Новости

Игорь (Бирюков)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Игорь (Игорь Леонидович Бирюков) — священник, музыкант, общественный деятель.

Биографическая справка

Родился в городе Усолье-Сибирском Иркутской области. В полтора года был крещён. В подростковом возрасте увлекся рок-музыкой, стал играть на гитаре и писать песни. В 2001, известный как Меззер, Игорь Бирюков вместе с Иваном (Пророком) Янценым создал группу «Клещевой энцефалит», достигшую определенной популярности в культуре андеграунда Иркутской области. После окончания в 2002 школы № 3 поступил на исторический факультет Иркутского государственного университета. Его диплом был посвящен истории религий. В течение полутора лет был помощником в Спасо-Преображенском приходе Усолья-Сибирского, после чего стал священником этого храма. Активно занимался общественной деятельность — рассказывал в школах об основах православной веры, являлся ведущим религиозной программы на местном телеканале. В январе 2010 в Усолье-Сибирском впервые прошел Казачий крестный ход в честь православных праздников Рождества и Крещения, его инициаторами выступили Усольское городское казачье общество и священник Спасо-Преображенского прихода иерей отец Игорь. Два первых крестных хода стартовали из Усолья до Иркутска, а третий — из Холмушино до Китоя. Позднее отец Игорь переехал в город Армавир Краснодарского края, к родителям жены. Место работы — Краснодарская региональная православная спортивно-патриотическая общественная организация "Сила логоса".

Женат, две дочери. Супруга — школьный учитель, преподаёт математику1.

Интервью с о. Игорем

Записи усольской панк-группы «Клещевой энцефалит», особенно популярной в 2000 годы, можно до сих пор найти в компьютерах меломанов. Дерзость, нежелание быть в рамках и свободолюбие участников вызывали уважение у всех. Бессменный лидер команды Игорь Бирюков, более известный как Меззер, отличался харизматичностью, а также самобытным взглядом на жизнь. Стремясь познать мир, вокалист в юности серьезно увлекся философией. Окончил исторический факультет ИГУ, написав диплом по истории религий. Никто даже не удивился, когда в один прекрасный день Игорь Бирюков стал священником Спасо-Преображенского прихода.

Гитара с помойки

— Как началось увлечение музыкой?

— С 5-го по 10-й класс я себя вообще не помню. Ничего не понимал, толком ничем не занимался, так, спортом немного. Вакуум какой-то... Лет в 15 я осознал себя как личность. Тогда была программа «До 16 и старше», в которой показывали клипы. Я программу не смотрел, но наткнулся на клип Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» «Маша и медведь», черно-белый такой. Это был поворотный момент в моей жизни.

— Потом, наверное, была покупка гитары...

— Нет, гитару я, можно сказать, нашел на помойке. У приятеля гитара была полностью разбитая, он на ней не играл, вот и отдал мне. Я вырезал доку из фанеры. Гриф был в плачевном состоянии, струны... Но я играл, мне нравилось. Знакомый музыкант дал пару уроков, все остальное я постигал сам. Тогда и песни стал писать. Темы поднимал такие: политика, общество, отношение между личностью и этими двумя категориями.

— Почему появился «Клещевой энцефалит»?

— В 2000 годы в Усолье был всплеск рок-музыки, все хотели играть. Тогда создавалось огромное количество групп. Это сейчас рок стал больше тусовкой, а тогда все были против всех, рок был определенным стилем жизни. Лично мы, «Клещевой энцефалит», творили что хотели, исполняли песни, которые считали нужными, важными для людей, а не те, которые диктовал нам местный Дом культуры. Пожалуй, мы были единственной оппозиционной структурой, кроме усольской группы «Флирт». Оппозиция должна быть продуманной. Перед каждым концертом мы придумывали акцию, специальную провокацию.

— Зачем?

— Чтобы людям что-то открылось. Мы подкачивали, подкачивали общество, потом — бац! — кульминация. Зрители смотрят концерт, тут выходим мы и делаем что-то абсолютно вне логики. Говорим или ведем себя не так. Нас за это не раз выгоняли со сцены, вырубали звук. Зато люди начинали задумываться. Если музыка человеку не чужда, он делает ее с полной самоотдачей. Это самое главное: самоотдача, определенная жертва должны присутствовать во всем. Когда есть жертва, тогда есть огонь любви к делу...

— Почему «Клещевой энцефалит» перестал выступать?

— Мы меньше стали репетировать, появились какие-то проблемы, та же учеба в университете. И нужно соответствовать времени. На смену одним условиям приходят другие. Мы же не успели поменяться, не вписались.

— И когда группа перестала существовать?

— В 2007 году. Но я бы не стал употреблять формулировку «перестала существовать». Никогда ничего не кончается.

— То есть вы можете снова собраться?

— Все может быть. Есть много православных людей в рок-музыке. Те же Шевчук из «ДДТ», Кинчев из «Алисы». Рок-тусовка, возможно, — самые думающие, ищущие себя и Бога люди.

Свой путь

— Вы с детства верили в Бога?

— Когда мне было года четыре, я спросил у бабушки, как появилась Земля, люди. Она ответила, что есть два взгляда на этот вопрос: первое — Земля зародилась из звездочки, потом развивалась, появился микроорганизм и так далее, а второе — Бог все сотворил. Мое внутреннее сознание сопротивлялось тогда Богу. Вот научный атеизм казался правильным. Внутренне я это сознавал. Но бабуле своей сказал: «Да, точно, наверное, Бог сотворил». Почему я так сделал? Чтобы не обидеть Бога.

— Наверное, вы читали много книг, посвященных религии...

— Да, у меня собрана приличная библиотека по истории религий, философии. Я много читал религиозных трактатов, Библию, буддийские тексты, индуистские. Я и сейчас каждое утро встаю пораньше и читаю книги, по полтора-два часа, пока все спят. Как ни странно, на меня сильно повлиял Борис Гребенщиков с его восточной философией. Ведь восточная философия — это религия индивидуализма, то есть ты можешь открыться как личность. А я в подростковом возрасте как раз являлся обособленным индивидом. Но я увлекался именно философией, а не религией.

— И почему выбрали православие?

— Супруга моя повлияла, теперь она матушка. С Юлей мы познакомились в рок-тусовке, давно общались. Она была тогда на послушании. Живя с другим человеком, близко с ним соприкасаясь, начинаешь видеть свои несовершенства. Когда ты один, плевать на все. А сравнивая себя с кем-то, ты видишь накопленные страсти, грехи, от которых ты либо избавляешься и переходишь на иной качественный уровень, либо останешься прежним, и тогда возникнут конфликты, которые повлекут разрушение семьи. Выбор, каким путем идти. Я пошел путем православия.

— А батюшкой как вы стали?

— Ходил на службы, молился. Спустя какое-то время я понял, что хочу более активно служить Богу, людям, приносить пользу. Где-то полтора года я помогал в приходе. И вот полтора года я в сане. Священство — это наивысшее, что может человек получить в жизни. Что он может еще получить? Должность мэра? И что?

О друзьях-музыкантах

— Что изменилось в вас?

— Вопрос сложный. Еще мало времени прошло, чтобы об этом говорить. Я чувствую на интуитивном уровне, что поменялся. Изменилось восприятие мира, людей, отношение к жизни, к себе. Но так чтобы полностью понять, что поменялось... Возможно, я никогда не отвечу на этот вопрос. Ведь развитие идет в течение всей жизни.

— Как восприняли ваш поступок друзья-музыканты?

— Я на время выпал из этой тусовки, мы около года не поддерживали отношения. Волна, на которой были они, не соприкасалась с моей теперешней жизнью. Тогда о многом надо было думать, от многого избавляться. Но потом я сделал первый шаг навстречу, восстановил отношения. Сейчас мы созваниваемся, встречаемся... Друзья должны быть в жизни, будь ты хоть священник, хоть кто. Они позволяют не забыть, кто ты есть на самом деле, помимо того что ты там себе намечтал и что люди тебе наговорили.

— Ваши друзья как-то меняются, общаясь с вами?

— Если они не становятся активными верующими, то как минимум у них появляется уважение к религии и православию. Ведь самая лучшая проповедь — проповедь через себя, свои поступки.

— Вы играете сейчас?

— Дома иногда беру гитару, переберу что-то... Времени нет. Да и главная цель нашей музыки была в воздействии на общество. Музыка как форма была на втором плане, на первом — социальная подоплека. Сейчас на этом фронте я напрямую воздействую на людей, мне музыка как таковая уже не нужна. Разве что как хобби...

Ольга Майорова. Иркипедия, 2010

Литература

  1. Сайт Спасо-Преображенского храма г. Усолья-Сибирского Иркутской и Ангарской епархии

Примечания

  1. Остаюсь сибиряком. Священник Игорь Бирюков посетил Усолье // Усольские новости. 2017. 3 января.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.