Новости

Гусиноозёрский дацан // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ГУСИНООЗЁРСКИЙ ДАЦАН, памятник истории и культуры федерального значения (1960), поселок Гусиное Озе­ро Селенгинского района Республики Бурятия (ныне — Тамчинский дацан).

Основан в 1741 (тибетское название — Даши Гандан Дарджилинг). Статус центра буддизма Восточной Сибири получил после длительного соперничества с Цонгольским дацаном. С 1809 по 1930 в Гусиноозёрском дацане находилась рези­денция официального главы буддистов Восточной Сибири — пандито хамбо-ламы, поэтому его иногда называли Хамбинским. Гусиноозёрский дацан расположен в Тамчинской степи на юго-западном берегу Гусиного озера (название — Хулун-нор), отсюда еще 2 названия: Тамчинский и Хулуннорский.

Деревянные сооружения Гусиноозёрского дацана не отличались долговеч­ностью, поэтому неоднократно заменялись и перестраи­вались. Кроме того, в связи с изменением положения и размеров озера дацан пришлось трижды переносить на новые места. Вначале он представлял собой большую войлочную юрту. Деревянный храм появился у Гусиного озера в 1750. Это было первое стационарное здание бурятского культо­вого зодчества. В период между 1790 и 1820 произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого храма на более крупный. Это можно расценивать как следствие того, что борьба за лидерство между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившаяся около 50 лет, завершилась в пользу последнего. Главный храм и 16 сумэ окружали деревянные ограды. Священнослужи­тели (свыше 80 лам) проживали в домиках и юртах рядом с дацаном. В 1858 иерархи монастыря решили соорудить вместо деревянного главного храма каменный, в чем от­разилось их стремление поднять значение Гусиноозёрского дацана, который, хотя и был резиденцией главных буддистов Восточной Сибири, но ни по размерам, ни архитектурными достоинствами не выде­лялся среди других дацанов. Разрешение на строительство дати­ровано тем же годом. Новое здание возводили местные буряты под руководством русского мастера Воронина. Вслед за главным постепенно были заменены все 16 малых храмов (поз­же их стало 18). Процесс постепенного обновления был характерен для бурятских монастырей. Здания в соответствии с менявшимися вкусами приобретали новый архитектурный об­лик. Поскольку бурятский буддийский монастырь — это со­вокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно изменялся и разрастался весь комплекс. К началу XX в. Гусиноозёрский дацан превратился в большой поселок с правильной сет­кой улиц. Ядром его планированной структуры являлся пря­моугольник (60x70 саженей) двора главного храма. Последний возвышался в центре полихромным массивом пирами­дально-уступчатого силуэта, завершенным золочеными украшениями. Его окружали 7 малых храмов (сумэ и дуганов) и до 10 вспомогательных строений типа русских изб. Сре­ди прочих выделялся 2-ярусный храм Майдари. В нем помещалась высотой 6 саженей позолоченная скульптура бодхисатвы Майдари (санскр. Майтрейя), выполнен­ная из дерева бурятскими мастерами. Вторым по величине был храм Чойры, размещавшийся в отдельном дворе запад­нее центрального комплекса. Другие храмы образовывали в общей прямоугольной сетке улиц местные композиционные узлы, выделялись объемом, архитектурой и цветом среди скромной жилой застройки. Упорядоченность размещения малых храмов относительно главного как внутри ограды центрального комплекса, так и среди кварталов поселка, свидетельствует о том, что при строительстве руководствовались одним из аспектов концепции мандала, часто встречающейся в тибетской ико­нописи. Взаиморасположение храмов символизировало неразрывность центральной единой сущности с порожденной ею путем эманации множественностью и неизбежностью возврата к первоначальному состоянию. В 1903 в монастыре насчитывалось около 300 домов.

В 1938 Гусиноозёрский  дацан был закрыт, а часть его храмов разру­шена. В 1957 взят под охрану как памятник истории и архитектуры. В 1957—63 здесь велись реставрационные рабо­ты, по завершении которых 2 храма были вывезены: храм Дэважин — в Этнографический музей Улан-Удэ, храм Аюши — в Историко-архитектурный музей Новосибир­ска. На месте остались 2 сооружения комплекса: Цог­чен-дуган и Чойра-дуган.

В 1990 дацан возвращен буддийской общине. В 1991 в связи с торжествами, посвященными 250-летию официального при­знания буддизма в России, его посетил и освятил Да­лай-лама XIV.

Лит.: Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001.

Сокр. перепеч.: Забайкальская энциклопедия. Новосибирск, 2000. Т. 2.

Д.С. Жамсуева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири