Новости

Гофман, Генрих Борисович // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Гофман Генрих Борисович родился в 1922 году в Иркутске в семье служащего. Член КПСС с 6 апреля 1944 года, по национальности еврей. Детство и юность провел в Москве, куда переехала его семья. Будучи учеником девятого класса, занимался в Московском аэроклубе. В мае 1940 года по комсомольскому набору был направлен в военную школу летчиков. С марта 1943 года участвовал в боях в должности летчика штурмовика на Кавказе, в Крыму, Прибалтике и Восточной Пруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старшему лейтенанту Г.Б. Гофману было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, Дружбы народов, медалями. После войны окончил Военно-воздушную академию и до 1954 года служил на командных должностях в частях авиации Советской Армии, а затем, на преподавательской работе.

В настоящее время полковник в отставке проживает в Москве. Член Союза писателей СССР, заместитель председателя ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР.

В годы Великой Отечественной войны военный летчик Генрих Борисович Гофман совершил немало воинских подвигов.

Вот что говорят наградные материалы о старшем лейтенанте Г.Б. Гофмане — заместителе командира авиаэскадрильи 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознаменного полка. «Тов. Гофман Генрих Борисович па фронтах Великой Отечественной войны с марта 1942 года. От рядового летчика до заместителя командира эскадрильи — таков путь славного освободителя. За это время он показал себя мужественным, отважным, бесстрашным летчиком-штурмовиком. Будучи участником героической битвы за Кавказ и Крым, показал мастерство штурмовых ударов и бесстрашие воздушного воина. В зоне сильного зенитного огня он снижался до бреющего полета и поражал живую силу и технику противника. Там он произвел семьдесят четыре успешных боевых вылета и в каждом из них показывал образцы выполнения боевого задания и высокую боевую выучку».

26 сентября 1943 года Г.Б. Гофман в составе четырех самолетов Ил-2 вылетел на штурмовку «Голубой линии», созданной фашистами на Кубани. Цель была прикрыта сильными зенитными средствами. Умело маневрируя, летчик-штурмовик отыскивал цели и метко поражал их. В результате ряда дерзких атак он уничтожил четыре автомашины с боеприпасами, разрушил два блиндажа и подавил огонь одной зенитной точки.

27 сентября Г.Б. Гофман повел пять самолетов на боевое задание у станицы Вышестеблиевской. Внезапно подойдя к цели, летчик прямым попаданием взорвал склад с боеприпасами, вслед за этим рядом атак подавил огонь артиллерийской батареи, зажег два дома, превращенные немцами в узлы сопротивления.

За отвагу и доблесть в боях по прорыву «Голубой линии» Г. Гофман был награжден двумя орденами Красной Звезды. Воодушевленный правительственными наградами, он стал еще яростней и бесстрашнее громить врага. 2 ноября 1943 года был высажен наш десант на Керченском полуострове в районе Эльтигена. От авиации потребовалось прикрыть его с воздуха, так как враг, подтянув силы и средства, решил уничтожить десантников. 6 ноября Гофман в группе пяти «Илов», вылетел на штурмовку контратакующих войск врага в район Эльтигена. Всей мощью своей боевой машины обрушился летчик на врага. Одновременно он доразведал сосредоточение фашистской пехоты и техники. В результате действий группы Гофмана контратака была сорвана.

Во время освобождения Крыма весной 1944 года летчик Гофман продолжал свои успешные боевые операции. 15 апреля при выполнении боевого задания в районе Ялты цель была прикрыта сильным заградительным огнем зениток. Но, применив умелый маневр, Г. Гофман сделал три захода и взорвал склад с боеприпасами. 20 апреля, штурмуя живую силу и технику врага в бухте Северной, он прямым попаданием взорвал склад с боеприпасами, а также заставил замолчать зенитные орудия. За боевые заслуги, проявленные в освобождении Севастополя, летчик был награжден орденом Красного Знамени.

На 2-м Прибалтийском фронте герой-летчик в июле-августе 1944 года произвел двадцать два новых боевых вылета: 13 июля, будучи ведущим четырех самолетов-штурмовиков, произвел штурмовку железнодорожных эшелонов на перегоне Идрица—Себеж. Смелой атакой, маневрируя в зоне зенитного огня, Г. Гофман пушечным огнем вывел из строя головной паровоз, взорвал два вагона с боеприпасами, остановив движение на этом участке. Через два дня с этой же группой штурмовал отходящих фашистов у города Опочка. Им была уничтожена переправа через реку Иссу и шесть автомашин. 3 августа в условиях низкой облачности в паре вылетел на охоту в район Кивэса. Обнаружил железнодорожный эшелон и с пикирования пушечно-пулеметным огнем разбил паровоз, а бомбовым ударом два вагона.

Старший лейтенант Гофман совершил сто тридцать семь вылетов. За боевые заслуги Г.Б. Гофману было присвоено звание Героя Советского Союза. Войну он окончил на Ленинградском фронте в звании капитана.

Летчик полюбил свой надежный самолет Ил-2, который гитлеровцы назвали «черпая смерть». Самолет хорошо защищал летчика и стрелка, был надежен и маневрен в бою, обладал сильным вооружением. И когда в конце войны по просьбе конструктора самолета у боевых летчиков были затребованы характеристики на штурмовик, Генрих Гофман писал конструктору С. В. Ильюшину: «Хочу от всего сердца поблагодарить Вас за Ваш замечательный самолет Ил-2, на котором я совершил сто шестьдесят боевых вылетов и налетал сто девяносто часов. Номер самолета 1873290. За все эти вылеты самолет щи разу не отказывал. За это время на нем после выработки ресурса сменили первый мотор, и сейчас почти выработан ресурс второго мотора. Самолет получил более двухсот пробоин от зенитной артиллерии противника. После повреждений восстанавливался силами полевых армейских мастерских, и, несмотря на огромное количество «заплат», самолет не изменил своих качеств».

В 1950 году Г.Б. Гофман Закончил Краснознаменскую Военно-воздушную академию и служил на командных должностях в авиации. С 1954 года на преподавательской работе на курсах «Выстрел». По состоянию здоровья Герой Советского Союза полковник Г.Б. Гофман в мае 1962 года ушел в запас. Автор книг о летчиках: «Самолет подбит над целью» (1959), «Летный характер» (1960), «Владимир Ильюшин» (1961), «Крылатая семья» (1965), «Орлиное племя» (1974), «Черный генерал» (1970), «Герои Таганрога» (1970) и других.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутск | Библиотека по теме "История"