Сложившаяся ситуация. В Иркутской области сосредоточены громадные запасы природного газа (около 4 трлн м3), но при этом по уровню газификации она находится в числе отстающих регионов (в среднем по области газифицировано 17 % жилищного фонда, в сельской местности — 14 %). В Европейской же части страны средний уровень газификации субъектов РФ достигает 70 % и более. Например, Чувашская Республика, не имеющая месторождений газа, газифицирована на 100 %.
Существующий в Иркутской области уровень газификации обеспечен не природным, а искусственным газом, получаемым при переработке нефти на АНХК, а также поставляемым в область из других регионов. За счет него газифицировано 210,5 тыс. квартир в 224 населенных пунктах. Общая протяженность газовых сетей составляет 178 км. Ежегодно реализуется около 20 тыс. т сжиженного пропан-бутанового газа для газгольдерных установок и частных потребителей.
Получаемая на АНХК и завозимая из-за пределов области пропан-бутановая газовая смесь не в состоянии обеспечить масштабную газификацию региона. Для дальнейшего социально-экономического развития области необходим переход на природный газ.
Потребность и основные потребители. Суммарная потребность Иркутской области в природном газе на начальном этапе газификации составит 1,5-2,5 млрд м3 в год. В дальнейшем, с формированием газораспределительной инфраструктуры и обеспечением готовности потенциальных потребителей к приему газа, объем его потребления может возрасти до 4-5 млрд м3 в год. При этом на долю промышленности будет приходиться примерно 80 % всего потребляемого газа, на долю коммунальной теплоэнергетики, бытового сектора и аграрного комплекса — 20 %.
Максимальная потребность в природном газе всех потенциальных потребителей, включая крупные промышленные предприятия и ТЭЦ Иркутской области, оценивается в 20-25 млрд м3 в год. Однако в действительности столь значительный объем вряд ли будет востребован.
Дело в том, что масштабное использование газа в энергетике сдерживается наличием в регионе крупных запасов сравнительно дешевых углей, которые извлекаются хорошо развитой угледобывающей промышленностью, способной при низких издержках удовлетворить потребность региональной энергетики в топливе. Кроме того, благодаря высокоэффективным гидроресурсам каскад Ангарских ГЭС производит самую дешевую в стране электроэнергию. Наконец, крупные нефтеперерабатывающие мощности создают в Приангарье избыток сравнительно недорогих нефтепродуктов (газовые смеси, мазут и др.). В этой связи рынок природного газа в Иркутской области будет ограничен, и данный ресурс не сможет занять доминирующее положение в энергетическом балансе региона, по крайней мере в среднесрочной перспективе. При этом природный газ в качестве технологического сырья может найти широкое применение в химической промышленности.
Основные потребители газа сосредоточены в крупных городах и промышленных центрах Иркутской области, к их числу относятся:
— предприятия химического комплекса, которые могут использовать газ как сырье и технологическое топливо;
— действующие крупные предприятия (например, Ангарский цементно-горный комбинат и др.), где замена угля газом будет экономически и экологически эффективной;
— строящиеся и намечаемые к строительству предприятия, на которых природный газ может сразу применяться в качестве эффективного топлива (например, Восточно-Сибирский металлургический завод в Братске, завод гипсокартонных плит фирмы «Кнауф» и др.);
— жилищно-коммунальное хозяйство, где имеются сотни низкоэффективных и чрезвычайно затратных котельных, работающих на твердом топливе, которое природный газ сможет вытеснить;
— электроэнергетика, где газ может применяться в качестве первичного энергоносителя при выработке электроэнергии (прежде всего в Усть-Куте и Киренске целесообразно использовать попутный газ разрабатываемых в этих районах нефтяных месторождений), а также при замене электро-котельных газовыми (например, в пос. Гидростроитель Братска);
— часть автотранспорта также может быть успешно переведена на более эффективный газ, что сократит потребление дорогостоящего жидкого моторного топлива, снизит себестоимость перевозок, улучшит экологическую обстановку в крупных городах.
Таблица 59.15
Приблизительная оценка потребности в природном газе основных предприятий и комплексов Иркутской области (на начальном этапе газификации)
Потребитель |
Млн м3 в год |
Саянский химический комплекс |
600 |
|
|
Ангарский нефтехимический комплекс |
500 |
Усольехимпром |
170 |
Сибсоль |
150 |
Ангарскцемент |
100 |
АЭХК |
90 |
Иркутский авиационный завод |
90 |
Предприятия коммунальной теплоэнергетики |
500 |
Прочие |
300 |
Всего |
2 500 |
Начало работ по газификации региона. Для реализации регионального проекта газоснабжения Иркутской области на базе газа Ковыктинского ГКМ в марте 2004 г. администрация Иркутской области и ОАО «ТНК-ВР» на паритетной основе создали компанию-оператора — ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания».
Накануне, в феврале 2004 г., администрация Иркутской области и ОАО «Газпром» подписали соглашение, целью которого было изменение ситуации, когда при наличии мощного ресурсного потенциала Иркутская область отставала по уровню газификации от других субъектов Федерации, расположенных в Европейской части страны.
ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» осуществила весь комплекс проектно-изыскательных работ и подготовила схему газификации населенных пунктов Иркутской области, расположенных вдоль магистрального газопровода, проходящего по маршруту Ковыктинское ГКМ-Саянск-Черемхово-Усолье-Сибирское-Ангарск-Иркутск с необходимыми ответвлениями.
К строительству магистрального газопровода приступили в августе 2006 г. Одновременно в пос. Жигалово, куда первый газ планировали подать уже к 2007 г., началась прокладка газораспределительных сетей и подготовка объектов коммунальной теплоэнергетики для приема газа. Осуществлялась также подготовка предприятий химической промышленности к использованию ковыктинского газа в качестве сырья.
Ожидалось, что при полной реализации проекта в экономику области до 2010 г. будет вложено около 1 млрд дол., и это позволит создать более 1 тыс. новых рабочих мест (в период строительства газопровода — около 4 тыс.). Расчеты показывали, что при успешном осуществлении проекта налоговые отчисления в федеральный бюджет могли бы составить 1,5 млрд р. в год, в региональный — около 500 млн р. При этом ежегодный рост ВРП мог достичь 3-4 %.
Однако разработка такого уникального и стратегически значимого месторождения, как Ковыктинское, выходила за рамки мероприятий по газификации региона и оказалась вне компетенции областной власти. Кроме того, была принята Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР*, которая относила освоение Ковыктинского ГКМ за пределы2017 г. Наконец, в июне 2007 г. «Газпром», ВР и ТНК-ВР (российская «дочка» ВР) подписали меморандум, в рамках которого решался вопрос о приобретении ОАО «Газпром» контрольного пакета акций ОАО «РУСИА Петролеум» (держателя лицензии на разработку Ковыктинского ГКМ) и ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» (осуществлявшего реализацию проекта газификации Иркутской области). Все это сделало неопределенным статус проекта и приостановило его реализацию.
Участие ОАО «Газпром». В декабре 2006 г. администрация Иркутской области подписала договор с ОАО «Газпром», в рамках которого планировалось ускорить работы по газификации независимо от решений, принимаемых по освоению Ковыктинского ГКМ.
«Газпромом» была разработана и представлена Генеральная схема, предусматривающая газификацию Иркутской области на базе двух центров газодобычи — Северного (Братское, Марковское и Аянское месторождения) и Южного (Чиканское и Атовское месторождения с прокладкой газопровода в южные промышленные районы). Схема предполагает строительство на территории области 3,5 тыс. км магистральных газопроводов и газопроводных отводов диаметром от 300 до 1420 мм, прокладку 5,3 тыс. км газораспределительных сетей, газификацию 899 населенных пунктов.
В течение 2006 г. «Газпромом» подписаны меморандумы с независимыми недропользователями (ООО «Итера» и ООО «Иркутская нефтяная компания»), согласно которым намечалось строительство магистральных газопроводов от малых северных месторождений (Марковского, Аянского и др.) и их эксплуатация с целью газификации Иркутской области.
*Данная Программа рассмотрена Правительством РФ и утверждена Минпромэнерго России в сентябре 2007 г.
В соответствии с задачами социально-экономического развития территории Департамент промышленности администрации Иркутской области исходя из этих документов разработал областную программу газификации (утвержденную Законодательным собранием Иркутской области в 2007 г.), включавшую мероприятия по газификации Братска, Братского, Качугского и Усть-Кутского районов, а также Усть- Ордынского Бурятского автономного округа.
Планировалось на первом этапе обеспечивать Иркутскую область и всю Восточную Сибирь газом не с уникальных месторождений (как это было при газификации Западной Сибири), а с малых и средних. И только на следующих этапах, по мере подготовки инфраструктуры, приступить к разработке уникальных и крупных месторождений. По мнению специалистов «Газпрома», такой подход позволяет более эффективно использовать углеводородные ресурсы, дает время для подготовки газохимических комплексов к приему газа.
Рис. 59.23. Схема газификации Братска природным газом Братского ГКМ
«Газпром» берет на себя затраты, связанные с геологоразведкой и обустройством месторождений, строительством магистральных газопроводов (и отводов от них) и газораспределительных станций (ГРС), обеспечивает доставку газа от месторождений до населенных пунктов или промышленных предприятий. Остальная финансовая нагрузка, связанная с доставкой газа потребителям, ложится на областные и муниципальные органы власти, которые должны подготовить потребителей к приему газа, построив внутриквартальные сети, а также обеспечив перевод на газ муниципальных котельных и жилищного фонда.
Программа газификации. Региональные программы газификации реализуются и в других субъектах РФ. Они создают организационно-правовые и финансовые основы газификации территорий. Их главными задачами являются обеспечение системного подхода к газификации, формирование газораспределительной инфраструктуры, синхронизация подготовки потребителей к приему газа и ввода в эксплуатацию газораспределительных сетей, а в конечном итоге повышение уровня газификации территории.
По расчетам Департамента промышленности администрации Иркутской области, в 2008-2010 гг. для финансирования программных мероприятий из областного бюджета потребовалось бы 2,6 млрд р. Предполагалось также, что участие области в целевых федеральных программах привлечет на цели газификации федеральные средства. Основным же источником внебюджетного финансирования будут средства ОАО «Газпром», выделяемые в рамках инвестиционной программы.
Региональный механизм финансирования программных мероприятий предполагает выделение средств из областного бюджета муниципальным образованиям в виде межбюджетных трансфертов. При этом обязательным условием является наличие у территории муниципальной программы, обеспечивающей софинансирование мероприятий.
За рамками областной программы газификации оказались различные коммерческие структуры (ОАО «Саянскхимпласт», АНХК и др.), поскольку промышленная газификация не может осуществляться за счет средств областного бюджета (Бюджетный кодекс РФ ограничивает бюджетные инвестиции на подобные цели).
Социально-экономическое значение. Начавшаяся газификация Иркутской области расширит использование ресурсной базы региона, добавит к уже используемым топливно-энергетическим ресурсам (гидроресурсам, каменному и бурому углям, нефтепродуктам, древесному топливу) новый высокоэффективный вид технологического и энергетического сырья — природный газ, который будет востребован не только в энергетике, но и в химической промышленности. Экономика региона получит новый импульс для развития. Будут оптимизированы затраты коммунальных служб, особенно в северных районах. Осуществление замены угля экологически чистым природным газом на ряде промышленных и муниципальных котельных улучшит экологическую ситуацию в регионе.
И еще один важный момент. Масштабная газификация даст дополнительные заказы машиностроительным предприятиям области, таким как ОАО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод», ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения», ОАО «Усольмаш», ОАО «Иркутсккабель», ЗАО «Энерпред», ООО «Черемховгидромаш». Данные предприятия известны далеко за пределами региона и зарекомендовали себя как надежные поставщики продукции на внутренний и зарубежный рынки. Их потенциал и опыт работы значительны, а номенклатура выпускаемой продукции исчисляется сотнями наименований. Сегодня, когда в регионе начинаются масштабные работы по добыче углеводородного сырья и газификации, машиностроительные предприятия готовы начать производство продукции для нужд нефтегазового комплекса. В частности, они в состоянии выпускать емкостное и грузоподъемное оборудование, резервуары, трубопроводную арматуру (в том числе выдерживающую высокое давление), оборудование для установок комплексной подготовки газа, различную кабельную продукцию и т.д.
Цена на газ. Цена на газ, добываемый и реализуемый «Газпромом», устанавливается Федеральной службой тарифов (цена на газ, добываемый другими недропользователями, формируется ими совместно с «Газпромом» при участии администрации соответствующего субъекта РФ).
Иркутская область пока не входит в Единую систему газоснабжения, поэтому цена газа на региональном рынке будет определяться с учетом стоимости замещаемого им топлива (этот принцип в 2007 г. был одобрен руководством «Газпрома»).
Реализуемая «Газпромом» программа газификации регионов имеет социальную направленность, поэтому не все затраты по проекту будут перекладываться на потребителей. Цена на газ будет формироваться соответствующим образом.
От месторождений до мест потребления газ транспортируется по магистральным газопроводам (с диаметром трубы от 0,3 до 1,4 м) под высоким давлением (до 75 атм), создаваемым компрессорными станциями, размещенными по трассе газопровода. Трубопроводный транспорт считается наиболее экономичным способом транспортировки газа и нефти, хотя сооружение трубопроводов и их обслуживание требуют немалых затрат. Газ также может транспортироваться в сжиженном виде в специальных емкостях другими видами транспорта.
В мировых поставках доля газа, транспортируемого по трубопроводу, составляет 74 %, в сжиженном виде — 26 %. Разрабатываются и другие проекты транспортировки, например с помощью дирижаблей или в газогидратном* состоянии, но они не находят широкого применения.
* Природные газогидраты (или гидраты метана) открыты во второй половине XX в. учеными университета им. И.М. Губкина. Позже выяснилось, что запасы природного газа, находящегося в таком состоянии, огромный распространены под землей на незначительном углублении под морским дном.
Подготовка к транспортировке. Газ месторождений содержит как целевые примеси (целевыми для различных потребителей являются разные компоненты), так и вредные, затрудняющие его применение или транспортировку. Так, содержащиеся в газе пары воды скапливаются в изгибах трубопровода и образуют тромбы, а сероводород вызывает сильную коррозию газового оборудования и т.д. Поэтому перед транспортировкой по трубопроводу газ необходимо подготовить. Для этого на месторождениях сооружаются специальные установки комплексной подготовки, на которых природный газ очищается и сушится (такие установки имеются, например, на Уренгойском и других месторождениях). Газ с высоким содержанием гелия и сероводорода поступает на газоразделительный завод, где из него предварительно выделяют ценные компоненты — гелий и серу (такая схема реализована на Оренбургском месторождении).
Рис. 59.25. Схема газоснабжения востока страны
Газ месторождений Иркутской области перед его использованием в качестве топлива, либо перед подачей в единую систему газоснабжения России, либо перед поставкой на экспорт тоже требует предварительной подготовки (в том числе извлечения из него этана, ШФЛУ, гелия и др.).
Для транспортировки газа конечным потребителям в обычных баллонах из него выделяют пропан-бутановую смесь. Это обусловлено тем, что пропан и более тяжелые углеводороды (в отличие от метана и этана) могут находиться в жидком состоянии при относительно небольшом давлении и комнатной температуре, что весьма удобно бытовым потребителям.
Единая система газоснабжения (ЕСГ). Данная система принадлежит «Газпрому» и является крупнейшей в мире системой транспортировки природного газа. Ее протяженность — более 150 тыс. км, пропускная способность — 580 млрд м3 в год.
Практически весь добываемый в России газ поступает в ЕСГ.
В богатых газом районах Восточной Сибири ЕСГ пока не создана. Магистрали, которые планируется построить, могут стать основой ее формирования.
Рис. 59.27. Сценарий газификации Иркутской области, предложенный Восточно-Сибирской газовой компанией (региональный проект), предусматривал строительство магистральных газопроводов (общей протяженностью 678 км) на участках Ковыкта—Саянск (393 км), Саянск-Ангарск (233 км), Ангарск-Иркутск (52 км)
Трассы магистральных газопроводов Иркутской области. Имеется два возможных сценария газификации Иркутской области: так называемый региональный, представленный Восточно-Сибирской газовой компанией в виде проекта газификации Иркутской области на базе газа Ковыктинского ГКМ (рис. 59.27), и сценарий «Газпрома», представленный в виде Генеральной схемы газификации области (рис. 59.28).
Согласно региональному сценарию, предлагалось начать газификацию с разработки уникального Ковыктинского ГКМ, отложив освоение малых месторождений на следующие этапы — до создания полноценной инфраструктуры транспорта и потребления газа.
Рис. 59.28. Сценарий газификации Иркутской области, разработанный ОАО «Газпром», предусматривает освоение не только крупных и уникальных, но также малых и средних месторождений
«Газпром» предложил иную концепцию освоения газовых ресурсов и газификации Иркутской области, сделав упор на первоочередное освоение малых и средних месторождений (Братского, Ярактинского, Марковского, Даниловского, Дулисьминского) и отложив разработку стратегически значимого Ковыктинского ГКМ до 2017 г.
В обоих сценариях соответствующим образом спроектированы трассы магистральных газопроводов. И несмотря на различия в подходах, и тот, и другой сценарий предусматривает комплексное социально- экономическое развитие Иркутской области.
Принципиальным для экономического развития Иркутской области и востока России является расширение там газоперерабатывающих производств и создание гелиевой промышленности. Оба сценария учитывают эту необходимость и планируют подачу «большого газа» в южные промышленно развитые районы области. Базовой площадкой выбран Саянско-Зиминский промышленный узел, где уже имеется соответствующая инфраструктура, на основе которой возможно быстрое развитие крупных газохимических производств (выделяющих этан, ШФЛУ, гелий). Только после этого газ должен подаваться другим потребителям для энергетических целей, а также в ЕСГ или на экспорт. Таким образом, саянская площадка в обоих сценариях выбрана в качестве начального этапа технологической цепочки, обеспечивающей эффективное использование запасов природного газа.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей