Иркутская область является одним из наиболее индустриально развитых регионов страны. На ее территории размещены крупнейшие в России (и даже в мире) предприятия алюминиевой, нефтеперерабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, электро-и теплоэнергетики.
Промышленные и энергетические гиганты оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, а суровый климат Восточной Сибири усиливает их антропогенное влияние, снижает возможности природных комплексов к самоочищению и быстрому восстановлению. В некоторых промышленных городах (например, в Братске, Ангарске, Шелехове) это воздействие может превышать возможности природной среды к самоочищению, что ставит на повестку дня вопросы природоохраны.
Достаточно актуальной в регионе является охрана Байкала. Широкую известность получила так называемая «байкальская проблема», когда экологические задачи сохранения уникальной экосистемы оз. Байкал столкнулись с экономическими интересами хозяйственного освоения его водосборного бассейна.
Развитие цивилизации меняет окружающую среду, ведет к глобальным изменениям природы. Анализ этих изменений показывает, что, если обозначившиеся негативные тенденции будут усиливаться, возникнет серьезная угроза жизни на нашей планете.
Совершенно очевидно, что в XXI в. парадигма социально-экономического развития общества должна быть кардинально изменена. Технократический принцип «покорения и подчинения природы» необходимо заменить на принцип «ненанесения вреда». Только тогда мы устраним опасность разрушения природной среды и экокультурного потенциала цивилизации. Экономический рост необходимо сопровождать природоохранными мероприятиями, увеличением культурного потенциала общества, гармоничным развитием и духовной эволюцией индивида.
Природа едина для всех живых существ. Человеку и всему человечеству, если оно хочет выжить, необходимо избавиться от потребительского отношения к ней, воспитать чувство ответственности за все живое на земле, поощрять личное самоограничение и общественную солидарность в вопросах гармонизации отношений человека и природы.
Достойная жизнь нынешнего поколения должна осуществляться без ущерба для будущих поколений. Необходимо перестроить хозяйственную деятельность в социально и экологически приемлемом направлении. Охрана природы должна превратиться в комплекс целенаправленных мер, принимаемых обществом для обеспечения в длительной перспективе своего устойчивого развития.
Термин «устойчивое развитие» становится достаточно популярным среди специалистов. Об устойчивом развитии все чаще говорят на различных влиятельных международных симпозиумах и конференциях.
Задачи устойчивого роста нашли отражение в Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де- Жанейро на уровне глав государств и правительств.
Что же такое устойчивое развитие? Это долгосрочная цель, относительно которой достигнут широкий консенсус. Установление такой цели в фундаментальном смысле есть социальное решение о желании достичь успешного развития эколого-экономической системы. Реализация этой цели требует, во-первых, поддержания устойчивого масштаба хозяйствования по отношению к поддерживающей его экосистеме; во-вторых, справедливого распределения ресурсов и возможностей, причем не только внутри современного поколения человечества, но и между настоящим и будущим поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами; в-третьих, эффективного использования ресурсов, адекватно естественным запасам.
К сожалению, экономическое развитие и экономическая наука сосредоточивают усилия лишь на последнем (третьем) аспекте, оставляя без внимания два предыдущих. Но для реализации стратегии устойчивого роста этого явно недостаточно.
Поэтому содержание, которое вкладывается в термин «устойчивое развитие», пока еще очень расплывчато. Существует разное понимание этого термина среди разных групп стран: продвинутых, развитых, развивающихся, прочих. В общем виде — это некое «позитивное развитие», приемлемое для всего общества, не наносящее урона природной среде, минимизирующее социальную напряженность и обеспечивающее достойное существование каждого.
В основе устойчивого развития лежат три компоненты: природная, социальная, экономическая. Эта триада взаимосвязана. Например, социальная устойчивость основана на экономической устойчивости, а экономическая зависит от социальной и природной (экологической). При этом экологическая компонента воздействует на содержание экономической, по крайней мере, в двух элементах (требованиях): 1) ужесточение ограничений экологического характера на технологии, экономику, социальные институты, на поведение социальных групп и сообществ и даже отдельных индивидов; 2) минимизация затрат невозобновляемых природных ресурсов, идущих на удовлетворение разовых потребностей общества и индивидов. Генезис социальной компоненты реализуется через устойчивое изменение мировоззрения индивидов (их менталитета) в сторону экологического императива ( от экономического ).
С позиций триады можно утверждать, что ко второй половине 1980-х гг. советская экономика, реализующая тезис «догнать и перегнать», находилась в основном на втором этапе (с наличием существенных элементов первого этапа) и, возможно, ближе к выходу из него. Особенно резко выросли экологические требования общества. Реализация этих требований выразилась в приостановке деятельности сотен производств в различных отраслях промышленности. Это нанесло серьезный ущерб экономическим и социальным компонентам, хотя в большинстве случаев эти требования были совершенно справедливы. Во второй половине 1990-х гг., в связи с кризисным состоянием российской экономики, произошел гигантский откат всей триады назад, на уровень 1960-1970 гг.
Повреждение или исчезновение любых объектов культурного или природного наследия является обеднением всех народов мира. Учитывая масштабы и серьезность опасности, которая угрожает природе, мировое сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия, оказывая коллективную поддержку нуждающимся. При этом помощь должна дополнять, а не подменять деятельность заинтересованных государств, на территории которых находится тот или иной уникальный природный объект.
В следующих главах, посвященных эколого-экономическим проблемам Байкала, мы покажем, что Байкальский регион, имеющий относительно замкнутую экосистему, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, может стать мировой модельной территорией устойчивого развития.
С переходом к рыночным отношениям положение дел в нашей стране в сфере природоохраны изменилось кардинальным образом. Единый народнохозяйственный комплекс претерпел существенные изменения. Вот уже в течение 12 лет отсутствует единая скоординированная техническая политика, направленная на модернизацию и экологизацию промышленного производства. Из-за ограниченности или отсутствия финансовых ресурсов не реализуются федеральные и региональные экологические программы. Местные администрации и отдельные предприятия не в силах справиться с экологическими проблемами.
Представительные и исполнительные органы власти лишь декларируют проведение различных природоохранных мероприятий, серьезно не задумываясь о выделении на эти мероприятия необходимых финансовых ресурсов. Местные администрации и активисты экологических движений неблагополучных территорий по старинке продолжают требовать от центра финансовых средств на решение региональных эколого-экономических проблем. Однако такой подход ни в прошлом, ни тем более сейчас, не может считаться правильным. В условиях рыночной экономики, определяя те или иные природоохранные цели, необходимо в обязательном порядке сопоставлять их с имеющимися ресурсами.
Не является правомерным и наиболее радикальный способ решения экологических проблем, в том числе и байкальской, предусматривающий единовременное закрытие действующих предприятий и производств. Осуществление таких радикальных мер в еще большей степени сталкивается с отсутствием необходимых ресурсов, а их социально-экономические и экологические последствия зачастую гораздо серьезнее того вреда, который наносило природе закрываемое производство.
Экологические факторы все активнее воздействуют на социально-экономическое развитие общества, заставляя большее внимание уделять рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Финансовые рычаги и стимулы начинают играть все большую роль в реализации той или иной природоохранной политики.
В настоящее время происходит накопление определенного теоретического и практического опыта в сфере природопользования как в масштабах всей страны, так и в рамках отдельных отраслей и регионов. Исследованиям финансовых аспектов экономических проблем взаимодействия производительных сил с окружающей средой посвящен ряд научных работ отечественных и зарубежных ученых. Осуществляется осмысление этой деятельности с позиции поиска финансовых ресурсов, необходимых для проведения природоохранных мероприятий. Вместе с тем все эти аспекты остаются еще недостаточно проработанными в научном и прикладном планах.
Радикальная экономическая реформа и переход от командно-административных к экономическим формам хозяйствования, острый дефицит финансовых средств диктуют необходимость соответствующих изменений в политике финансирования природоохранных мероприятий. Требуется найти новые подходы к формированию финансовых ресурсов, их распределению и использованию на те или иные природоохранные цели.
В первую очередь это касается регионального уровня. До недавнего времени регионы не играли самостоятельной роли в формировании и реализации природоохранной финансовой политики. Основные инвестиционные ресурсы были сосредоточены в центральных союзных и республиканских ведомствах. С разрушением союзных структур, упразднением отраслевого управления и резким сокращением централизованного бюджетного финансирования, реализация долгосрочных эколого-экономических программ становится проблематичной. Возникает острая необходимость изыскания собственных финансовых ресурсов для проведения коренной модернизации и технического переоснащения промышленности, развития социальной сферы и осуществления природоохранных мероприятий. В этой связи требуются теоретическое осмысление и поиск наиболее эффективных способов финансирования мероприятий по решению региональных социально-экономических и экологических проблем.
Говоря об актуальности природоохранных мероприятий, следует отметить, что финансовым аспектам рационального природопользования уделяется еще очень мало внимания, хотя необходимость работы в этом направлении уже очевидна. Опыт разработки и реализации многочисленных экологических программ в Прибайкалье показывает, что даже самые лучшие и продуманные мероприятия в сфере охраны природы не могут быть осуществлены из-за отсутствия надежного финансового и ресурсного обеспечения. Многие природоохранные программы, предлагаемые «зелеными», также невозможно выполнить ввиду их непроработанности именно с финансовых позиций.
Решение вопросов эффективного финансового обеспечения региональных экологических программ прежде всего необходимо в тех регионах, где располагаются уникальные природные объекты и комплексы, требующие охраны или особого режима природопользования. В первую очередь это относится к территориям водосборного бассейна оз. Байкал, где, кроме задач социально-экономического развития, приходится решать и природоохранные задачи.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей