Новости

Игнатий (Смола)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Игнатий (Смола; в схиме Иона; ? – 25 декабря 1741, Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь) — православный священник, митрополит Коломенский и Каширский, член Святейшего Синода.

Выходец из московского купечества, принял постриг в Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни. В 1709 стал архимандритом, настоятелем московского в честь Богоявления монастыря. 7 сентября 1712 хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном (Яворским). 10 июня 1716 по распоряжению Игнатия из Москвы в Суздаль были перенесены мощи святого Софрония, архиепископа Суздальского, и захоронены в соборе Рождества Богородицы. 25 января 1719 Игнатий был возведён в сан митрополита Сарского и Подонского (Крутицкого), стал управляющим Патриаршей областью.

Участвовал в разбирательстве дела Д. Е. Тверитинова и других московских еретиков. Игнатий благосклонно относился к бывшей царице Евдокии Лопухиной (в монашестве Елене), проживавшей в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре, критически относился к созданию Святейшего Синода. Во время судебного процесса над Алексеем Петровичем в 1718 имя епископа не упоминалось. С 23 февраля 1721 Игнатий находился под следствием в связи с возникшим по доносу делом о сторонниках Евдокии Лопухиной. В ходе следствия, которое вёл дьяк Тайной канцелярии Т. О. Палехин, были выяснены подробности повседневной жизни Евдокии Лопухиной в Суздале. Игнатий обвинялся в оказании ей «чести и разных услуг». Псковский епископ Феофан (Прокопович) писал об этом:

«В прошлых годех в бытность ее, царицы, в суздальском монастыре, а его Суздальским епископом, он прихаживал к ней, бывшей царице, на поклон, и видал ее в мирском платье, и руку ее целовал, а не доносил. Он же в... 1717 году приказал попу церкви Казанския Богородицы, что в Суздале, ее, бывшую царицу, пустить петь всенощную, что тот поп и учинил; да он же прислал коней пару возников серых немецких, на которых она езживала» (цит. по: Чистович. 1868. С. 191).

После рассмотрения обвинения император Пётр I общался с Игнатием, объясняя архиерею его вину. 8 сентябре 1721 с Игнатия был снят сан митрополита, в качестве снисхождения он был назначен епископом Иркутским. Однако по просьбе Игнатия император 1 октября того же года отменил назначение и отправил его на покой в Нилову Столобенскую пустынь с условием не подписываться ни митрополитом, ни епископом.

После смерти Петра I в 1725 Игнатий просил императрицу Екатерину I вернуть ему епархию и должность, но, по отзыву вице-президента Святейшего Синода архиепископа Феофана (Прокоповича), был оставлен «по-прежнему в Ниловой пустыни неисходно». 13 июня 1727, при императоре Петре II, Игнатий был назначен митрополитом Коломенским и Каширским и присутствующим членом Святейшего Синода. Вместе с Ростовским архиепископом Георгием (Дашковым) и Тверским архиепископом Феофилактом (Лопатинским) вошёл в группу противников архиепископа Феофана. В 1730 последний поддержал восстановление самодержавной власти новой императрицы Анны Иоанновны при попытке Верховного тайного совета её ограничить. В результате архиепископ Феофан стал первой фигурой в Синоде и начал притеснять своих противников. В 1730 в Синоде было возбуждено дело по обвинению Воронежского епископа Льва (Юрлова), вовремя не объявившего народу манифест о воцарении императрицы и не возносившего её имени за литургией в должной форме. Игнатий и архиепископ Георгий пытались не дать хода в Синоде делу епископа Льва, но этим воспользовался архиепископ Феофан, придавший поступку своих оппонентов политическую окраску. Он добился осуждения епископа Льва, а затем следствия по делу «укрывавших» его преступление лиц. 30 августа того же года Игнатий и архиепископ Георгий были удалены из Синода и доставлены в Москву для допроса в Сенате. Согласно вынесенному в феврале 1731 приговору, Игнатий был лишён архиерейского сана и в качестве простого монаха сослан в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь.

В ноябре 1731 против Игнатия были выдвинуты обвинения в связи с его «дружбой» с Казанским митрополитом Сильвестром (Холмским), который относился к ссыльному с уважением, обращался к нему со словами «владыко святый», при себе позволял ему благословлять других. В разговоре с митрополитом Сильвестром Игнатий якобы заявил: «Вот-де лишили меня сана напрасно, а ей ли, бабе, архиерея судить!» В ноябре 1731 архиепископ Феофан объявил Синоду приказание императрицы Анны Иоанновны доставить Игнатия в Москву «под крепким арестом для допроса». Игнатий утверждал, что вины за собой не знает, но всех своих слов точно не помнит, поскольку в то время был пьян. Дело в отношении Игнатия и Сильвестра перешло в Тайную канцелярию, которая 30 декабря того же года определила, что «бывший Коломенский архиерей» за «жесточайшее преступление» подлежал «жестокому истязанию», но по снисхождению императрицы отправлен под караулом в Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Игнатию предписывалось «быть... в том монастыре безвыходно, и писем никаких ему писать не давать, и к нему никого не допускать. А буде к нему от кого присылать будут письма, оные осматривать и читать. И ежели какое подозрение явится, то оного чернеца Игнатия держать под крепким караулом; и содержать его в пище и в прочем как простого монаха».

После смерти Анны Иоанновны начался пересмотр дел «невиннососланных» в её царствование. 21 октября 1741 было дозволено освободить Игнатия из заточения и определить в Корельский монастырь простым монахом, причём отпускать ему содержание «против прочей братии впятеро». Синод обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой вернуть опальным архиереям, в том числе Игнатию, «яко довольно уже пострадавшим», сан, в котором они «могли и жизнь свою окончить». Просьба была удовлетворена, однако Игнатий скончался до этого, вскоре после получения известия о своем освобождении.

Литература 

  1. Георгий Дашков: Мат-лы для истории 1-й пол. XVIII ст. // ПО. 1863. Т. 10. № 1. С. 48-106. 
  2. Успенский В. П. Ист. описание Ниловой Столобенской пуст. Тверской епархии Осташковского у. Тверь, 1867.
  3. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.
  4. Барсов Т. В. Свят. Синод в его прошлом. СПб., 1896; РБС. Т. Ибак-Ключарев. С. 51-52.
  5. Соловьёв. История. 1911. Кн. 4. С. 1155, 1192-1193; Кн. 5. С. 42.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Оригинальное название материала: Оригинальное название: Игнатий | Источник(и): Православная энциклопедия | pravenc.ru/text/293477.html | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.