Ежевский, Александр Александрович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Александр Александрович Ежевский (3 ноября 1915, с. Тулун, Иркутская губерния) — советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда.

Биография А.А. Ежевского

Родился в Тулуне, в возрасте 2 лет переехал вместе с родителями в Хайту, а затем в Иркутск. Окончив семь классов, в 1930 он начал свой трудовой путь учеником токаря на крупнейшем в Иркутске машиностроительном заводе им. В. В. Куйбышева, в бригаде отца. Александр быстро освоил специальность токаря по металлу, получил 6-й разряд и вскоре стал мастером механического цеха. Параллельно c работой получил среднее образование – окончил вечерний рабфак при Иркутском государственном университете. Поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Ко времени окончания им 1-го курса в Иркутском сельскохозяйственном институте открылся факультет механизации, на котором готовили инженеров-механиков. А.А. Ежевский перешел в этот институт.

В 1939 А.А. Ежевский защитил диплом на «отлично». Еще во время учебы в сельхозинституте способного студента заметили на кафедре тракторов и автомобилей, где он трудился ассистентом, поэтому после окончания учебы А.А. Ежевского оставили на преподавательской работе. С 1939 по 1942 он работал старшим преподавателем, а затем его направили главным инженером на Иркутский авторемонтный завод, где во время войны выпускали автомобили для фронта. В те годы в городе налаживалось массовое автомобильное производство. Постановление Государственного комитета обороны положило начало первому в Иркутской области «отверточному проекту» по сборке автомобилей «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Додж», а в последующие годы – грузовиков ГАЗ-51. Поставляемые по ленд-лизу во время войны и превосходно себя зарекомендовавшие американские грузовики доставлялись в Иркутск в виде комплекта для сборки. Сборка проводилась на конвейере.

В 1946 было принято решение о начале строительства завода на новом месте – на базе авторемонтного завода в поселке Мельниково. В 1947 А.А. Ежевского назначили директором предприятия. В считанные месяцы удалось достроить все корпуса завода, а уже в 1950 начать серийное производство отечественного грузовика ГАЗ-51. На следующий год завод достиг проектной мощности – 50 автомобилей в сутки. Всего, по различным оценкам, Иркутским автосборочным заводом с 1945 по 1952 выпущены десятки тысяч американских автомобилей «Студебекер», «Форд» и «Додж», 11 418 грузовиков ГАЗ-51, а также 29 277 автоприцепов АП-3.

В 1951 А.А. Ежевского назначили директором Алтайского тракторного завода. В дальнейшем А.А. Ежевский работал:

  1. в 1951–1953 – директором Алтайского тракторного завода;
  2. в 1953–1954 – директором Ростовского завода сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш»;
  3. в 1954–1955 – заместителем министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР;
  4. в 1955–1956 – заместителем, в 1956–1957 – первым заместителем министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

В 1957–1962 он заместитель начальника, начальник отдела автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана СССР, в 1962–1978 – начальник Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника». Под его руководством построены и реконструированы республиканские и областные торговые базы, 536 ремонтных заводов, 1100 станций технического обслуживания автомобилей, 1000 станций обслуживания животноводческих ферм, мастерские общего назначения, механизированные отряды, автобазы, практиковался класс обучения механизированных отрядов. В 1978–1980 А.А. Ежевский — председатель Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. В 1980–1987 — министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, а в 1987–1988 — министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР. Депутат Верховного Совета СССР 7–11 созывов.

С октября 1988 — персональный пенсионер союзного значения. А.А. Ежевский — заслуженный машиностроитель РФ, член бюро механизации Российской сельскохозяйственной академии, академик Российской академии проблем безопасности и правопорядка, почетный гражданин города Руссы (Болгария).

Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, многими медалями.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 сентября 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Персоналии - "Экономика" | Персоналии: исторические личности | Историко-краеведческий словарь | Герои Социалистического труда | Государственные и политические деятели | Исторические личности | Общественные деятели | Руководители советского народного хозяйства | Персоналии по теме "Власть. Политика. Общество" | Иркутск | Иркутский район | Тулун | Усольский район | Родились: 1915, 3 ноября, Тулун | Жили или бывали в: Хайта | Учились: Иркутский государственный аграрный университет, Иркутский государственный университет - рабфак, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет | Имели специальность: Инженеры-механики | Работали: Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева | Руководили: Директора Государственного авторемонтного завода № 104 | Награждены: Герои Социалистического Труда, Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством», Кавалеры ордена Ленина, Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени | Дополнительно: Депутаты Верховного Совета СССР, Министры