Новости

Фотограф-любитель Р.Ю. Зонненбург // Берестенёв Р.Г. Фотообразы времени

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Р.Ю. Зонненбург. Фото Г. Еннэ. 1914. Семейный архив Р.Р. Зонненбурга
Р.Ю. Зонненбург. Фото Г. Еннэ. 1914. Семейный архив Р.Р. Зонненбурга
Автор: Г. Еннэ
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени

Работы Р.Ю. Зонненбурга

Плавучая ярмарка на Лене. 1909. Семейный архив Р.Р. Зонненбурга
Плавучая ярмарка на Лене. 1909. Семейный архив Р.Р. Зонненбурга
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Праздник Цам в Гусиноозерском дацане. Открытка. 1911. Частное собрание
Праздник Цам в Гусиноозерском дацане. Открытка. 1911. Частное собрание
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Якутск. Вид с реки Лены. Открытка. 1909
Якутск. Вид с реки Лены. Открытка. 1909
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Этюд. Семейный архив Р.Р. Зонненбурга
Этюд. Семейный архив Р.Р. Зонненбурга
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Охотский тракт. Навьючивание лошадей. Открытка. 1909. «Путь пролегал по Охотскому тракту, часть его по сравнительно сносной дороге до станции Чернолесская добирались на лошадях»
Охотский тракт. Навьючивание лошадей. Открытка. 1909. «Путь пролегал по Охотскому тракту, часть его по сравнительно сносной дороге до станции Чернолесская добирались на лошадях»
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Охотский тракт. На перевале «Сетте-Дабан». Открытка. 1909. «.. затем было три крутых подъема к самому трудному на всем пути от Якутска до Охотска перевалу — Сетте-Дабан (Семь хребтов). Перевал назывался так потому, что летом путь лежал через семь горных гряд»
Охотский тракт. На перевале «Сетте-Дабан». Открытка. 1909. «.. затем было три крутых подъема к самому трудному на всем пути от Якутска до Охотска перевалу — Сетте-Дабан (Семь хребтов). Перевал назывался так потому, что летом путь лежал через семь горных гряд»
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Охотский край. Тунгус на олене. Открытка. 1909. «Это кроткие животные ростом с годовалого теленка. Уход за ними здесь отсутствовал полностью - ни пищи, ни тепла, ни крова, ни безопасности от зверя. Эксплуатация их со стороны человека была самая бессердечная»
Охотский край. Тунгус на олене. Открытка. 1909. «Это кроткие животные ростом с годовалого теленка. Уход за ними здесь отсутствовал полностью - ни пищи, ни тепла, ни крова, ни безопасности от зверя. Эксплуатация их со стороны человека была самая бессердечная»
Автор: Р.Ю. Зонненбург

Маршрут зимней экспедиции 1909 года

Автор: Неизвестен
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени

В 1911-1912 годах издательством Г.Г. Гренберга была выпу­щена серия почтовых открыток с видами Сибири. Все фото­графии для открыток этой серии выполнил крупный почтовый чиновник Роберт Юльевич Зонненбург[1].

В 1906 году он был переведён из Омска на должность началь­ника Иркутского почтово-телеграфного округа. Территория округа включала Иркутскую губернию, Забайкальскую, Якутс­кую, Приморскую и Амурскую области, входила в состав округа и Китайская Восточная железная дорога. Здесь, на востоке Рос­сии, в эти годы происходило быстрое развитие почтовой и телеграфной связи. В этот период был разработан проект автомо­бильного почтового движения Иркутск-Жигалово, строились телеграфные линии Якутск-Охотск, Илимск-Кадаинское, Мензинское-Троицкосавск, совершенствовалось почтово пассажирское пароходство на реке Лене. За восемь лет работы на посту начальника самого крупного округа России Зонненбургом было сделано много полезных дел.

Обладая чувством высокой ответственности за порученное ему дело, начальник округа выезжал на строящиеся объекты почти всегда сам. Маршруты его поездок простирались от Нижнеудинска до Сретенска, от Якутска до Охотска, от Нижнеилимска до Маймачена и Урги. В Иркутске Зонненбург не замыкался в кругу своих профессиональных обязанностей, у него было много других интересов. Он являлся членом церковного совета при Евангелической лютеранской церкви. В 1906 году стал чле­ном Восточно-Сибирского отдела императорского Русского гео­графического общества (ВСОИРГО), деятельно участвовал в работе его этнографической секции. Он входил в состав распорядительного комитета отдела, неоднократно исполнял обязан­ности председательствующего на общих собраниях членов. Как любитель Роберт Юльевич был увлечён фотографией. Для сек­ции ВСОИРГО он привозил фотографии с этнографическими сюжетами тех мест, где побывал. Это являлось частью его вклада в работу отдела.

В объективе у фотографа-любителя были: станция, затеряв­шаяся в лесах сибирского севера, где основным средством передвижения были ездовые собаки, село Знаменское на реке Илге, берега Лены и Витима, паузки — речные мелководные плоскодонные судна для перевозки клади, крестный ход крестьян, совершающих этот обряд вдоль берегов Лены на шитике, большой лодке, имеющей крытую каюту. Из поездки по Забайкальской области и КВЖД он привёз фотографии с видами Мань­чжурии. Итогом посещения Зонненбургом центра ламаизма в Сибири — Тамчинского дацана на Гусином озере стал цикл фотографий о торжественном богослужении на празднике «Цам».

Будучи высокопоставленным чиновником, он не стеснялся заниматься любимым делом. Фотографировал не только вдали от Иркутска, но и в самом губернском городе. В 1908 году в иркутском генерал-губернаторском доме им сделаны фотогра­фии высших представителей ламаистского духовенства Сибири во главе с Бандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири Чойнзоном Доржи Иролтуевым.

Свои работы Зонненбург показывал на выставках «картин, рисунков, фотографий и других произведений искусства мес­тных художников и любителей», его имя упоминается и среди участников выставок, и среди экспертов, оценивавших работы известных фотографов.

В 1909 году строилась телеграфная линия Якутск-Охотск. Дважды, в марте и в мае-августе того года, Роберт Юльевич проехал по трассе строительства в оба конца, чтобы собственными глазами увидеть, с какими трудностями сталкиваются строители, и на месте решать возникающие проблемы. Личное присутствие начальника округа на местах работ, его телеграфная связь с Якутском и Иркутском, срочные распоряжения обеспе­чили безостановочное ведение дел. 29 октября 1909 года теле­графная линия Якутск-Охотск протяжённостью 1100 вёрст начала действовать. Эти тяжелейшие поездки описаны Зоннен-бургом в книге «Из Якутско - Охотского края. Путевые впе­чатления с постройки охотского телеграфа»,(Иркутск, 1910 г.), которую он опубликовал в 1910 году. В книге, к сожалению, нет иллюстраций, но прекрасным сопроводительным материалом к ней служат почтовые карточки издателя Г.Г. Гренберга, отпе­чатанные с фотографий Зонненбурга.

В 1914 году Р.Ю. Зонненбург покинул Иркутск, полу­чив новое назначение.

Примечания

  1. О фотографе-любителе Р.Ю. Зонненбурге рассказывает Сергей Медведев, историк, исследователь документальной фотографии города Иркутска. В иллюстрировании использованы фотографии и открытки из собрания С.И. Медведева.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Берестенев Р. Г. | Источник(и): Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени. Иркутск, 2008 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.