ХАКАССКИЙ ФОЛЬКЛОР. Наиболее богатым жанром Xакасского фольклора является героический эпос — алыптык нымах. Отличительные признаки жанра: разработанность поэтических приемов, наличие общих мест (картина рассвета, сборы богатыря в дорогу, описание жилища героев, изображение женской красоты).
Структура героических сказаний — последовательное биографическое повествование о жизни и борьбе героев 1-го, 2-го и 3-го поколений. Наиболее известные произведения «Алтын Арыг», «Ай Xуучин», «Алтын Чюс» и др. Xакасские сказания исполнялись сказителями-хайджи под аккомпанемент щипковых народных инструментов. Самый распространенный жанр Xакасского фольклора — сказки. Они подразделяются на волшебные (хайхастык), бытовые (хоныхтанкар) и о животных (анкнар-хустардажар). Предания (кип-чоох) — краткие стихотворные или прозаические произведения, повествующие об исторических фактах и событиях, которые рассказчиком и слушателями воспринимаются как достоверные. Исторические предания были созданы в период борьбы с монголами и джунгарами. Наиболее известны «Абахай Пахта», «Оченг пиг», «Ир Тохчын», «Сибичек и Сибдейек» и др. Лирический песенный жанр Xакасского фольклора (тахпах) сформировался к XVIII в. и просуществовал до начала XX в. Тахпах состоит из 1 или 2 четверостиший, обязательно наличие параллелизма: в 1-й части четверостишия содержится суждение о жизни природы, во 2-й — о жизни людей. Исполняется под аккомпанемент хомыса или чатхана — национальных щипковых инструментов. В Xакасском фольклоре бытуют такие малые жанры, как пословицы, поговорки (сёспектер) и загадки (сиспектер).
В дореволюционный период (время еще активного бытования фольклора) фундаментальное изучение Xакасского фольклора связано с именем В.В. Радлова. Богатейшие фольклорные материалы, собранные в результате его поездки по Xакасии в 1863, опубликованы в классическом труде «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи». Крупнейшим собирателем и исследователем Xакасского фольклора был Н.Ф. Катанов. В конце XIX в. он записал почти все фольклорные жанры, а перевод на русский язык сделал их широко известными. Наряду с тувинским и тофаларским фольклором, хакасские записи вошли в IX том «Образцов народной литературы тюркских племен» (1907). В советское время исследованием Xакасского фольклора занимались М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева, М.И. Боргояков и другие. В работе М.А. Унгвицкой и В.Е. Майногашевой «Xакасское народное поэтическое творчество» охвачены практически все жанры X. ф. В.Е. Майногашевой были впервые исследованы крупные героические сказания «Алтын Арыг» и «Ай Xуучин».
Лит.: Катанов Н. Ф. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. Тексты, собранные и переведенные Н.Ф. Катановым. СПб., 1907. Ч. 9; Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972; Трояков П.А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. Абакан, 1991.
В.В. Миндибекова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей