Новости

Эвенки, архитектура и изобразительное искусство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Материальная культура эвенков

Стойбища эвенков.
Стойбища эвенков.
Автор: Не известен
Лабаз
Лабаз
Автор: Не известен
Авун — эвенкийского кроя трехклинная меховая шапка.
Авун — эвенкийского кроя трехклинная меховая шапка.
Автор: Сумаков В.П.
Кафтан шили из летней или осенней шкуры оленя, ровдуги и замши. Этот древнейший вид верхней одежды был распашным, с расширяющимися книзу полами. Борта кафтана, отороченные мехом или полоской из ткани, не сходились, а закреплялись замшевыми завязками.
Кафтан шили из летней или осенней шкуры оленя, ровдуги и замши. Этот древнейший вид верхней одежды был распашным, с расширяющимися книзу полами. Борта кафтана, отороченные мехом или полоской из ткани, не сходились, а закреплялись замшевыми завязками.
Автор: Не известен

Эвенки наиболее древняя коренная народность, проживающая в Прибайкалье. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 г. эвенков насчитывалось всего 1360 человек. Материальная культура эвенков, дошедшая до наших дней, не столь богата, но она отличается удивительной приспособленностью к суровым условиям кочевой жизни в тайге и тундре. Внешне примитивные орудия труда и предметы домашнего обихода оригинальны и отвечают своему назначению.

Строения эвенков

Эвенки вели кочевой образ жизни охотников–оленеводов. К началу ХХ в. в Ленско–Киренском и Илимском районах эвенки перешли на полуоседлый образ жизни, Это повлияло на характер их жилища. Стойбища эвенков в зависимости от сезона подразделялись на зимние, весенне–осенние и летние. В одном стойбище селились обычно семьи, находившиеся в родственных отношениях. В составе осенне–весеннего стойбища стационарный чум – голомо, каркас которого изготовлен из полубревен и покрыт лиственничной корой. Остов чума состоял из 25 – 40 шестов, установленных по кругу и связанных вверху. Опирались они на 2, 4 или 6 основных шестов, расположенных внутри. Покрышки чума делали из выделанной шкуры оленя, бересты, коры лиственницы. Нижнюю покрышку шили из 6 – 10 шкур, верхнюю – из 2 – 4 шкур. Летние покрышки – "тиски" шили из кусков бересты, снятой с 2 – 3 деревьев. Очаг в чуме находился в центре, дым выходил через верхнее отверстие. Над очагом крепили длинный поперечный шест для подвешивания на очажном крюке котла или чайника. Внутри чум делился на три части: правая – женская половина, левая – мужская, часть противоположная входу предназначалась для гостей. Установкой чума занимались женщины. При перекочевках эвенки брали с собой только покрышки, оставляя остов в не разобранном виде. На новом месте устанавливали новый остов.

Лабаз дэлкэн

Недалеко от входа в чум располагали настил из жердей на сваях, высотой около 1,5 метров. Рядом стоящие деревья спиливались и тщательно ошкуривались, в них вырубались пазы, на которые устанавливали толстые поперечные жерди, на них клался накатник из более мелких жердей. На таком лабазе хранили вещи первой необходимости: посуду, продукты, одежду, орудия труда. Поверх них настилали невыделанные шкуры на случай дождя, чтобы вещи не намокли.

Лабаз ноку

Эвенкийскими амбарами для хранения продуктов и вещей являлись лабазы–ноку – деревянные срубные избушки с двускатной крышей, крытой лиственничной корой. Сруб устанавливали на сваях высотой от 1 до 2 метров. Залазили на лабаз, используя бревно с выдолбленными в нем ступенями. Делалось это для того, чтобы звери не растащили вещи и продукты. Ошкуренные сваи были гладкими, и грызуны не могли на них забраться, а дух от продуктов и вещей не стелился по земле. По дневникам исследователей Сибири, в случае нападения врагов или диких зверей, тунгус залазил на лабаз и там держал оборону, отстреливаясь из лука и коля противника копьем. Так что, лабаз ноку первоначально был не только хозяйственной постройкой. Для пассивной охоты на пушного зверя вблизи стойбищ ставили капканы (пасти–ловушки), называвшиеся лангами. Основу летнего стойбища составляют переносные ровдужные чумы (ровдуга – оленья или лосиная замша у народов Сибири), костер–дымокур для защиты оленей от гнуса, приспособления для сушки и ремонта сетей, для снятия жира со шкур животных, а также примитивная кузница.

Народное творчество

Эвенки – искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно – бисер. Практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером. Бисер используется в ритуальных обрядов шаманов и даже является частью упряжи оленей, превосходное украшение на голову для оленей.

Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер. Одежда, сумки украшались росписью и вышивкой, подшейным волосом оленя или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт.Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы мешать проникновению злых духов в одежду.

Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арочек, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность.

В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу (тонко выделанную оленью кожу в виде замши), мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками. Украшение носит чисто конструктивный характер: все эти обрамления борта, подола, обшлагов, основных швов одежды, выпушки, кантики подчеркивают собой конструкцию вещи и создают богатейшую фактуру. Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде – это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент – символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.

Читайте в Иркипедии:

Ссылки

  1. Официальный сайт Иркутского архитектурно–этнографического музея "Тальцы"
  2. Владимир Титов Домашний очаг эвенков

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.