько слов о символике... На первом заседании Совета законодателей (оно проходило в Иркутске) мы обсуждали вопрос возможности сохранения символики у административно-территориальной единицы с особым статусом. В соответствии с федеральным законодательством флаг и герб имеют как субъекты федерации, так и муниципальные образования. Нам предстоит вписать новую страницу в этот раздел современной России. Для этого в соответствующем законе должна появиться поправка, подтверждающая, что и административно-территориальная единица, наделённая особым статусом, может иметь и свой флаг, и свой герб.
Совет принял решение; мы обратились в геральдическую палату за оценкой и исторической справкой, попросили консультации в Государственной Думе. Думаю, в ближайшее время получим ответы и тогда станем реализовывать свои законодательные инициативы. Так что работа продолжается...

Политические партии

Финансовую отчётность за третий квартал этого года в избирательную комиссию Иркутской области не представили шесть региональных и местных отделений политических партий. Об этом сообщили в облизбиркоме 9 ноября.  Сведения о ежеквартальной финансовой отчётности партий должны направляться в избирательную комиссию субъекта федерации в течение 30 дней со дня окончания квартала. Соответственно, отделения-должники в следующем квартале должны будут представить финансовые отчётности за III и IV кварталы. После двух письменных предупреждений Управление Федеральной регистрационной службы РФ по Иркутской области и УОБАО вправе подать иск в областной суд о приостановлении деятельности отделения политической партии. Если же до шести месяцев нарушения не будут ликвидированы, управление вправе подать иск на ликвидацию отделения.  Всего в Иркутской области зарегистрировано 57 региональных и местных отделений политических партий.

Ниже приводится интервью депутата ГД Николая Курьяновича газете «Байкальские вести» 15 ноября 2006 г.

Николай Курьянович: Я стал затмевать Жириновского

В конце октября депутат Государственной думы, координатор Иркутского регионального отделения ЛДПР Николай Курьянович исключен как из парламентской фракции, так и из партии. О причинах этого решения, его последствиях и собственных планах на будущее он рассказал журналистам «Байкальских вестей».

Николай Владимирович, почему произошло исключение из партии и что вы будете делать как независимый депутат?

Отдавая дань уважения Владимиру Вольфовичу Жириновскому как яркому и выдающемуся политическому деятелю современности, я должен сказать, что исключение было неожиданным, то есть делался расчет на мою психологическую деморализацию. Но идея «кабинетного совещания» не удалась. А причин две. Первая - ревность. Я начал затмевать Жириновского по многим позициям, и в партии стали задаваться вопросом: как так, какой-то парень из Сибири - и, может, не хуже, а в некоторых вопросах и лучше. И второе - ортодоксальная линия, которую я проводил как депутат здесь, в регионе, и там, в Государственной думе, ортодоксальная линия русского православного националиста. Последней каплей стало целеуказание из Кремля. Эти указания наш председатель, к сожалению, жестко выполняет в ущерб своему личному имиджу и имиджу партии. Указание поступило от заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, а поводом стало проведение «Русского марша». По поводу «марша» вообще была истерия - мол, это акция фашистов, антисемитов и ксенофобов…
Против моего исключения на заседании фракции ЛДПР голосовали двое — Алексей Митрофанов и Иван Мусатов, еще один — Олег Скорлуков — воздержался. Если вы заметили, на днях по НТВ была очередная передача Соловьева «К барьеру!», и ведущий сказал, что одну из позиций в споре должен защищать Митрофанов, но в последний момент его отозвали. Причина - разногласия в партии в связи с моим исключением. Возможно, Митрофанов уйдет из ЛДПР.

Главные причины именно эти - личная ревность и мое расхождение с линией партии по главному для меня идеологическому постулату: «Мы за бедных, мы за русских!» Я, по нашей сибирской простодушности, принял его слишком близко к сердцу - как руководство к действию. Поэтому я так голосовал по законопроектам, которые, как лакмусовая бумажка, показывают, кто есть кто среди депутатов: против передачи островов на Амуре китайцам, против утверждения линии государственной границы между Россией и Казахстаном (считаю, что северный и центральный Казахстан - это южный Урал и Сибирь), против 122-го и 131-го законов (о монетизации льгот и местном самоуправлении соответственно), против закона о правовом статусе иностранных граждан, против единого государственного экзамена, против Лесного и Водного кодексов… Почему против? Потому что большинство этих законов являются по своей сути разрушительными, антинародными. Я голосовал за только за те законы, которые, хоть их и нельзя назвать всецело положительными, хотя бы что-то в правовом плане упорядочивают.

- Не является ли ваше «персональное дело» проявлением более широкого кризиса в партии? ЛДПР на сегодня — старейшая политическая партия, она была даже близка к власти, но какая-то нерешительность не давала Жириновскому идти до конца…

- Его можно охарактеризовать так же, как Ленин в свое время охарактеризовал Плеханова: блестящий полемист, оратор, но - барин. Оторвался от народа и не готов идти до конца. Так нельзя в политике. Если ты чего-то остерегаешься, опасаешься, то никогда искомого результата не добьешься. Есть мнение, что пора Жириновского, как космическую станцию «Мир», потихоньку сводить с орбиты - чтобы упал не беспорядочно, а постепенно…

Мы провели расширенное заседание руководства Иркутского регионального отделения. Люди готовы были сложить партбилеты, сжечь их перед телекамерами, но я предостерег их от этой пиар-акции. Она имела бы эффект, но мы решили так: будем продолжать работу, изберем нашего координатора, ведь тот кадровый потенциал, который я нарастил, не может быть просто так поставлен за скобки политической деятельности. Будем структуру ЛДПР использовать и дальше, а потом придет время - и, возможно, будем создавать нашу региональную партию, а то и федеральную. Под эту идею найдется ресурс - и административный, и финансовый. К сожалению, требования федерального закона к партиям довольно жесткие: региональные отделения более чем в половине регионов, численность, содержание штаб-квартир и так далее, но в идеале надо стремиться к созданию нашей, истинно народной партии. Я хорошо понимаю мысли рядового избирателя - сейчас нет ни одной партии, которая действительно отражала бы народные интересы и чаяния.

- Как бы мы ни относились к нашему телевидению, но все видели депутата Курьяновича с рукой, поднятой в очень знакомом приветствии. И везде говорилось — вот, есть такой депутат с нацистским приветствием…

Люди стали жертвами той пропаганды, которая нам промывает мозги с 1917 года. Всем говорят, что это приветствие нацистское, связывают его только с Гитлером, а на самом деле оно древнеримское. Я от этого не отказываюсь, это было, но съемка велась «для внутреннего потребления» (вы, наверное, заметили - съемка любительская, некачественная), я не давал санкции на широкое тиражирование.

- Чтобы прояснить тему до конца: ваше отношение к фашизму не отличается от наиболее распространенного у нас?

-Не отличается, но я против шельмования русских патриотов, против навешивания на них ярлыков.

- Одной фразой: ваше отношение к фашизму?

- У меня дед воевал под Москвой…

- Дед — понятно, а вы лично?.. Ваше отношение к фашизму?

-Я православный русский националист.

-Это - кто вы есть, а отношение к фашизму?

-Сугубо отрицательное. А как я могу иначе?

- Одна из претензий к вам была та, что вы предложили объявить Кондопогу городом-героем…

- Это была политтехнологическая придумка. Примерно так, как в Иркутске шли с плакатами "Освободим Иркутск от «польских повстанцев» и «красных мадьяр».

- Многие так поняли, что этим ходом — «вернем улицам родные имена» - вы прикрылись от обвинений в антисемитизме.

-Конечно.

-Как-то раз услышал от вас, что проблемы с Владимиром Вольфовичем особенно обострились после его поездки в Израиль. Как-то он изменился в худшую сторону или это опять искажение ваших слов?

Я не могу его осуждать, но для русских патриотов понятно, что отыскание могилы отца в Хайфе не могло повысить рейтинг ЛДПР. Мы знали, какой он национальности, но «обманываться были рады». А тут все неясное стало ясным.\

- Давайте представим, что пройдет еще какое-то время — вы станете еще более заметным политическим деятелем, вашей фамилией назовут улицу в Иркутске. Потом пройдет еще время и кто-то скажет: «Курьянович… странная фамилия…» Рабинович, Меерович — ряд можно продолжить.

- Курьянович — белорусская фамилия. Если бы я был в лаптях и на ушах навоз — никто бы ею не заинтересовался.

- Против чего выступает депутат Курьянович — достаточно ясно. А за что?

- Нет ни одного закона, о котором я мог бы, честно глядя в глаза избирателю, сказать: «Да, это хороший закон». Ни одного. Я предлагал сделать законом номер один закон о сохранении народа. В присутствии Зурабова и других министров я предлагал сделать демографию национальным проектом, и потом удивительным образом эта тема стала стержневой в послании президента. Я предлагал комплекс мер: единовременное пособие по рождению ребенка - 500-700 тысяч рублей, ежемесячное - 7-10 тысяч, отпуск по уходу за ребенком до 14 лет (по желанию), из средств от продажи минерально-сырьевых ресурсов на персональный счет каждого родившегося зачислять 10 тысяч долларов под проценты до 18 лет. Плюс дешевые ипотечные кредиты, 2-3 процента на 20-30 лет. При одном ограничительном условии: каждая семейная пара проходит углубленное медицинское обследование, чтобы асоциальные элементы не могли претендовать на это пособие.

А сейчас вокруг «материнского капитала» раздули пропагандистскую волну, и непонятно - то ли эти средства пойдут на образование, то ли в Пенсионный фонд… Квазимера, которая обманет народ в очередной раз и не является решительным шагом по улучшению материального положения. Конечно, все мои предложения должны были сопровождаться агитационной компанией: пропаганда образа матери, а не как сейчас - бизнес-леди. Если хотите, если получается - занимайтесь, но женщина должна быть прежде всего матерью.

Взять любого из нас - если бы у каждого была квартира, коттедж, стабильная хорошая зарплата, то у каждого было бы четыре-пять детей. Если не будет решен главный вопрос - демографический, то все остальные нацпроекты девальвируются. Но превышение смертности над рождаемостью в стране как было при вступлении нынешнего президента в должность, так и осталось - по 700-800 тысяч человек в год…

Не лучше и с образованием. Единый госэкзамен (ЕГЭ) разрывает среднее и высшее образование. Я заканчивал школу с серебряной медалью, потому что знал: конкурс высокий (в военно-политическое училище было двенадцать человек на место, на юридический факультет - пять-шесть), никто не поможет. Сейчас, как сказал один из депутатов, - «АБВГДейка»: что-то угадываешь, что-то проплатишь - и попадаешь в вуз. Против ЕГЭ резко выступали ректоры крупнейших вузов - МГУ, Санкт-Петербургского университета. ЕГЭ - это механистическая попытка подстроиться под западные формы и стандарты.

- А что делать с водкой? Отравлениям нет конца…

-Ввести государственную монополию на производство. И если пить - то качественный продукт. А вообще, мне, как члену комитета Госдумы по безопасности, кажется, что это был своего рода заговор со стороны производителей с целью надавить на федеральное правительство и региональную элиту. И очень печально, что один из главных ударов приняла на себя многострадальная Иркутская область.

Чтобы слегка поправить имидж области, я решил провести Дни Иркутской области в Государственной думе. Хотя администрация области отказалась от этих планов, но слишком много сил уже было потрачено на согласования и прочую подготовку. Дни пройдут, как и планировалось, 14-15 ноября, в урезанном формате, но в самом престижном Гербовом зале. В следующем году, хоть он и юбилейный, чиновники областной администрации ничего не смогут провести, уже расписавшись в организационном бессилии и политическом безволии. Никто с этой задачей не справится.

-Какова ваша позиция по проблеме передачи земель Иркутска, собственность на которые не разграничена, в распоряжение областной администрации?

Я склоняюсь к тому, чтобы земли эти у Иркутска забрать. Потому что существует целая сеть перекупщиков и, как следствие, у нас такое дорогое жилье. Могу понять строительные компании: они вынуждены покупать землю на окончании этой цепочки перекупщиков и хотят вернуть затраченные средства. Если бы этого не было, вопрос бы и не возник. Существует проблема монополии: я общался с руководством крупных строительных фирм, которые имеют базу, мощности, но не работают в Иркутске — их не пускают, рынок монополизирован. А если бы была нормальная конкурентная среда, то снизились бы цены на жилье.

-Какими, на ваш взгляд, будут результаты парламентских и президентских выборов в 2007-2008 годах?

Политическое пространство очень сузилось. Понятно, что пройдут «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Может быть, коммунистам дадут пройти, а может, «красных» заменят на «розовых» - «Патриотов России» Геннадия Семигина. Другие не пройдут. Та роль, которую сегодня играет ЛДПР при «Единой России», голосуя в контексте ее решений, больше не нужна. И мое исключение - это, возможно, попытка Жириновского подстроиться под быстро меняющуюся обстановку, к которой он, в отличие от прошлых лет, уже не может подобрать ключи. Сегодня даже суперлояльность к Кремлю не гарантирует прохождение, потому что считаются только с сильными.

А ЛДПР глотает одну горькую пилюлю за другой: сначала не прошли в Мосгордуму, затем проиграли в Екатеринбурге и Владивостоке - хотя во Владивостоке губернатор Дарькин обещал не мешать, а в Екатеринбурге Владимир Вольфович поддался на увещевания губернатора Росселя и снял свою кандидатуру из списка. Я предлагал Жириновскому провести акции гражданского неповиновения в легальных формах: бессрочное пикетирование Центризбиркома, митинги за отмену этих выборов. Он отказался. А тут ему еще сказали из Кремля: Курьянович голосует против основных наших законопроектов да еще и организатор «Русского марша», так что или ты от него избавишься, или мы ЛДПР не допустим до выборов. И вот он от меня избавился. Но, сдав меня, он не откупился - все мы знаем, чем заканчивается потворство агрессору: оно ведет к аншлюсу, к аннексии, к 1941 году.

На президентские выборы, вероятно, пойдет Касьянов. И хотя у него кличка «Миша - два процента», наберет он, скорее всего, больше. Владимир Вольфович может и не пойти, если ЛДПР провалит выборы в Госдуму. А может пойти, чтобы имитировать борьбу. От власти - нет нужды говорить, кого раскручивают: Медведева и Иванова. Но может оказаться и кто-то третий: видно, что эти телевизионные кадры с белым халатиком на ферме, как и положение дел в армии, не вдохновляют наших избирателей. При нынешнем всепоглощающем административном ресурсе и монополии в медиа-пространстве могут раскрутить кого угодно. Любое политическое ничтожество преобразят, накрасят, подпудрят, приоденут и протолкнут.

- Заслуживает ли Жириновский за такую свою позицию места в «последнем вагоне на север»?

- История все расставит по своим местам. И каждому воздаст по заслугам.

Предприятия области

Ниже приведена статья журналиста Дмитрия Люстрицкого из газеты «Восточно-Сибирская правда» за 19 ноября 2006 г.

Было ваше - станет наше

Вокруг многострадального иркутского аэропорта не первый год происходят странные события. Вот и вчера очередной лайнер чуть не вписал новую страницу в мартиролог иркутских катастроф. Но сейчас мы поведём речь не о печальной авиационной статистике, а об интригах, которые крутятся вокруг иркутского аэропорта уже не первый год.
Все эти годы предприятием (а иркутский аэропорт - это федеральное государственное унитарное предприятие, то есть такое предприятие, которое находится в наиболее неудобной форме хозяйствования с точки зрения современной экономики) управлял Алексей Куликов. Почему неудобной? Потому, что имущество унитарного предприятия является неделимым, а сама организация даже является собственником своего имущества. С одной стороны, такая форма подразумевает контроль государства над своим имуществом, с другой - делает ФГУП абсолютно непривлекательным для инвесторов. Кто будет вкладывать деньги в предприятие, если их нельзя обеспечить имуществом?

Само же государство в иркутский аэропорт деньги вкладывать не спешило. Ещё с советских времён полагало Иркутск субузловым аэропортом, главное предназначение которого - доставлять пассажиропотоки к крупным аэропортам Новосибирска, Хабаровска и, разумеется, Москвы. К тому же всё время дебатировался вопрос о переносе аэропорта за пределы городской черты - так очередное «промежуточное» решение под лозунгом «зачем реконструировать, если будем переносить?» двадцать лет назад лишило иркутский аэропорт всяких перспектив на строительство новой полосы и получение нового навигационного оборудования.
Иркутяне, в свою очередь, не хотели оставаться заштатным аэропортом - и искали пути обхода ограничений, которые ставит перед иркутским аэропортом статус ФГУП. Одним из таких решений стал проект создания транспортно-логистического центра, что позволило бы зарабатывать деньги на транзите грузов. Другим ключиком к повышению статуса стало расширение объёма международных перевозок за счёт сотрудничества с туристическими компаниями. Я подозреваю, что Алексей Куликов занимался этой деятельностью не с целью абстрактной благотворительности, - но нельзя не признать, что он преуспел. Сегодня отремонтировано здание аэровокзала, пробито финансирование на реконструкцию полосы, разрешён прямой рейс в Мюнхен, растут прибыли... Аэропорт развивается, несмотря на мрачную славу города, в котором природа не благоволит к аппаратам тяжелее воздуха.

Кстати, при расследовании всех печальных происшествий к собственно аэропорту претензий неизменно не было, а значит, их не было и к его руководству. И вдруг - Федеральное агентство воздушного транспорта проводит конкурс на должность гендиректора ФГУП «Аэропорт Иркутск», в котором Алексей Куликов не только не участвует, но даже не уведомлен о его проведении! А побеждает на нём Константин Былинин, исполняющий обязанности гендиректора авиакомпании «Самара», входящей в альянс Air Union...

Не имея ничего против лично господина Былинина, могу лишь отметить, что авиакомпания «Самара» тесно связана с красноярскими авиамагнатами Абрамовичами, а отзывы о деятельности Air Union в Самаре поступают весьма и весьма противоречивые. Всё происходящее напоминает сценарий банального недружественного поглощения, за которым отчётливо просматривается желание прибрать к рукам прибыльный государственный актив

Неожиданное решение ФАВТ застало врасплох даже губернатора Александра Тишанина, который был вынужден обратиться с недоуменным письмом к министру транспорта Игорю Левитину. Ответа он так и не получил. Чем же вызвано решительное наступление красноярских бизнесменов? Рискну предположить, что дальнейшим шагом будет внесение иркутского аэропорта в список объектов, подлежащих приватизации, - по известной схеме, когда государству остаётся навигация и полосы, а частникам - Air Union? - уйдёт отремонтированный аэровокзал и инфраструктура. Кроме того, не нужно забывать и то, что на первом этапе строительства нового аэропорта распорядителем средств также будет выступать ФГУП «Аэропорт Иркутск», что сулит хорошие дивиденды при «правильном» подходе. Естественно, интересы рядовых иркутян при этом будут учитываться в последнюю очередь...

Массовые акции протеста

Профсоюзы заявили о том, что намерены в день открытия сессии Законодательного собрания Иркутской области провести массовую акцию на площади, перед зданием администрации региона. О том, чего хотят профессиональные союзы, рассказал корресподенту «Сибирские новостей» заместитель председателя облсовпрофа Валерий Лукин.

Закон о бюджете, который предполагается принять, не обеспечивает выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в полном объёме. В бюджете не предусмотрено порядка 3 млрд. рублей для выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы в будущем году. Два миллиарда рублей нужны на выплаты, предусмотренные постановлением главы администрации Иркутской области, действующим с первого октября, и ещё около миллиарда рублей - на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствие с федеральным законом. Это значит, что в области опять будет накапливаться массовая задолженность перед бюджетниками.

Сегодня и президент, и губернатор, и сами депутаты Законодательного собрания неоднократно определяли приоритеты в расходовании бюджетных средств. Президент неоднократно говорил: «Заработная плата - это святое». И вот в бюджете 2007 года, оказывается, гарантий по выплате заработной платы нет.

- Вы полагаете, депутаты готовы рискнуть?

- Когда Геннадий Истомин (председатель бюджетного комитета) на заседании комитета говорит: «Да, мы рискуем...», нужно понимать, что это не тот риск, который Законодательное собрание может на себя брать. Нельзя рисковать интересами 200 тысяч работников бюджетной сферы.
Сейчас администрация области убеждает депутатов в том, что в течение года будут поступать дополнительные средства из федерального бюджета. Хорошо. Но почему тогда эти средства не отражены в доходной части? Если есть ожидания дополнительных доходов, то надо возвращаться к первому чтению, заводить их в доходную часть - и ни у кого не будет никаких вопросов! Но почему тогда месяц назад, защищая доходную часть бюджета, на комитете нам было убедительно доказано, что возможности доходного потенциала исчерпаны, а теперь, оказывается, мы снова ожидаем каких-то поступлений...

Я так или иначе участвую в подготовке уже десятого регионального бюджета и считаю, что администрация, систематически рассчитывая на поддержку Федерации, допускает очень серьёзную ошибку. Когда Москва видит, что мы систематически расставляем приоритеты неверно, надеяться на помощь Минфина крайне трудно. Ведь и в текущем году всё закончилось просто: Законодательное собрание было вынуждено сократить расходные полномочия за счёт исполнения других обязательств. Не удобнее ли такие вещи делать, что называется, на берегу?
- У вас проходили какие-то согласования позиции профсоюзов с фракциями и политическими партиями?

-Мне трудно сказать, каковы позиции фракций накануне сессии. Я встречался с руководителем регионального отделения партии «Единая Россия» Константином Зайцевым, с руководителем фракции «Единой России» в Законодательном собрании. Они мне подтвердили, что разделяют обеспокоенность профсоюзов, сказали, что внимательно рассмотрят наши предложения - но каковы будут результаты этих заверений, мы увидим только на сессии.
При этом мы не занимаем какую-то непримиримо конфликтную позицию. Недавно на съезде Федерации независимых профсоюзов России президент Владимир Путин обратил внимание профсоюзных лидеров, что они не всегда доводят до конца свои справедливые требования.
Мы, в свою очередь, тоже не собираемся взрывать общественное мнение. Выходя на массовую акцию, городской координационный совет указал в заявке на согласование мероприятия всего 50 человек. Это представители профсоюзных организаций учреждений здравоохранения, образования и культуры. Мы лишь хотим, чтобы депутаты вспомнили свои предвыборные обещания. Депутаты обещали бороться за права и интересы граждан? Мы хотим им напомнить, что сейчас самое время за них побороться.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Воронин Олег | Источник(и): Региональный мониторинг Московского центра Карнеги | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...