Основные отрасли хозяйства, жилье и быт хори-бурят до революции 1917 года и образования 12 декабря 1923 года Хоринского аймака.
Главным занятием древних хоринских бурят было кочевое скотоводство (табан хушуун мал). Они разводили лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Кроме того, занимались охотой, а собирательство носило подсобный характер.
Ранее скотоводство было примитивным, скот круглый год находился на подножном корму, поэтому в поисках хороших пастбищ буряты часто переезжали с места на место. Жили скотоводы в войлочной круглой юрте (пэсы гэр). Кожа, шерсть животных использовались для изготовления одежды и обуви и являлись материалом для устройства жилищ и средства передвижения.
До революции 1917 г. хоринские буряты жили разрозненно, по долинам мелких рек и речушек, вели хозяйство в течение года в двух местах, так называемых убэлжоонах (зимник), зуhалаанах (летник). Постепенно хори-буряты перешли к оседлости.
Оседлость улучшила ведение хозяйства. Меньше стало падежа скота в период зимней бескормицы. Стали строить хотоны (стайки) для скота, чтобы на ночь не оставлять его зимой под открытым небом.
У русских хори-буряты научились обрабатывать землю, сеять пшеницу, ячмень, овес, яровую рожь. Для пахоты земли использовались как тягловая сила лошади и быки.
Со временем хоринские буряты стали жить не одинаково: появились богатые, средние, бедные и батраки. Известно, что среди бурятских семей в 1880-х гг. выделялись своим богатством, количеством скота и пашней — Намсарай-баян в Булуме, Тогоодой-баян в Бургаастай (Кижинга), Бодиин Нагсалай и Доржигин Харнуу (Загустай).
Богатыми считались те, у кого насчитывалось несколько сот крупного и мелкого скота, держали они работников — батраков. Доржигин Харнуу, кроме скотоводства, занимался земледелием. У него был кожевенный завод, паровая мельница, молотилка и другие механизмы. Он считался по тем временам среди восточных бурят сравнительно богатым.
У Тогоодой-баяна разводились сотни верблюдов, чего не было у остальных баянов. А крайне бедные семьи имели 3-4 головы крупного рогатого скота и десяток овец.
Но необходимо отметить, что эти богачи, имея своих работников, никогда не эксплуатировали их жестоко. Батраки трудились: ухаживали за скотом, выращивали хлеб, неплохо кормились и одевались, после окончания сезонных работ получали свой заработок продуктами питания и деньгами.
Главным местом хозяйствования становится убэлжоон (зимник), где сосредотачиваются все необходимые постройки, амбары, хотоны, бревенчатые четырехстенные дома, размером не больше 4 × 6 м. Большие дома не строили, потому что трелевать сырые, толстые, длинные бревна было делом трудоемким.
Все хозяйственные работы выполнялись мускульной силой с применением лошадей и быков, материалы для постройки дома и других строений готовились вручную. Например, изготовление дранья для покрытия постройки производилось прямо в лесу. Использовался прямоствольный лес. Часто покрывали крышу корой лиственницы. При колхозном строе в 1930-х гг. 4-5-метровый тес пилили двуручной пилой: бревно устанавливали на козлах на высоте около двух и более метров, один стоял наверху, другой на земле внизу. Таким образом получали тес для строительства.
Хори-буряты были хорошими наездниками, знали и ценили лошадей. Лошади участвовали на скачках в летнем празднике Сурхарбан. Хорошо украшали лошадей абтагша-хударгой и красивым эмээлом (сбруя, седло). Скакунов к празднику готовили намного раньше соревнования. Этим занимались настоящие мастера коневодства. В Сагаалган молодые люди украшали лошадей, ездили группами по своим хуршэнуудам (соседям). В вечернее время то у одного, то у другого играли шагай шуурэлгэ.
Возле каждого дома с передней стороны обязательно стояли один или 2-3 сэргэ (коновязи). Когда гость подъезжал к сэргэ, хозяин или кто-то из мужчин должен был встречать его, привязывать лошадь.
Молоко издревле почиталось бурятами, считалось, что оно являлось белой, чистой пищей (саган эдеэн). Именно поэтому дорогому гостю вначале всегда преподносилась белая пища, чаще всего молоко.
Из кобыльего молока делали очень хороший напиток, который имеет целебное свойство — сэгээ (кумыс). Пили кумыс при заболеваниях легких. В 1930-х гг. на островке, где река Она впадает в Уду, было отведено место для производства кумыса, которое называлось "Кумыска". Для приготовления кумыса из 20-30 литров кобыльего молока наливали в hаба (маслобойку) с хорошо закрывающейся крышкой и ставили на 7-8 суток в теплое место. Таким образом получали закваску для дальнейшего приготовления кумыса. Для закваски можно применить гашуун тараг (горькую простоквашу).
Из молока коровы, овцы, козы приготовляли тараг (простоквашу), айраг (кислое молоко), шанаhан уураг (молозиво), ээзгэй (сыр), айрhа (сухой творог), урмэ (молочные пенки), зоохэй (сметану), айрагай сагаан тоhо (масло, сбитое из простокваши), аарса и хоймог.
После выгонки архи (самогона) оставалась барда (аарсан), которая сливалась в деревянную кадку — модон хадуушха. Аарса использовали как согревающий, вкусный продукт питания. Хоймог — в цельное молоко добавляют арсу, затем тщательно вымешивают, можно для вкуса заправить сметаной. Арахи-самогон — из кислого молока после 7-8 дневного брожения айрака перегоняли специальным аппаратом молочный самогон (архи). Последующие перегоны из архи назывались арза и хорзо.
Цельное молоко использовалось в большом количестве для забелки чая, употреблялось молоко парное и кипяченное.
Приготовление молочных продуктов питания, выделка кожи, шитье различных вещей, обуви и одежды полностью возлагались на женщин, а мужчины готовили мясные блюда, ухаживали за скотом, занимались охотой и изготовлением орудий труда.
Мясо являлось основной пищей. На зиму заготовляли мясо — уусэ: забивали 1-2 коровы и лошадь. Летом мясным продуктом была баранина. Забивали скот, когда приезжали почетные гости, на свадьбах, других важных делах. В период сенокоса резали барана. Из внутренности барана делали ормог (закрутку) и колбасу кровяную, варили хошхоног (прямая кишка), ребра. Жарили hугабша (печень), обернутый листами внутреннего жира. У лошадей различают белую кровь, "шабай", вкусную тонкую кишку "хята", толстую кишку (омhон), арбин (подбрюшный жир), далан (жир на загривке). Арбин, далан, печень лошади употребляли в замороженном виде. Из говяжьего мяса делали тархи (колбасу): тонкую кишку заправляли мясным фаршем в смеси с головным мозгом. Хярмаса — завернутые в рубец мясо, легкие, желудок замораживались и использовались для варки супа. Для особо важных дел применялся тээлэй (голова барана), ууса (крестец), дала (лопатки), убсуун (грудинка), hээр (шейный позвонок).
Специально до наступления Саагалгана хранили в амбаре мясо — бууhэг (грудину), которую в вареном виде ставили на столе перед бурханом. На лето готовилось сушеное мясо (борсо), нарезанное тонкими кусочками, длинными лентами мясо развешивали в хорошо проветриваемом помещении.
Обычно хори-буряты мясо употребляли в вечернее время, после трудового дня, хозяйственных работ. После употребления мясной пищи необходимо выпивать айрак или тарак.
Буряты-скотоводы не употребляли много хлеба. Из зерновых были в ходу рожь, пшеница и ячмень. Многие семьи не сеяли хлеба, но могли приобрести его, обменяв на мясо и молочные продукты или на деньги. Зажиточные буряты строили водяные мельницы, а бедные имели ручные мельницы. Из муки стряпали лепешки, делали лапшу для супа.
Из хорошей белой муки готовили бууза (позы), шанаhан талха (саламат), в дни хуралов из теста готовили печенье — бообо.
Хори-буряты в своем питании применяли плоды различных растений и съедобные корни.
Летом и осенью собирали гулзооргэнэ (землянику), нэрhэ (голубицу), алирhа (бруснику), мойhо (черемуху), hамар (орех кедровый), мангир (дикий лук), тибhэ (клубни сараны).
Из молотой черемухи делали маленькие xypha — лепешки и сушили, а из сараны варили урмэ (варенье). Настоящий вкусный урмэ можно готовить из клубней сараны, лежавших до глубокой осени закопанными в землю. Сарана к этому времени становится очень сладкой.
Охотой занимались хори-буряты также издавна. Первоначально их главное оружие — лук и стрела. В более поздний период, с появлением огнестрельного оружия, стали применять кремневки, они назывались сахюурта буу. Ружье заряжалось с дула, сначала порохом забивался ствол ружья, затем забивался пыж — пуля. На смену кремневкам пришли курковые ружья, заряжались они специальными патронами. Это, конечно, большое новшество в охотничьем деле. У хори-бурят было четыре вида охоты: индивидуальная, коллективная, на хужирах (солонцах), капканами, ловушками, петлями.
Индивидуально охотились по верховьям рек, по падям, по тайге на пушных (белка, соболь, лисица) и на крупных (изюбрь, медведь, лось, косуля, рысь) зверей. Далеко в тайге охотники специально строили жилища — балаганы. С собой брали необходимые продукты питания. Такая охота проводилась с осени на зиму.
Коллективная охота ургээл (облава). Большое количество — 15-20, а то и больше людей (мужчин и подростков) привлекались к этой охоте. Приехав на место, под руководством старшего охотника облавщики распределялись по определенному маршруту в местности, отделившись друг от друга на определенное расстояние, они должны идти пешком без ружья с криком и шумом по кустам и чащам, пугая находившихся там зверей. Звери, окруженные с трех сторон облавщиками, вынуждены бежать только в одну сторону. Но в том месте их поджидали стрелки. После охоты обязательно каждому участнику ургээла руководитель вручал деньги от сбора охотников за эту охоту, а добытое мясо должны были делить между собой.
Солонцы. Это летний вид охоты, на которую охотник приезжает или приходит вечером. До темноты он должен наладить нууга (место, где он будет сидеть). Нууга находится от хужира в 25-30 метрах. Ружье, заряженное на таганчиках или рогатинах, дулом направлено на солонцы. Охотнику остается ждать зверя.
Капканы, ловушки, петли. Этими видами охоты занимались любители-охотники и профессионалы. Капканы ставили на волков, соболей, бобров, выдр, ондатру. Ловушки строили также на волков, зайцев. Петлями ловили зайцев, тетеревов, глухарей.
Кузнечное дело. Кузнецы — тумэршэ дарханы — умели ковать подковы для лошадей, обручи для колес, шарниры, ножи с красивой отделкой и многие другие изделия. Ювелиры и чеканщики изготовляли великолепные женские украшения из серебра и золота: кольца, цепочки, браслеты. Украшали сбруи и седла красивыми национальными узорами.
Деревообработка. В доме вся хозяйственная посуда, вплоть до деревянной чаши (аяги), изготовлялась из разных пород деревьев. Лотки, ковши, тарелки, большие ведра, бочки и другое делали из березы и осины.
Инструменты и приспособления для выделки кожи. Для выделки кожи крупных животных применялся ябаган талхи (кожемялка). Для обработки кожи мелких животных и зверушек использовали гар талхи (ручная кожемялка) и хэдэргэ (мездрень).
В выделке кожи применялись сметана, костный жир, печень, мука пшеничная грубого помола. Готовая выделанная кожа не подвергалась порче, ее не ела моль, кожу выкуривали сухим навозом. Такое приспособление называется утаари. Технология этого процесса такова. Вырыть яму глубиной 0,5-0,6 м., диаметром 30-35 см. Наполнить яму сухим коровьим навозом и разжечь. Вокруг ямки воткнуть 3-4 прута толщиной 2,5-3 см., длиной около одного метра. Верхние концы соединить и завязать. Выделанной овчиной обернуть пирамидообразный каркас, чтобы не было свободного выхода дыма из этого "шалаша". Большие шкуры крупного рогатого скота, лошадей выкуривались так же.
Крашение кожи производили древесной корой различных кустарников, их смешивали с дегтем и красителями.
Изделия из кожи и пузыря животных. Кроме одежды и обуви, из кожи животных шили тулумы (мешки), сума (кожаные большие сумки, соединенные между собой сплошной кожей). Из телячьей кожи шили маленькие мешки. Из войлока вырезали два куска квадратной формы, размером примерно 15 × 15 см — так называемые тогооной барюул (захваты котла).
Пузыри быка и барана служили посудой для хранения топленого масла, а из мошонки хусы (барана) делали маленькие мешочки для хранения соли, чая, табака. В них нуждались пастухи, охотники и сенокосчики.
Жильем хори-бурят раннего периода служили круглые войлочные hэсеы гэр (юрты). Они разбирались и ставились на новом месте без особого труда. Это удобно для кочевого образа жизни.
С переходом к оседлости буряты жили в деревянных бревенчатых домах более простого сруба и отделки. Хоринские буряты строили в основном четырехстенные небольшие домики. Строительство зависело от состоятельности семьи. Двери домов находились с южной стороны. Крыши покрывались дранками или корой лиственницы. Окна прорубались небольшие, стекла не было, поэтому его заменяли пузырем крупных животных. Внутри дома обстановка была очень скромной. Внутреннее убранство дома чесанских, ульдургинских, амгалантинских, ашангинских, булумских и других бурят не отличалось друг от друга.
В северо-западном углу, на столе, в гунгарбе (шкаф), с передней застекленной стороны, помещались фигуры Будды и других святейших. На передней части стола от гунгарба расставляли уhан тахил или орооhон тахил, помещенные в сугсэ (чашечки с водой или зерном). Каждое утро перед бурханом совершали кропление молоком, чаем, а вечером зажигали зула (жирник), сан табиха (благовонье).
Живописные изображения божеств — захатай бурхан развешивали на северо-западной и северной стороне дома, когда наступал Сагаалган.
Правее от бурхана стоял длинный ухэг (тумбочка), сверху ханза (сундук). В ухэг хранили продукты питания — лепешки, урмэ, тоhо, в ханзе находилась более ценная одежда и украшения.
В северо-восточном углу стояла эжин шэрээ (кровать матери). В качестве матрасов использовали толстый войлочный шэрдэг (кошму), из белой овечьей шерсти. Вместо подушки применяли дэрэ — нарядный подголовник в виде мешка, полого внутри, в котором хранили белье. Лицевая сторона дэрэ прямоугольной формы украшалась орнаментом из серебряных пластин, пуговиц.
От бурхана на западной стороне стены находился хойморой шэрээ — низкая, деревянная, широкая койка. На ней войлочный шэрдэг и несколько олбог (потник).
На 2-3-хрядных олбоках сидели ламы, возле хойморой шэрээ стоял аягын шэрээ (маленький столик типа журнального), на котором ламы и гости-мужчины угощались.
На восточной части дома сооружали гуламта (очаг), с появлением кирпича стали укладывать пеэшэн (печь). С одной стороны устанавливалась плита, с другой стороны тулуур (камин) для освещения в ночное время. Тулуур топили короткими поленьями, притом, стоймя.
Постельные принадлежности шэрдэг, хунжэл, дэрэ (хунжэл — овчиное одеяло). Члены большой семьи спали на полу или на широких досках, подложив полукруглый чурбан.
В юго-восточном углу стоял эргэнэг (буфет), в верхней части хранилась мелкая посуда и продукты питания, внизу на полочках ставили оёорсог (отстойник) с молоком, чтобы получить через 3-4 дня сливки, ведра, чугунки, котелки. Рядом с эргэнэг устанавливали адяары (полочки), куда помещали разную посуду. Каба стояли возле печки.
Для приема пищи семья усаживалась на полу против камина, у каждого члена семьи была своя посуда — модон табаг или улхан (деревянная чашка). На пол ставили чугунный котел с супом или вареным бухэлеэр (мясом). Обычно пищу разливала эжы.
Правая западная сторона дома считалась почетной (мужской стороной), здесь принимали гостей, а противоположная ей — женской. В правой стороне дома хранились охотничьи ружья, ножи, конское снаряжение.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей