Новости

Единоверие // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЕДИНОВЕРИЕ. Учреждено с целью присоединения старообрядцев к РПЦ в октябре 1800 императорским указом на ос­новании «Правил единоверия», составленных Московским митрополитом Платоном.

Старообрядческим общинам, принявшим единоверие, разрешалась служба по старым обрядам, двоеперстие, но в целом они поступали в подчинение епархиальным архиереям РПЦ, которые рукополагали по «дониконовским» книгам священников для единоверцев. Обяза­тельным для единоверия было также моление за императора по утвержденной Синодом форме. Тенденции к организации единоверия складывались во второй половине XVIII в. Его возникновение обусловлено социальной и идеологической дифференциацией староверия, стремлением отдельных старообрядческих обществ легализо­вать переход православных священников в старообрядчество, иметь свою независимую иерархию. Единоверие использовалось церковной и светской властью как инструмент борьбы про­тив старообрядчества.

Единоверческие приходы в Сибири начинают об­разовываться в 1830—50-е гг., в период активной борьбы властей со староверием, в местах с наибольшей концентрацией старообрядческого населения, прежде всего в Томской губернии, среди «семейских» Забайкалья. В большинстве случаев под единоверческие церкви отбирались старо­обрядческие часовни и моленные. В 1836 в единоверческий храм переделана беглопоповская часовня в деревне Усть-Янцево (Каннский округ Томской губернии). В 1837 указом Синода образован один из самых больших единоверче­ских приходов Томской губернии — Секисовский (Бийский округ). По указам Томской духовной консистории к единоверию причислено 60 деревень Барнаульского и Бийского округа. Вскоре заканчивается строительство единоверческого храма в Томске, практически на месте бывшего старообрядческого подво­рья, основанного в конце XVIII в. В конце 1844 обращена в единоверческую «соборная» поморская часовня в деревне Шипицино, объединявшая к 1850-м гг. более 10 тыс. человек (Барнаульский округ; перестроена в единоверческий храм в 1856). Томский епископ Афанасий в 1845 освятил единоверческую церковь в крупном центре томских беглопоповцев в деревне Суенга (Кузнецкий округ). В конце 1850-х гг. при активном содействии местных властей присоединяются к единоверию старообрядцы ряда деревень Бийского округа, постро­ены единоверческие церкви в селах Алтайском и Сибирячиха, открыт очередной приход в Барнаульском округе — в селе Батуровском. В 1860-е гг. делалась неудачная попыт­ка открытия мужских и женских единоверческих монастырей на Алтае. Тогда же единоверцы Западной Сибири подавали императору просьбу, оставшуюся не удовлетворенной, о преобразовании единоверия с целью достижения его независимос­ти от Синода, получения самостоятельной иерархии и т. п. На рубеже 1870—80-х гг. формируются еще 2 единоверче­ских прихода в Кузнецком и Змеиногорском округах: в селах Межугорном (1879) и Орловском (1892). По официальным данным, в Томской губернии в 1836 единоверцев числилось 12 496 душ обоего пола, в 1899 — 26 635 душ обоего пола. К 1910 на территории современного Алтайского края находилось 12 единоверческих церквей. Запись в единоверческие приходы вызывала массовые протесты старообрядческого насе­ления. В 1920—30-е гг. единоверцы подверглись репрес­сиям на тех же основаниях, что и остальные конфессии. В эти же годы складывается «катакомбное» (подполь­ное) направление единоверия: появляются «климентовцы» — последователи епископа Климента (Логинова, по другим сведениям — Логвинова) и «андреевцы» — сторонники епископа Ан­дрея (Ухтомского). Мирские и иноческие общины пос­ледних на сегодняшний день существуют автономно. В конце 1990-х гг. в европейской части России было 8 единовер­ческих приходов, с приблизительной численностью верующих 6—12 тыс. В отличие от европейской части страны в сибирских епархиях РПЦ «актуализации» единоверия не наблюдается.

Лит.: Беликов Д.Н. Томский раскол. Томск, 1901; Старооб­рядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Доку­менты по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул, 1997.

Н.А. Старухин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири