Михаил Исаевич Дубинский (1881-1941) — иркутский живописец, художник.
Родился в г.Иркутске. В 1920 г. окончил Иркутскую государственную художественную студию-мастерскую И.Л.Копылова. С 1933 — член Восточно-Сибирского краевого союза советских художников (ВСКРаССХ), член его ревизионной комиссии. Делегат 1-й краевой конференции художников 1933 г.
Иркутская государственная художественная студия-мастерская И.Л. Копылова.
Рядовым солдатом прошел он русско-японскую и первую мировую войны. На собственной судьбе ощутил преобразования революции и потери гражданской. Как он сам говорил, «долгое время был на отхожих промыслах и все-таки пробился от любителя-самоучки до художника-профессионала», более того, стал во главе художественной жизни 1930-х гг.
Отец семерых детей. Чтобы кормить семью, он должен был очень много работать. И чем ему не приходилось заниматься: яркими узорами расписывать лошадиные дуги, писать афиши и изготавливать вывески.
При непосредственном участии Дубинского была организована артель «Гагат». Гагат — особый сорт каменного угля, который художники использовали в художественном оформлении, они его толкли, просеивали через сито (зачастую в этом им помогали члены семей), а потом посыпали фоны вывесок. Основной текст набирался из пластин листового, или сусального, золота, в афишах подешевле применялась бронза. На этом мягком глубоко-черном бархатистом фоне шрифт сиял особенно выразительно.
Большую роль в развитии живописного дарования художника сыграло выполнение им многочисленных копий, которые он делал на заказ в большом количестве. Наибольшей популярностью пользовались И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов. Внимательно, вдумчиво изучал Дубинский технологию живописи и индивидуальные особенности каждого мастера, учился у них композиции. Надо отметить, что в студию И. Л. Копылова он пришел уже достаточно подготовленным, состоявшимся художником,— ему тогда было 39 лет. Уроки Копылова, конечно, не прошли даром. Творческие установки педагога, его советы ложились на благодатную почву. Дубинскому были близки достижения французских художников в области цвета, а также «ассимилированного импрессионизма» отечественных мастеров. Именно поэтому в 30-е гг. его полотна, яркие и жизнерадостные, нередко попадали под обстрел критики, не раз слышались упреки в формализме, отступничестве от реализма. На 1-й краевой конференции, открывшейся в Иркутске в апреле 1933 г., Дубинский подчеркивал: «Если говорить о социалистическом реализме, то здесь все зависит от нашей правды. В своем творчестве мы должны передать пафос и романтику нашей стройки, не отступая от повседневной правды. Наша же тематика пока не отвечает сегодняшнему дню...»
В мае 1932 г., после выхода в свет Постановления ЦК ВКПб «О перестройке литературно-художественных организаций» и создании единых творческих союзов, Дубинский вместе с Н. А. Андреевым, А. П. Жибиновым и С. Д. Вигосом был избран в правление Союза советских художников. В это время разворачивается острейшая борьба за дальнейшие пути развития молодого советского искусства. Вставали самые неотложные организационные проблемы, ведь Иркутск был центром Восточно-Сибирского краевого союза с филиалами в Чите, Улан-Удэ, Нижнеудинске и Красноярске. Дубинский был непосредственно занят осуществлением постоянного и планомерного руководства художественной жизнью региона.
В этот период художник переживает особый подъем в творчестве. Он пишет свои самые светлые и вдохновенные пейзажи «Байкал» (1933), «Перед дождем. Ольхон» (1933). Большое распространение в это время получили выездные творческие пленеры, организованные товариществом «Художник». Несмотря на материальные трудности, на то, что не было мастерских, даже оформительские заказы выполнялись художниками на дому или во временных крохотных помещениях-кладовках, находившихся на улицах Первой и Второй Красноармейских, Зверева и Богдана Хмельницкого, художники жили очень сплоченно. Часто устраивали выставки и их обсуждения, писали совместные постановки, портреты и натюрморты. Особенно плодотворно проходило лето. Имея свою выездную лошадку и ходок на четырех колесах, Дубинский часто приглашал друзей в загородные поездки. Все это в значительной степени обогащало художников, поддерживало живительный дух соревнования-соперничества.
В конце 1930-х гг. негативные явления культа личности, затронувшие все сферы жизни, коснулись и искусства. Словно боясь быть непонятным, более того, стать жертвой обвинений в формализме, Дубинский отходит от прежних колористических задач и образов. «Яркие солнечные краски его прежних картин сменились серыми однообразными цветовыми сочетаниями. Качество работ снизилось схематичными деталями,— замечает его друг и соратник А. П. Жибинов в статье к каталогу «Выставки иркутских художников» (1939).
В последние годы жизни, это было как раз накануне Великой Отечественной войны, Дубинский пишет ряд байкальских пейзажей: «Скала Шаманская» (1940), «Сухой Ольхон» (1940), «Ольхон» (1940). Последняя его работа — «Братские пороги» (1941).
Дубинский умер в первый месяц войны в возрасте шестидесяти лет, оставив о себе добрую память как один из тех, кто стоял у истоков развития изобразительного искусства Советской Сибири.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей