Александр Александрович Ежевский (3 ноября 1915, с. Тулун Иркутской губернии, Российская империя – 15 января 2017, г. Москва, РФ) — государственный деятель, в 1947–1951 директор Иркутского авторемонтного завода. Герой Социалистического Труда (1985), почётный гражданин Иркутской области (2015).
В возрасте 2 лет переехал вместе с родителями в Хайту, а затем в Иркутск. А. А. Ежевский вспоминал1:
«Ещё в позапрошлом веке волею судьбы в Сибири оказался мой дед. Его сослали за участие в польском восстании 1863–64 годов. В Усть-Илимске появился на свет мой отец — Александр Викторович Ежевский, а вот мать, Луиза Христиановна, родом из Эстонии. В Прибайкалье она приехала до революции на заработки и устроилась гувернанткой. Ну, а я родился в Тулуне — „кожаном мешке“ — именно так переводится с бурятского„Тулам“ название города, расположенного в изгибе реки, охватывающей его, как мешок. Когда мне было два года, наша семья переехала в Хайту, затем в Иркутск».
Окончив семь классов, в 1930 начал свой трудовой путь учеником токаря на крупнейшем в Иркутске машиностроительном заводе им. В. В. Куйбышева, в бригаде отца.
«Я быстро освоил специальность токаря по металлу, получил 6-й разряд и вскоре стал мастером механического цеха, — рассказывает Александр Александрович. — Параллельно с работой получил среднее образование — окончил вечерний рабфак при Иркутском государственном университете. Завод имени В. В. Куйбышева в то время выпускал драги — мощные машины для добычи россыпного золота. Поскольку к их производству я имел непосредственное отношение, то решил продолжить образование именно в этой области и поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Когда окончил 1-й курс, в Иркутском сельскохозяйственном институте открылся факультет механизации, где готовили инженеров-механиков. Многие студенты, в том числе и я, решили перевестись на 2-й курс в этот вуз»1.
В 1939 А.А. Ежевский защитил диплом на «отлично». В беседе с журналистом газеты "Труд" 2 он вспоминал:
«Свой диплом я готовил на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ), — продолжает А. А. Ежевский. — У меня была очень интересная тема — „Форсирование дизель-мотора“ для трактора „Сталинец-65“ (С-65). Любопытно, что ещё в 1937 году этот мощный советский дизельный трактор получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а в годы моей учёбы велось его серийное производство».
Еще во время учебы в сельхозинституте способного студента заметили на кафедре тракторов и автомобилей, где он трудился ассистентом, поэтому после окончания учебы А.А. Ежевского оставили на преподавательской работе. С 1939 по 1942 он работал старшим преподавателем, а затем его направили главным инженером на Иркутский авторемонтный завод, где во время войны выпускали автомобили для фронта.
«Например, американские студебекеры — трёхосные грузовики — поступали к нам по ленд-лизу в деталях. Сборка тягачей велась на конвейере. Потом мы делали к ним свою платформу, на которую устанавливали катюши, и отправляли на фронт. На заводе работали женщины и подростки 14–15 лет, процентов на 70. Бывало, сутками не уходили из цеха. Питание скудное. А мужики воевали. Как известно, сибирская дивизия генерала Белобородова помогла отстоять Москву. Фрицы зимой мёрзли, а сибирякам 30-градусный мороз нипочём»2.
После начала Великой Отечественной войны, по словам обозревателя газеты «Труд» О. Нестеровой, Ежевский «рвался на фронт — отказали. Как высококлассному специалисту (инженер-механик с красным дипломом) выдали бронь — ковать победу в тылу»:
«С июля по декабрь 1941-го в Сибирь и на Урал было эвакуировано 2,9 тысячи предприятий, — рассказывает Александр Александрович. — Некоторые начинали работать в считанные дни. Например, Челябинский тракторный завод за 56 дней поставил на производство танк Т-34. Сейчас на это нужны годы. Война мобилизовала людей»2.
В те годы в городе налаживалось массовое автомобильное производство. Постановление Государственного комитета обороны положило начало первому в Иркутской области «отверточному проекту» по сборке автомобилей «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Додж», а в последующие годы – грузовиков ГАЗ-51. Поставляемые по ленд-лизу во время войны и превосходно себя зарекомендовавшие американские грузовики доставлялись в Иркутск в виде комплекта для сборки. Сборка проводилась на конвейере.
В 1946 было принято решение о начале строительства завода на новом месте – на базе авторемонтного завода в поселке Мельниково. В 1947 А.А. Ежевского назначили директором предприятия. В считанные месяцы удалось достроить все корпуса завода, а уже в 1950 начать серийное производство отечественного грузовика ГАЗ-51. На следующий год завод достиг проектной мощности — 50 автомобилей в сутки. Всего, по различным оценкам, Иркутским автосборочным заводом с 1945 по 1952 выпущены десятки тысяч американских автомобилей «Студебекер», «Форд» и «Додж», 11 418 грузовиков ГАЗ-51, а также 29 277 автоприцепов АП-3.
В 1951 А.А. Ежевского назначили директором Алтайского тракторного завода. В дальнейшем А.А. Ежевский работал: в 1951–1953 — директором Алтайского тракторного завода, в 1953–1954 — директором Ростовского завода сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш», в 1954–1955 — заместителем министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, в 1955–1956 — заместителем, в 1956–1957 — первым заместителем министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1957–1962 он заместитель начальника, начальник отдела автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана СССР, в 1962–1978 — начальник Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника». Под его руководством построены и реконструированы республиканские и областные торговые базы, 536 ремонтных заводов, 1100 станций технического обслуживания автомобилей, 1000 станций обслуживания животноводческих ферм, мастерские общего назначения, механизированные отряды, автобазы, практиковался класс обучения механизированных отрядов. В 1978–1980 А.А. Ежевский — председатель Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. В 1980–1987 — министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, а в 1987–1988 — министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР. Депутат Верховного Совета СССР 7–11 созывов. С октября 1988 — персональный пенсионер союзного значения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1985 за большие заслуги перед Советским государством в развитии тракторного сельскохозяйственного машиностроения и в связи с семидесятилетием со дня рождения А. А. Ежевский награждён званием Героя Социалистического Труда. Также он кавалер четырёх орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой», знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью» и многими медалями. Признан заслуженным машиностроителем РФ, почётным академиком Россельхозакадемии (РАСХН), почётным гражданином Иркутской области (сентябрь 2015) и города Русе (Болгария). Почётный профессор Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), являлся генеральным советником научно-технического центра «Сельхозмаш» (ГОСНИТИ). Имя А. А. Ежевского в 2014 присвоено Иркутскому государственному аграрному университету. Ассоциацией «Росспецмаш» учреждена Национальная премия имени А. А. Ежевского. Премия присуждается студентам 2-4 курсов очной формы обучения факультетов, связанных с конструированием машин для российского сельского хозяйства.
1. Витковский А. Ежевский Александр Александрович // Официальный сайт Иркутского землячества "Байкал".
2. Нестерова О. Надо просто крутить педали... // Труд. 2015. №27. 17 апр.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей