Новости

И-14 (АНТ-31), истребитель

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
И-14
И-14
И-14. Техническая схема
И-14. Техническая схема
Авиаконструктор П.О. Сухой
Авиаконструктор П.О. Сухой
Лётчик-испытатель  И-14 Иван Лагутин
Лётчик-испытатель И-14 Иван Лагутин

И-14 (АНТ-31), советский одноместный истребитель–моноплан с низкорасположенным крылом. Разработан конструкторской бригадой П.О. Сухого под руководством А.Н. Туполева. Имел конструкцию цельнометаллического самолёта с низкорасположенными крыльями, гладкой обшивкой фюзеляжа и тормозными колёсами. Был впервые из советских истребителей оснащён убирающимся в полёте шасси. Первый полёт опытного экземпляра самолёта был осуществлён 27.5.1933, а первый полёт серийного самолёта И-14, построенного в Иркутске, состоялся 16.02.1935. В малой серии в 1935 на Иркутском авиационном заводе (завод № 125 им. В.И. Сталина) было изготовлено и передано в войска всего 18 экземпляров самолёта, 37 единиц самолёта так и не были достроены. Производство самолёта было прекращено в связи с нехваткой и высокой стоимостью алюминия, технологической сложностью и дороговизной цельнометаллической конструкции самолёта. Приоритет был отдан более дешевому в производстве истребителю И-16 конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова со сходными тактико-техническими характеристиками, который имел смешанную дерево-металлическую конструкцию. После снятия с производства самолётов И-14 Иркутский авиационный завод перешел в 1936 на серийный выпуск бомбардировщиков СБ.

Основные лётно-технические характеристики И-14 (головной): экипаж – 1 чел.;  размах крыла – 11,25 м; длина самолёта – 6,11 м; высота – 3,74 м; площадь крыла – 16,93 м²; масса самолёта: пустого – 1169 кг, снаряженного – 1540 кг; тип двигателя – поршневой двигатель воздушного охлаждения (Райт Циклон-F2 мощностью 640 л.с., Райт Циклон-F3 мощностью 712 л.с., М-25 мощностью 750 л.с.); максимальная скорость: у земли – 357 км/ч; на высоте – 449 км/час; дальность полёта – 600 км; практический потолок – 9420 м; вооружение – две 45 мм пушки АПК-11 и два пулемёта ШКАС.

Литература

  1. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1978.    

В.В. Игнатенко

Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru

Приложение

Из истории Иркутского авиазавода

В сентябре 1931 года Глававиапром СССР включил строительство авиационного завода в Иркутске в план развития авиапромышленности на 2-ю пятилетку (1932-1937 гг.). Март 1932 г. - приказ №181 ГУАП Наркомтяжпрома о строительстве завода №125 под Иркутском. 

В июле 1934 г. состоялся запуск в производство завода №125 цельнометаллического истребителя-моноплана с пушечным вооружением И-14 (Туполев АНТ-31), созданного под руководством П.О. Сухого в КОСОС ЦАГИ.

В августе 1934 г. завод №125 был запущен в эксплуатацию. Решением ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР заводу №125 было присвоено имя И.В. Сталина. В сентябре 1934 г. при заводе открылся вечерний авиационный техникум.

Решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 125-му заводу имени Сталина было дано первое задание - развернуть серийное производство цельнометаллического скоростного истребителя И-14, спроектированного бригадой П.О. Сухого под руководством главного конструктора А.Н. Туполева. Молодому коллективу иркутских авиастроителей предстояло освоить массовый выпуск очень сложной для своего времени машины. Достаточно сказать, что И-14 был первым в СССР самолетом с гладкой дюралюминиевой обшивкой, дававшей значительный выигрыш в скорости полёта, но требовавшей от производственников внедрения совершенно новых, не освоенных ещё практически никем технологий сборки.

Работники завода № 125 справились с задачей, хотя сборка головной машины потребовала значительно больше времени, чем планировалось. 1 января 1935 г. ОТК завода приступил к приемке собранного в ночь на Новый год первого истребителя И-14. 16 февраля 1935 г. начались лётные испытания первого И-14, построенного в Иркутске. Было изготовлено всего 18 экземпляров этого истребителя, поскольку уже после государственных испытаний выявились его неудовлетворительные штопорные характеристики, делавшие самолёт небезопасным в эксплуатации строевыми лётчиками.

Большая часть построенных заводом истребителей И-14 поступила в эскадрилью особого назначения, которая занималась освоением применения на самолетах реактивного оружия различных видов: динамо-реактивных пушек (ДПР), реактивных снарядов. Цельнометаллические И-14 хорошо подходили для этих испытаний. В сентябре 1939 г. все И-14 были переданы для учебных целей.

Интересные факты

Новой машине была оказана высокая честь участвовать 1 мая 1934 года в параде ВВС над Красной площадью. Звено, состоящее из истребителей И-15, И-14 и И-16, прошло на высоте 300 метров; потом каждый самолет поодиночке пролетел на максимальной скорости на высоте 150 метров с последующей «горкой».

Музей истории Иркутского авиационного завода

Оригинальная рубрикация:  Авиация

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): | Источник(и): Энциклопедия Иркутской области (проект) | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 июня 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Иркутск | Советский период | Транспортный комплекс