Новости

Голованов, Александр Евгеньевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Александр Евгеньевич Голованов (7 августа 1904, г. Нижний Новгород, Российская империя – 22 сентября 1975, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский военачальник, главный маршал авиации (19 августа 1944).

Родился в семье капитана буксирного парохода и дочери казненного народовольца Николая Кибальчича. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. В октябре 1917 13-летний А.Е. Голованов вступил в Красную гвардию – благо рост был под два метра и сам он выглядел на 16 лет. Работал с 1918 курьером в конторе «Профсохлеб». Народного комиссариата продовольствия. По собственной автобиографии – в Красной Армии с мая 1919. Воевал на Южном фронте, разведчик 59-го стрелкового полка, был контужен в бою. После демобилизации в октябре 1920 Голованов вступил в ЧОН, а согласно собственной автобиографии работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота – курьером, в Центропечати – агентом, в Волгосудстрое – на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород – электромонтером.

В 1924–1933 работал в органах ОГПУ в особых отделах и на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Принимал участие в аресте Бориса Савинкова. В 21 год уже носил четыре шпалы на петлицах – полковник по более поздним понятиям. Работая в органах, дважды выезжал в командировки в Китай (провинция Синьцзян) в 1930 и в 1931. В 1929 вступил в ВКП(б).

В 1931–1933 был прикомандирован в Народный комиссариат тяжелой промышленности, где работал ответственным секретарем заместителя наркома. В 1932 окончил летную школу Осоавиахима, с 1933 по 1941 работал в Аэрофлоте, где занимал должность пилота, командира отряда. В январе 1935 А.Е. Голованов назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в городе Иркутске). В 1937 был исключен из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой». КПК выяснила, что исключен он ошибочно, но в Иркутск А.Е. Голованов уже не вернулся, оставшись работать летчиком в Московском управлении. Вскоре становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. В 1938 газеты писали о нем как о летчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.

В январе 1941, по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), А.Е. Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки летчиков дальней бомбардировочной авиации к полетам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным, А.Е. Голованов в феврале 1941 назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, а с августа 1941 – командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Генерал-майор авиации (25 октября 1941).

В февраля 1942 был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (5 мая 1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26 марта 1943). С декабря 1944 – командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны).

В 1948 был снят со своего поста. В 1950 окончил Академию Генерального штаба. В 1952 был назначен командующим воздушно-десантным корпусом. В 1953, после смерти Сталина отправлен в запас. Свыше 10 лет работал начальником одного из училищ гражданской авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II созыва (1946–1950). Послужил прототипом для образа «Дракона» (Александра Холованова) из книг Виктора Суворова «Контроль».

Награды: Два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, три ордена Суворова 1-й степени, орден Красной Звезды, орден Крест Грюнвальда I степени (Польша), орден Сухэ-Батора (Монголия), орден Красного знамени (Монголия), орден «Боевые заслуги» (Монголия), знак «Отличник Аэрофлота» и знаки «За безаварийный налет» 300 000 и 500 000 км, медали.

Сочинения 

  1. Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации 1941–1945. — Москва, 2007.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 июля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.