По новому уставу учебных заведений, опубликованному в 1804 г., вместо Народных училищ учреждались общеобразовательные школы трёх типов: гимназии, уездные и приходские училища.
В соответствии с этим в Иркутске 24 ноября 1805 г. Главное Народное училище преобразуется в Классическую гимназию с пансионом. Гимназия заняла здание Народного училища, находящееся на Морской улице вблизи от пересечения ее с Харлампиевской улицей. Торжественное открытие ознаменовалось крестным ходом из Богоявленского собора к Тихвинской церкви, и далее возглавляемый преосвященным Вениамином и иркутским духовенством крестный ход направился к зданию учебного заведения, где и был исполнен обряд освящения. На торжествах присутствовали чины местной власти во главе с генерал-губернатором Иваном Осиповичем Селифонтовым, попечитель Казанского учебного округа Румовский и граждане города. При открытии Губернской гимназии после молебствия были произнесены торжественные речи учителем Белышевым и пастором Беккером.
В гимназии преподавались разнообразные общеобразовательные предметы, в число которых были включены: российская словесность, математика, физика, общая история, естественная история, география, логика, статистика, рисование, немецкий и латинский языки, танцы. В гимназию, в основном, поступали дети гражданских и военных чиновников, а также купцов и именитых граждан города. И только именным Указом от 13 марта 1868 г. дозволялось поступать в первый класс детям сибирских инородцев до 15-летнего возраста включительно.
Учителями гимназии стали учителя, перешедшие из упразднённого Главного Народного училища. Позднее на работу в гимназию прибывают выпускники Петроградского педагогического института. Физико-математические науки преподавал И. Г. Новотроицкий, философию и словесность — М. В. Нежданов, историю и географию — П. А. Урусов. В программу обучения позднее были включены иностранные языки: французский, китайский и японский. Из преподавателей языков особенно были примечательны: немецкого — лютеранский пастор И. К Беккер и японского — Н. П. Колотыгин, японец по национальности.
Руководили Губернской гимназией, в большинстве случаев, лучшие сибирские учёные и общественные деятели. Среди них резко выделяется замечательный исследователь Сибири Пётр Андреевич Словцов, сосланный сюда ещё в царствование императора Александра I. Став директором Иркутской Губернской гимназии в 1815 г., он улучшил как учебный, так и воспитательный процесс, и уже через несколько лет попечитель Казанского учебного округа, автор известного учебника «Арифметика» Магницкий напишет следующее:
«Сибирский генерал-губернатор (М. М. Сперанский) пишет мне, что Иркутская гимназия есть достоверно лучшая во всей России».
И это не было преувеличением, не было восхвалениемсвоих местных предприятий. При П. А. Словцове библиотека при Губернской гимназии была лучшей в Сибири.
Под руководством учителя словесности гимназии Ивана Поликсеньева 37 гимназистов составили сборник прозаических сочинений, изданный тиражом 1000 экземпляров в Санкт-Петербурге. На сочинения молодых авторов оказало влияние творчество А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. А. Некрасова, Н. М. Карамзина. Императору Николаю I и членам его семьи были преподнесены экземпляры сборника. Все авторы сборника получили благодарность императора, а учитель И. Поликсеньев был удостоен награждения орденом Святого Владимира. Такой же прозаический сборник воспитанников Губернской гимназии был выпущен и подарен императору Александру II в 1866 г. За этот сборник руководству гимназии было объявлено «Высочайшее благоволие».
Ну, а о славе «Музеума» уже говорилось выше. После смерти П. А. Словцова, наступившей в 1843 г., руководство Губернской гимназии при поддержке городской и губернской администрации решили почтить память П. А. Словцова установлением в актовом зале большого его портрета. Но на это надо было получить позволение из Санкт-Петербурга. Однако в Иркутск пришёл отказ с указанием, что «сия привилегия царская».
В 40-х гг. XIX в. помещения Губернской гимназии расширяются за счёт пристроя дополнительных зданий по проекту архитектора А. В. Васильева. Строительный комитет, ведающий пристройкой зданий Гимназии, Высочайше утверждается императором Николаем I 2 января 1843 г. К существующему зданию был пристроен «покой», в котором северное и южное крылья были двухэтажными, а восточное — трёхэтажным. В двухэтажных частях были учебные комнаты, а в восточном разместились квартиры преподавателей и спальные комнаты (дортуары) казённокоштных гимназистов. Строительство было закончено в 1846 г.
25 декабря 1862 г. Высочайше утверждается Положение, разработанное Сибирским комитетом, об учреждении звания почётного попечителя Иркутской Губернской гимназии и о порядке его избрания и утверждения в должности. Это было сделано с целью не только улучшения материального положения гимназии, но и облегчения решения многих вопросов жизнедеятельности заведения.
Ценные дары преподнёс Губернской гимназии почётный гражданин Иркутска Александр Михайлович Сибиряков, получивший в этом заведении первоначальное образование. 29 апреля 1877 г. в помещении гимназии состоялась выставка даров А. М. Сибирякова. Это, во-первых, скульптура Антокольского «Иван Грозный», переданная гимназии 4 сентября 1876 г. И, во-вторых, три картины Айвазовского: две из них — небольшие изображения видов Кавказа, а третья, подаренная в марте 1877 г., представляла вид Венеции.
Большой ущерб Губернской гимназии нанесён в 1879 г. пожаром, охватившим большую часть города. Сгорели не только внутренние помещения со всем содержимым, но и были повреждены огнём также сами строительные конструкции здания.
В 1860 г. выполнялись подготовительные работы по восстановлению Губернской гимназии. 4 и 8 мая 1881 г. прошли торги на отдачу с подряда производства ремонтных работ каменного двухэтажного здания гимназии, повреждённого пожаром. Ремонтно-восстановительные работы оценивались в 165 207 рублей 87 копеек. Через два года Губернская гимназия была восстановлена. Занятия во вновь отстроенном здании начались 31 августа 1883 г., а всё здание было освящено 16 октября этого же года.
В связи с военными действиями на востоке России в Иркутске было размещено много военных госпиталей для излечения раненых и больных воинов. Очень сильно ощущалась нехватка в госпиталях квалифицированного младшего медицинского персонала. Поэтому 16 ноября 1904 г. при Губернской гимназии открываются шестинедельные курсы Общества Красного Креста по подготовке сестёр милосердия. Записалось на эти курсы 140 девушек и женщин. 4 февраля 1905 г. после испытаний курсистки поступили на работу сестрами милосердия в иркутские госпиталя. А с разрешения главного инспектора училищ Восточной Сибири Дедова на время летних каникул с 15 апреля по 1 августа здание пансионата Губернской гимназии занято под военный госпиталь.
С 1915 г. в здание Губернской гимназии в целях уплотнения подселяется Школа прапорщиков. Администрация и общественные организации старались избавиться от такого соседства и отправили соответствующее ходатайство в правительственные органы. Газета «Иркутская жизнь» 18 апреля 1916 г. сообщает:
«Родительский комитет Иркутской Мужской гимназии повторно отправил в Петроград министру народного просвещения телеграмму-ходатайство об освобождении здания гимназии от школы прапорщиков».
Но ответа не последовало.
С конца 1905 г. в ведении как учебных, так и хозяйственных дел принимает участие общественность гимназии в лице Педагогического совета, первое заседание которого состоялось 16 декабря 1905 г. В Совет, наряду с преподавателями гимназии, входили делегаты от родителей учеников. Все заседания проходили в присутствии представителей воспитанников гимназии. Председателем Совета по Положению назначался директор гимназии Н. Н. Бакай. На первом же заседании Совета рассматривались новые Правила, выработанные объединённым училищным Советом.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей