Новости

Гермоген (Долганов (Долганёв), Георгий Ефремович) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ГЕРМОГЕН (Долганов (Долганёв) Георгий Ефре­мович) (25 апреля 1858, Херсонская губерния — 29 июня 1918, Тюменская губерния), епископ Тоболь­ский и Сибирский, сщмч. (память 29 июня в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Сын единоверческого священника Хер­сонской епархии.

Образование: Ново­российский университет, Санкт-Петербургская духовная академия. С 1890 — мо­нах, иеродиакон, с 1892 — иеромо­нах, с 1898 — архимандрит. В 1893 стал инспектором, в 1898 — ректо­ром Тифлисской духовной семина­рии Грузинского экзархата. Про­явил себя ревностным проповедником и миссионером, овладел грузинским языком. Назначен членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, председатель Епархиального училищ­ного совета и редактор «Духовного вестника Грузинского экзархата». Будучи участником погребения наследни­ка престола великого князя Георгия Александровича и составителем сборник «Венок на могилу», попал в поле зре­ния царской семьи. С 1901 — епископ Вольский, вика­рий Саратовской епархии. С 1903 — правящий епископ Саратовский и Царицынский, вызывался для присутс­твия в Святом Синоде. Показал себя аскетичным, стой­ким, бескомпромиссным архиереем. Активный участник политической и общественной жизни страны: боролся с набирав­шим силу революционным движением, призывал к запрету в теат­ре пьес Л.Н. Андреева, протестовал против присвоения начальным школам имени Л.Н. Толстого, требовал отлучить от Церкви В.В. Розанова и других писателей и философов Серебряного века. Остро конфликтовал с представите­лями светской власти в Саратовской губернии. В 1905 благо­словил создание в Саратове народно-монархические партии, а затем и местного отделения «Союза русского народа». В 1907 организовал и возглавил «Православный все­российский братский союз русского народа». Собрал вокруг себя особый «старческий круг», наиболее яр­ким представителем которого являлся скандально извест­ный царицынский иеромонах Илиодор (О.М. Труфанов). Вступил в дружеские отношения с Г.Е. Распутиным, однако довольно скоро порвал с ним. Вместе с иеромонахом Илиодором заставил Распутина дать клятву об отъезде из Санкт-Петербурга домой в селе Покровское Тобольской губернии и прекращении посещений царской семьи. За от­каз сдержать клятву проклял его и публично объявил лжестарца мошенником и развратником. В конце 1911 на сессии Святого Синода резко выступил против чинов­ничьего засилья и произвола в Синоде, а также против попыток обер-прокурора В.К. Саблера ввести в Церкви сан диаконисе и чин заупокойного моления об инославных. В декабре 1911 направил соответствующего характера телеграмму Николаю II. Эти действия были осуждены Святым Синодом. В январе 1912 уволен от присутствия в Синоде с требованием немедленно отбыть в Саратов. За отказ выполнить это требование отстранен от управления Саратовской епархией и сослан на покой в Жировицко-Успенский монастырь Гродненской епархии под жандарм, опеку. В августе 1915 переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.

После Февральской революции выразил крайне скептичес­кое отношение к осуществившемуся перевороту и новой светской власти. Потребовал от Временного правительства предо­ставления Церкви «полной свободы и самоуправления». В марте 1917 Святым Синодом назначен вместо «распутинского ставленника» архиепископа Варнавы (В. Накропина) правящим архиереем Тобольско-Сибирской епархии. Отношения с новообразованной местной властью в Тобольске, особенно с совдепом, не сложились. Как монархиста и «явного контрреволюционера», Гермогена неоднократно пы­тались выслать из города. С августа 1917 Гермоген участвовал в заседаниях первой сессии Поместного церковного Собора в Москве. Октябрьский переворот 1917 и большевиков оценил крайне негативно. В декабре 1917, вернувшись из Москвы, установил тайные контакты с содержавшей­ся под надзором в Тобольске царской семьей. Простил обиды, нанесенные ему Николаем II. Передал царской семье от Патриарха Тихона благословение, просфору и икон­ку. Воспринял большевистский декрет об отделении Церкви от государства от 23 января 1918 как начало гонений на православную веру. Тобольскими большевиками был обвинен в организации «мо­нархического заговора». В апреле 1918 арестован местным исполкомом большевистского совдепа и отправлен вслед за царской семьей в Екатеринбург, где содержался около 2 мес. в тюрьме. В посланиях оттуда объявил выдвину­тые большевиками обвинения бездоказательными. По­пытки епархиальной депутации в составе брата еписко­па протоиерея Е. Долганова, священника М. Макарова и мирянина К. Минятова освободить Гермогена на поруки оказались безуспешными. Заплатив за Гермогена большевикам 10 тыс. руб., члены депутации сами оказались под арестом, а затем были убиты. В ночь с 26 на 27 июня 1918 епископа и других арестованных доставили из Екатеринбурга в Тюмень, где поместили на пароход «Ермак», который направился к селу Покровскому Тюменской губернии. Здесь, на родине Рас­путина, 28 июня 1918 оставшихся в живых арестован­ных Гермогена и священника П. Карелина после принудительных работ на оборонительных укреплениях пересадили на пароход «Ока», шедший в сторону Тобольска. В ночь с 28 на 29 июня 1918 епископ и священник с привязанными камнями бы­ли сброшены с парохода в реку Тобол. После обнаруже­ния и официального освидетельствования останки Гермогена погребены в склепе Иоанно-Златоустовского придела Софийского Успенского собора Тобольского кремля.

В августе 2000 на юбилейном Архиерейском церковном Соборе священномученики свт. Гермоген Тобольский, протоиерей Е. Долганов, священники М. Макаров, П. Карелин и мч. мирянин К. Минятов причислены к лику Русских святых.

Лит.: Политические деятели России 1917 г.: Биогр. словарь. М., 1993; Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 2; История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI—XX вв. Новосибирск, 1998; Мраморное А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858— 1918). Саратов, 2006.

С.Г. Петров

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири