Новости

Духовные управления мусульман // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДУХОВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН (ДУМ). Мусульмане Сибири в XIX—XX вв. находились в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания.

Указ об учреждении в Уфе «Духовного соб­рания магометанского закона» Екатерина II подписала 22 сентября 1788. Инициаторами этого акта были генерал-губернатор Симбирского и Уфимского наместничества О.А. Игельстром и советник наместничества Д.Б. Мертваго. Они обратились к Екатерине II с предложением создать в Уфе «особенную комиссию», которую возглавил ахун края Мухамеджан Хусейнов. Он и стал первым муфтием (1788—1824). В 1797 в связи с преобразова­нием Уфимского наместничества в Оренбургскую губернию. Духовное собрание стало именоваться Оренбургским духовным магометанского закона собранием.

В задачи собрания входил отбор «благонадежных лиц» среди мусульманского духовенства. Его полномочия рас­пространялись на всю территорию Российской империи, кроме Таврического наместничества. Духовное собрание первоначально подчинялось местной администрации, а с 1810 — Глав­ному управлению духовных дел иностранных исповеда­ний. Руководил Духовным собранием муфтий, который на­значался императором по представлению министра внутренних дел и местной администрации, а члены Духовного собрания до 1889 избирались мусульманским духовенством Казанской губернии, позднее назначались министром внутренних дел по представлению муфтия. Муфтии, члены собрания и служащие получали жалование как государственные чиновники. В ведении Ду­ховного собрания находились проверка кандидатов на должности имамов на знание законов ислама и обрядов, надзор за действиями мусульманского духовенства, строительство ме­четей, регистрация браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг. Структура Духовного собрания была трехступен­чатой: муфтият состоял из муфтия, 5—6 кадиев, секре­таря, переводчика, столоначальников и писарей; мухтасибат — из мухтасиба и 2—5 членов; мутаваллиат — из муллы, муэдзина и казначея при каждой мечети. В 1889 в ведении Духовного собрания находилось более 4 тыс. общин, объединявших 3,5 млн мусульман; в 1912 их чис­ло увеличилось до 4,5 млн. Муфтиями Духовного соб­рания были Габдессалям Габдрахимов (1825—40), Габдулвахит Сулейманов (1840—62), Салимгалей Тевкелев (1865-85), Мухамедьяр Султанов (1886-1915).

В целях ограничения политического влияния мусульманского духовенства правительство препятствовало распространению юрисдикции Оренбургского духовного собрания на мусульман присоединенных к России областей Кавказа, Закавказья, Казахстана и Туркестана, где местные священ­нослужители были непосредственно подчинены общему гражданскому управлению.

После Февральской революции общественное движение российских мусульман заметно активизировалось. В Москве в мае 1917 прошел I Всероссийский съезд мусульман, собравший свыше 900 делегатов. На съезде муфтием был избран Галимджан Баруди — известный реформатор, один из идео­логов джадидизма, после революции выступавший за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней Рос­сии и Сибири и отделение церкви от государства. Также было сформировано Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири (ЦДУМ), которое представляло собой духовное ведомство при Национальном управлении мусуль­ман (Милли идара).

С учреждением Комиссариата по делам мусульман Внутренней России и Сибири при СНК РСФСР в начале 1918 Миллиидара было ликвидировано, а ЦДУМ стало существовать самостоятельно. В его ведении остались в основном религиозные вопросы. К 1927 оно объединяло 14 825 об­щин. С 1922 по 1936 ЦДУМ возглавлял муфтий Риза Фахретдинов, писатель-просветитель и ученый-востоко­вед, автор многотомной энциклопедии «Асар», посвященной жизни и творчеству ученых, деятелей культуры и про­свещения народов Востока. С конца 1920-х гг. усилива­ется подавление исламской религиозной жизни и культуры. В 1930-е гг. духовенство ЦДУМ подвергалось пресле­дованиям со стороны властей.

После создания самостоятельных духовных управлений Баш­кортостана, Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, За­кавказья — в Баку в 1940-е гг. сфера влияния ЦДУМ значительно сократилась, и в 1948 на съезде мусульманского ду­ховенства в Уфе оно было переименовано в Духовное управление мусульман европейской части СССР и Си­бири (ДУМЕС), принят новый устав. В 1936—80 управ­ление возглавляли муфтии Габдрахман Расулев (1936— 50), Шакир Хиялетдинов (1951—74) и Габдельбарый Исаев (1975—80). С 1980 по настоящее время во главе ДУ­МЕС находится муфтий Талгат Таджуддин. К 1988 в ведении ДУМЕС насчитывалось 142 зарегистрированные мусульманские общины. За 1989—91 их количество увеличилось бо­лее чем в 10 раз.

С 1992 в Сибири действуют следующие духовные управления: Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР), независимое от ДУМЕС. Образовано в августе 1997 на I конференции мусульман Сибири и Дальнего Востока в Тобольске, принявшей решение о создании Межрегионального духовного управления мусульман Сибири и Дальнего Востока. Его муфтием стал Нафигулла Аширов, вакилем (представителем) — Абдул-Вахед Ниязов, верхов­ным казыем — Галимджан Бикмуллин. В ноябре 1998 на II конференции Межрегионального духовного управления переимено­вано в Духовное управление мусульман азиатской части России. В его составе выделены Алтайский, Байкаль­ский, Барнаульский, Забайкальский, Кузнецкий, Кур­ганский, Новосибирский, Омский, Саянский, Свердлов­ский, Тобольский, Томский, Тюменский, Челябинский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий казыяты. В декабре 1998 ДУМ АЧР зарегистрировано в Министерстве юстиции. Издавало газету «Мусульмане Сибири». Муфтием ДУМ АЧР с 1997 является Нафигулла Аширов.

Духовное управление мусульман Сибири. Образовано в июне 1995 на съезде мусульман Сибири и Дальнего Востока, проходившем в Новосибирске, под названием Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока. Муфтием избран Зулькарнай Шакирзянов. Зарегистрировано в октябре 1995. В 1996 Духовное управление стало соучре­дителем Совета муфтиев России, но в 1997 вышло из его состава. В 1999 переименовано в Духовное управ­ление мусульман Сибири. В состав Духовного управ­ления входят Кемеровский, Новосибирский, Томский мухтасибаты и Омский муфтият.

Духовное управление мусульман Красноярского края. Образовано в сентябре 2002 Советом мусульман Краснояр­ского края. Муфтием был назначен Гаяз Фаткуллин. Ду­ховному управлению подчиняются мусульманские общины в Красноярском крае. Центр находится в Красноярске.

Духовное управление мусульман Тюменской области. Образовано в августе 1992 из Тюменского мухтасибата ДУМЕС. В 1997—99 входило в состав Духовного управления мусульман азиатской части России. С мар­та 2004 года входит в состав Совета муфтиев России. Возглавляет Духовное управление муфтий Галимджан Бикмуллин. Центр находится в Тюмени.

Духовное управление мусульман Ханты-Мансийско­го автономного округа. Образовано в сентябре 1997. Муфтием был на­значен Тагир Саматов. Центр находится в Сургуте.

Духовное управление мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа. Образовано в июне 2001. Муфтием был назна­чен Рамзиль Шагапог. В сентябре 2002 на учредительном съезде Духовного управления мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа муфтием избран Фарид Хайдаров. Центр находит­ся в Салехарде.

См. Ислам в Сибири.

В.Г. Кокоулин, А.Р. Рахматуллина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири