Новости

Гидрографические исследования Байкала и пороги Ангары до 1917

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Исследования Байкала с целью его использования как водно-транспортного пути начались довольно рано. Уже в 1766 г. при губернаторе Карле Львовиче Фрауендорфе была снята первая карта озера Байкал. Одним из первых в изучении гидрографии Байкала были лоцман А. Пушкарёв и иркутский геодезист Антон Иванович Лосев. На основании собранных данных ими была составлена в 1772 г. новая карта Байкала.

В 1811 г. для подробного описания озера Байкал Петербургская Адмиралтейств-коллегия командировала в Иркутск выдающегося путешественника и мореплавате­ля Леонтия Гегемейстера, на счету которого было уже не одно открытие. С ним вме­сте прибыл штурман Клочков. Но, к сожалению, из-за начавшейся войны ввиду от­сутствия средств экспедиции пришлось свернуть все свои гидрографические работы по Байкалу. Л.Гегемейстеру же было предписано принять руководство Иркутским Адмиралтейством, в коей должности он находился около трёх лет.

В дальнейшем Байкал изучали многие специальные экспедиции, возглавляемые известными и малоизвестными исследователями. Среди них необходимо отметить Ф.К. Дриженко, многолетние гидрографические исследования которого в составе нескольких Байкальских экспедиций позволили написать книгу «Лоция и физико-географический очерк озера Байкал», изданную Главным гидрографическим управ­лением и поступившую в продажу 25 сентября 1909 г. Начинал он байкальские ис­следования подполковником, а на момент публикации его книги он был уже гене­рал-майором.

Одной из первых экспедиций Ф.К. Дриженко на Байкал была Байкальская гид­рографическая экспедиция, состоявшаяся в мае 1897 г. В состав экспедиции входили капитан Иванов и лейтенанты Бухреев и Назимов, которые под руководством Ф. К. Дриженко производили съёмки и измерения акватории Байкала.

Под руководством подполковника Ф. К. Дриженко на Байкале в 1899 г. работала большая гидрографическая экспедиция, прибывшая 13 мая в Иркутск.

В её составе было 10 офицеров и 80 солдат, которые были разбиты на три партии. Задачей двух партий являлось обследование северного побережья озера, начиная от мыса Голого, и далее по северо-восточному берегу, захватывая район Малого Моря с островом Ольхон. Третья же партия занялась окончанием ранее начатых обследова­ний залива Провал и продолжила изыскания к востоку, вплоть до села Турки. Экспе­дицией были установлены маяки в бухтах Песчаной и Голоустной.

На следующий год Байкальская гидрографическая экспедиция, прибыв в Иркутск 13 апреля, продолжила исследования озера. Изучению озера Байкал с целью его ис­пользования как транспортной магистрали в большей степени способствовало стро­ительство Великого Сибирского железнодорожного пути. Особенно остро встала эта проблема, когда было принято решение об отсрочке строительства Кругобайкальской железной дороги, а соединение железнодорожных магистралей, прокладывае­мых с запада и востока, осуществить паромной переправой, обеспеченной специ­альными ледоколами.

Развитие водного транспорта по реке Ангаре сдерживалось порожистой частью Ангары и, в особенности, в районе Братска-Острожного. Ещё в 1813 г. в Главное Управление путей сообщений поступило предложение о строительстве с целью об­хода самого трудного для судоходства Падунского порога специального обводного канала. Во второй половине девятнадцатого столетия обратили внимание на судо­ходные качества Ангары. Толчком этому послужил проект соединения водным пу­тём (или железной дорогой) городов Западной Сибири с китайской границей через Иркутск. Вот в рамках задач этого проекта 10 июня 1875 г. в Иркутск прибыли капи­тан-лейтенант Галеев и инженер барон Аминов, командированные министром пу­тей сообщений для исследования ангарских порогов. Одновременно с этими специ­алистами в Западной Сибири лейтенант Сиденснер и инженер Мошков начали об­следование Обь-Енисейского водораздела. Экспедиция из Иркутска отправилась вниз по Ангаре 15 июня. Находясь в Иркутске, Галеев и Аминов ознакомились с имею­щимися материалами по порожистым участкам Ангары. В качестве знатока ангарс­кого фарватера с экспедицией отправился старшина Иркутской Ремесленной упра­вы Пашковский.

Финансовую помощь в исследованиях ангарских порогов оказал иркутский пер­вой гильдии купец судовладелец Александр Михайлович Сибиряков, имевший виды на плавание по Ангаре. Он на эти цели безвозмездно передал Восточно-Сибирскому Географическому обществу 5000 рублей. Через два года, 14 июня 1877 г., на очеред­ном заседании Отдела Географического общества был прочитан отчёт Галеева и Ами-нова по результатам их экспедиции на ангарские пороги. Исследователи пришли к выводу, что имеются технические возможности специально переоборудованными пароходами обеспечить регулярное судоходство через пороги Ангары. Авторы отчё­та предполагают, что на такое устройство потребуется сумма в размере 1200 тысяч рублей.

На этом изучение ангарских порогов не остановилось, а с помощью того же А. М. Сибирякова продолжалось. Непрерывным водным путём до Иркутска интересова­лись и пароходные компании на Оби и Иртыше. Так, в 1883 г. западные судовладель­цы А. В. Курбатов и И.И. Игнатьев поручили американскому гражданину русского происхождения из Ситхи Калистратову исследования Ангары на предмет определе­ния возможности организации непрерывного водного пути от Тюмени до Кяхты. Калистратов пришёл к заключению, что, во-первых, ангарские пороги можно убрать, расчистив и углубив дно реки, и, во-вторых, можно соединить бассейны рек Ангары и Лены с помощью притока Ангары — реки Илим. Возможность прохода через поро­ги Калистратов показал практически. Он 11 июня 1883 г. на винтовом катере паро­ходной компании Сибирякова, имеющем осадку в шесть четвертей, прошёл пороги « Падун», «Похмельный» и «Пьяный». Пройдя их, он затем проходит и другие поро­ги — «Долгий» и «Шаманский». Кстати сказать, что этот винтовой катер был изго­товлен на Николаевском железоделательном заводе братьев Бутиных.

Исследования фарватера Ангары позволили судовладельцам А. М. Сибирякову и И. И. Игнатову 15 ноября 1883 г. подать прошение о привилегии на десять лет паро­ходного плавания в порожистой части реки Ангары между Братском-Острожным и Усть-Стрелкой. При этом предлагалось расширить и углубить русло реки. Согласно этому прошению предприниматели обязывались в течение девяти лет со дня выдачи привилегии обеспечить регулярное буксирное движение двумя пароходами между Иркутском и Красноярском. Судовладельцы А. М. Сибиряков и И.И. Игнатов обя­зывались ежегодно затрачивать на расчистку фарватера не менее 10000 рублей еже­годно. Привилегией определялась такса на перевозку казённых грузов попудно с вер­сты: а) для громоздких и большого объёма — 0,1 копейки; б) обычных товаров — 0,2 копейки; в) хлеба — 0,3 копейки. При этом оговаривалось, что в первое время казён­ные грузы не должны превышать ста тысяч пудов в год. Оплата частных грузов не должна превышать более, чем на 50% таксы на казённые грузы.

Договором опреде­лялся и тот случай, если будет действовать предполагаемая грунтовая дорога от села Падун до Братска-Острожного, пролагаемая в объезд порогов «Похмельного», «Пьяного»и «Падуна». В этом случае гужевую перевозку предприниматели на себя не при­нимают. Данная привилегия распространялась только на буксирное пароходство по­рожистого района. Негрузовое же пароходство предоставлялось всем желающим. Договором же определялось, что в течение первых двух лет А.М. Сибиряков и И.И. Иг­натов могли от привилегии отказаться без неустойки. В самом начале 1884 г. А. М. Сибиряков, находясь в Петербурге, лично хлопочет об утверждении в высших ин­станциях просимой привилегии. Но бюрократическая машина медленно решала та­кой жизненно необходимый для Восточной Сибири вопрос. И только 17 августа 1885 г. император Александр III рассмотрел представленное ему «Положение о буксирном пароходстве по реке Ангаре, учреждаемом потомственным почётным гражданином А. М. Сибиряковым», и утвердил его. С этот момента пароходная компания А.М. Сибирякова приступила к организации туерного судоходства по порожистому учас­тку фарватера Ангары. Для чего в этих районах прокладывались специальные цепи для туерных пароходов, которые должны протягивать рейсовые суда.

Изучение порожистой части р. Ангары продолжалось и в последующие годы. 22 де­кабря 1887 г. в низовья Ангары из Иркутска выехал начальник экспедиции Мини­стерства путей сообщения, отправленной для исследования ангарских порогов. В со­став экспедиции, кроме её начальника Чернигова, входили инженеры Перфильев 2-й и Канегисер, а также семь техников. На работу экспедиции Государственный Совет отпустил 70000 рублей. Программа исследований рассчитывалась до октября 1889 г. В первую зиму согласно планам работы экспедиции велись подробные про­меры глубин реки в районе порогов.

Первым же пассажиром, прибывшим из Красноярска в Иркутск непрерывным водным путём по Ангаре, оказался И. С. Левитов, доверенный западносибирского пароходовладельца И. И. Игнатова. И. С. Левитов 11 июля 1888 г. отбыл из Красно­ярска на туерном пароходе «Святой Николай». С ним же был ещё один пароход — «Святой Иннокентий» и три баржи, загруженные 35 тысячами пудов хлеба. 12 авгус­та вся группа судов вышла в Ангару и 18 августа достигла Брянской шиверы, где была сделана остановка в ожидании прибыли воды в Ангаре. И. С. Левитов же отсюда до Илимска добрался в лодке, затем до села Большая Мамырь с помощью волока рас­стоянием в 101 версту. И далее до Иркутска — опять водным путём.

В начале девяностых годов фарватер через ангарские пороги выравнивался. В 1894 г. вниз по течению Ангары по выровненному фарватеру прошёл первый пароход. Скорость и напор течения Ангары были таковы, что даже туерные железные цепи не выдерживали и рвались. Вот поэтому вверх по течению Ангары долго не удавалось провести пароходы. Сорванные с туерных цепей суда уже ничего не могло спасти — их полностью разбивало о каменистые берега реки.

Пароходство на Ангаре всегда рассматривалось в общности со всеми видами пу­тей сообщений в Сибири. Такой подход просматривался и на заседаниях особого совещания по развитию и улучшению сибирских путей сообщений, прошедшего с 12 по 23 декабря 1906 г. под председательством генерал-губернатора Восточной Си­бири в зале Географического музея. На другой год, 27 ноября 1908 г,, под председа­тельством губернатора прошло подобное совещание, рассматривающее современ­ное состояние и перспективы развития путей сообщений в Иркутской губернии. В работе совещания приняли участие около 50 лиц от губернской администрации и до торгово-промышленных купцов. Присутствующими рассматривалась множество вопросов в течение 28 ноября и 3 декабря.

В начале этого же года в Иркутске получена книга А. М. Сибирякова «О путях сообщения Сибири и морских сношениях её с другими странами». В этой книге А. М. Сибиряков обобщил результаты своих многолетних личных путешествий, а так­же и тех экспедиций, которые осуществлялись с его помощью.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.