ГОРОДОВОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ, одно из направлений общего сибирского летописания.
Традиционное летописание возникло в 1636, когда Савва Есипов приступил к созданию летописи, где главной была тема похода Ермака и присоединения Сибири к России. По мере заселения и роста сибирских городов, с появлением 2-го и 3-го поколений русских «сибиряков», появилась общественная потребность в осознании своей малой родины. К концу XVII в. сибирские города достигли заметных успехов в социально-экономическом и общественном развитии. Некоторые крупные города, например: Тобольск, Тюмень, Енисейск, по численности населения и промышленному развитию догнали старые русские города в европейской части России. Традиционное летописание не могло осмыслить это явление, дать ему исчерпывающее объяснение. Между тем в народе уже появились легенды, прямо связывающие начального образования сибирских поселений с историей собственно русских европейских городов. Так, среди жителей Мангазеи и Енисейска ходила легенда о том, что возникновение этих городов связано с историей Великого Новгорода: якобы в 1572 часть новгородцев чудом спаслась от гнева Ивана Грозного и на своих кочах «утекла за море-океан», где и основала Мангазею и Енисейск. Активно развивавшийся класс торгово-промышленных людей проявлял все больший интерес к истории своих городов. Выросло поколение грамотных людей, например, многочисленный клан подьячих Гороховых в Мангазее. В далеком Кузнецке местный кузнец Тимофей Лебедкин создавал летопись своего города с момента его основания, используя при этом документы приказной избы. Авторами городового летописания общесибирского характера и местных хроник были сибирские служилые, приказные и посадские люди.
На смену летописям о Сибири вообще, о походе Ермака приходят произведения с характерными, названиями — «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири...», которые опираются на знание приказных архивов, имеют твердую хронологию повествования, связаны с событиями общерусской истории и написаны точным «приказным» языком. Меняется и сама тематика известий — вместо военных сюжетов появляются сообщения по вопросам хозяйства, социальной борьбы и культуры. Высокая степень достоверности летописных фактов определяется тем, что в большинстве своем они подтверждаются приказными документами. Авторы городовых летописей широко применяют метод критического сопоставления различных известий, они не только излагают факты, но и комментируют их, ищут причины тех или иных событий. Повествования насыщены фактами по истории классовой борьбы, для большинства из них характерна антивоеводская направленность, а в некоторых проглядывает открытая неприязнь к верхушке служилого населения — детям боярским.
Городовое летописание выработало 2 типа произведений. Первый — общесибирские городовые летописи, посвященные нескольким городам или острогам, типа «Описания о поставлении городов и острогов в Сибири...»; второй — городовые летописи сугубо местного характера, где в центре повествования находилась история 1 города, уезда, разряда, примером чему служит «Летописец Тобольский». К концу XVII в. в каждом крупном городе Сибири уже имелось свое городовое летописание, летописи были объединены в 1 свод — «Записки к сибирской истории служащие». Последняя по времени Томская летопись датируется 1697.
Городовое летописание — шаг вперед не только в плане накопления знаний — это еще и заметный прогресс в области совершенствования методов и приемов работы, в исторической критике источников, в создании оригинальной летописной концепции истории поставления городов и острогов Сибири.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей