ГЭГЭТУЙСКИЙ ДАЦАН (официальное название Дамба Брай-бунлинг) основан сартульскими родами бурят на берегу реки Бургалтай. Первоначально — войлочный дуган, в 1808 перенесенный к протоке реки Гэгэтуйн сала.
В том же году прихожане решили возвести стационарное каменное здание храма, но из-за возникших материальных трудностей был сооружен деревянный дацан.
В храмовый комплекс Гэдэтуйского дацана входили 5 малых дуганов (сумэ) в честь Будды Аюши (Амитаюс) и 16 Йай-дан (верховных проповедников буддизма), построенных в 1816. В 1818 в комплекс дацана вошел храм-хранилище буддийского канона Ганчжура, в 1823 — дуган Сарвавид-Вайрочаны, или Гунрик сумэ.
До 1884 Гэдэтуйский дацан представлял собой ряд симметрично расположенных зданий, в центре стоял цокчен-дацан, а по углам возвышались 4 малых дугана. С реорганизацией храма Ганджур в цаннит-дацан (1882) эта симметрия была нарушена. В 1881 в монастыре открылся факультет цаннит, на котором послушники получали буддийское схоластичное образование. Здание для богословской школы было пожертвовано местными прихожанином, казаком Буянту Сахияевым.
Пятое малое здание храма в честь Будды Майтрейи построено на месте старого храма Ганджур в 1901 на средства 12 прихожан дацана. В первой половине 1910-х гг. в монастыре было 5 штатский лам, 250—280 нештатных и 60 хувараков (учеников). Приход насчитывал около 4 тыс. человек. Монастырский комплекс включал 5 больших сумэ, последний из которых — храм в центре монастырского комплекса по традиции располагался так называемый Цогчен-дуган — главное культовое здание для общего сбора монахов. Он имел крестообразную форму и внутри был богато украшен статуями Будды Шакьямуни, Цзонхавы, гения-хранителя монастыря сахьюсана Чжамсарана, изображениями чистой земли Сукхавати (Дэважин).
Цогчен-дуган был окружен 4 храмами. В храме, посвященном богине Таре (по другим сведениям — 16-ти Ставирам (Найдан), хранились маски для мистерии цам Дуйнхор.
Храм будды Майтрейи, последнее из построенных в этом монастыре зданий, был знаменит огромной статуей будды Майтрейи, сидящего на великолепном львином троне. Эта гигантская статуя имела высоту около 7 м при пропорциональной ширине. Перед ней располагались еще 2 статуи по 2,5 м каждая, изображавшие 2 учеников Будды Грядущего, а также уникальное изображение 16 Ставиров (Найдан) — первых членов буддийской общины Древней Индии — китайской работы. В дугане проводились пышные церемонии в период празднования «Белого месяца» и в летний праздник «Майдарийн хурал».
В храме Сарвавид-Вайрочаны (Гунрик) находилась еще одна достопримечательность Гэдэтуйского дацана — Престол Калачакры (Дуйнхор ширэ). Это огромное сооружение использовалось при совершении важного буддийского обряда, приуроченного к Белому месяцу, — хурала Калачакры.
4-й малый дуган Гэдэтуйского дацана был посвящен Будде Амитаюсу (Аюши). В центре этого храма на особых столах хранился тибетский Данчжур ургинского издания. Здесь проводился обряд почитания Будды Медицины Бхайшаджьягуру (Манла).
Эти 5 зданий составляли центральный архитектурный комплекс Гэдэтуйского дацана. Однако за монастырской оградой продолжалось активное строительство: возводились еще 2 дугана и шел капитальный ремонт здания Ганчжур-сумэ, являвшегося не только хранилищем всех томов Ганчжура, но и цаннидской школой монастыря.
При Гэдэтуйском дацане имелась своя типография, в которой хранились вырезанные деревянные доски (бары, клише) для печатания сочинений на тибетском языке: Тарба-чэнбо, Рапсалы, Докшит, Найдан, Майдари, Докшигун чога, Макагала, Гунрик, Дэмчок, Аюши. На монгольском языке печаталось лишь сочинение Сук-хавадийн иругэл. Закрыт в 1934.
Д.С. Жамсуева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей