Новости

Гравюра и графика // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Рисунок и гравюра в записках старинных путешественников и трудах, относящихся к Сиб., вплоть до середины XIX в. являлись единственным способом графического воспроизведения сиб. действительности. Поэтому значение гравюры может быть рассматриваема и как произведение искусства, и как исторический источник, воспроизводящий Сиб. в прошлом.

Самые ранние воспроизведения Сиб., если не считать более древних, но мало известных гравюр китайцев, относятся к XVI в. Так, на карте Антона Вида (1555) изображен идол остяков «Златая Баба» с поклоняющимися ей людьми и орда калмыков; то же мы видим у Герберштейна (1556) и в значит. лучшем исполнении — у Дженкинсона (1562), где изображены калмыки, казаки, город Sibir, «Златая Баба» и пр. B XVII в. сведения о Сиб., благодаря иностранным путешественникам, посетившим Россию, значит, расширяются и в качестве иллюстраций появляются в зап.-европ. журналах воспроизведения сиб. туземцев; так, напр., изображения самоедов имеются в путешествиях Олеа-рия, de la Martinier’a (1676), у Schleiszing’a (1693) и в труде Витзена (1692). К этому же времени относятся и первые, известные нам издания с графическими рисунками рус. художников, напр. «Сибирская Кунгурс-кая летопись» Семена Ремизова, содержащая большое количество иллюстраций, а затем его же большой труд «Чертежная книга записках старинных путешественников и трудах, относящихся к Сиб., вплоть до середины XIX в. являлись единственным способом графического воспроизведения сиб. действительности. Поэтому значение гравюры весьма вели-
Сибири» (1701), где воспроизведены почти все сиб. города. Этими рисунками воспользовался впоследствии для второго своего издания Вит-зен (1705), передавший в жанре голландских построек виды некоторых городов Сиб., типы туземцев и сиб. древности (последние воспроизведены в III изд. 1785). XVIII в. является временем расцвета гравюры вообще, и в частности относящейся к Сиб.: ею иллюстрированы почти все сиб. путешествия и издан ряд отдельных эстампов известных художников этой эпохи. Сиб. города воспроизведены в 1710 в сочинениях датчанина Эб. Ис-бранда Идеса (в Сиб. был в 1692), у Лоренцо Лянге (1720). Значительное количество рисунков сделал Мессершмидт во время своего путешествия по Сиб. (1720 — 27), рисовал художник Карл Шульман (рисунки не опубликованы), затем Штраленберг, который воспроизвел в своем труде (1730) большое количество сибирск. археологических памятников.

Присутствие художника становится обязательным в экспедициях этой эпохи. Так геодезист Вас. Шишков посылается для зарисовки древних памятников Сиб., с Миллером путешествует художник Лурсенгиус, сделавший помимо ряда зарисовок, вместе с художником Декерома, рисунки со всех сиб. городов; с Палласом путешествовал художник Гейслер, впоследствии издавший в Лейпциге отдельные эстампы с типами населения России, запрещенными Екатериной II для ввоза в Россию. По возвращении академических экспедиций в СПб. был приготовлен к изданию большой труд, воспроизводящий Сиб. «Monumenti Sibiriae», но награвированные медные доски погибли при пожаре Кунсткамеры в 1747, часть же этих материалов была издана Миллером в 1738 и в труде Гмелина. Виды сиб. городов изданы отдельно в середине XVIII в. Акад. Наук. В 1740 спутник астронома Делиля Ке-нигсфельд сделал зарисовки городов Сиб. (Сев.-Зап.), к-рые были напечатаны в 1779 в Амстердаме в 24-м т. «Histoire general voyages». Кроме того, имеется ряд отдельных эстампов, относящихся к Сиб., напечатанных в XVIII в., но авторы их неизвестны. В 1768—69 вышло в Париже издание «Путешествие в Сибирь» аббата Шапп д’Отероша, богато иллюстрированное известными художниками: Лепренсом (принимал участие в поездке) и Моро Младшим, гравировал Тиллиард. Издание это в настоящее время является одним из ценнейших памятников графического искусства того века, воспроизводящих Сибирь.

В издании Леклеровой «Истории России» (Париж, 1783) имеются гравюры Нея и Оврея с видами сиб. городов по рисункам Лес-пинаса. В 1774 в СПб. был издан журнал «Открываемая Россия или собрание одежд всех народов, в Рос. империи обитающих», где граверами Ротом и Шлипером воспроизведены туземцы Сиб. (всего 85 гравюр). В 1776 все эти гравюры вошли в издание Георги «Описание всех обитающих в Рос. государстве народов» (95 гравюр), а во II изд. 1795—99 увеличены до 100 гравюр. В 1789—95 Фроловым сделаны зарисовки сиб. казенных заводов. Целый ряд гравюр, относящихся к Сиб., выполнен известными рус. граверами Ив. Соколовым, Чесским (им гравирована, м. пр., б. ч. рисунков в атласе к путешествию Сарычева), Клаубе-ром, Уткиным и др. художниками в конце XVIII и начале XIX вв. А. Мартынов, сопровождавший рус. посольство в Китай (1804), в двух изданиях: «Типы России» (1908) и «Живописное путешествие» (1819) печатает ряд зарисовок Сиб., изданы не все. значит. количество рисунков и гравюр имеется в журн. «Сибирский Вестник» и «Азиатский Вестник» (1818—22), часть к-рых подписана инициалами Г. С. (Григорий Спасский). Количество зарисовок Сиб. и иллюстраций в книгах XIX в. значит. возрастает. Ряд зарисовок Сиб. был сделан декабристами, а позднее ссыльными поляками, напр. Вронский рисовал виды Вост. Сиб., Флек зарисовал и издал в Варшаве (1863) виды Томска. Типы и виды Сиб. воспроизведены в «Живописном путешествии» Эйрие (Париж, 1839—41)—рисунки Буалльи (переизданы в Лейпциге, 1841) и в «Живописном путешествии» Шарля де Сент-Жульена с гравюрами Руаржо и Керно. Еще лучше Сиб. отражена в иллюстрациях экспедиции Миддендорфа (1842—45) по рисункам Бранта, гравированным Папе и Штейном и в «Поездке в Якутск» Щукина (во 2-м изд. 1844), а также в атласах к путешествию Булычева (1850), Р. Маака и др. Прекрасные литографии имеются в работе P. Tchichatcheff ‘a «Voyage l’Altaj Oriental», P., 1845 (виды Алтая по рисункам Мейера, литогр. Е. Лассаль), а также в работах Th. W. Atkinson «Oriental and Western Siberia», London, 1858 (цветные литографии видов и типов Сиб.). В дальнейшем целый ряд газ. и журн. («Газета А. Гатцука», «Иллюстрация», «Всемирная Иллюстрация», «Живописное Обозрение» и др.) выпускают большое количество рисунков и гравюр иллюстративного характера. Граверы Паннемакер («Нива», 1873— 78), М. Рашевский («Нива», 1879—87), Барановский и др. в ряде деревянных, тоновых гравюр воспроизводят Сиб. как в иллюстрациях для журн., так и в виде отдельных политипажей. К 70-м годам относятся рисунки тоболяка М. С. Знаменского, иллюстрировавшего свои археологические работы; ему же принадлежит альбом «Моя поездка на кумыс» (Тюмень, 1876), являющийся одним из первых иллюстрированных изданий, вышедших в самой Сибири. Сиб. зарисовывают также художники Е. Лансере, Н. Каразин, Н. Кравченко и М. Авилов. Художник Колосов издает в Томске в 1871 «Виды Томска», то же делает в 1888 художник Кошаров, издавший затем еще «Художественно — этнографические рисунки Сибири» (Томск, 1889 — 90), представляющие весьма значит. издание. Позднее появляются работы Г. Гуркина (преимущественно виды и типы Алтая) и Д. И. Каратанова. Выдающийся дальне-восточный художник-рисовальщик В. В. Граженский (см.) работал, гл. обр., в области карикатуры (см.). Во время империалистической войны (1914—17) в Сиб. работает ряд иностранных граверов (военнопленные). Из них следует отметить гравюры художника Баккера (немец), передавшего весьма художественно бытовые сцены и жизнь сиб. концентрационных лагерей (гравюры хранятся в Томском музее). Революция остро выдвинула потребность в гравюре. Почти все сиб. газеты и журналы начинают пользоваться ручной гравюрой. Б. ч. работ выполняется на линолеуме. Появилось значит. количество гравюр и графических рисунков, исполненных нередко весьма крупными рус. художниками, жившими в это время в Сибири. В отдельных городах Сиб. создаются группы граверов и графиков. Из них гл. являются Иркутская и Ново-Сибирская. Из Иркутской выделяются художники К. Мазылевский и В. Анисимов, офортист Б. Лебединский и интересный график, создавший своеобразный стиль, Е. Емельянова; из Н.-Сиб. художников Н. Нагорская и С. Липин, работающий помимо линогравюры и в гравюре по дереву. К этой же группе принадлежит и А. Заковряшин, создавший не мало гравюр, отражающих сиб. современность. Новые сиб. гравюры воспроизведены гл. обр. в журн. «Сиб. Огни» и «Настоящее». И. М. и л.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Автор не установлен | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях