Мировая практика последних десятилетий показывает, что чем более «дика» природа в определенных местах, тем больше она нуждается в защите, чтобы сохранить свою чистоту и девственность. Естественно, речь идет о правовой регламентации посещения данных местностей. Но не только о ней. Нужны не только законы, но и неформальный авторитет ландшафтов, флоры и фауны, чтобы люди с благоговейной осторожностью находились в таких зонах, соблюдая все правила природопользования. В Байкальском регионе «просторов» дикой природы и тайги — не менее 90%. Поэтому здесь тайга должна быть «в законе», а закон не в букве, а в привычках, обычаях, традициях — в активном сознании людей.
Определенные нормативные и (законодательные) акты о сбережении окружающей среды наблюдались в России и в царское и в советское время. Но они редко были «привязаны к конкретным местностям». Одним из продуктивных по «документальной» и, отчасти, реальной, защите стал для Байкала период перестройки, т.е. середина и конец 80-х годов. В это время принимается ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Байкалу, соответственно по обеим сторонам Байкала активизируются партийные и советские органы в решении данных вопросов. Например, в 1987 году прошел совместный партийно — хозяйственный актив Иркутской области и Бурятской АССР по рассмотрению конкретных направлений решения стоящих задач Байкальского региона. Реальными, весомыми шагами защиты Байкала стали созданные в 1986 году Прибайкальский и Забайкальский национальные парки, Байкало-Ленский заповедник. Разрушение СССР в начале 1990-х годов уничтожило и многие намеченные благие намерения обезопасить Байкал.
Стоит вспомнить некоторые основные мероприятия из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 1995 годах», которые оказались или нереализованными совсем или реализованными в минимальном объеме:
• прекратить к 1995 году производство целлюлозы на БЦБК (III);
• осуществить строительство, реконструкцию и расширение сооружений для очистки сточных вод на десятках предприятий в прибайкальских городах, поселках, на железнодорожных станциях, а так же строительство и реконструкцию установок для очистки выбросов в атмосферный воздух на многих промышленных предприятиях (к примеру, оснащенность заводов и фабрик, работающих на территории Бурятии газопылеулавливающим оборудованием составляло чуть больше 29%);
• построить значительное число складов для хранения минеральных удобрений и ядохимикатов;
• реализовать меры по упорядочению судоходства и перевозки грузов по озеру, приема на береговые очистные сооружения нефтесо-держащих вод с судов;
• сократить до минимума с 1989 года транспортировку нефтепродуктов по озеру Байкал;
• прекратить буксировку по озеру древесины в плотах и организовать ее перевозку на специальных судах (построить для этого 17 барж грузоподъемностью 3тысячи тонн);
• запретить рубки леса главного пользования в прибрежной защитной полосе;
• обеспечить лесную противопожарную службу специальными машинами и оборудованием в объеме полной их потребности, чтобы свести к минимуму ущерб, наносимый лесным ресурсам пожарами.
Многие названные меры в связи с разными причинами и в первую очередь с развалом СССР и вхождением России в экономический кризис так и остались на бумаге. Но все же новые власти суверенной страны не оставляли своих пусть и ирожективных планов защиты Байкала. Этого требовала и российская общественность и ответственность перед мировым сообществом.
16 ноября 1994 года в г. Улан-Удэ по инициативе депутатов Народного Хурала Республики Бурятия состоялись выездные парламентские слушания Государственной Думы РФ по проекту закона «Об озере Байкал». «Ходившие» до этого с начала 90-х годов по комитетам сначала Верховного Совета, а затем ГД проекты закона были обобщены и вынесены на обсуждение заинтересованной общественности. Предложение о проведении данных слушаний было высказано Председателю ГД И.П.Рыбкину, который вначале возразил организаторам мероприятия, поскольку в Регламенте Госдумы в то время не было положения о выездных слушаниях. Но после наших обращений к руководителям партийных фракций ГД и с их согласия вопрос о слушаниях был решен. В Бурятию на слушания приехали несколько депутатов ГД и ее сотрудники, представители правительства РФ, наши коллеги из соседних территорий: председатель Читинской областной Думы, председатель комитета по природопользованию и экологии Законодательного собрания Иркутской области, заместитель главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На слушаниях присутствовали также несколько представителей ГД, работники аппаратов законодательных собраний Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского округа, руководство Бурятского научного центра и Байкальского лимнологического института СО РАН и свыше 100 представителей властных структур и общественных движений Бурятии. Можно сказать, что состоялся первый публичный разговор о том, каким быть закону о Байкале, как в нем учесть не только правовые нормы, но и интересы коренных жителей Прибайкалья.
Открыл парламентские слушания и сделал вступительное слово Председатель НХ М.И.Семенов. С докладом посчастливилось выступить автору данной книги, в то время зам. председателя НХ. Правда, в самом начале было подчеркнуто, что доклад основан на социологическом опросе 761 жителя Прибайкалья из более чем 10 сел Кабан-ского и Прибайкальского районов. Это как бы делало выступление коллективным размышлением о судьбе родного Байкала. Очень кратко напишу об основных проблемах и заботах байкальцев (со стороны Бурятии) тех лет:
• более 80% респондентов тревожили перспективы священного моря,
• около 60% видели вредное влияние Селенгинского ЦКК на природу,
• большинство было против продажи земель в прибайкальских местностях в частную собственность,
• половина опрошенных считала, что в ситуации социально-экономического кризиса люди стали равнодушными к проблемам Байкала,
• свыше 60% респондентов считали, что «власти решают проблемы Байкала только на словах», но ничего по-настоящему не делают.
Существенным оказалось то, что, несмотря на публикацию проектов закона о Байкале в республиканской печати, более 70% опрошенных почти не имели о нем представления.
Парламентские слушания были нацелены и на то, чтобы привлечь внимание людей к правовым вопросам охраны Байкала, и на то, чтобы люди сами участвовали в разработке норм его безопасности. Подчеркивая этот момент, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию ГД Н.П.Астафьев сказал: «Какая будет польза от предложений и замечаний по проекту Закона «Об озере Байкал» от Калининградской области или от Карелии? Байкал прежде всего богатство народов, живущих около него... Нам нужен не всякий закон. Нам нужен такой закон, который бы сочетал вопросы экологии и экономики одновременно». В более чем 20 выступлениях участников парламентских слушаний было предложено свыше 100 поправок к закону. Слушания способствовали тому, что ряд норм закона подверглись корректировкам и дополнению, в нем зримей и рельефней проявились исконные интересы жителей региона. В несколько измененном варианте закон был принят в 1999 году. «Затяжка» с его принятием была вызвана прежде всего тем, что далеко не все депутаты в то время понимали общероссийское и мировое значение Байкала и относились к проекту, как к документу, лоббируемому региональными властями. Существенную сумятицу вносило и наличие нескольких вариантов Закона, которые подготавливали разные «субъекты». Таких вариантов в то время насчитывалось не менее 15, и каждый из субъектов законодательной инициативы воинственно защищал свой приоритет.
В книге «Правовая охрана озера Байкал и байкальской природной территории» приведены, в частности, нормативные акты по вопросу обеспечения взаимосвязи экологии, охраны природной среды и соответствующей организации экономики трех субъектов РФ - Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Среди них названы два закона, одно постановление НХ и ряд постановлений Правительства РБ, большинство из которых показаны в нашей книге. В качестве примера опубликованы также два положения о рекреационных местностях локального значения в Кабанском районе Бурятии. В Читинской области, по мнению юристов, с данной проблемой связан один закон «Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области». Нормативные акты Иркутской области представлены пятью постановлениями губернатора: о порядке любительского лова, об организации водного контроля, об экологическом контроле, о развитии БЦБК и об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории Иркутской области.
Различия в уровне и содержании актов говорят о том, что единого подхода к рассматриваемому вопросу нет, и существуют разные точки зрения на приоритетные аспекты и направления регулирования охраны природы в субъектах РФ. И этот момент показывает, что у регионов есть возможности взаимодействия с целью создания совместных нормативных актов для защиты Байкала и окружающей среды. Ведь кроме федеральных компетенций в экологии и природоохране существуют правомочия регионального и муниципального порядка, и о взаимодействии по их реализации субъектам РФ придется договариваться.
Законы в решении экологических проблем могут и должны сыграть решающую роль. Возьмем к примеру Японию, которая сегодня отличается своей экологичной экономикой. Но данная реалия пришла не сразу, а через множество законов, принятых в стране в 60-е - 70-е годы.
В целом экологическая деятельность соответствующих правительственных органов страны «восходящего солнца» уже в те годы регулировались следующими группами законов:
Об институционных преобразованиях:
• Закон о создании Управления по охране окружающей среды;
• Закон о создании на определенных предприятиях служб по борьбе с общественным ущербом;
• Закон о создании комиссии по урегулированию вопросов, связанных с общественным ущербом.
О защите атмосферного воздуха:
• Закон о безопасности на рудниках;
• Закон о борьбе с загрязнением воздуха. О защите водных бассейнов:
• Закон о системах канализации;
• Закон о борьбе с загрязнением вод;
• Закон о борьбе с загрязнением морей и океанов. О борьбе с загрязнением почв:
• Закон о регулировании применения химикалиев в сельском хозяйстве;
• Закон о борьбе с загрязнением сельскохозяйственных угодий.
О регулировании шумов:
• Закон о борьбе с шумами авиатранспорта в районах, прилежащих к аэродромам;
• Закон о регулировании шумов. О борьбе с оседанием грунта:
• Закон об использовании воды в промышленности;
• Закон о регулировании забора грунтовых вод для использования в строительстве.
Об охране природы:
• Закон об охоте и охране птиц и зверей;
• Закон о естественных парках;
• Закон об охране окружающей природной среды.
О несении природоохранных расходов и мерах финансовой помощи:
• Закон о Корпорации по борьбе с общественным ущербом;
• Закон о несении предпринимателями расходов по борьбе с общественным ущербом;
• Закон о Корпорации оказания помощи мелким и средним предприятиям.
Уверенно можно говорить, что аналогичные группы «детальных» экологических законов очень нужны в нашей стране. И если федеральные структуры «не успевают» в подготовке соответствующих нормативных актов, данной работой должны заняться региональные власти (естественно, в пределах своих полномочий). А для Байкала, как уже говорилось, весьма нужны межрегиональные законы.
Если эффективность социального законодательства в первую очередь оценивается людьми, ради которых оно создано, то успешность действия экологических законов должны почувствовать на себе представители флоры и фауны, как все скопом, так и их отдельные виды. В этом плане живучесть и выживаемость безусловных лидеров и авторитетов тайги — байкальских медведей, как и бесчисленного количества живностей России — главнейший критерий успешности действия правовых природоохранных норм. Присмотр, пригляд, «прокурорский надзор» за ними должен осуществляться, прежде всего медведями и «иже с ними». Именно об этом мы хотели сказать, ставя соответствующие слова в заголовок раздела.
Волею судьбы и Бога Байкал стал главной ареной борьбы за охрану природы в России. Байкальская эпопея наглядно показала - стратегия бездумного освоения природы рождает сомнительные прожектерские кампании. Потому что в ней отсутствует одно важнейшее условие — реальная забота о человеке и человечестве. И именно поэтому в борьбе и сотрудничестве за природу и Байкал нужно сделать все, чтобы любую экологическую опасность «не минимизировать, а исключить».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей