Новости

Духовная консистория. Духовная семинария и мужское духовное училище. Иркутск, Нижняя Набережная, 8

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Квартал, принадлежавший епархии.
Квартал, принадлежавший епархии.
Слева - Владимирская церковь. Прямо - Московские ворота. Справа - мужское духовное училище
Слева - Владимирская церковь. Прямо - Московские ворота. Справа - мужское духовное училище
Духовная консистория (бывш.)
Духовная консистория (бывш.)

История здания

Биографию целого города и многих поколений горожан может отразить судьба одного здания. Этот факт подтверждает прошлое старинного двухэтажного дома по улице Нижней Набережной, 8. Его построили специально для духовной семинарии в конце XVIII века, в 1782 году, на самом берегу Ангары, в историческом центре Иркутска, — и сразу в кирпиче. В главном городе Иркутской губернии оно стало одним из первых каменных сооружений и получилось таким крепким, что весь ХХ век выдержало без капитального ремонта. Знатоки говорят: простоит еще столько же, сохраняя для потомков иркутскую историю.

Церковь всему голова

Здание бывшей духовной семинарии располагается неподалеку от места, где на берегу Ангары был заложен Иркутский острог и откуда город начал разрастаться вглубь и вширь. Украшение исторического центра — культовые сооружения: Богоявленский собор, Спасская церковь, памятники архитектуры конца 18-го — начала 19-го столетия. Поблизости от них находилась городская администрация и вершили государственные дела чиновники всевозможных мастей, а также обосновалась духовная консистория — управление Иркутской епархией.

Надо сказать, что это в начале ХХ века священников, попавших в государственную опалу, стали называть темными мракобесами. Пару столетий назад служители церкви входили в культурную и научную элиту общества, были самой образованной его частью: знали языки, занимались историей, археологией, географией. О том, что губернии и городу нужны грамотные люди, первыми задумались тоже представители духовенства — и пусть хотя бы только для того, чтобы обслуживать церковь.

Святейший синод ходатайствовал государыне Екатерине Великой, царица издала указ, и в конце 1780 года в Иркутске открыли духовную семинарию. Не просто во всем сибирском крае, больше — от Урала до Тихого океана она была единственным средним специальным учебным заведением, вплоть до открытия в губернском центре гимназии.

Семинарию даже в каком-то смысле можно было считать народной школой — в иные периоды помимо детей духовенства туда принимали представителей всех сословий, кроме солдатских. В Иркутск шли за грамотой не только из других городов, но и деревень — сибирских, забайкальских, якутских, до самого Дальнего Востока.

Из крепкого кирпича

Здание, которое построили специально для духовной семинарии, вышло просто роскошным по тем временам. Его возвели сразу в камне, и на фоне деревянного Иркутска, где большую часть пейзажа занимали огороды, оно заметно выделялось.

Предыстория его появления такова. После указа Екатерины Великой об открытии учебного заведения в декабре 1779-го иркутский епископ Михаил I обратился к иркутскому губернатору Ф.Н.Кличке с просьбой об отводе места для строительства. Он считал самым удобным для этого площадку на берегу реки Ангары, недалеко от дома архиерея и от Богоявленского собора.

— Третьего мая 1780 года губернатор ответил, что это место от каменной ограды архиерейского дома по Спасской улице (позже — Семинарской, Транспортной, Польских Повстанцев) к реке Ангаре, длиною в 60 сажень, шириною в 40, никому не принадлежит и что он согласен на строительство здесь духовной семинарии, — рассказывает доктор исторических наук, профессор Зинаида Рабецкая.

Сейчас она по крупицам собирает материалы к книге о старейшем иркутском здании, так как архив духовной семинарии оказался уничтоженным.

— Губернатор дал указание губернской канцелярии и магистрату оформить без задержек документы на земли. Предписания поступили и губернаторскому архитектору А.Я.Алексееву: строить семинарию согласно духовному регламенту, по которому при ней должно быть обширное место, как у монастыря.

Первый проект здания сделал архитектор Иван Лосев. Городской зодчий А.Я.Алексеев внес изменения и привязал его к конкретному месту, а затем сам следил за строительством.

В 1782 году на улице Спасской выросло двухэтажное строение прямоугольной формы. Со стороны фасада оно имело двухъярусную галерею. На втором этаже со стороны улицы Ланинской (ныне Декабрьских Событий) построили домовую церковь — ее луковичная главка возвышалась над крышей. Получилось здание необыкновенно прочным.

— Стены выкладывали из камня, — объясняет Зинаида Ивановна. — Пустотелые глиняные кирпичи заполняли мусором и заливали известковым раствором. Вот почему здание такое устойчивое: столько лет, а ни время, ни землетрясения — ничто его не берет...

Толщина стен нижнего этажа составляла 960—1120 мм, на втором — до 800 мм. Первый этаж был разделен капитальными стенами на три самостоятельных блока с отдельными входами, где располагались квартиры инспектора, надзирателей и хозяйственные помещения. Семнадцать окон здания выходили на набережную Ангары, откуда открывался великолепный вид на реку и площадку с большими клумбами цветов, посадками кустарников и деревьев.

Нижний этаж занимали два духовных училища: уездное мужское и приходское — ученики получали здесь первоначальные знания. Кабинет инспектора, учебные классы, комнаты для жилья учащихся — вот для чего служили его помещения. Второй этаж целиком принадлежал духовной семинарии. Там находились комнаты для правления семинарии, зал для собраний и занятий по богословию, большая комната для кабинета ректора, жилые комнаты инспектора и учеников словесности, класс философии. Семинаристов готовили как священнослужителей.

Бурса сибирская и коммерческий набор

Учеников принимали в семинарию с 8 лет, назначали стипендию. Необеспеченных и бедных брали на казенное содержание — кормили, поили, одевали. Обучение шло не только по богословским предметам: давали алгебру, языки, риторику, географию. За учебу и поведение строго спрашивали, непослушных и неуспевающих наказывали поркой.

— По восемь лет мальчишкам — одни они тут, без родителей. Как их воспитывать? — улыбается Зинаида Ивановна. — Чуть немножко — и в огород или ограду, на горох. Специальная лоза в бочке стояла вымоченная, наготове секутор. «Рев душераздирающий, крики, просьбы, читатель, ты не поверишь!» — вспоминал Михаил Загоскин, выпускник Иркутской семинарии, в своем романе «Магистр».

Но люди должны понимать: жизнь бурсы касалась только начальной школы. А вот старшие классы — здесь уже было другое отношение. Нил Исакович, епископ Иркутский, говорил: «Вы стращайте, но не трогайте». Взрослые семинаристы начали в церкви бывать, какие-то службы вести, псалмы читать... А раз стали подрабатывать — дьячками, подъячими, причетчиками и так далее, попробуй их высеки!.. Конечно, угроза была, бочка стояла — зимой поближе, чтобы вода не замерзала и лоза мягко ложилась... Но телесные наказания стали заменять, к примеру, работой в столовой. Если плохо учишься или что-то не выполняешь, будешь три дня картошку чистить да помои выносить.

Многие все равно недоучивались, бросали, уезжали домой, но и там, на малой родине, в основном так и оставались в церкви. Потому что обученные грамоте люди были на вес золота — первые годы, когда в семинарию набирали лишь по 12 человек, из ее стен выходило всего по пять выпускников.

Зинаида Ивановна приводит цифры: 1813 год — в духовной семинарии обучается 130 человек, в 1817-м уже 209. В 1819-м начал учебу 51 ученик, до выпуска дошло 18. Как только государство разрешало принимать детей вне духовного сана, число учащихся в семинарии увеличивалось. Хотя поначалу родители не торопились отправлять за парту своих отпрысков — просто не понимали зачем, но уже во второй половине XIX века, увидев, вероятно, что семинария дает хороший уровень образования, горожане стали просить за своих детей. Тогда семинария объявила коммерческий набор — принимала за деньги. И надо сказать, недостатка в платных учениках не испытывала.

На два дома

Так как количество учеников в семинарии росло, здание становилось все более тесным, к тому же пришло время его ремонтировать.

— В 1814 году при епископе Иркутском, Нерчинском и Якутском Михаиле, — рассказывает профессор Рабецкая, — был сделан не только капитальный ремонт здания. Началось строительство нового учебного корпуса. Новое здание было построено в 1846 году — при ректоре Ниле Федоровиче Исаковиче. Спустя 66 лет после своего основания Иркутская духовная семинария переехала на Успенскую площадь (ныне район площади Декабристов).

В старом корпусе на набережной Ангары остались духовные начальное и уездное училища. Там же продолжали жить семинаристы. Тогда к зданию был сделан пристрой, изменен вход, убрана галерея — по ней уже давно не ходили из-за ветхости.

Более двух сотен лет зданию бывшей духовной семинарии в Иркутске. В 1782 году его построили из камня для учебного заведения, где обучали наукам жителей губернии и всего сибирского края. Будущих священников и миссионеров готовили «наставлять простой народ и иноверцев». Учеников (в их числе есть весьма теперь известные фамилии) набирали не только из семей церковнослужителей, но и мещан, ремесленников, крестьян. Двухэтажный дом № 8 по улице Нижней Набережной все двадцатое столетие простоял без капитального ремонта. В начале ХХI века он получил новую жизнь — ему вернули первозданный исторический облик, с ярким фасадом и двухъярусной галереей с видом на Ангару. Длинная биография старейшего иркутского особняка может поведать немало интересного о судьбе губернского центра и людей, которые когда-то в нем жили.

Три капремонта

ХIХ век для здания духовной семинарии был более благосклонен, чем век ХХ — мятежный, революционный. Несколько раз, точнее трижды, дом основательно ремонтировали, перестраивали, улучшали внутренний и внешний вид, следуя потребностям учебного заведения и времени. В первый раз капитальный ремонт затеял и провел ректор Михаил Бурдуков (Михаил II), когда возраст семинарии перешагнул за три десятилетия. Вторую перестройку здание пережило в 1864 году, спустя 18 лет, после того как для учебного заведения был возведен новый корпус — на Успенской площади (ныне площадь Декабристов). В нем оставались жить инспектора, семинаристы, шли занятия в начальном и уездно-приходском духовных училищах.

В третий раз этот двухэтажный особняк отремонтировали в 1881 году, даже пытались реконструировать. Правда, перемены коснулись только западной части, где был закрыт вход в домовую церковь и несколько увеличен пристрой.

Напомним, что духовная семинария с момента своего основания сразу въехала в каменное здание — роскошное для той эпохи. Оно располагалось в одном из самых красивых мест Иркутска. Тогда как духовная консистория — управление Иркутской епархией — находилась неподалеку, за Богоявленским собором, в деревянном доме.

— Вот почему второе здание, которое появилось рядом с семинарией, получилось слишком шикарным, ведь строили его не только для священников-преподавателей и семинаристов, но и для управления всей Иркутской епархией, — рассказывает доктор исторических наук, профессор Зинаида Ивановна Рабецкая. — Иркутская епархия простиралась поначалу от Енисея до Тихого океана, сильная была. Позже открыли Якутскую епархию, кусочек отрезали от нас, Иркутской, затем — Забайкальскую, а скоро и Дальний Восток отделился.

Вообще-то вопрос расширения площадей духовного училища обсуждался бурно и довольно долго. В конце XIX века его поднимали не только служители церкви, но и губернские учителя. Точку в долгих дебатах поставили на съезде депутатов духовенства Иркутской епархии 24 августа 1901 года.

— Создали комиссию, — рассказывает Зинаида Ивановна, — ее возглавил архитектор В.П.Васильевский. Проект нового здания разработал А.В.Васильев. Кстати сказать, это благодаря ему мы знаем, как выглядел самый первый корпус-долгожитель внутри: планировка сохранилась до наших дней в документах архитектора.

Сметная стоимость всех задуманных строительных работ для начала ХХ века оказалась огромной. Это обстоятельство еще раз сыграло в пользу того, чтобы совместить в одном здании духовную консисторию и духовное училище.

— Сооружение здания духовной консистории, начавшись в 1902 году, завершилось в 1904-м, туда из архиерейского дома вернули Покровскую церковь, убранную из семинарии в 1817 году, — продолжает профессор Рабецкая. — Новое двухэтажное каменное строение с полуподвальным этажом украшал парадный вход со стороны Ангары. С первым, историческим, зданием оно имело разницу в возрасте чуть более 100 лет. Соединяли корпуса между собой двухэтажный пристрой и переход. Эти здания стали восприниматься как единое целое, получив общую административную нумерацию: Нижняя Набережная, 8. Соседствуя с архиерейским домом и Богоявленским собором, новый архитектурный ансамбль примыкал к храму и Спасской церкви и стал частью центра духовной жизни губернского Иркутска.

Рядом с Московскими воротами

Так повелось, что этот уголок города на ангарском берегу всегда был многолюдным.

— В этом месте находилась переправа через Ангару по линии Московского тракта, доведенного до Иркутска в 1760 году, — поясняет ученый. — На переправе горожане встречали и провожали друг друга. С переправы шел въезд в город. На его вершине в 1811—1813 годах по проекту архитектора Я.А.Кругликова были сооружены Московские триумфальные ворота — в честь десятилетия восшествия на престол Александра I. Торжественная арка располагалась рядом с семинарией и духовной консисторией — на улице Ланинской.

В начале ХХ столетия здесь установили телеграфный столб. С приходом в город электричества на нем всегда горела лампочка. Было удобно гулять и отдыхать. Вокруг звучали голоса молодежи — учащихся духовного училища.

— Иркутская духовная семинария в начале ХХ века была настолько высокого уровня, что заговорили о создании на ее базе духовной академии — первого высшего учебного заведения в Иркутске, готовили документы на открытие, собирали деньги, — делится интересным историческим фактом Зинаида Рабецкая. — В 1900-х шло своеобразное соревнование между университетом светским и духовным — какой появится раньше. Светский университет в городе нашел больше поддержки.

К тому же вмешались обстоятельства — грянула революция, а затем Гражданская война.

Известные иркутские фамилии

Семинаристы не были безучастны к тому, что происходило в стране.

— В 1901 году в духовной семинарии случилась забастовка, в 1905-м — вторая, — рассказывает профессор Рабецкая. — Учащиеся боролись за отношение, подобающее статусу, за разрешение читать книги не только духовные, но и светского содержания. Толстого просили! Газет! Исключили 17 человек, хотя семинарию пришлось временно закрыть. Кстати, многие активисты, которых тогда за порог выставили, впоследствии оказались в рядах большевиков.

В 1914 году бывшие семинаристы, принятые студентами в учительский институт, рвались на фронт и написали на имя царя Николая II письмо: «Просим разрешить досрочно сдать сессию и пойти в армию, в рядовые». Когда преподаватели и ректор узнали, паника их охватила ужасная, до исключения дошло. И в это время от Николая II пришел ответ с благодарностью. Ребят, которые выразили желание идти под пули, вознесли — и дело замяли. А лица какие: Чудинов, Шастин, еще ряд фамилий... Чудинов некоторое время руководил отделом народного образования в Иркутской губернии.

После событий октября 1917 года учебное заведение закрыли.

— Официально духовная семинария прекратила свое существование в 1918 году, — говорит Зинаида Ивановна. — Горожане выразили протест, требовали оставить учебное заведение, но это не помогло.

В 1920 году, когда ожидали наступления на Иркутск армии генерала Каппеля, вдоль Ангары были построены оборонительные сооружения, а здание духовного училища стало опорным пунктом для тех, кто нес патрульную службу на укреплениях. Аудитории превратились в казармы, где отдыхали защитники города. На первом этаже перехода устроили походную кухню: соорудили огромных размеров плиту для котлов, вдоль стен смонтировали столы и обили их оцинкованным железом. Рядом находилась столовая, в которую ходили все, кто считал себя защитником города. Именно в эти годы здание пострадало наиболее сильно.

Вернувшиеся памятники

В первые годы после Гражданской войны во всех закутках старого здания трудились многочисленные советские конторы различного толка. В корпусе духовной консистории расположился педтехникум (его перевели в Читу), затем техникум физической культуры. А в 1931-м весь комплекс зданий бывшего духовного учебного заведения перешел в руки Иркутского педагогического института. В нем разместили факультеты русского языка и литературы, истории, иностранных языков. Строение 1782 года рождения стало общежитием.

Связь пединститута с семинарией историческая. Зинаида Рабецкая, восстанавливая ход событий, делает для себя большие и маленькие открытия:

— Сейчас ищу по фамилиям. К примеру, Беляев: начал в духовной семинарии, кандидат богословия, я его в пединституте застала еще, когда сама училась. Нам он преподавал как кандидат педагогических наук. В годы войны защитил вторую диссертацию, опять кандидатскую. Он был нерядовой личностью, занимался психологией, прошел ссылку в Чкаловской области, книжки там писал. Мы у него педагогику слушали и ничего этого про него не знали.

За годы здание осело, окна первого этажа почти вросли в тротуар. Капитального ремонта в нем в ХХ веке не проводилось.

— В 80-е находиться в помещениях стало опасно: с потолка облетали штукатурка, лепнина, прогнили рамы, прогибались потолочные балки. Дом пришлось поставить на консервацию. В удручающем состоянии пребывало и второе здание, построенное в 1904 году. Капитальный ремонт нужен был и здесь. Только в самом конце 90-х годов пединститут смог приступить к реставрации своих старейших учебных корпусов — памятников истории и культуры XVIII—XIX веков для всего города.

Сейчас оба здания восстановлены, отделаны внутренние помещения, крыши и фасады. Старейшим домам города подарили новую полноценную жизнь, и они по-прежнему продолжают служить делу образования в Иркутске.

Текст подготовлен Еленой Русских (газета "Копейка"). Редакция выражает благодарность профессору З.И. Рабецкой за помощь в подготовке публикации и предоставленные материалы.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 14 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.