ИЛАНСКИЙ, город районного подчинения в Красноярском крае, административный центр Иланского района.
Расположен на реке Иланка, в 279 км к востоку от Красноярска. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Автотрасса «Байкал». Возник при слиянии старого села Иланского и железнодорожного поселка (основан в 1894 в связи с проведением Транссиба). В 1933 Иланский стал райцентром, в 1939 преобразован в город. Численность населения (тыс. человек): 1959 — 26,5; 1979 - 19,7; 1996 -17,8; 2002 - 17,1; 2005 - 16,5.
История Иланского связана с прокладкой Сибирского тракта в XVIII в. В 1734 В.И. Беринг наметил места почтовых станций-ямов; одной из них стало поселение у реки Иланка — станец Иланский, который был зафиксирован второй ревизией (1744). К 1782 каждый второй житель Иланского был ссыльным. В 1822 Иланский — волостной центр Канского округа, самое крупное село между Канском и Бирюсой. Жители главным образом занимались обслуживанием тракта: ремонтом дорог, мостов, гатей, верстовых столбов, заготовкой для этих целей леса, содержанием перевоза через реки, лошадей и подвод, помещений для арестантов и стражи и т. д. Во второй половине XIX в. почтовая станция стала подряжать частные транспортные средства. В 1894 в связи со строительством железнодорожной магистрали в 5 верстах от Иланского началось строительство депо и станции. При станции Иланской возник поселок (в конце 1890-х гг. здесь насчитывалось 250, в начале 1900-х гг. — 700 жителей). С прокладкой железной дороги хозяйственный уклад села Иланского (современное название Старая Илань) изменился: извозный промысел стал исчезать, возникли промыслы, связанные с обслуживанием железной дороги (заготовка леса для шпал и построек, выжигание древесного угля для кузниц станции). В 1900 в селе Иланском, входившем в состав Анцирской волости, насчитывалось 622 двора с 5,5 тыс. жителей обоего пола. С 1914 село вновь становится волостным центром. В начале XX в. станция Иланская стала крупным центром революционного движения: к 1903 была создана группа социал-демократов под руководством Красноярского комитета РСДРП. К маю 1906 в ее рядах насчитывалось 50 человек. Рабочие-железнодорожники станции Иланской были активными участниками революции 1905—1907. Из их среды вышли такие революционные деятели, как Ф. Гринько, Н. Березовский, А. Смагин и другие. 12 января 1906 рабочие депо станции Иланской подверглись расправе со стороны карательного отряда генерала Меллера-Закомельского. В декабре 1918 иланские рабочие вместе с рабочими Канска приняли активное участие в вооруженном восстании против колчаковцев, которое было жестоко подавлено.
В годы советской власти Иланский продолжал развиваться как крупный железнодорожный центр. Среди основных промышленных предприятий современного Иланского: завод железобетонных изделий, швейная фабрика, большие предприятия железнодорожного транспорта, лесообрабатывающие предприятия и другие.
Социально-культурная сфера: 7 общеобразовательных школ, музыкальная школа, железнодорожное училище, 6 библиотек, 2 больницы. В городе имеются музей локомотивного депо, парк и искусственное озеро.
Лит.: Вархин Ю.И. Иланский. Красноярск, 1989; Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2; Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998.
А. С. Вдовий
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей