ХОРИНСКИЕ ДАЦАНЫ, группа дацанов 11 родов хоринских бурят. Развитие сети дацанов у хоринских бурят имело свои особенности. Изменения в административной и территориальной структуре дацанских приходов связаны с этническими процессами, которые отражают, с одной стороны, родоплеменное единство хоринцев в отличие от селенгинских бурят монгольского происхождения, а с другой - смешение и расселение кровно-родственных хоринских родов.
В Хронике Т.Тобоева отмечается, что земли, находившиеся во владении хоринских бурят, «не были размежеваны и разделены между каждым родом». В Хоринском ведомстве дацанские приходы в XVIII в. не были однородовыми, хотя бы по той причине, что на всей территории ведомства действовали только 3 дацана. В XVIII в. группу хоринских дацанов составляли Кудунский (Кижингинский, 1756), Тугнугалтаевский (1758) и Анинский (1775), обслуживавшие всех буддистов-хоринцев, расселенных на большой территории. В первой трети XIX в. от них отделяются новые дацаны. Разделение это диктовалось не только удаленностью кочевий от дацанов, но и стремлением ведущих этнических групп иметь свои дацаны поблизости от родовых кочевий. Хоринские дацаны основывались по решению родового схода. Община монахов делилась на группы по родовому принципу, содержание лам обеспечивалось соответствующими родами прихожан. На территории ведомства Тугнугалтайского дацана в 1829 и 1830 возникли Хохюртаевский и Цулгинский дацаны. Первоначально в этом регионе кочевало 8 родов; при разделении на 3 прихода в ведомстве Цулгинского дацана остались представители 2 родов при абсолютном большинстве барун-харгана. В приходе Хохюртаевского дацана большинство составляли представители рода гучит. В новых границах прихода Тугнугалтайского дацана остались представители 5 родов, из которых наиболее многочисленную группу составляли барун-кубдут и барун- харгана. В 1825 и 1826 от Анинского дацана отделились Ацагатский и Эгитуевский дацаны. Ведущую этническую группу прихода Аннинского дацана образовали галзуты. В Ацагатском приходе преобладали хуадай, в Эгитуевском - барун-харгана. Наиболее разнообразными по родовому составу были приходы Кудунского (Кижин- гинского) дацана (10 родов) и Эгитуевского (9 родов). На территории прихода Кудунского дацана во второй половине XIX в. проживали 10 родов, из них по численности преобладали барун-хуасай; галзуты, худай, хальбин были представлены приблизительно равными группами. В 1829 от Кудунского дацана отделилась группа чесанских лам, основавших свой Чесанский дацан, в приходе которого насчитывалось 7 родов, большинство составляла группа зун-кубдут. В конце XIX в. в Хоринском ведомстве не было ни одного рода, который имел бы единую территорию проживания, всюду преобладали улусы смешанного состава из представителей 11 различных хоринских родов и поколенных ответвлений. В последней четверти XIX в. произошла замена родового принципа организации ламской общины и дацанского прихода на территории (по сторонам света), что было связано с дисперсностью расселения хоринских родов.
Лит.: Летопись хоринских бурят. М.; Л., 1935. Вып. 1; Ламаизм в Бурятии XVIII - нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.
Д.С. Жамсуева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей