Иркутская школа народного просвещения обязана созданием губернатору, «генерал-майору и кавалеру» Ф. Н. Кличке.
Это был деятельный и честный человек, который «помогал сиротам и неимущим, поощрял торговлю и словом, благоразумием, добротою и благонамеренностью напечатлел в сердцах иркутских жителе: надолго о себе славное воспоминание». Угодное дело широкого народного образования встретило со стороны иркутян по разным причинам некоторое сопротивление. Чтобы убедить иркутян в пользе сего мероприятия, а также решить возникшие вопросы, Франц Николаевич 26 октября 1781 г. обращается ко всем иркутянам со следующим посланием:
«Обществу Иркутского гражданства.
Соображаясь с волею и благоволением монаршим, пекся я здесь по примеру других городов в России основать градскую школу, в коей бы преподавалось юношам моих сограждан основание православной веры и истолкование закона Божия, со обучением чтения, правописания и первоначалиев арифметики и рисования. К достижению сего толь благого и толь высочайшею монархинею желаемого предмета предписывал губернскому магистрату, а бывшему степенному голове Протасову дал словесное (распоряжение) с изображением упомянутых обстоятельств, с объявлением ему моего желания в том, чтобы он, собравши всё почтенное иркутское общество, изъяснил ему ко осчастливению сограждан моих стремящееся рвение и, отобрав о собственном благе мнение, представил ко мне обще с нововыбранным в градские головы Саватеевым требуемую опись, которую приняв, я от них мнил найти в ней отличное сограждан усердие и ревность скорейшему произведению в действие свою отрасль, наполненную благочестием, страхом Божиим, подобострастием, высокопочитанием, повиновением к монаршему престолу, пылающею любовью к обожаемому Отечеству, почтением законной власти, исправленным сердцем, взаимным и союзным дружеством к ближнему, привязанностию к добродетели и справедливости, отриновением от гнусности к порокам и коварствам; а углубившимся вниманием истинному благодарению к родителям и свойственникам своим, доставшим им посредством училища способ выйти из тьмы невежества, дикости и гнусности и пользоваться светом прямой истины, то есть быть человеками и иметь настоящее понятие о существе своём, яко о упражнении учреждаемого училища.
Воображал, говорю я, принимая опись, что колико усердно отдадут мои сограждане в школу детей своих, рвящиеся с слезами радости видеть приходящих их птенцов ежедневно из училища и лепечущих урок свой со вниманием, нежным их сердцам в том, чтоб бояться Бога, почитать государя, любить Отечество, повиноваться властям, пещись о ближнем и помогать ему, наполнить добродетелию сердца и убегать от порока, чем все обязываются они. и начинать в нежной своей груди чувствовать уже человечество. Но вместо сего в какое по прочтении описи приведён я был исступление! Не могу не только описать, но и никак объяснить, а едина моя душа и дух оное сокрушение могут чувствовать, коротко скажу, что такого неистовства и невежества ждать было можно от одних отдалённейших и невежеством воспитывающих алеут, а не здесь. Между тальками сотнями сограждан, из коих объявили своё желание видеть отроков, ими родивших, в благоустроиваемом наставлении и добродетельном воспитании только трое, а именно: ратман Андрей Калмынин, Иван Зонов и Иван Чиченев. Прочие же, имеющие детей, подписали: некоторые — дома учить будем, а другие — учить не желаем.
Так, как бы сказать: не хотели знать о Боге, ни о подданническом рабстве к Государю, мы не желаем, да и чувствовать монаршего благословения и просвещать детей наших не хочим, а остаёмся в бездне невежества и погруженном заблуждении. На сей от подписавшихся отзыв, вообразите себе, сограждане, следствие вашего неистового упорства, какой ответ дадите вы Всевышнему Творцу?Когда вы, отцы, не хотите, чтоб дети ваши имели о нём настоящее и справедливое познание, то представьте себе быть могущее монаршее сокрушение, когда Мать Отечества мною извещена будет о сём вашем отзыве. Не скажет ли она: «Возможно ли, чтоб в моё матернее правление ещё мог кто-нибудь из моих подданных, который бы так постыдно думал, да о ком? О своих собственных детях». На сей случай берите ваши мысли и проникните в позднейшее потомство ваше, которое не заставляете ли противу просвещающихся наукою во многих Российской империи городах, подобных вашим детям юношей стыдиться, или отнимать ли вы вздумали вместо того, чтоб поощрять в собственных ваших отродиях способы быть полезными Отечеству вообще и, особенно, своему обществу — вот каковы суть подвиги ваши!
Но я, видя такое с полезным намерением столь многих сограждан несходное помышление, решился против собственной вашей воли и упрямства сохранить от посрамления вечного нынешнее иркутское общество, которое бы одно только в России оставалось во тьме заблуждения, следующее для собственной вашей пользы к безоговорочному исполнению сделать предписание:
Дабы непременно на каждого детей имеющего гражданина расположено, сколько всякий должен платить ежегодно на содержание учителей и училища вообще, то есть на дрова, свечи, нужные книги, бумагу, перья и прочее, требующееся к беспрерывному упражнению учащихся, сходя при том крайне каждого состояние, дабы не имеющие не отягощены были и дабы общественная польза не подавала им повода к малейшему негодованию.
2) Поскольку, без сомнения, между согражданами находятся и таковые несчастные отцы, которые бы и желали обучать детей, но не имеют к тому достатка, а может быть, найдутся и сироты, то в таком случае есть долг каждого ближнего, особливо своего согражданина, подать руку помощи неимущему, чего ради и есть моя воля всех таковых бедных отцов юношей и сирот от 6 до 10 лет переписывать и ко мне немедленно представить, дабы таковые дети без платы могли иметь не только учение, но и нужное школьное содержание, когда же я сие получу, тогда положение от меня последует и оттого числа училище откроется, ибо к изучению отроков от его преосвященства Михаила, епископа Иркутского и Нерчинского. назначен градской Троицкой церкви дьякон Илья Сухих учителем.
Между всем оным непременно исправить нужные для школы постройки и все необходимости в доме бывшего степенного головы Протасова, где до сооружения каменной школы учение происходить будет.
Положить плату определённому в учители вышеописанному дьякону Сухих, старосте и сторожу, при школе быть надобному.
За сим, наконец, до исполнится сие богоугодное во веки намерение во славу Творца, в прославление и подобострастие воли и имени истинной Матери Отечества, собственную честь иркутского общества, в благоденствие потомков ваших, кои в позднейшие времена скажут, что предки в 1781 г. от воплощения Бога положили первоначальное к благу. И сия то есть мзда благомыслящих людей».
Такие слова, идущие от сердца, не могли не убедить иркутян в необходимости народного образования. На собранные общественные средства на Заморской улице, вблизи Тихвинской церкви, «на покупном месте бывшего грека Грекобурга», по проекту первого губернского архитектора Александра Яковлевича Алексеева строится двухэтажное каменное здание Градской Гражданской школы.
В 1781 г., как видим из обращения Ф. Н. Клички, в школе числилось очень и очень мало учеников. Но уже к сентябрю 1782 г., когда было окончено строительство помещений школы, в списках числились 143 ребёнка. Преподавали им всего трое учителей, два из которых было «словесника» и только на одного возлагалось «писать и арифметике учить». Жалование им было определено в сумме 120 рублей в год. Одним из первых заведующих школой и учителем был А. Тирков, проработавший в этой должности с 1783 по 1787 г. Градская школа имела хороший подбор книг в библиотеке, среди которых была даже энциклопедия Даламбера-Дидро. 22 февраля 1782 г. торжественно открылась Иркутская Гражданская школа.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей