Иркутская область в 1981 году. В зеркале прессы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Доктор геолого-минералогических наук, художник, скульптор Г.Ф. Уфимцев
Доктор геолого-минералогических наук, художник, скульптор Г.Ф. Уфимцев
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Художника Рогаль и строитель Казаков
Художника Рогаль и строитель Казаков
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Писатель А. Зверев
Писатель А. Зверев
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Поэт Р. Филиппов
Поэт Р. Филиппов
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Д. Сергеев
Д. Сергеев
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Б. Левантовская
Б. Левантовская
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Сергей ИОФФЕ
Сергей ИОФФЕ
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Анатолий КОБЕНКОВ
Анатолий КОБЕНКОВ
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007

Год наступил – а многие процессы «перекочевали» в нынешний год из предыдущего календаря. Продолжается освоение Байкало-Амурской магистрали, развивается деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Генсек Леонид Ильич Брежнев поздравил Усть-Илимск и его жителей с завершением строительства ГЭС и вводом в строй первой очереди целлюлозного завода мощностью в 250 тыс. тонн беленой целлюлозы в год.

…Стремительно летит время. Семь лет назад из Москвы на БАМ отправился первый Всесоюзный ударный строительный отряд имени XVII съезда комсомола. Его бойцы рубили первые просеки в тайге, отсыпали полотно, строили мосты и укладывали первые звенья магистрали на сибирской земле. И конечно, встречали первые поезда… И это не преувеличение, что «мы строим магистраль, а магистраль строит нас».

«БАМ – это отличная школа жизни для всех нас, – сказал бригадир комсомольско-молодежной бригады Вячеслав Аксенов. – Я вижу, как мужают мои товарищи по труду. К ним пришел опыт, рабочая зрелость, крепче стали их руки, к юношеской восторженности добавилась деловитость строителей. На БАМе я по-настоящему узнал цену товариществу, понял, что даже самая тяжелая работа может быть приятной и радостной, когда ее делаешь вместе с друзьями ради высокой и светлой цели».

Эстафету строителей принимают молодые железнодорожники, которые будут эксплуатировать магистраль. БАМ – это одно из важнейших звеньев утвержденного партией плана развития восточных районов страны.

Пример БАМа распространяется на другие сферы жизни области. Все хотят жить и работать по-бамовски…

Хроника

В феврале в Иркутске находится в гостях делегация подшефного корабля Тихоокеанского флота «Иркутский комсомолец».

Рационализаторы Нижнеудинского локомотивного депо за один только январь этого года подали 30 предложений, что позволило предприятию сэкономить около 10 тыс. рублей.

Звания Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и молот» удостоен фрезеровщик Иркутского авиационного завода, почетный гражданин Иркутска Михаил Давыдович Пархоменко. «Фрезеровщик высочайшего класса! Он был делегатом съездов, встречался с членами правительства, получил множество наград и поощрений, но до конца своих дней остался человеком простым, общительным, расположенным к людям», – вспоминает о нем ветеран завода Валентина Шарапова в книге Ливии Каминской «Дорога в небо». На авиазаводе работают еще два Героя Соцтруда – клепальщица Ольга Исааковна Лапа (награждена в 1960 году) и слесарь Александр Иванович Темников (награжден в 1971 году).

В этом году на областную Доску Почета занесены: город Ангарск, Падунский район города Братска, Братскгэсстрой, Иркутский район, Иркутский авиационный завод, Коршуновский ГОК, Азейский угольный разрез, Иркутский релейный завод, Ангарский электромеханический завод, Братский завод отопительного оборудования, Усть-Илимский ЛПК, объединение «Иркутсклес», колхоз «Власть Советов» Заларинского района, совхоз «Приморский» Нукутского района, Иркутское швейное объединение, Братский пивзавод, вагонное депо станции Черемхово.

В марте на карте Тулунского района появился колхоз «Приречный». В первый же период своего существования колхоз стал успешно трудиться. План по продаже мяса и молока выполнен полностью.

22 апреля все работницы Иркутского обувного объединения «Ангара» надели красные косынки по случаю коммунистического субботника. В день ударного (и бесплатного!) труда выпущено 14 750 пар обуви.

Растет и благоустраивается Саянск – город, где живут рабочие Зиминского химического завода и строители треста «Зимахимстрой». Здесь уже возведено около 70 тыс. квадратных метров жилья, детский сад, школа, магазины, клуб. Среди строителей выделяется бригада монтажников Виктора Александрова. Виктор – ученик известного в крае строителя, первопроходца Байкальска, Ангарска и Новой Зимы кавалера ордена Ленина Павла Федоровича Дворовкина. Того самого, который десять лет назад смонтировал в глухой присаянской тайге первую панель первого дома. С его легкой руки и появился на карте области Саянск. Теперь в городе уже четыре микрорайона.

Десять лет исполняется в этом году Азейскому угольному разрезу с запасами угля, которых хватит на полвека. Здесь осваивают шагающий экскаватор с объемом ковша 25 кубометров и длиной стрелы в 100 метров. Другой такой техники пока нет ни на одном угольном разрезе страны.

Подписан договор о социалистическом соревновании между трудящимися Иркутской и Кемеровской областей.

В Тайшете достраиваются заводы железобетонных изделий и изоляционных материалов, цехи по ремонту тяжелой строительной техники.

Старейшему в Сибири военному учебному заведению – Иркутскому высшему военному авиационному инженерному училищу – исполняется 50 лет.

Лучшие коммунисты области едут делегатами на XXVI съезд КПСС. В областной делегации – металлург из Братска А.И. Спиридонов, доярка из Черемховского района Е.И. Лаптева, ученый, академик из Иркутска Н.А. Логачев и слюдянщица из Мамско-Чуйского района А.И. Сапелкина. К съезду готовятся не только взрослые, но и школьники – в Шелехове, например, каждый третий пионер учится без троек.

К дню открытия партийного съезда сдается первая очередь жилья в постоянном бамовском поселке Ния.

Формируется очередной отряд добровольцев на всесоюзные комсомольские стройки в Усть-Илимске. Уже семь лет как он получил статус города, там проживает 90 тыс. человек.

Неузнаваемо изменилось село Оек. Там строятся благоустроенные дома городского типа – со всеми удобствами. В селе есть Дом быта и ателье мод, куда приезжают даже иркутяне – настолько у него хорошая репутация.

Звание Героя Социалистического Труда присвоено в марте Илье Диомидовичу Дорохову, председателю колхоза имени Ленина Аларского района.

В октябре досрочно сдана в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Лена – Кунерма на западном участке БАМа. 261 километр главного пути, шесть станций, два разъезда, 69 километров станционных путей, 75 мостов, 250 водопропускных труб – это только производственные объекты. Плюс к этому – 57 тыс. квадратных метров жилья, две школы, пять детских садов, больница и поликлиника, три акушерско-фельдшерских пункта. Всего сдано 1058 объектов. Прошли первые поезда, сыграны первые новоселья. И вот – открытие официальное, начало новой рабочей жизни западного БАМа. По этому поводу проходят торжества и берутся новые соцобязательства.

В Листвянке спущено на воду новое нефтеналивное судно «Майкоп» грузоподъемностью 600 тонн. Оно доставляет горючее в районы БАМа.

Больше полутора тысяч километров прошли по трассе будущего БАМа электролинейщики мехколонн треста «Востоксибэлектросетьстрой», неся на плечах воздвигнутых ими опор энергию Усть-Илима к тоннелям, к поселкам строителей, к сложным агрегатам на разных объектах строящейся магистрали. И если для нас сегодня опора высоковольтной линии – лишь привычная часть пейзажа, то для них, лэповцев, каждая – испытание на прочность, у каждой – своя история…

Вот как рассказывает об установке последней из них в 1981 году Александр Маркелович:

«…Работа шла своим чередом. Уже на 900-метровой высоте перевала лежала на земле совсем собранная опора, надо было готовить подъем, и тут – нелепая случайность – бригадир Василий Музыка, проходя по уголкам опоры, поскользнулся и упал. Удар пришелся на грудную клетку. Двое суток, передав командование Анатолию Кабышеву, отлеживался Василий в палатке – оказались сломанными три ребра. Госпитализироваться отказался наотрез.

…29 декабря все было готово к подъему. Снова мела метель, мороз так разошелся, что ночью вода, оставленная в ведре, разорвала его по швам. Жутко болела, саднила грудь, но надо было вставать, надо было идти поднимать анкер – 42-метровую опору № 686. И вот напряглись понемногу тросы, вздрогнуло и пошло вверх тело опоры… За метелью Василию ничего не было видно. Лишь тонкий звон натянутых струной тросов да какое-то неведомое чутье позволяли ему регулировать подъем»

…Бесконечным, вытянувшимся по более чем семисоткилометровой трассе западного и бурятского участков магистрали строем стоят опоры бамовских ЛЭП-220. И чем дальше на восток уходит ЛЭП, тем дешевле становится строительство магистрали, комфортней жизнь бамовцев, нарастают темпы работ.

События

Есть Байкальский тоннель!

Об этой трудовой победе написал в своем очерке журналист Антон Кривой (книга «Время рассчитывает на нас»). Утро 6 февраля 1981 года на перевале Даван, разделяющем Иркутскую область и Бурятскую АССР, выдалось метельным и холодным. Зима обрушивала на вершины Байкальского хребта шквалы снега. А в это время под перевалом Даван на глубине 200 метров проходчики под наблюдением бригадира Юрия Бардаченко закладывали взрывчатку в последние шпуры. Рвануло в десять ноль-ноль. И в наступившей потом тишине под сводами каменного коридора грянуло: «Ура-а-а!» Проходчики ринулись друг к другу в объятия, застрекотали кинокамеры, и даже брызнуло шампанское!

– Первый бокал Валентину Романовичу Толстоухову! – крикнул Бардаченко. – С победой, ребята! Слава двенадцатому и девятнадцатому тоннельным отрядам!

Крепко обнялись два бригадира. Еще бы – в Байкальском хребте пробито сквозное окно из Иркутской области в Бурятию. Есть надежная дорога под Даваном к Байкалу!

К месту последней сбойки подтягивались взрывники, проходчики, руководители подразделений. На гранитный валун взобрался Бардаченко, поднял руку и сказал:

– Последняя сбойка для нас, горняков, праздник из праздников… Венец многолетнего труда. Но есть еще одно событие. Час назад радио сообщило, что трем строителям Байкало-Амурской магистрали присвоено звание Героя Социалистического Труда. В их числе награжден наш Валентин Романович Толстоухов!

…В это день проходчики Байкальского тоннеля отправили в Москву телеграммы в Минтрансстрой и Главтоннельметро-строй: «Рапортуем, что строители семикилометрового Байкальского тоннеля в честь предстоящего XXVI съезда КПСС выполнили свое обязательство. Последняя сбойка в Байкальском хребте выполнена на год раньше директивных сроков». Телеграммы подписали руководители тоннельных отрядов. Впервые в жизни Валентин Романович Толстоухов подписывался в звании Героя Социалистического Труда.

С чем можно сравнить создание тоннеля? С Братской ГЭС, с запуском космического корабля? Пожалуй, по масштабам и грандиозности они не уступают друг другу. Тысячи людей воплощали его в реальность. Они выбрали из Байкальского хребта более 700 тысяч кубометров гранита. Это примерно 15 000 железнодорожных вагонов. Двадцать лучших представителей тысячного коллектива горняков награждены по итогам десятой пятилетки высокими правительственными наградами. Юрий Бардаченко – орденом Трудового Красного Знамени. Первым тоннельщиком на БАМе, получившим звезду Героя, стал Валентин Толстоухов.

Человек года

Леонид Давыдович Казаков, бригадир комплексной бригады строительно-монтажного поезда треста «Ленабамстрой»

5 февраля вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда особо отличившимся участникам строительства Байкало-Амурской магистрали. За трудовой героизм награжден Леонид Давыдович Казаков, бригадир комплексной бригады строительно-монтажного поезда № 266 треста «Ленабамстрой».

Из книги «Время рассчитывает на нас» (1983 г.):

«…Я думал о Леониде Казакове, пытался определить для себя главную черту этого доброго, честного, бесхитростного характера, и мне, кажется, удалось это сделать. Надежность! Он надежен во всем, бригадир Казаков, – и в трудном деле, и в дружбе. И разве не символично, что именно ему доверили сооружать трубы – основу основ будущей магистрали. И еще мне подумалось: пройти бы ему по жизни, не сломившись да не возгордившись, через все тяготы, которыми богата судьба строителя, через признание и похвалу, коими не обделяют у нас трудящегося человека…»

Эти строчки написаны несколько лет назад (строчки – из книги очерков Сергея Иоффе, кстати, сына известного строителя БАМа). Тогда Казакова, молодого строителя, лауреата премии Ленинского комсомола, коммунисты избрали делегатом на XXV съезд партии. А ныне Леонид Казаков – Герой Социалистического Труда, на ХХVI съезде КПСС избран членом Центрального Комитета партии. Но как же не самый типичный Леонид Казаков, если он такой, каких в нашей стране – миллионы?

Типично, что и родился, и рос, и учился Казаков в сельском районе на Брянщине. Но сам Казаков скупо вспоминает «райский уголок» своей родины, а вот когда говорит о Братске, Байкале, БАМе, где начал и продолжает свою самостоятельную трудовую жизнь, – чувствуется, что в эти места он влюблен.

Первым на север Иркутской области проторил дорогу его старший брат Василий, работал бригадиром на строительстве железной дороги Хребтовая – Усть-Илимск. После десятилетки приехал к нему Леонид... и в полгода овладел несколькими строительными специальностями, а порой случалось оставаться и за брата-бригадира. Потом он учился на бригадира монтеров пути, служил в армии... В октябре 1974-го с первым десантом Казаков-младший отправился строить Байкало-Амурскую магистраль.

ИССО (искусственные сооружения) – это водопропускная труба, какие укладывают на трассе БАМа. За пять лет бригада Казакова уложила более четырех сотен таких труб – от Таюры до перевала Даван.

Уже на сооружении первой трубы, которая отводила опасные для земляного полотна весенние воды в речку Таюру, было принято решение: объекты строить только на «отлично», только с первого предъявления. Это очень смелое решение. Трасса изучена не до конца. Строительство каждого искусственного сооружения в зоне вечной мерзлоты требует творческой инженерной мысли: неожиданные препятствия и сюрпризы, которые преподносит природа, слабо изученные грунты серьезно влияют на качество строительства...

Но в бригаде создалась хорошая атмосфера, развито чувство локтя. И объекты свои сдавали – как и обязались, с первого предъявления.

…А потом пришло признание заслуг молодых строителей западного крыла магистрали. В 1981 году первый секретарь Иркутского обкома партии Н.В. Банников прилетел в Звездный и, под аплодисменты земляков-бамовцев вручил Леониду Давыдовичу Золотую Звезду Героя… Жители бамовского поселка поздравили Казакова с избранием в члены Центрального Комитета партии и с высокой наградой.

Визиты

В Иркутске прошел VII фестиваль Дружбы молодежи СССР и Монголии

В качестве гостей фестиваля в Иркутск прилетели дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации и ветеран Великой Отечественной войны А.В. Ворожейкин и двое «звездных братьев» – летчик-космонавт СССР Владимир Джанибеков и его монгольский коллега, летчик-космонавт Жугдэрдэмидийн Гуррагча.

Гости участвовали в массовых праздниках и шествиях, познакомились с достопримечательными местами Иркутска, побывали на Байкале. Наибольший интерес иркутяне и представители монгольской молодежи проявляли к героям-космонавтам. Молодые, подтянутые, в красивой форме, так идущей им, внешне они – полная противоположность друг другу: белокурый и голубоглазый Джанибеков, смуглый, с черными блестящими глазами – Гуррагча…

Многим удалось взять у них на память автографы.

Встречать таких гостей иркутянам было вдвойне приятно, ведь международный космический экипаж совсем недавно, в марте 1981 года, благополучно вернулся на Землю после успешного завершения программы совместных работ на борту орбитального научно-исследовательского комплекса. После полета они – дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики Владимир Джанибеков и космонавт-исследователь Герой Советского Союза, Герой МНР Жугдэрдэмидийн Гуррагча стали ярким примером и даже символом плодотворного сотрудничества советского и монгольского нардов. Полет международного космического экипажа проходил в канун 60-летия победы Монгольской народной революции.

Культура, спорт

В этом году отмечается 50-летие Иркутской организации Союза писателей СССР.

Откуда ведет свое начало иркутская писательская организация? Считалось, что истоки уходят в 1935-й год, когда Совет Народных Комиссаров утвердил Устав Союза писателей СССР. Но к тому времени, оказывается, в Иркутске уже четыре года действовало писательское бюро и его филиалы, издавался журнал «Сибирь» и выходили книги поэтов и прозаиков. Но и у этой деятельности была предыстория – еще несколькими годами раньше существовало объединение «Барка поэтов», а в двадцатых годах – Иркутское литературно-художественное общество (ИЛХО)…

Днем рождения Восточно-Сибирской краевой писательской организации решили считать 27 февраля 1931 года, совпадавшее с выходом первого номера журнала «Сибирь». Первые руководители организации – не очень известный Павел Искра, затем поэт Иван Молчанов-Сибирский, который стоял у руля организации много лет.

История писательской организации богата и разнообразна. С первых же лет возникли и надолго остались в литературе такие блестящие имена, как прозаики Константин Седых (иркутяне и забайкальцы помнят его «Даурию») и Георгий Марков (автор романа «Строговы»), поэты Иван Молчанов-Сибирский, Анатолий Ольхон, Иннокентий Луговской…

Потом появились новые имена – Лев Кукуев и Франц Таурин, Георгий Марков и Михаил Скуратов, Вячеслав Шугаев и Юрий Скоп, Белла Левантовская и Валентина Марина, Юрий Самсонов, Анатолий Шастин, Марк Сергеев и Дмитрий Сергеев, Александр Вампилов и Валентин Распутин, Геннадий Машкин и Ростислав Филиппов, и вообще так называемая Иркутская стенка, прогремевшая на Читинской писательской конференции. Глеб Пакулов и Альберт Гурулев, Сергей Иоффе и Евгений Раппопорт, Ким Балков и Людмила Бендер, Михаил Трофимов, Валерий Хайрюзов и Анатолий Горбунов, Геннадий Машкин и Евгений Суворов, Нэлли Матханова и Анатолий Байбородин, Анатолий Кобенков и Борис Ротенфельд…

Уехали в Москву, но в душе остались иркутянами поэт Анатолий Преловский, удостоенный Государственной премии за свод сибирских поэм; публицист и прозаик Леонид Шинкарев; через Иркутск прошли в разное время пути поэта Юрия Левитанского, драматурга Игнатия Дворецкого, Агнии Кузнецовой…

Любой коллективный юбилей – это воспоминание о людях. И сегодня хочется вспомнить много сделавших для союза Марка Сергеева и Анатолия Шастина – оба последовательно, лет двадцать, руководили союзом, оба редактировали журнал «Сибирь» (некоторое время это был альманах «Ангара»).

Именно Шастин добился того, что писатели въехали в Дом литераторов на улице Степана Разина; а Марк Сергеев остался в нашей памяти как человек высочайшей культуры, почему и была учреждена премия одаренным детям и звание «Интеллигент провинции», присуждаемое ежегодно людям, которые этому званию соответствуют.

А вот что говорит о сибирском журнале Василий Козлов:

– Когда журнал только решили издавать в Иркутске, писатели обратились с письмом к Максиму Горькому, который жил тогда в Италии, и уже через две недели от Горького пришел положительный ответ, да еще и с рукописью рассказа, который сибиряки с гордостью выпустили в первом номере журнала.

Это – снова о 31-м годе. Потом журнал развивался, находил новых авторов, формировал разделы и рубрики. Журнал выходил даже во время Отечественной войны. В советское время он стал трибуной для публикации зрелых авторов и молодых поэтов и прозаиков, критиков и очеркистов, краеведов и фотографов.

Из Сибирских поэтических тетрадей

Белла ЛЕВАНТОВСКАЯ

Мне жаль тебя, когда при встрече

Ты настороженно суров,

Когда опущенные плечи

Твои – красноречивей слов.

Когда не в силах под арестом

Ты сердце сдерживать в груди,

Когда нетерпеливым жестом

Ты говоришь мне: «Погоди…»

И эта внешняя небрежность,

И этот жест, как между строк,

В себе таят былую нежность

И страсти острый холодок.

Сергей ИОФФЕ

Таюра, Ния. Далее – везде

Прошли мы от пикета до пикета.

По наледям, по вечной мерзлоте…

Поставят ли нам памятник за это?

Не выбить на граните имена

Всех, кто торил великую дорогу,

И глыбу подходящую страна

Не подберет для этого, ей-богу.

И не припомнит каждого в лицо,

И не отыщет списки по архивам…

Но дело наших дедов и отцов

Мы завершаем финишем счастливым.

Во всем бы так. Отныне и всегда.

Не исказить, забвеньем не угробить

Рожденные в минувшие года

Благие начинания в народе.

А вот и поезд. Первый, гостевой.

Но мы-то здесь хозяева, не гости!

На штурм, братва! Нам это не впервой.

Слегка хрустят, но дюжат наши кости.

Мы не в обиде, хоть и в тесноте, –

Счастливые, хлебнувшие мурцовки…

Чу! Голос над перроном: «Остановки –

Таюра, Ния, далее – везде».

Анатолий КОБЕНКОВ

С песнями не стоит торопиться

В трудный век звонков и телеграмм…

Как это ни грустно, мы не птицы,

Соловьи не родственники нам…

Хорошо ли, весело на свете  –

Все-таки припомнится подчас:

Как это ни грустно, мы не дети –

Женщины иначе любят нас…

Но зато все то, что накопилось,

Все, что между пальцев протекло,

Как рубец и как необходимость,

Не спросившись, на сердце легло…

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Авторский коллектив. Составитель Гольдфарб С. И. | Источник(и): Моя Иркутская область. - Иркутск, 2007 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Моя Иркутская область. Составитель Гольдфарб С.И. | Хронологический