Новости

Галлереи художественные // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Гл. художественными хранилищами в Сиб. являются Красноярское, Иркутское, Томское и Омское. В прошлом на всю Сиб. имелось только одно спец. художественное собрание — частная картинная галлерея Сукачева в Иркутске; рост художественных собраний в Сиб. связан уже всецело с послереволюционным музейным строительством.

Красноярское хранилище. В Музее Приенисейского края имеется «отдел искусства». Начало отд. положено в 1889 Ю. П. и И. А. Матвеевыми пожертвованием картины Сурикова «Милосердный самарянин». Отд. распадается на подотделы: а) художники европ. части РСФСР и Зап. Европы; б) художники Сиб.; в) художники Приенисейского края, уроженцы и длительное время проработавшие в этом крае и г) отд. художественной старины. В последний подотдел входят: гравюра, литография, фарфор, хрусталь, бисер, гобелен и т. п. Кроме этого, музей богат иконописью и обладает образцами малоизученного до сих пор «сибирского письма» и собранием церковной деревянной скульптуры, вывезенной с Ангары. По первому подотделу заслуживают особого внимания след. произведения: Ф. Васильева «Овцы в поле» (1867), выполнена пером; Первунина «Венеция» (масло); П. Кон-чаловского «Пейзаж»; по второму подотделу—«Туман в горах» Г. И. Гуркина. Наиб. ценен, богат и интересен третий подотдел. Здесь находятся пороизведения В. И. Сурикова «Милосердный самларянин» (масло, 140 х 210 см). Автопортрет (1889), Портрет матери художника (1894), этюды к «Боярыне Морозовой», «Суворову», «Степану Разину», «Покорению Сибири» и др. большим вещам. Всех работ Сурикова—69. Кроме них, здесь хранится важный документ для специалистов техники живописи—этюдник Сурикова с красками его набора. Художник Д. И. Каратанов представлен в 48 произведениях. Далее следует Вагнер В. Г., Троицкий Г. Я., Сергеев А. С. и др. В четвертом подотделе наиб. ценность представляют французские гравюры XVIII в., а также работы Ходовецкого. Общее количество экспонатов отдела 1.465.

Иркутская картинная галлерея. Является отд. Научного музея. Галлерея организована в 1920. В основу ее легло собрание Сукачева. Пополнялась галлерея путем национализации, пожертвований, приобретений и выделений из гос. фонда. К январю 1928 собрание достигло 2.002 экспонатов. Галлерея делится на подотделы: церковной археологии, живописи и скульптуры, сиб. художников, графики, прикладного искусства, искусства азиатского и искусства Запада. В подотделе церковной археологии представлена иконопись, начиная с XVII в. и кончая временами полного упадка иконописных традиций (вплоть до «Жако»). Иконопись в подавляющем количестве Строгановского, Уральского и Сибирского письма. Литье представлено экспонатами с начала ХК в. Чекан образцами XVIII и XIX вв. Деревянная скульптура XVIII и XIX вв. особ. ценна и интересна своею «мон-гололикостью» (вторая в Сиб. коллекция). В живописном подотделе наиб. ярко представлены передвижники. В собрании находятся произведения след. художников и скульпторов: И. Айвазовского, М. Антокольского («Иоанн IV»—мрамор), А. Бенуа, A. П. Боголюбова, П. А. Брюллова, Ф. А. Бронникова («Покинутая»), H. H. Дубовского («Марина»), Е. Гостиглу («Гладиатор»—бронза), В. Е. Борисова-Мусатова, М. В. Добужинского, М. А. Кудрявцева («Мальчик с гармошкой»), В. М. Максимова («Бедный ужин»), Г. Г. Мясоедока («Весна»), К. Е., В. Е. и H. Е. Маковских, Л. И. Соломаткина, H. Л. Скадов-ского («Сумасшедший»), И. Е. Репина («Нищая»), И. И. Шишкина и др. Подотдел сиб. художников экспонатами небогат; представлены: С. И. Виноградов, Г. И. Гуркин, Б. И. Лебединский, Ал. Иванов, B. Мизеров и др. Здесь, на ряду с художниками профессионалами, представлены также художники любители, так или иначе имевшие значение для края, напр. С. Вронский, С. Добровольский и др. Подотдел графики имеет.до 300 экспонатов. Наиб. ценными из них являются произведения художников граверов: Пиранези, Пеннеля, Кростеля, Ван — Кобеля, Ван — Гаанена, Жакмара и др. мастеров Запада. Из рус. граверов и литографов представлены: В. Бобров, И. Браз, Л. Бакст, В. Матэ, О. Кринская, К. Ште-бер, И. Шишкин и др. Из рисунков ценны: П. А. Брюллова и И. Шишкина «Козлова засека». Подотдел прикладного искусства обладает 280 экспонатами. Наиб. внимания среди них заслуживает фарфор: мейсенский, севрский, русский (Поповка) и китайский. Большую художественную ценность имеет также подотдел азиатского искусства. Подотдел зап. искусства менее богат: наиб. художественную ценность представляет картина Пуссена «Избрание апостолов». Среди остального только 2 рисунка Э. Лесюэра привлекают внимание искусствоведа.

Художественный отдел Томского музея, как и уже упомянутые отд. др. музеев, хранит у себя произведения искусства, начиная от старой зап. живописи и кончая футуристами. За академистами, среди к-рых находится портрет работы Т. Неффа, этюд работы проф. Маркова, следуют передвижники с Суриковым во главе, «Мир Искусства» с Кончаловским, представленным семью экспонатами; из них следует особенно отметить виды Гренады и Севильи. Соответствующее место занимают футуристы (Д. Д. Бурлюк и др.). Выделяет галлерею полнота произведений художников-сибиряков. Видное место среди них занимает Гуркин Г. И. полотнами «Хан-Алтай», «Катунь, весною» и др., М. М. Поляков-Сибирский («Закат» и «Комнаты при вечернем освещении»). Его работы интересны не только богатством и полнотою даваемого впечатления, но еще своеобразной и весьма сильной техникой выполнения. Алтаец Никулин, омич Уфимцев, томичи: Смолин, Солодовников, Лобанов, Тарский и целый ряд др. дают довольно ясное представление о сиб. художниках. Произведения зап. искусства собраны в т. наз. «Зале ампир», мебель, бронза, гобелены (по композициям художника Ланкре). Всех экспонатов у галлереи 465, экспонируется 168.

Начало Омской художествен. галлереи было положено в 1924. В состав галлереи вошли картины и др. художественные ценности многих гос. и частных собраний; в том числе из Эрмитажа, Третьяковской и Цветковской галлереи, из собрания Рябушинского и др. Вполне понятно поэтому, что Омск хранит у себя большие художественные ценности. Многие художники представлены наилучшими их произведениями. Наиб. полон отдел рус. живописи. По своим экспонатам галлерея делится на отделы: рус. живописи (459 картин), иностранной (134 картины), прикладного искусства (фарфор, кружева, ткани, вышивки и ковры). В отделе рус. живописи произведения художников: А. Е. Архипова «Волжский пейзаж», «Крестьянская девушка», И. Айвазовского—целый ряд работ раннего и позднего периодов, H. П. Богдано-ва-Бельского, К. Богаевского «Фантастический вид» и «Крым», А. Боголюбова «Иллюминация Кремля» и др.; громадный холст А. Борисова «К полюсу», также В. Галимского «Лес», Васнецовых А. и В., М. Врубеля «Панно», Репиных И. Е. и Ю. И., H. К. Рериха, Маковских К. и В., П. Сведомского, Г. Семи-радского, Л. Туржанского, H. Фокина и многих др. Это единственное в Сиб. собрание, не имеющее пробелов, какие невольно бросаются в глаза во всех других сиб. галлереях. Отд. иностранной живописи представлен школами, преим., в копиях: итальянской (22 картины), венецианской (5), фламандской (30), английской (4), немецкой (17), испанской (3) и бельгийской (4). Отд. скульптуры обладает произведениями Фальконета, Клодта, Лансере, Антокольского, Либериха и др. Прикладное искусство представлено, гл. обр., фарфором. Собрание дополняют кружева и ковры.

В Читинском музее имени Кузнецова имеется небольшое собрание (до 150) произведений живописи и скульптуры, гл. обр. из собрания Бутина в Нерчинске. Кроме ряда копий со старых мастеров, обращают внимание работы художников Альб. Бенца («Вечер во Владивостоке»), Гуркина («Телецкое озеро»), этюды Кившенко, Туржанского, Сверкунова («Байкальский цикл»), а также Петерса («Горные вершины»), Вельца («Итальянский вид», «Сорренто»), импрессиониста Плассе и др. Из бурятских художников представлены Сам-пилов и Будаев. В собрании скульптуры следует отметить работы (глина) Ин. Жукова.

Hово-Сибирская картинная галлерея (Н.-Сиб.) создана в 1927 в результате проведения первой Всесибирской выставки и первого с’ез-да художников Сиб., проведенных Об-вом художников «Новая Сибирь». Общее количество работ 45, из них живопись — 29, остальное скульптура, графика и рисунки. Галлерея рассчитана на непрерывное пополнение и в настоящем своем состоянии далеко не полно отражает искусство современной Сиб. Имеющиеся живописные работы отражают различные направления сиб. художников — Уфимцев, Воща-кин, Вальдман, Ивакин, Чевалков, Емельянова и др. Особо стоят работы Д. И. Каратанова («На Дальнем Севере»), Б. И. Лебединского («Фиалковый камень») и В. М. Мизерова («Доброволец»). Эти художники старшего поколения представлены характерными и удачными для них работами. Ближе всех к современным темам Тютиков, И. И., представленный двумя большими полотнами «Партизаны» и «Лен-палатка». В графике представлены А. Заковряшин, М. Яльцева И др.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Лебединский Б. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях