Хоровое исполнительство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО в Сибири из­вестно с конца XVI в. в формах фольклорного пения, распространенного в переселенской культуре. С середины XVII в. хоровое пение куль­тивировалось в церквах и монастырях. Первые музыкальные капеллы появились в домах представителей админист­рации. Музыкальный быт (церковный и светский) постепенно обогащался партесным пением. В XVIII в. большой вклад в разви­тие хорового пения внес митрополит (1702-26) Филофей (Лещинский). Им сформированы хоры при церквах в Томском, Красноярском, Якутском, Селенгинском, Нерчинском, Туруханском приказах. Созданы духовные училища, специальные певческие церковные школы, одна из первых - школа при Тобольском архиерейском доме. Светские капеллы исполняли виватные канты петровских и ели­заветинских времен. В народном искусстве бытовали различные формы и жанры фольклора: скоморошьи «бесовские игры», колядки, календарно-обрядовые песни. Формы хорового исполнительства были присущи представлениям духовного театра (драма «О Навуходоносоре царе...») в Тобольске и Иркутске, вертепа (драма «Царь Ирод»), зафиксированного в Иркутске.

С середины XVIII в. с развитием театрально-концертной деятельности и музыкального образования в Сибири расширяются рамки хорового исполнительства. В 1760-80-е гг. появляются первые светские музыкальные театры в Омске, Тобольске, Барнауле, в репертуаре которых были оперы с хоровыми номерами. Для их исполнения привлекались церковные певчие. Звучали канты и партесные концерты. Хоровое пение развивалось в духовных и общеобразовательных учебных заведениях, военных шко­лах и др. (см. Музыкальное образование в Сибири). К началу XIX в. в Сибири существовали многочисленные хоровые коллективы: архиерейский, казачий и солдатский - в Иркутске, казачий - в Омске, хоровая капелла - в Тобольске. Их репертуар включал светскую народную и духовную музыку (канты, вокально-инструментальные полонезы «Гром победы, раздавайся» и «Польскими летит стрелами», фрагменты опер). К середине XIX в. увеличивается количество военных и церковных хоров. Так, в штате архиерейского дома образованной в 1834 Томской и Асиновской епархии значился хор численностью 24 человека. Зарождаются хоры в среде ссыльных декабристов и поляков. Обогащается хоровой ре­пертуар, исполняются произведения классической зарубежной музыки и российских авторов, в том числе «Элегия» А. Алябьева для хора и оркестра, сочиненная им в сибирской ссылке.

Во второй  половине XIX в. появилось множество хоровых кол­лективов в рамках любительских музыкальных обществ и отделений Императорского Русского музыкального общества (Красноярск, Иркутск, То­больск, Омск). В репертуаре - культовые сочинения зарубежных и отечественных композиторов, кантатно-ораториальные сочинения, сцены из опер. В начале XX в. в сибирских городах возникли хоровые общества - первое в Томске (1908), затем в Барна­уле, Бийске, Новониколаевске. Общества открывали музыкальные классы, курсы для желающих получить начальное музыкальное об­разование (Барнаул,1914), регентские курсы (Томск, 1913), создавали хоровые коллективы и вокальные ансамбли, устраивали концерты, музыкально-литературные вечера. Существовали хоры в учебных заведениях, детских приютах, в различных клу­бах, кружках, общественных организациях (просветительских, литературно-драматических, благотворительных). Новое развитие хоровое исполнительство получило с открытием в конце XIX в. первого сибирского вуза - Императорского Томского университета. Существенна роль в развитии хоровой культуры небольших коллективов, созданных при различных просветительских обществах. Показательна в этом отноше­нии деятельность Общества попечения о начальном образовании (1882), открытого по инициативе П.И. Макушина. В 1908 группой томских музыкантов, представителей церкви создано Первое Сибирское хоровое певческое общество (к 1915 насчитывало 200 членов). В начале XX в. в Сибири неоднократно гастролировали профессиональные хоровые коллективы: например, капеллы Ф.А. Агренева-Славянского, В.Г. За­вадского, А.П. Кара-Георгиевича, П.Н. Гордовского. В культурный облик городов Сибири внесли огромный вклад видные музыканты-хоровики: С.Ф. Абоянцев, Г.Л. Ришес, С.Т. Абакумов, А.В. Анохин, Л.Н. Вис­сонов, В.Р. Литвинов, А.Д. Пензенский и др.

Революция 1917 внесла свои коррективы в хоровую куль­туру Сибири. Пение стало рассматриваться как важней­шее средство повышения культуры масс. В 1920-30-е гг. начинают складываться организационные формы профессионального хорового искусства: академический хор, народный хор, ансамбль песни и пляски. Наряду с профессиональными хоровыми коллективами все более широкое распространение получают различного рода самодеятельные коллективы, ставшие одним из главных средств культурного воспитания трудящихся.

В начале 1920-х гг. непродолжительное время существовали хоры, созданные в системе органов народного образования (Сибоно, губоно) - показательные хоры в Омске и Красноярске (1920-22), Пролетарская хоровая капелла в Барнауле (1920-21), хоры в Иркутске, Чите и других городах. Помимо революционных и народных песен исполнялись хоровые произведения Римского-Корсакова, Лядова, Калиннико­ва, Аренского, Чайковского и др., ставились литературно-музыкальные композиции. В 1920-30-е гг. хор. коллективы действо­вали в составе оперативных трупп (см. Музыкальные театры в Сибири, Сибирский государственный оперный театр), в музыкальных учебных заведениях (училищах и техникумах) в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. В 1930-50-е гг. профессиональные хоры работали в радиокомитетах (Омск, Новосибирск, Иркутск, Якутск).

Множество любительских хоровых коллективов, студий, круж­ков действовало при городских и сельских клубах, домах и дворцах культуры. Хоровое пение играло большую роль в форми­ровании музыкальной культуры европейского типа у коренных народов Сибири. Практически всюду этот процесс начинался с развития самодеятельности, создания хоровых кружков и т. д. (см. Алтайская музыкальная культура ... Якутская музыкальная культура).

Во второй половине 1940-х гг. в рамках сибирских концертных организаций создаются профессиональные народные хоровые коллективы по образцу Русского народного хора им. М.Е. Пятницкого - в Красно­ярске (краевой хор народной песни, 1946-54), Новосибир­ске, Омске. Государственный Сибирский народный хор (1945, организатор  и художественный руководитель Н.П. Корольков, в 1954-62 - заслуженный деятель искусств РСФСР (позже народный артист СССР) В.С. Левашов, в 1962-68 - В.И. Чирков, в 1969-79 - народный ар­тист России А.П. Новиков, с 1980 художественный руководитель народный артист России В.В. Мочалов, с 2007 - И.Б. Тюваев) - лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957, 1-я премия и золотая медаль), обладатель многих наград и почетных дипломов, широко известен на родине и за рубежом (Франция, Чехословакия, Румы­ния, Монголия, Корея, Германия, Китай и др.). В 1994 удостоен звания академического. Государственный Омский русский народный хор (1950, организатор и художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Е.В. Калугина, в 1962-94 - народный артист СССР Г.Н. Пантюков, с 2005 художественный руководитель В.А. Кригер) - лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953, 1-я премия и золотая медаль), участник и призер многих конкурсов и фестивалей, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1971). Много гастролировал по стране и за рубежом (более 25 стран). Омский и Си­бирский хоры внесли существенный вклад в развитие хоровой культуры России и региона, заняли достойное место среди ведущих профессиональных народных коллективов страны. В репертуаре — обработки народных песен, в том числе собранных в селах Западной Сибири, сочинения современных авторов, вокально-хореографические композиции и т. д.

Профессиональными коллективами народного профиля являлись армейские ансамбли песни и пляски — СибВО (Ново­сибирск, 1939) и ЗабВО (Чита), Ансамбль МВД (Ново­сибирск), ансамбли песни и танца в национальных республиках. В 1980—90-е гг. все большее место в любительском и профессиональном хоровом исполнительстве занимают фольклорные коллективы аутентичного направления.

Высокого исполнительского уровня достигли многие любительские академические хоры, созданные при вузах, домах культуры и т. д. в областных и краевых центрах Сибири. Некоторые из них су­ществуют десятилетиями, ведут активную концертную деятельность, участвуют в различных отечественных и зарубежных фестивалях, кон­курсах. С середины 1940-х гг. ведут начало вокально-хоровая и оперная студии Томского государственного политехнического института (ныне — Томский государственный политехнический университет, ТПУ). В репертуаре концертного хора ТПУ музыка Бортнянского, Березовского, Дегтярева. С 1959 существует хоровая капелла Томского государственного университета (организатор и художественный руководитель В.В. Кузьмин, с 1966 — заслуженный деятель искусств РФ В.В. Сотников) — участник и обладатель наград всесоюзного, всероссийского, международного конкурсов и фестивалей, лауре­ат премии Ленинского комсомола (1976). В репертуаре — сочинения от эпохи Палестрины до партитур XX в., в том числе мессы Моцарта и Шуберта, Литургия П. Чайковского, Всенощное бдение С. Рахманинова, хоры С. Танеева, циклы и миниатюры Ю. Фалика, С. Слонимского, Р. Щедрина. Возникший в 1980 в Томском доме ученых Образцовый хор мальчиков стал основой хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» (руководитель заслуженный работник культуры РФ Э.Д. Варенцова). «Глория» — неоднократный участник всероссийских и международных конкурсов (Германия, Италия, Южная Корея). В репертуаре — духовная музыка, русская и зарубежная классика, популярные народные и джазовые песни, произведения современных композиторов.

В 1964 создан Академический хор Новосибирского электротехнического института (НЭТИ, ныне — Новоси­бирский государственный технический университет), художественным руководителем которого в течение 20 лет был заслуженный деятель искусств России Ю.А. Брагинский. В репертуаре — произведения разных эпох и стилей, партитуры зарубежных (Моцарт, Лотти, Бетховен) и русских классиков (Бортнянский, Калинников, Глинка, Танеев, Скрябин, Рахманинов, Чайковский), сочинения сибирских композиторов. Хор много концертировал, часто гастролировал за рубежом, участвовал в спектаклях Новосибирского государственного академического оперного театра (НГАТОиБ), удостоен наград всесоюзных, всероссийских, между­народных конкурсов и фестивалей. В начале XXI в. в НГТУ — 2 хоровых коллектива: хоровая капелла им. Ю. Брагинского (рук. О. Захваткина) и академический хор «АХ НЭТИ» (рук. А. Париман), объединившие участников первого состава. С 1971 существует академический хор Новосибирского государственного университета (НГУ; организатор  и художественный руководитель О.И. Выхристюк, в 1983—88 — С.Н. Дик, в 1988—90 — Н.Е. Головнева, позже О. Ерофеева, А. Яценко, Д. Зорина и др.). В репертуаре 1970-х гг. — хоровая классика, песни на языках народов СССР, популярные советские песни. Позже исполня­лись духовные произведения русских авторов XVII—XX вв. (Чесноков, Гречанинов, Архангельский, Рахманинов), хоровая музыка Гаврилина, Свиридова. В конце 1980-х гг. хор НГУ участвовал в спектаклях НГАТОиБ («Борис Годунов», «Аида»). Организованы студенческие академические хоры и в других вузах Новосибирска — институте инженеров желез­нодорожного транспорта (ныне — Сибирский государственный университет путей сообщения, с 1965), электротехническом институте связи (ныне — Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, с 1973), Новосибирском государственном педагоги­ческом университете (1989).

В 1977 организован академический хор Алтайского государственного университета (художественный руководитель заслуженный артист РСФСР и Тувинской АССР Р.Н. Лесников, с 1984 — Р.Г. Галямов). В 1990 хор прекратил существование, восстановлен в 2002. В репертуаре народные песни, романсы, вокализы, русская и европейская классика, хоровые сцены из опер, духовная музыка, произведения композиторов ХХ в., сочинения местных авторов. В Барнауле действуют муниципальный камерный хор (1990, рук. А.Б. Тарнецкий), академический хор Алтайского государственного института искусств и культуры.

В 1977 организован академический народный хор «Возрожде­ние» в Институте мерзлотоведения СО РАН (Якутск, организатор  и художественный руководитель заслуженный деятель культуры Республики Саха (Якутия) Т.Н. Нетесова). В репертуаре — русская и зару­бежная классика, хоры из опер, духовная музыка, сочинения современных композиторов, русской и якутской народной песни, эстрадные, джазовые и рок-мелодии. Хор — лауреат всероссийских конкурсов (2001, 2002), дипломант V Международного фестиваля-конкурса любительских академических хоров в Москве (2006).

В 1980—90-е гг. возникают профессиональные академические хоровые коллективы в Новосибирске, Красноярске, Кемерове, Иркутске и других городах. В 1981 стал штатским филармоническим коллективом Новосибирский камерный хор (создан в 1969 как любительский коллектив хорового общества, организатор и первый художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Б.С. Певзнер, с 1986 — народный артист РФ И.В. Юдин). Хор — один из ведущих хоровых коллективов России, участник пре­стижных музыкальных и общественных форумов, много гастролирует. В репертуаре духовная и светская академическая музыка, фольклор, джаз и песенно-романсовые программы. По инициати­ве хора проводятся крупные акции и фестивали, многие из которых стали традиционными, — «Пушкинский венок» и «Покровская осень» (с 1999), «Хоровое вече Сибири» (2002) и др. Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» создан И. Тюваевым при Новосибирской филармонии в 1995. В основе репертуара — народные песни, отечественная и европейская музыка эпохи барокко, хоровые миниатюры немецких романтиков.

Высокий профессиональный уровень демонстрировал камерный хор Красноярской филармонии (1984, руководитель В. Марты­нов). В 1988 создан Красноярский камерный мужской хор (с 1993 — муниципальный, руководитель В.М. Рязанов), первоначально сопровождавший богослужения в храмах города. Ис­полняет духовную и светскую музыку XVI—XX вв., опусы зарубежных классиков и композиторов Сибири. Одним из ведущих коллективов Красноярской филармонии является хор мальчиков и юношей «Каприччио» (руководитель М. Тимофеев). В репертуаре Красноярского камер­ного хора «Тебе поёмъ» (1991, руководитель заслуженный артист РФ К.А. Якобсон) — произведения от Вивальди до Стра­винского, Свиридова, Гаврилина; хоровые миниатюры и крупные формы, оригинальной музыкально-литературной композиции, фрагменты из опер, духовная музыка, джаз, народные песни. Коллектив — лауреат ряда международных фестивалей, гастролировал в Москве, за рубежом (Франция, Швейцария, Аргентина и др.). В Красноярске ежегодно проводится музыкальный фес­тиваль-конкурс «Весенние хоровые капеллы» (с 1997), фестиваль хоровой духовной музыки «Покровские встречи» (с 1995).

Академические хоровые коллективы Кузбасса представляют Камерный хор Кемеровской филармонии (руководитель заслуженный деятель искусств РФ О.И. Шабалина), кемеровский академический хор «Утро» (руководитель заслуженный работник культуры РФ Н.Л. Фомичева), Новокузнецкий камерный хор (1992, руководитель заслуженный деятель искусств РФ С. Липовой). В ре­пертуаре - русская и мировая классика, духовная музыка, произведения современных композиторов. Академический хор Кемеровского государственного университета (1973, организатор и художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ Д. Шабалин, с 1996 - Н. Сте­панова) ведет активную концертную деятельность, участвует в международных хоровых фестивалях (Германия, Испания, Чехия, Португалия).

В 1992 создан Молодежный камерный хор Иркут­ской филармонии (художественный руководитель Б. Семенова), на базе которого в 1994 образован хоровой ансамбль «Вдохновение» (художественный руководитель В. Щукина). В концертной жизни Иркутска участвуют хоровые коллективы вузов: академический молодежный хор Иркутского государственного университета (1967, создатель и руководитель А.К. Ромащенко), хор юридического института Иркутского государственного университета (1999, руководитель О.Н. Букреева), хор Иркутского государственного педагогического университета «Глория», вокальный ансамбль «Пой, Friend!» Иркутского государственного технического университета (1999). В Иркутске с середины 1990-х гг. проводятся областной фестиваль хоровых коллективов «Рождественская звезда», фестивали духовной и русской народной музыки.

Нередко выступают с концертными программами, участвуют в различных художественных акциях хоровые коллективы музыкальных театров. Хор НГАТОиБ (главный хормейстер в 1944-78 заслуженный артист РФ Е. Горбенко; с 1989 - заслуженный деятель искусств РФ В. Подъельский), всегда занимавший видное место в музыкальной культуре города, самостоятельно участвует в отечественных и международных проектах.

Большое распространение получили детские хоровые кол­лективы и школы-студии. Регулярно проводятся региональные и межрегиональные фестивали и конкурсы детских хоров. Многие детско-юношеские коллективы активно участвуют в российских и международных фестивалях и конкурсах, международных хоровых олимпиадах (с 2000), ведут концертную деятельность. Среди них: Красноярский детский хор (1972, руководитель заслуженный работник культуры России Л.Г. Стебенькова), образцовая хо­ровая капелла мальчиков и юношей «Соловушки» из Омска (1976, руководитель Т.И. Хохова), хоровая школа-студия «Журавушка» (1977, Новосибирск, руководитель заслуженный работник культуры России Я.Н. Чапкайло), хоровая студия «Камертон» (Омск, 1990), муниципальный детско-юно­шеский духовный хор «София» (Красноярск, 1991; руководитель О. Русакова), хоровая школа «Соловушка» из Нерюнгри (Якутия, 1989, организатор  и первый директор П.Н. Воронов, с 1999 - Т.А. Седельникова) и др.

Важное место в развитии музыкальной культуры и хорового исполнительства принадлежит студенческим коллективам музыкальных учебных заведений. С конца 1950-х гг. действует хор Но­восибирской государственной консерватории (НГК). В 1963-65 им руководил В.Н. Минин, один из выдающихся отечественных хормейстеров, позже - Б. Певзнер, В. Подъельский, И. Юдин. В репертуаре - широкий спектр русской и зарубежной классики, современные сочинения. Хор НГК - первый испол­нитель многих произвольных сибирских композиторов. В 1990-е гг. новая тенденция в хоровом исполнительстве зародилась в рамках творческого содружества НГК с Высшей школой музыки Гейдельберга-Мангейма (Германия). Силами российских и немецких студентов в Новосибирске и Германии были исполнены такие сложные партитуры, как «Немецкий реквием» И. Брамса, «Рождественская оратория» И. Баха, Финал 9- й симфонии Л. Бетховена, «Литургия» С. Рахма­нинова и др. Студенческих хор Красноярской государственной академии музыки и театра является постоянным участником различных творческих акций, музыкальных проектов, фестивалей. Хоровые коллективы существуют в музыкальных училищах и колледжах, учебных заведениях сферы культуры (институты культуры и искусства и т. д.).

В конце ХХ в. академические хоровые коллективы Сибири отлича­лись разнообразием составов, блестящей подготовкой, богатым репертуаром, широкой географией гастролей. В 1990-е гг. возникло огромное количество церковных хоров при храмах, в духовных учебных заведениях, православных гимнази­ях. Муниципальные академические хоры организованы в Рубцовске, Бийске, Омске, Новокузнецке и других городах.

В 1980-90-е гг. появилось множество фольклорных кол­лективов (любительских и профессиональных), представляющих культуру разных народов, живущих в Сибири. Среди профессиональных кол­лективов можно назвать новосибирские ансамбли «Рождест­во» (1993, руководитель заслуженный деятель искусств РФ О.А. Тури­на), «Чалдоны» (1989, рук. С. Смоленцева), ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки» (1991, Чита, руководитель Н. Наконечная) и др. В 1998 основан Иркутский ансамбль аутентичной музыки (руководитель А. Рогачевский), представляющий уникальную певческую традицию выходцев с Русского Севера, поселившихся в Забайкалье в XVI в. На базе ансамбля «Забайкальские узоры» (1977, Чита) создан Театр песни и танца под тем же названием (с 2002 муниципальный фольклорный театр «Забайкалье»). Фольклорные кол­лективы подобного рода существуют в национальных республиках Сибири. Многочисленные любительские хоры и ансамбли (академический, народный, фольклорный, этнографический), хоровые студии действуют в клубах, домах творчества, школах искусств, национально-культурных центрах и т. д.

Лит.: Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 2, 3; Понурова О.Н. Хоровая культура Новосибирска. Новоси­бирск, 2004; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; Вавилов С.П., Еременко Е.П. Хоры старого Томска. Томск, 2006.

О.Н. Понурова, Л.Л. Пыльнева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири