Новости

Хронология // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ХРОНОЛОГИЯ (летосчисление) (от греческого хронос — время и логос — слово, учение), наука об измерении времени. Историческая хронология  — вспомогательная историческая дисциплина, оп­ределяющая на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов.

Буддийское летосчисление. Система исчисления больших промежутков времени, принятая в буддизме, ведется от паринирваны (окончательные успокоения, конца земной жизни) Будды Шакьямуни. Различные направ­ления и школы предлагают более 10 дат его жизни, в том числе: школа тибетского буддизма сакьяпа — 2213—2134 до н. э.; буддизм тхеравады — 624/623—544/543 до н. э.; школа гелукпа (доминировала в тибетском буддизме, к ней относится и подавляющее большинство монастырей в регионах традиционного распространения буддизма в России) — 915—835/834 до н. э. Последней придерживались крупные тибетские историки Будон, Шоннубал, Гунчен Жамьян Шадба, Сумба Ханбо и другие. В западной культуре принята тхеравадинская датировка — 1-я, с которой познакомились западные исследователи и общественность. Общепризнанная датировка жизни Будды отсутствует.

Буддийское летосчисление ведется в 60-летних циклах Юпитера, восходит к древнему ведийскому периоду (в Ин­дии введено в 3142 до н. э.), получило развитие в так называемый средний период индийской астрономии; в Тибете — в 1027, в год перевода Калачакратантры, систематизировано в 1051 Атишей. Начальный год каждого цикла — рабчжун (ти­бет.), по его наименованию стал называться весь цикл. Первый год 1-го рабчжуна в тибетской хронологии — 1027. Внутри рабчжунов исчисление ведется по 12-летнему «живот­ному» циклу (заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезь­яна, птица, собака, свинья, мышь, бык, тигр), который в сочетании с «элементами» (огонь, земля, железо, вода, дерево) дает 60. В китайском летосчислении 60-летний цикл начинается с года дерева-мыши, последовательность лет «животного» цикла сохраняется.

В буддийские регионы России тибетская система лето­счисления пришла с буддизмом. Начальные года, в соответствии с гелукпинской традицией, приурочено к началу «Великого молебна». Продолжается 15 дней (с 1-го по 15-е число 1- го месяца по лунному календарю). По преданию, в эти дни Будда Шакьямуни одержал победу в диспуте над 6 иноверными учителями, явив при этом чудеса. Праздник установлен в Тибете Цзонхавой (основатель традиции гелук), позднее укоренился в Бурятии, слился с празднованием Белого месяца («Сагаан сар») — бурятского Нового года.

Еврейское летосчисление. Ведется от сотворения мира, которое иудеи относят к октябрю 3761 до н. э. Счет годам от начала мироздания упоминается уже в Талмуде и вводится в VIII в. н. э. взамен селевкидского лето­счисления, хотя последнее удерживалось в еврейских общинах Европы до XII в., а в восточных странах до XVI в. В основе еврейского летосчисления лежит 19-летний цикл, состоящий из 235 лунных (синодических) месяцев (125 по 30 дней и 110 по 29 дней). Лунно-солнечный календарь, позволяющий устранить перемещение ре­лигиозных праздников из одного времени года в другое, был установлен в IV в. Гиллелем II на основе вычислений греческого астронома Метона (V в. до н. э.) и в дальней­шем корректировался еврейскими астрономами (в частности, Хасаном ибн Хасаном, Х в.) и религиозными мыслителями (например, Маймонидом, XII в.). Лунный год согласуется с солнечным путем добавления 13-го месяца в 3, 6, 8, 11, 14 и 19-й годы 19-летнего календарного цикла. Равная длительность календарных циклов (6 939 дней, 16 часов, 34 минуты, 42,5 секунды) достигается также путем чередования недостаточных (353 дня), полных (354) и избыточных (355) лет, простых и високосных (соответственно, 383, 384 и 385 дней). Простой год состоит из 12 лунных месяцев по 29-30 дней: тишрей (30; приходится на сентябрь или октябрь), хешван (29 или 30), кислев (29 или 30), тевет (29), шват (30), адар (29), нисан (30), ияр (29), сиван (30), таммуз (29), ав (30), элуль (29). В високосный год (шана меуббе-рет, буквенный «беременный год») за месяцем адар, который в этом случае насчитывает 30 дней, следует дополнительный месяц адар (адар шени - 2-й адар) из 29 дней. Соотношение дат еврейского и григорианского календарей устанавливается вычитанием 3 760 (с 1 января по 29 элуля) или 3 761 (с 1 тишрея по 31 декабря) от указанного в еврейском календаре года. Для установления дня и месяца обычно пользуются календарными таблицами. В Сибири еврейское летосчисление принято в еврейских религиозных общинах, общественных организациях и официальных представительствах Государства Израиль.

Мусульманское летосчисление. Началом мусульманской эры (тарих эль хиджра) стало переселение (хиджра) Мухаммада и его последователей из Мекки в Ясриб (Медина), состоявшееся 12 раби 1/24 сентября (или в конце зу-л-хиджжа/15 июля 622). Год состоит из 12 месяцев, со­держит 354/355 дней, поэтому лунный календарь короче солнечного в среднем на 11 дней, и любая дата каждый год передвигалась на 11 дней вперед, а через 33 года, обходя все времена года, возвращалась к исходному времени. Мусульманский календарь со «скользящим» началом года вклю­чает месяцы: мухаррем, сафар, раби-уль-авваль, раби- уль-ахир, джумадиль-авваль, джумадиль-ахир, раджаб, шабан, рамадан, шавваль, зу-л-када, зу-л-хиджжа. Особо чтимые: раджаб (и ночь вознесения Мухаммеда к престолу Аллаха -Ми'раджа); шабан (и ночь очи­щения от грехов - Лейлят аль-бараа); Зул-хиджжа - месяц совершения паломничества в Мекку и Медину, где особо отмечается день стояния на горе Арафа и праздник жертвоприношения - Курбан-байрам.

На территории Сибири мусульманский календарь вводился вместе с распространением ислама и длительное время сосущест­вовал с традиционным исчислением времени тюркского населения Сибири. Так, описывая события в Сибири, Масуд ибн Усман Кухистани в «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» упоми­нал, что они происходили в «833 году хиджры, соответст­вующем году биджин, т. е. в году обезьяны».

Не только на имевших хождение по Сибири монетах Золотой Орды, но и на серебряном дирхеме, отчеканенном в ознаменование захвата Чимги-Туры Абул-Хаир-ханом, указана дата по хиджре. Концом «1000-го года истории, года свиньи» отмечена «Жами ат-тауарих», написанная Кадыр Али-беком/Кадыргали Жалаири - бывший кара- чой сибирского хана Кучума.

В грамотах Кучума к Ивану Грозному и в обратной переписке (1569, 1571), наряду с датами православного календаря, указывалась и дата по хиджре: «Язъ, Кучюм- царь, печать свою приложил, а лучшiе сибирсюе люди - руки свои приложили; и сию шертную запись писал Маг- медбакъ, Хозесеипов сын, лета 979». Даты по мусульманскому летосчислению имеются в поэтических, историко-краеведческих и религиозно- мистических (суфийских) произведениях ХVII—ХVIII вв., а также в применении на страницах рукописных книг, сочиненных мусульманскими теоло­гами в известных центрах, но сделанных сибирскими  переписчи­ками. Даты по хиджре есть на эпитафиях в селе Альменево Курганской области, из собрания Тобольского историко-культувного музея- заповедника конца ХVII - начала ХVIII в. и др.

После выхода в 1822 «Устава об управлении ино­родцами» сибирские татары подчинялись органам местной ад­министрации, соответственно в документах, личных прошениях и т. д. указывалось общепринятое в Российской империи летосчисление. Однако в записях метрических книг, производившихся в мечетях с ХVIII в. до 1930-х гг., указывалась дата по хиджре. Даты по хиджре и по Рождеству Христову содержатся в выходных датах книг, календарей и газет, издаваемых ныне духовными управлениями мусульман Сибири.

Христианское летосчисление. Возникло в конце II в. н. э. За начальную точку отсчета выбирались важнейшие события Библейской истории. Восточно-христианская цер­ковь определила начальным ориентиром Сотворение мира, которое разные авторы полагали либо на 5493 года ранее Рождества Христова, либо на 5500 лет, либо на 5505, или 5509 лет. Это самые популярные в христианском ле­тосчислении варианты эры от Сотворения мира, хотя известны и др. (в раннехристианской литеературе существовало более 600 разных вариантов этой эры). Западная христианская церковь не признала Сотворение мира начальным ориентиром христианского летосчисления и постепенно перевела счет лет на эру от Рождества Христова, разработанную в VI в. римским монахом Дионисием Малым. В Древней Руси одновременно с принятием христианства распространились восточно-христианские эры от Сотворения мира, до конца XV в. отмечается разнообразие их вариантов. После созда­ния Московского государства эра от Сотворения мира до Рождества Христова в 5509 лет (константинопольская эра; названа так потому, что впервые стала приме­няться в византийской письменности VI в.) постепенно вытесняет все другие и становится официальным христианским летосчислением для государственных органов власти и для церковной организации. Все известия источников об освоении Сибири русскими в XVI-XVII вв. датированы годами этой эры. С 1 января 1700 Петр I законодательно ввел в государственное летосчисление католическую западно-европейскую систему счета лет от Рождества Христова, разрешив при этом Церкви и всем желающим частными лицам исчислять годы по ста­рой эре, но уже во второй  половине XVIII в. новая эра стала применяться в России повсеместно, как в научном сочинении, так и в быту.

От момента появления на Русской земле христианское летосчисление употреблялось вместе с юлианским ка­лендарем (был разработан в I в. до н. э. древнеегипетским ученым Созигеном по распоряжению римского императора Юлия Цезаря; в IV в. стал официальным календарем христианской церкви). Своеобразие употребления этого календаря на Руси заключалось в том, что до конца XV в. приме­нялись различные варианты начала нового года - с сентября (по византийскому образцу), на 6 месяцев раньше сентября (так называемое ультрамартовское новогодие) и на 6 мес. позже сентября (мартовское новогодие). С XVI в. господствующим ста­новится начало года с 1 сентября, именно оно применяется во всех источниках, связанных с Сибирью. В 1700 Петр I одновременно с реформой христианского летосчисления установил начало года по европейскому образцу с 1 января. Этот календарный стиль быстро вошел в повседневный быт российского населения. У русского населения Сибири, как и других регионов России, юлианский календарь совместился с народным земледельческим календарем, сохранившим элементы языческой праздничные обрядности. Переселенцы в Сибирь из Западной Европы использовали в быту григорианский календарь (был разработан в XVI в. итальянским ученым Луиджи Лилио по распоряжению римского папы Григория XIII и принят в католических и протестантских странах). В 1918 декрет СНК объявил григорианский календарь обязательным для государственного и бытового времяисчисления. Его повсеместное утверждение в Сибири произошло в 1920-е гг.

Лит.: Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985; Пагсам-джонсан. История и хронология Тибета / Пер. с тибет. Новосибирск, 1991; Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1992; Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1998. Т. 4; Орлов А., Орлова Н., Смолькова М. Астрология Тибета. М., 2000; Татар- миллет календаре. 2003. Казан, 2002; Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: Курс лекций. Барнаул, 2003; Белич И.В. О 366 «друзьях Аллаха» // Сулеймановские чтения-2005. Тюмень, 2005; Ислам классический: Энциклопедия. М., 2005.

И.В. Белич, И.Б. Гарифуллин, К. Кабдулвахитов, А.П. Крахмальников, С.В. Нестеркин, А.П. Ярков, С.В. Цыб

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири