Новости

Игорев, Лев Степанович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Работы Льва Степановича Игорева

Источник: Иркутский областной художественный музей
Источник: Кяхтинский краеведческий музей

Лев Степанович Игорев (1822, с. Комаровка Кузнецкого уезда Саратовской губернии – 29 декабря 1893, г. Саратов) живописец, иконописец.

Биография И.С. Игорева

Отец художника — пономарь Иоанно-Предтеченской церкви Стефан Васильевич Игорев, чтобы прокормить огромную семью, а в ней было двенадцать душ детей, брался за любую работу — слесаря, столяра, сапожника; был он также заядлым охотником. Семи лет родные начали учить Льва грамоте и церковному пению. Читать и писать учил дедушка – священник Василий Михайлов, а пению – дядя – диакон той же церкви. Но он с самого детства страстно любил рисовать и чаще всего рисовал избушки, коней, церкви с высокими колокольнями. Десяти лет Льва Игорева, вместе со старшим братом Иваном, отвезли в город Петровск, в Петровское духовное училище, где он проучился шесть лет.

В 1838 году Лев Игорев вместе с братом Сергием, выдержал экзамен в Саратовскую духовную семинарию. Он учился в ней шесть лет, пройдя все три класса — риторический, философский и богословский. В семинарии продолжал упражняться в рисовании и на одном из уроков сумел набросать портрет Саратовского епископа Иакова (Вечеркова), который часто посещал классы семинаристов.

 По окончании курса в 1844 году, Игорев получил назначение на место священника в селе Рудне, Камышинского уезда. Но страсть к рисованию была сильнее, и он предпочёл хлопотать о поступлении в Петербургскую духовную семинарию для усовершенствования в рисовании, приложив к прошению несколько своих рисунков. Зачисленный в семинарию на казенный кошт, с тем, чтобы после двухлетней подготовки получить должность учителя рисования в одном из духовных училищ, Игорев в 1845 году отправился в Петербург. Деньги на дорогу дал его благодетель и духовный наставник Епископ Иаков.

Обучение рисованию в семинарии Игорев совмещал с посещением классов Академии художеств, где рисунки его заслужили одобрительный отзыв вице-президента Академии Ф. П. Толстого. В 1850 году Игорев получил от Академии звание художника за исполненный им портрет откупщика Стобеуса, а в 1854 году ему было присвоено звание академика по портретной живописи. Первым из Саратовской губернии! Весной 1855 года Игорев получил «определение в должность» — его назначили преподавателем живописи и иконописания в той же духовной семинарии, при которой он находился уже и течение десяти лет.

Звание академика было дано Игореву за написанный в 1853 году портрет ректора Петербургской духовной академии первоосвященого Макария (Государственный Русский Музей). 
Техника исполнения портрета, созданный им образ одного из православных иерархов, позволяют поставить эту работу Игорева значительно выше многих других современных ей портретов.

В пятидесятых годах двадцатого столетия в Пушкинский дом из частной коллекции поступил недописанный портрет Грибоедова работы Игорева. Искусствоведы считают, что художник, собираясь подавать на звание академика, первоначально решил представить эту работу, сняв копию с известного портрета Грибоедова, выполненного художником Крамским, но потом изменил свои планы.

В конце 1856 года Игорев подал прошение в министерство иностранных дел по поводу зачисления в состав Пекинской духовной миссии, которая готовилась отправиться в Китай. И 13 января 1857 года Игорева зачислили художником в штат новой Пекинской миссии. 

В мае 1857 года миссия, разделившись группами по два человека, в отдельных тарантасах выехала из Петербурга через всю страну; местом сбора была назначена Кяхта. По пути в Кяхту пришлось целый год пробыть в Иркутске. В Китае шла война. Из Кяхты двинулись уже общим большим караваном в сопровождении забайкальских казаков

В 1860 году Игорев пережил осаду Пекина армией интервентов – англо-французскими войсками, вторгшихся на территорию Китая. Однако отношение китайцев к членам миссии оставались дружественными. Во время пребывания в Пекине Игорев расписывал храм в Северном подворье. К сожалению, в годы культурной революции храм был уничтожен. Кроме этого, как художник миссии, он много рисует с натуры, изучает культуру древнего народа.

Одной из первых работ художника в Китае, явилась картина «Китайские нищие на холоде» (Государственная Третьяковская галлерея). Название, данное картине, подтверждает, что в основу произведения положены продуманные и прочувствованные образы, обобщающие сумму наблюдений и впечатлений художника. Картина Игорева — одна из ранних в русской бытовой живописи, в которой с большой силой звучали социальные мотивы. По демократизму и гуманистической направленности её смело можно отнести к числу лучших произведений подобного рода, созданных в это время в России. В последствии, картина была куплена лично основателем Третьяковской галерее – Павлом Михайловичем Третьяковым и в настоящее время находится в запасниках этого музея.

Спустя недолгий срок Игорев совершил длительную поездку на пароходе в Шанхай к русскому адмиралу Попову и в 1863 году, вместе с миссией, уехал в Петербург, куда прибыл 27 февраля 1864 года. Кроме картины «Китайские нищие на холоде» и одного портрета, датированного 1860 годом (из собрания Эрмитажа), к сожалению, неизвестно местонахождение других произведений Игорева выполненных им в Китае. Сохранились сведения, что художник, живя в Пекине, «снимал портреты с некоторых знатных китайцев», а сам Игорев писал в воспоминаниях об этом времени, что много рисовал, особенно то, «что интересовало его». Несомненно, какую-то часть своих работ Игорев привез в Россию. Один из альбомов с изображениями «китайских типов и пекинских видов» был поднесен им наследнику. Наконец, на выставке 1865 года в Академии находилось восемь работ художника – «Китайские нищие на холоде» и семь портретов. Судя о последних лишь по названиям, можно отметить разнообразный типаж изображенных Игоревым лиц. Среди них были и чиновники разных рангов: китайцы и маньчжуры, и пекинский татарин, и китайский врач, и купец, и «пекинский солдат Желтого Знамени», семидесяти лет от роду – потомок тех русских казаков, что за два столетия до этого защищали крепость Албазин на Амуре. 

Игорев отличался большой добротой и сердечностью. На его попечении в Петербурге постоянно находились многочисленные родственники; он воспитывал нескольких племянников, из которых один – сын его любимой сестры Марии Степановны Лебедевой – Николай Андреевич Лебедев — по окончании Академии художеств, стал архитектором в городе Брянске. (статью о Н.А. Лебедеве смотрите на нашем сайте - адм.). Игорев много работал по церковным заказам: расписывал храмы в Костромской, Нижегородской и Вологодской губерниях, писал иконы для Собора Петра и Павла в Сестрорецке , и продолжал работать в области портретной живописи. В книге арзамасского краеведа Щеголькова Николая от 1911 года рассказывается о том, что Игорев расписывал храм во имя Рождества Христова, построенный в этом городе арзамасским мещанином Заяшниковым Александром Михайловичем и его зятем дворянином Стобеосом Николаем Яковлевичем, за написание портрета которого Игорев получил звание художника.

Автор отмечает, что все иконы замечательного письма. Храм уцелел и в настоящее время восстанавливается. Лев Степанович часто приезжал в Саратов, навещал своих родных, бывал в гостях в семье сестры Марии в селе Курдюм Саратовского уезда. В саратовских газетах сохранились краткие сообщения о его приездах в 1885 - 1889 годах. В 1885 году он расписывает вновь построенный Покровский храм в Саратове. Для храма были изготовлены иконы для двух боковых приделов и вместе с учениками выполнена роспись стен. В это же время в здании новой духовной семинарии он расписывает иконы для домовой церкви Иоанна Богослова.

О творчестве художника позволяет судить находящийся в Саратовском музее имени Радищева «Портрет священника». Игореву удалось достигнуть здесь большой силы живописной выразительности, создать яркий реалистический образ. Портрет привлекает к себе с первой минуты яркой характеристикой образа, полного жизни и выражения. Остается загадкой – кто изображен на портрете: отец, кто-то из родственников или знакомых художника.

Знакомство с творчеством художника убеждает в том, что в лице Игорева русское искусство имело художника большого дарования и творческих возможностей.

Последние годы жизни Игорев провел в Саратове, где жил вместе со своими двумя сестрами – вдовами на улице Московской в доме Ткаченко. К сожалению, дом не сохранился до наших дней. Сейчас на месте этого дома располагается трехэтажный дом с Ангелом. Незадолго до смерти в 1893 году, в сборнике «Саратовский край», он поместил свои «Воспоминания», которые заканчиваются признанием, что искусство в душе его «было выше всякой другой страсти».

Похоронен на кладбище Саратовского Спасо–Преображенского мужского монастыря.

Литература

  1. Булгаков Ф.И. "Наши художники" (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия. — Т.II. — СПб., 1890.—  С.288.
  2. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.— Иркутск, 1986. — С.26.
  3. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. — Л., 1961. — С.28.
  4. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII - начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель. — Иркутск, 1976. — С.32-33.
  5. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].— Иркутск, 1989. — С.13, 14.
  6. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник императорской Академии художеств. 1764-1914.— Ч.II. Список русских художников. — Петроград, 1914. — С.81-82.
  7. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник. — 1968. — № 11. — С.57, 59.
  8. Романов Н.С. Иркутская летопись. 1857-1880 г. — Иркутск, 1914. — С.8.
  9. Сибирский портрет XVIII - начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. — СПб., 1994. — С.57-58, 151-152.
  10. Смирнов Г.Ю. А.М.Легашев, К.И.Корсалин, И.И.Чмутов, Л.С.Игорев // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века. — М., 1958. —  С.559-566.
  11. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь. — 1988.- № 4. — С.118, 125.
  12. Собко Н.П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.). — Т.II, вып.1. — СПб., 1895. — Стлб.451-452 (указ. источников и лит-ры).
  13. Фатьянов А.Д. Воспитанники петербургской Академии художеств в Иркутске // Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения — 1990". — Вып. II.— Иркутск, 1993. — С.7.
  14. Фатьянов А.Д. Загадка старой картины. — Иркутск, 1974. — С.26-27.
  15. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. — Иркутск, 1995. — С.35, 38, 43, 158.
  16. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. — Т.4, кн.1.— М., 1983. — С.480 (указ. лит-ры).

Ссылки

  1. Игорев Лев Степанович // Моя малая родина: сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Художники, деятели изобразительных искусств | Персоналии по теме "Искусство" | Иркутск | Родились: 1822 | Скончались: 1893, 29 декабря | Имели специальность: Живописцы, Иконописцы