В краеведческой литературе до на стоящего времени нет полной истории возникновения и развития Иннокентьевского поселка Суховской волости Иркутского уезда, ставшего ядром одного из административных и промышленных районов города Иркутска. Архивные материалы по истории поселка сохранились, к сожалению, не полностью, с большими лакунами по отдельным периодам. Поэтому для полной картины истории приходилось привлекать опубликованные материалы в периодической печати, исторической и краеведческой литературе. В своем очерке мы стараемся, в какой-то мере, восполнить пробел в истории города Иркутска. Мы не будем касаться вопросов революционного движения, партийного строительства, событий различных войн, которые получили широкое освещение в историко-краеведческой литературе. Хронологические рамки очерка охватывают период с момента возникновения поселка и до образования Ленинского района.
Судьба железнодорожной станции Иннокентьевская и поселка при ней тесно связана с возникновением заимки Вознесенского мужского монастыря. В 1867 г., купив у крестьянского сельского общества Подгородно-Жилкинского селения 130 десятин земли за 1200 руб., монастырь стал возводить на ней кельи, служебные и хозяйственные постройки. 24 июня 1876 г. состоялось освящение деревянной Михайло-Архангельской церкви и Святого источника. Чин освящения совершал епископ Иркутский и Нерчинский Вениамин (Благонравов) соборне с настоятелем Вознесенского монастыря Вениамином (Никольским-Грездновым) и иеромонахами. Заимка получила стагус скита1.
Проектирование и в дальнейшем строительство Транссибирской железнодорожной магистрали внесли существенные изменения в привычный уклад жизни насельников. Тихая обитель с размеренной жизнью выходила на передний край цивилизации.
Согласно проекту будущая железнодорожная магистраль проходила по части территории скита. По этому поводу между Управлением строительства и настоятелем Вознесенского монастыря состоялись переговоры об уступке 53 десятин земли скита под укладку полотна и строительство будущей станции2. Переговоры прошли успешно. В обмен на землю железнодорожное ведомство обязалось наименовать будущую станцию Иннокентьевской, в честь перво-святителя земли Иркутской Иннокентия I (Кульчицкого). С 1894 г. началась отсыпка насыпи и укладка одноколейного полотна железной дороги от станции Нижнеудинск до строящегося железнодорожного моста через реку Иркут. На месте железнодорожной станции возводились вагонное и оборотное паровозное депо, деревянное здание вокзала, водокачка, мастерские и казенные жилые дома3. Для снабжения населения станции и заправки паровозов водой у деревни Боково был построен на Ангаре водозабор и протянут до станции водовод длиною около трех верст.
Жители окрестных сел и насельники монастыря с нетерпением ждали окончания строительства железнодорожного полотна до будущей станции. Для первых это означало появление новых рабочих мест, возможность получения новых профессий и пункта сбыта сельскохозяйственной продукции, для вторых - увеличение потока богомольцев и паломников, более удобное и комфортное посещение обители для поклонения и приобщения к многоцелебным мощам свт. Иннокентия. И вот этот торжественный день наступил.
27 июля 1898 г.4 жители села Подгородно-Жилкино и деревни Боково вместе со своими старостами, насельники Вознесенского мужского монастыря пришли встречать первый поезд. В 12 часов дня со станции Тельма, украшенный флагами и гирляндами зелени, к перрону подошел состав, встреченный громкими криками «Ура!» Из него вышли инженеры-строители П.Я. Соколов, Н.П. Меженинов, А.Н. Пушечников и другие, которым на серебряном блюде был поднесен хлеб-соль. Затем состоялись благодарственный молебен и освящение здания вокзала и других построек. Чин освящения совершал епископ Киренский Никанор. В 1898 г. станции официально было присвоено наименование Иннокентьевская. 16 августа прибывший поезд продолжил свой путь на - восток в направлении станции Иркутск . С открытием станции Иннокентьевская с левой стороны по направлению к Иркутску 10 июня 1899 г. был основан Иннокентьевский поселок на землях, принадлежащих крестьянам села Подгородно-Жилкино Суховской волости Иркутского уезда. Сельское общество уступило 3791 десятину пустопорожних земель, из которых под селитебную часть отошло 138 десятин5. Земельный участок был покрыт хвойными и лиственными лесами, сильно изреженными порубками.
Первыми застройщиками стали железнодорожные рабочие, возводившие все необходимые для работы станции объекты и казенные жилые дома. К 1901 г. население поселка составило 996 человек6.
Дальнейшее развитие железнодорожной станции и поселка вызвало большой приток населения. К 1903 г. Иннокентьевский поселок включал в себя более 200 домов с населением до 5 тысяч человек7. Причем скученность построек все увеличивалась и запутывала вопрос о праве пользования землей под строениями. Несмотря на достаточность пожарного обоза, на некоторых улицах земля была топкая, в мокрую погоду попасть на них совершенно не представлялось возможным, и при возникновении пожара опасность могла угрожать всему поселку. Поэтому по ходатайству населения уездный землемер Беляев нарезал 339 усадебных участков и составил план застройки поселка, который передал представителям населения8. В соответствии с планом часть улиц и переулков подверглась нивелировке с переносом жилых и хозяйственных строений.
До 1905 г. поселковое общество не имело выборного органа, который мог представительствовать от его имени в государственных и общественных органах. Акцизное управление и казначейство совершали свои операции, не считаясь с мнением населения. Поэтому в 1905 г. генерал-губернатор граф П.И. Кутайсов разрешил жителям поселка собраться для обсуждения своих нужд, провести раскладку между собой ассигнуемых им на благоустройство средств и избрать из своей среды поселковое управление и старосту. В апреле 1905 г. по предложению крестьянского начальника 1-го участка Иркутского уезда состоялся сход жителей, где было официально закреплено поселковое общество, избраны поселковое управление и первый староста, которым стал уважаемый человек Михаил Ефимович Вяткин9.
Однако поселковый сход на первых шагах допустил серьезную ошибку. Вместо обращения к губернатору И.П. Моллериусу с ходатайством о закреплении нарезанных усадебных участков за их владельцами правление вступило в переговоры с Подгородно-Жилкинским сельским обществом об аренде 339 нарезанных участков на 12 лет с уплатою 1500 руб. в год. Кроме того, у общества были арендованы каталажный дом, пожарный сарай (без инвентаря) и выгон для скота за 500 руб. Соглашение было подписано 28 марта 1906 г. Между тем количества земли, нарезанной по плану, не хватило для всех застройщиков. Поэтому поселковое управление обратилось с ходатайством о нарезке дополнительно 207 усадебных участков. Староста Г.Ф. Абатуров, опираясь на соответствующий закон, обратился с ходатайством на имя иркутского губернатора о закреплении всех 546 нарезанных усадебных мест за поселковым обществом. Ходатайство было удовлетворено. Все земли в количестве 3791 десятины были отчуждены от Подгородно-Жилкинского сельского общества и закреплены за Иннокентьевским поселковым управлением. Было аннулировано соглашение от 28 марта 1906 г.10
В 1905 г. в Иннокентьевском поселке было 474 двора, из которых в 222 сами домохозяева не проживали, а сдавали их в наем. Владельцы остальных 252 домохозяйств занимались: 25 - торговлей, 32 — извозом, 22 — различными ремеслами, удовлетворявшими местное население, прочие 173 принадлежали железнодорожному ведомству, в том числе 12 — конторским служащим, 69 - кондукторам, 11 - машинистам, 5 -кочегарам, 51 — слесарям, 13 — плотникам и 6 – стрелочникам11.
С правой стороны железной дороги по направлению к Иркутску в 1905 г. возник выселок, получивший название Порт-Артур с населением до 300 человек. Выселок не имел собственного земельного надела и расположился на свободных участках, отведенных Иннокентьевскому поселковому обществу. Выселок был зажат со всех сторон землями Подгородно-Жилкинского сельского общества и полосой отчуждения Забайкальской и Сибирской железных дорог. В 1907 г. при распланировке выселка уездный землемер нарезал 750 усадебных мест. Первоначальными застройщиками выселка были чернорабочие на строительстве железной дороги, переселенцы, позднее - железнодорожники с Китайско-Восточной железной дороги. Насельники, исходя из своего достатка, строили здесь дома, землянки, халупы, бараки. Всего к 1908 г. было возведено 1031 строение. Свободных земель для застройки больше не было. По ходатайству Иннокентьевского поселкового общества в 1908 г. уездный землемер нарезал дополнительно 75 десятин пустопорожней земли для расширения селитебной черты выселка. Одновременно были спрямлены границы для удобства застройки выселка12.
Таблица 1.
Количество и состав населения Иннокентьевского поселка в 1909 г.
Название поселка |
Коренное население |
|
|
|||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
|
Иннокентьевский |
1613 |
1182 |
1985 |
1471 |
3598 |
2653 |
Ново- Иннокентьевский |
960 |
790 |
1027 |
986 |
1987 |
1776 |
Всего |
2573 |
1972 |
3012 |
2457 |
5585 |
4429 |
5 декабря 1907 г. сход жителей выселка Порт-Артур подал прошение с ходатайством об объединении их с Иннокентьевским поселком. В 1908 г. выселок Порт-Артур под новым названием выселок Ново-Иннокентьевский и Иннокентьевский поселок составили единое поселковое общественное объединение - Иннокентьевское13. Количество и состав населения Иннокентьевского поселка в 1909 г.14 приведены в табл 1.
Кроме поселка Иннокентьевского и выселка Ново-Иннокентьевского, на территории поселкового общества находились объекты военного и гражданского ведомства, не входившие в юрисдикцию поселкового управления. Сведения о всех населенных местах на территории поселкового общества на 1915 г.15 даны в табл. 2.
Штаты и команды на военных объектах размещались в казармах, начальствующий состав — в казенных квартирах.
По социальному составу население поселкового общества распадалось на следующие категории16 (табл. 3).
Таблица 2.
Сведения о всех населенных местах на территории поселкового общества на 1915 г.
Наименование населенного пункта |
Число дворов |
|
|
|||
Муж. |
Жен. |
Всего |
От центра пос. Иннокентьевского |
От города Иркутска (на запад) |
||
Иннокентьевский поселок |
752 |
4500 |
2500 |
7000 |
|
7 |
Ново-Иннокентьевский поселок |
250 |
2800 |
1750 |
4550 |
2 |
7 |
Станция Иннокентьевская Забайкальской железной дороги с казенными домами и другими зданиями |
93 |
1200 |
700 |
1900 |
1 |
7 |
Иркутский артиллерийский склад |
16 |
309 |
27 |
336 |
7 |
14 |
Иннокентьевский особый № 1 продмагазин |
4 |
37 |
1 |
38 |
6 |
13 |
Иннокентьевский особый № 2 продмагазин |
5 |
142 |
б |
148 |
3 |
10 |
Иркутский интендантский вещсклад |
22 |
190 |
40 |
230 |
2 |
9 |
Иннокентьевский остановочный пункт |
10 |
26 |
б |
32 |
1 |
8 |
Отделение Красного Креста |
4 |
6 |
6 |
12 |
0,5 |
7,5 |
Итого |
1156 |
9210 |
5036 |
14 246 |
- |
- |
Таблица 3
Социальный состав населения поселкового общества
Категория населения |
|
Обоего пола |
|
Муж. |
Жен. |
||
Крестьяне православного вероисповедания |
7242 |
4117 |
11 359 |
Крестьяне римско-католического вероисповедания |
1163 |
913 |
2076 |
Ссыльнопоселенцы православного вероисповедания |
656 |
0 |
656 |
Ссыльнопоселенцы римско-католического вероисповедания |
85 |
0 |
85 |
Ссыльнопоселенцы армяно-григорианского вероисповедания |
70 |
0 |
70 |
Итого |
9216 |
5030 |
14 246 |
В поселковом наделе к 1912 г. осталось 3561,12 десятины, из которых 174,61 десятины под усадьбами, 50,08 — под площадями и улицами, 1,0 - под кладбищем и 3335,43 десятины — под выгоном17.
После составления планов застройки поселка Иннокентьевского в 1906 г. и выселка Ново-Иннокентьевского в 1909 г. для удобства почтового ведомства, коммунальных служб и населения поселковое управление приняло решение о наименовании улиц и переулков в обоих населенных пунктах. Улицы шли параллельно железной дороге, переулки – перпендикулярно. Им даны были следующие наименования: в поселке Иннокентьевском: улицы — Пушкинская, Нижегородская, Вокзальная, Торговая, Иннокентьевская, Сибирская, Монастырская, Ангарская; переулки — Поповский, Управский, Базарный, Монопольный, Алексеевский, Крестовский, Семафорный, Кривой, Малый, Болотный, Чикаревский; в Ново-Иннокентьевском выселке: улицы — 1-я Линия, 2-я Линия, 3-я Линия, 4-я Линия, 5-я Линия, 6-я Линия, 7-я Линия, 8-я Линия; переулки - Линейный, Первый линейный, Второй линейный, Третий линейный, Четвертый линейный, Пятый линейный, Шестой линейный, Седьмой линейный18.
Поселок Иннокентьевский был расположен по обе стороны железной дороги. Ближайшими станциями были на востоке Иркутск и на западе - Ангара (Усолье-Сибирское). К поселку подходили два грунтовых колесных подъездных пути: с востока — Скитский тракт Московского тракта у Вознесенского монастыря до скита и с запада — скотопрогонный тракт от Московского тракта у деревни Боково до линии отчуждения Забайкальской железной дороги. Станция Иннокентьевская находилась на стыке двух железных дорог: Забайкальской и Сибирской (с 1915 г. -Томской) и являлась по своей хозяйственной деятельности узловой станцией. В 1914 г. на ней выгружалось для нужд местного населения разных хлебных припасов и других товаров 1 млн пудов, в обратном направлении вывоза не было, за исключением большого количества груза, прибывающего для интендантского ведомства и артиллерийских складов в количестве 3 млн пудов и вывоза за пределы 500 тыс. пудов19.
Важным этапом в истории железнодорожного строительства в Сибири была укладка второй колеи, что способствовало расширению путевого хозяйства и обустройству станции. Полное сооружение второго пути закончилось к 1916 г. Все это содействовало притоку рабочей силы и увеличению населения. Так, к 1917 г. количество населения железнодорожного поселка при станции достигло 5793 человек, из них работало в депо и мастерских 2150 человек20.
С момента оформления Иннокентьевского поселка как административной единицы здесь стали открываться учреждения государственной и духовной власти. В 1907 г. Министерство внутренних дел учредило должность полицейского надзирателя и пяти его помощников. На станции Иннокентьевская — жандармского начальника Иннокентьевского отделения Забайкальской железной дороги. Несколько ранее, в 1906 г., для обеспечения пожарной безопасности поселка начал свою деятельность пожарный обоз и было оборудовано пожарное депо. По линии Министерства народного просвещения и духовных дел в поселке открылись четыре школы и в выселке — две. Министерство путей сообщения открыло для детей железнодорожников при станции Иннокентьевская одну школу. В начале Первой мировой войны на Иннокентьевском остановочном пункте в 1915 г. формируется 3-я школа прапорщиков. Министерство почт и телеграфов открыло почтовое отделение, а в случае экстренной надобности жители могли воспользоваться телеграфом на станции Иннокентьевская. В 1912 г. на Торговой улице распахнул свои двери иллюзион «Сибирь».
По инициативе и при участии старшего врача при станции Иннокентьевская И.П. Михайловского была построена в 1902-1904 гг. одна из лучших на Сибирской железной дороге железнодорожная больница21.
Все мелкие судебные дела рассматривались в поселке мировым судьей V участка, крупные уголовные и гражданские дела – Окружным судом и Уголовной палатой в Иркутске.
Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский, по делу строительства храма для удовлетворения духовных треб населения в поселке Иннокентьевском 3 июня 1905 г. просил прихожан назвать лицо, которому по решению поселкового общества может быть вручена книга для сбора пожертвований. На прошение жителей об открытии храма архиепископ наложил резолюцию: «Благословляю иннокентьевцев начать святое дело храмостроения при станции»22. 28 мая 1906 г. на общем собрании прихожан будущего храма бьш выбран старостой П.П. Тюменцев и попечителями Н.Е. Богацков и Н.С. Юрьев. Первоначально церковь носила статус походной и располагалась в здании пожарного обоза (построено в 1905-1906 гг.), а в 1912 г. на углу улицы Иннокентьевской и переулка Базарного был освящен деревянный храм во имя свт. Иннокентия. Помимо своей приходской церкви, жители могли отправлять требы при скитской Михайло-Архангельской.
Фабрик, заводов и других промышленных заведений в поселке не было. Население занималось извозным промыслом, перевозкой грузов, торговлей, служило на станции, в депо, мастерских, военном ведомстве. Ярмарок и базаров в поселке не проводилось, а базарными днями считались все будничные дни. Торговля осуществлялась на Базарной площади. На ярмарки жители ездили в Иркутск.
Начиная с 1905 г. жители поселка поднимали вопрос о превращении его в посад или вхождении в селитебную черту города Иркутска. Они просили учредить в нем упрощенное городское общественное управление, наделенное землей. Министерство внутренних дел, Канцелярия генерал-губернатора и губернское правление требовали различные сведения, которые свидетельствовали о необходимости принятия того или иного решения. Со своей стороны, Иркутская городская управа не спешила брать на себя ответственность за судьбу поселка. Только 3 января 1917 г. поселки Иннокентьевский и Ново-Иннокентьевский вошли в селитебную черту Иркутска23. После вхождения Иннокентьевского поселка в черту губернского города на территории Иркутского уезда образовался анклав, который имел слабые экономические, хозяйственные и административные связи с основной территорией. Станция Иннокентьевская с ее хозяйственными структурами, жилыми постройками и коммунальным хозяйством в это время находилась в ведении Забайкальской железной дороги. К отрицательным сторонам объединения следует отнести разрыв давно сложившихся административных связей с Иркутским уездом и ослабление хозяйственных связей с окружающей территорией. Поэтому экономическая база для дальнейшего развития поселка отсутствовала.
В связи с падением самодержавия в России в феврале 1917 г. в стране устанавливается республиканская форма правления, создаются новые органы власти. 3 марта в поселке Иннокентьевском создается гражданский поселковый комитет общественных организаций (КООРГ) под председательством гражданина Савина, который взял на себя функции решения вопросов административного и общественного характера. 28 апреля Иннокентьевский КООРГ своим решением перевел весь штат поселкового управления в свое подчинение. Поселковое управление состояло при комитете общественных организаций как его отдел, ведающий чисто хозяйственными функциями24.
14 декабря 1917 г., в дни кровавых событий в Иркутске, на станции Иннокентьевская сформировался Совет рабочих и солдатских депутатов Иннокентьевского района. В его состав вошли исключительно солдаты, железнодорожники, рабочие и мастеровые в количестве 79 человек. В исполком было избрано 15 человек от рабочих и 8 солдат. Совет разместился в доме Харламова в Базарном переулке. Здесь были образованы читальня, зал для собраний на 700 человек, столовая, пекарня и магазин25. В поддержку власти Советов высказались рабочие депо и служащие станции Иннокентьевская, собравшиеся на объединенном собрании 7 января 1918 г. в количестве 1000 человек, принявшие резолюцию, в которой говорилось следующее: «...В стране требуется создание сильной и твердой власти... мы единогласно постановили: как признавали, так и навсегда признаем... власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов...»26 Совет осуществлял свои функции на территории Иннокентьевского района до 9 июля 1918 г., когда советская власть под напором чешских легионеров и белогвардейских сил на территории Иркутской губернии временно пала. К управлению коммунальным хозяйством поселка пришла поселковая управа, которую сменила избранная 12 января 1919 г. земская поселковая управа27.
По приказу Военно-революционного комитета 10 февраля 1920 г. часть гарнизона Иркутска перешла в наступление и выбила каппелевские части из Военного Городка, станции Иннокентьевская и поселка. Началось восстановление советского правления. До января 1921 г. руководство административной и хозяйственной властью в поселке осуществлял Иннокентьевский ВРК, передавший ее затем органам Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
После освобождения поселка и станции Иннокентьевская начались восстановительные работы на Забайкальской железной дороге. Рабочие и красноармейцы проводили работы в депо и мастерских. Восстанавливали путевое хозяйство и подвижной состав. За отсутствием средств на строительство новых предприятий и на закупку оборудования промышленного строительства не велось.
Рабочие, железнодорожники и жители поселка Иннокентьевского на своем сходе в апреле 1920 г. постановили: именовать Иннокентьевский район Ленинским районом. Документального подтверждения этого решения до настоящего времени не выявлено. На заседании президиума Иркутского городского совета 3 ноября 1920 г. был заслушан вопрос о замене старых названий предместий, улиц, скверов, площадей, садов новыми, в честь 3-й годовщины Октябрьской революции. В числе переименованных предместий значится Иннокентьевский поселок, получивший название - Ленина28.
В двадцатых годах на железных дорогах развертывается сеть курсов и школ фабрично-заводского ученичества казарменного типа. В 1922 г. на базе депо станции Иннокентьевская открылась школа ФЗУ по инициативе машиниста А.П. Мирошниченко, ставшего первым начальником. Школа ежегодно готовила 25—30 человек, ставших в дальнейшем кадровым костяком депо.
В 1920 г. на станции Иннокентьевская, на стороне вокзала, открывается Рабочий дворец, ставший очагом культурно-воспитательной работы. Работала радиостанция, которая принимала передачи с Московской радиостанции имени Коминтерна. Так, например, 7 ноября 1922 г. радиостанция принимала в течение двух часов концерт из Москвы. Постановлением Президиума ВЦИК от 14 февраля 1923 г. создан Иркутский уезд. Ленинский поселок вошел в него на правах волости. По проекту районирования Иркутской губернии, утвержденному постановлением пленума Иркутского губисполкома 15 августа 1924 г., одобренному Сибревкомом и Госпланом СССР, Ленинский поселок остался в составе Иркутского уезда. Иннокентьевская волость включала в себя станцию Иннокентьевскую и поселок при станции, поселок Иннокентьевский и выселок Ново-Иннокентьевский, в полосе отчуждения - здание Красного креста, склады (вещевой, артиллерийский, инженерный и сенной), продмагазины № 1 и 2 и остановочный пункт Иннокентьевский29.
Согласно распоряжению ВЦИК от 13 августа 1925 г. Иркутский уездный исполком Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов постановил переименовать поселок Ленинский в поселок Иннокентьевский. Это решение объяснялось тем, что в Российской Федерации слишком много населенных пунктов носят имя В.И. Ленина, что вызывает осложнение в работе предприятий Наркомата связи30.
Президиум Иркутского уездного исполкома 4 февраля 1926 г., заслушав соображения управляющего делами по передаче поселковых исполкомов, принял решение передать Иннокентьевский, Мысовский и Слюдянский исполкомы в непосредственное ведение Иркутского уисполкома. На заседании президиума Иркутского уездного исполкома 6 мая 1926 г. было заслушано сообщение о работе Иннокентьевского поселкового исполнительного комитета. Президиум констатировал, что переход его на новое положение о горсоветах, с одновременным выделением самостоятельного городского бюджета, оживил и укрепил работу поселкового органа государственного управления31.
Основываясь на постановлении ВЦИК от 28 июня 1926 г. о новом административно-территориальном устройстве РСФСР, Иркутский губисполком 1 августа принял решение расформировать Зиминский, Иркутский и Тулун-ский уезды с упразднением к 15 августа их исполкомов. В связи с упразднением уездных исполкомов и впредь до образования в Иркутске окружных учреждений принять в непосредственное подчинение Иркутского губисполкома и его отделов все волости бывшего Иркутского уезда с 10 августа. Все волости переименовывались в районы с соответствующим переименованием волостных учреждений в районные. Постановлением малого президиума Иркутского губисполкома 15 ноября 1926 г. Иннокентьевский поселковый исполком был подчинен Иркутскому райисполкому. Решение Иркутского городского совета рабочих и красноармейских депутатов, принятое на заседании малого президиума 29 октября 1927 г., о присоединении Иннокентьевского поселка с населением 10 тыс. человек, с бюджетом 58 тыс. руб. к городу не было поддержано Иркутским окрисполкомом32.
За период с 1923 по 1930 г. в поселке Иннокентьевском основную роль в экономике играла мелкая промышленность. Артель «Ленинский кирпичный завод» Ирпромсовета организовала в 1929 г. производство строительного кирпича в поселке Иннокентьевском, в 1,5— 2 км от станции, в количестве 8 млн штук в год. На производстве было занято 178 человек. В 1930 г. «Лесопромхоз-союз» организовал промартель «Обозостроитель» в поселке Иннокентьевском, в которой было занято 32 человека. Артель выпускала продукции на 328 тыс. руб. в год33.
В 1925 г. был представлен план электрификации Иннокентьевского поселка. После ее завершения поселок получил нормальное электроснабжение. В этом же году Иркутская телефонная станция включила в городскую телефонную сеть линию Иркутск — Жилкино — Иннокентьевский поселок.
В июне 1925 г. были завершены все работы по обустройству аэродрома в деревне Боково. Аэродром обслуживал внутренние и зарубежные авиалинии. С него началось освоение воздушных трасс на Якутск и Бодайбо. На Боковской аэростанции в 1931 г. было создано тренировочное звено для переучивания летчиков для работы на новой технике, организованы систематические тренировки и обучение полетам в сложных условиях. Командиром звена был назначен летчик Л.В. Мансветов, пилотом-инструктором - И.В. Доронин, авиамеханиками — Н.В. Косинов и П.И. Сальников, авиамотористами — Карасев и Б.П. Лаушкин.
В поселке Иннокентьевском работали три школы 2-й ступени и железнодорожная школа-семилетка при станции Иннокентьевская. Для культурного обслуживания населения функционировали рабочие клубы при артиллерийском и интендантском складах. 4 января 1925 г. в поселке Ново-Иннокентьевском открылся вновь выстроенный Рабочий дворец им. В.И. Ленина. На его сцене активно выступала бригада «Синей блузы», проходили концерты, ставились спектакли. Показом киноленты «Дитя рынка» 21 октября 1927 г. вновь начал действовать кинотеатр «Луч» (бывший «Сибирь»).
На станции Иннокентьевская был построен стадион. При Рабочем дворце железнодорожников с 1925 г. работали секции лыжного спорта и хоккейная команда.
В 1930—1931 гг. на станции и в поселках Иннокентьевском, Подгородно-Жилкино и Боково появились отряды геодезистов, выбиравших на месте участки для промплощадок под намечаемые к строительству промышленные предприятия и площадок под гражданское строительство в северо-западный части от города Иркутска. Выбор площадок обусловливался присутствием трех факторов: первый — наличие большого количества трудоспособного населения, имевшего опыт промышленной работы, второй - большое количество свободных территорий для застройки и третий - удобные подъездные пути (станция Иннокентьевская с развитой системой путевого хозяйства, с одной стороны, и река Ангара, по которой могли доставляться строительные материалы, с другой). Однако здесь, в пойме Иркута, существовала болотистая почва, которая создавала ряд непредвиденных обстоятельств при возведении промышленных предприятий и жилых домов.
Для выполнения задания ЦК ВКЛ(б) и Совнаркома СССР, для оперативного руководства строительством предприятий, жилых комплексов и распределением трудовых ресурсов необходимо было сосредоточить административное управление в одних руках. Поэтому президиум Иркутского городского совета на внеочередном заседании 30 сентября 1930 г. рассмотрел вопрос о присоединении поселка Иннокентьевского к городу Иркутску и принял решение включить в обслуживание горсовета данный поселок на правах районного совета с самостоятельным бюджетом34. Пленум Иркутского городского совета рабочих и красноармейских депутатов 4 октября 1930 г. заслушал вопрос о присоединении Иннокентьевского поселкового горсовета к Иркутскому городскому совету. С обстоятельным сообщением по этому вопросу выступил председатель Иннокентьевского поселкового горсовета Черных. Заслушав сообщение, депутаты приняли решение включить в обслуживание Иркутского горсовета Иннокентьевский поселковый горсовет на правах районного совета с известными самостоятельными бюджетными правами. Было дано поручение всем отделам городского совета в двухдневный срок дать свои соображения о порядке его обслуживания. Оргкомитет ВЦИК по Восточно-Сибирскому краю утвердил данное решение35.
В течение второй пятилетки в Иркутске было необходимо построить ряд крупных предприятий машиностроительной, авиационной, ремонтной и пищевой промышленности. Осуществление этого комплекса должно было сопровождаться увеличением населения как в районах строительства, так и в районах прилегающих к ним территорий, с повышением жизненного уровня населения. На северо-западной территории намечалось построить крупные авиационный и авторемонтный заводы, мелькомбинат, мясокомбинат, хлебозавод и мыловаренный завод. Строительство авиазавода обусловливалось наличием в районе деревни Боково хорошо оборудованного аэродрома, который после реконструкции мог стать полигоном для испытания самолетов.
Строительство производственных цехов и подсобных помещений авиационного и авторемонтного заводов началось 28 марта 1932 г. В апреле 1934 г. на станцию Иннокентьевская стали поступать оборудование (станки, оснастка, приборы), техническая документация. Приехали специалисты по самолетостроению и металлообработке.
2 мая 1934 г. первым вступил в строй действующих предприятий Иркутский авторемонтный завод (ГАРЗ-4) им. М.О. Разумова, выпустив первую отремонтированную автомашину. С пуском завода была создана прочная база для ремонта грузовых автомобилей, работающих на трассах Иркутск — Качуг, Иркутск — Верхнеудинск и др., а также для внутренних городских перевозок. Вторым, 28 августа, был принят в эксплуатацию Иркутский авиационный завод № 39 им. И.В. Сталина. Первый самолет сошел со стапеля в ночь на 1 января 1935 г.
В течение 1934 г. вступили в строй мыловаренный завод производительностью 30 тыс. тонн хозяйственного мыла в год и крупяной завод мелькомбината № 5 в поселке Жилкино. На Забайкальской железной дороге в 1933 г. на станции Иннокентьевская вступил в число действующих предприятий колесный цех производительностью 10 тыс. колесных пар в год. 13 февраля 1935 г. на отведенной в поселке Ново-Иннокентьевском промплощадке в 25 гектаров Забайкальская железная дорога начала строительство крупного кирпичного завода, оснащенного печами Гофмана. Завод начал работать в 1936 г. 4 августа 1932 г. около бывшего Вознесенского монастыря была отведена промплощадка для строительства Иркутского мясокомбината, первый цех которого выпустил продукцию в 1935 г. В этом же году дал первый хлеб и хлебозавод в поселке Иннокентьевском (угол улицы Торговой и Боковского тракта).
Для обеспечения жильем прибывающей на стройки и в цеха рабочей силы принимается решение о строительстве временного жилья барачного типа. В тех же бараках размещались конторы, коммунальные предприятия (последний барак был снесен в 1970 г.). Строятся временные кинотеатры, амбулатории, дома культуры, библиотеки. Ведущие архитекторы Москвы, Ленинграда, Иркутска приступили к разработке проекта соцгородка заводов № 39 и ГАРЗ-4. По проекту население поселка Иннокентьевского должно было составить к 1937 г. 80—100 тыс. человек. В 1935 г. в поселок прибыло 5244, убыло 3590 человек. Прибыль составила 1654 человека.
Из предприятий коммунального хозяйства в поселке Иннокентьевском по проекту архитектора Б.М. Кербеля была построена баня, введенная в эксплуатацию 1 августа 1935 г.
1 сентября 1932 г. принял первых студентов Иркутский железнодорожный институт на станции Иннокентьевская, переведенный в 1934 г. в Новосибирск. При Иркутском авиазаводе для подготовки кадров открылся в 1934 г. вечерний авиационный техникум. Началось строительство в соцгородке средней школы, введенной в строй 10 августа 1936 г. Для маленьких детей открылись детская консультация и молочная кухня. Любители авиаспорта получили подарок. 18 августа 1934 г. для них при авиазаводе распахнул двери аэроклуб.
Для прямой связи Иннокентьевского поселка с городом в 1934-1935 гг. был построен Ленинский тракт (ныне ул. Трактовая), который начинался около поселка Зиновьева (ныне Кирова), минуя поселок Военный Городок, выходил на Монастырскую улицу (ныне ул. Мира).
Исполком Иркутского городского совета, основываясь на постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 15 апреля 1929 г., с учетом улучшения руководства строительством, быстро растущего промышленного и коммунального хозяйства, сети учебных и лечебных учреждений, культурного роста рабочих и служащих и возрастания потребностей населения в улучшении социально-бытового и культурного обслуживания, а также быстрого роста нового района, принял в 1935 г. решение - организовать Ленинский район, Ленинский районный совет и его президиум. В состав первого районного совета вошли депутаты Иннокентьевского поселкового и Подгородно-Жилкинского сельсовета. Это решение поддержал Восточно-Сибирский крайисполком. Решением крайисполкома Подгородно-Жилкинский сельский Совет 18 мая 1935 г. бьи расформирован. Все земли сельсовета были включены в черту города Иркутска и переданы в ведение Иркутского городского Совета36.
С образованием в 1934 г. Восточно-Сибирской железной дороги, станция Иннокентьевская переименовывается в станцию Иркутск II.
К 1940 г. Ленинский район включал в себя Иннокентьевский поселок, поселок Жилкино, Военный Городок и деревню Боково. В 1937 г., в ознаменование 20-летия Октябрьской революции, поселки получили наименования Ленино и Ново-Ленино. Улицам поселков были присвоены новые наименования, отвечающие духу того времени.
Создание на территории Ленинского района административных и партийных органов способствовало успешному выполнению заданий, поставленных второй пятилеткой по завершению строительства промышленных предприятий и дальнейшему строительству объектов коммунального, жилищного, социально-культурного назначения.
Примечания
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей