Доржиев, Агван // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДОРЖИЕВ Агван (1853 (или 54), урочище Хара-Шибирь Хоринской степной думы — 1938, Улан-Удэ), бурят, об­щественно-политический деятель, дипломат, просветитель.

В 18 лет поступил учеником (хувараком) в Гоманский дацан при тибетском монастыре Брайбун. В 35 лет получил ученую сте­пень лхарамбы и был назначен одним из духовных настав­ников Далай-ламы XIII. Занимал пост министра финан­сов в правительстве Тибета. Был инициатором сближения Тибета и России. Выполнял дипломатические поручения Далай-ламы, посе­тил Россию, Монголию, Индию, Цейлон, Японию, Гер­манию, Италию, Великобританию, Францию. Оказывал всемерное содействие известным исследователям Центральной Азии: П.К. Козлову, М.В. Певцову, Д.А. Клеменцу, Э.Э. Ух­томскому, Ф.И. Щербатскому. Состоял членом Русского географического общества на правах член-соревнователя.

В октябре 1907 Доржиев написал докладнуб записку «О более тесном сближении России с Монголией и Тибетом», в которой обосновал целесообразность объединения на культурно-экономической основе Тибета, Монголии и России в «ве­ликую буддийскую конференцию» стран с главенству­ющей ролью России. Дипломатия, политическая и общественная деятельность Доржиева способствовала усилению влияния России в Центральной Азии. В декабре 1912 Доржиев по поручению Далай-ламы XIII вел переговоры в Урге с исполняющим обязанности министра иностранных дел Монголии, великим ламой Рабданом о заключении тибето-монгольского договора, который был подписан 11 января 1913. В преамбуле договора провозглашалась независимость Монголии и Тибета от власти маньчжурской династии, вза­имно признаваемая обеими сторонами.

Доржиев основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл типографию в Ацагатском дацане и издательство «Наран» в Санкт-Петербурге, выпускавшее научную, учебную, духовную и другую литературу на бурятском языке. Специально раз­работал алфавит, получивший название «агвановско-го». По инициативе Доржиева  в 1909—15 гг. в Санкт-Петербурге (Петрограде) возведен дацан «Гунзечойнэй». По его проекту буддийский храм должен был стать частью дипломатической тибетской миссии.

После Февральской революции принимал активное участие в деятельности Бурят-калмыцкого комитета, руководил работой комиссии по религиозным вопросам на II Общебурятском съезде (июль 1917). Принял участие в работе съезда на­родов Востока в Баку (сентябрь 1920). Организовал Всероссийский съезд буддистов (1922), на котором возглавил обновлен­ческое движение. В 1920—30-е гг. пытается противосто­ять антибуддийским репрессиям, обращаясь с просьбами и протестами к властям. В ноябре 1937 Доржиев был аресто­ван в Бурятии (село Ацагат). Скончался в 1938 в тюрем­ной больнице.

Соч.: Буряад хуур. Туруушын дэбтэр (Бурятский алфавит. Пер­вая книга). «Наран» гэдэг монгол-буряад ном бэшэг гаргаха орон. Петербург хото. 1907; «Предание о кругосветном путешествии» или повествование о жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ, 1994; Зани­мательные заметки: Описание путешествия вокруг света (Автобио­графия). М., 2003.

Лит: Заятуев Г.-Н. Цанид-хамба Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1991; Пубаев Р.Е. Агван Доржиев (1853-1938) // Выдающиеся бурятские деятели (XVII — нач. XX в.). Ч. I, вып. 2. Улан-Удэ, 2001.

С.Ю. Лепехов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири