Три брата сконструировали первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта
Земляки, уроженцы станции Кимильтей, Николай, Владимир и Анатолий Доронины своим изобретением совершили настоящую революцию в СССР. Это было в 1938 году, когда при неудачном приземлении погибли две опытные спортсменки — их парашюты раскрылись слишком поздно. По всей стране объявили конкурс по созданию прибора, автоматически раскрывающего парашют в заданное время. Никому доселе не известные студенты Доронины из Сибири изобрели такой прибор, положив в его основу часовой механизм обычного серийного будильника. С ним парашютисты могли совершать прыжки с любых высот, в самых сложных погодных условиях. Прибор Дорониных долго считался эталоном, но со временем претерпел множество изменений. За свои уникальные изобретения в 50-х годах Доронины стали дважды лауреатами Сталинской премии.
В семье стрелочника и сторожа железнодорожной станции Кимильтей Иркутской области — Дмитрия Ефимовича и Ульяны Ивановны Дорониных — было пятеро детей: сыновья Николай, Владимир, Анатолий, Вениамин и дочь Анастасия. Старожилы рассказывают, что жили Доронины дружно, дети помогали отцу как и чем могли. Старший, Николай, был мастером по изобретению и изготовлению силков для ловли дичи. Без добычи домой не возвращался. Сам смастерил дробокат, изготовлял дробь такую, что от магазинной не отличишь. Страсть к изобретательству была общей чертой братьев: мальчишками они долго возились над постройкой аэросаней, подростками конструировали ветряные двигатели. Все работали на железной дороге: Николай — кондуктором, Владимир — слесарем в паровозном депо, Анатолий — монтером на железной дороге.
Молодых комсомольцев Дорониных послали на учебу в Москву. Николай и Анатолий поступили в институт инженеров транспорта, а Владимир — на самолетостроительный факультет Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе. В общежитии тогда расселялись по принципу землячества, и Владимир Доронин жил в одной комнате с Михаилом Янгелем, будущим известным ученым с мировым именем, а тогда — молодым парнем из далекой деревни Зыряновой Иркутской области.
Судьба крепко связала всех братьев Дорониных с авиацией. Случилось это так.
Весть о гибели двух советских парашютисток, Тамары Ивановой и Любы Берлин, обсуждали в студенческом общежитии, где жили Доронины.
— Их парашюты раскрылись слишком поздно. Неужели нельзя сделать прибор, который бы сам в нужное время раскрывал купол! — воскликнул Николай.
Братья узнали о конкурсе, объявленном по всей стране, на изобретение именно такого прибора, а поскольку они еще в детстве увлекались конструированием, то решили попробовать свои силы. Политехнический музей разрешил Дорониным изучать конструкции парашютов, институт инженеров транспорта предоставил свои учебные мастерские, станки, инструменты, материалы, а испытания прибора в условиях низких температур они проводили в научно-исследовательском холодильном институте.
Работу Дорониных приняла специально созданная Государственная комиссия по испытанию приборов, в которую вошли известные ученые, специалисты в области радиодинамики, самолетостроения, представители заводов, изготавливавших парашютную технику.
В одном из интервью в 1982 году Владимир Доронин рассказывает:
"Жюри всесоюзного конкурса предстояло из трехсот работ выбрать одну. Янгель нам посоветовал: продемонстрируйте прибор в самых жестких условиях. И мы разыграли перед жюри небольшую сценку..."
Спектакль перед Госкомиссией
В назначенный день в Госкомиссию вошли трое молодых людей в форме железнодорожников. Старший представился:
— Николай Доронин. А это мои братья — Владимир и Анатолий.
— Позвольте, — ответили им, — в комиссию приглашены изобретатели-инженеры Доронины...
— Мы и есть изобретатели Доронины, только пока еще не инженеры, а студенты, — улыбнулся Николай и положил на стол небольшой металлический предмет. — Вот наш прибор. Он раскрывает парашют в любое заданное время в течение 180 секунд.
Комиссия уже была знакома с конструкцией этого прибора по чертежам, присланным на конкурс; главную часть прибора составлял оригинальный часовой механизм. Перед прыжком парашютист включал этот механизм, и через нужное число секунд парашют раскрывался.
Члены комиссии настороженно отнеслись к изобретению студентов: на вид прибор казался очень хрупким, а его авторы были очень молоды. Кроме того, несколько десятков уже были испытаны и ни один из них полностью не отвечал условиям конкурса: прибор должен действовать абсолютно точно, безотказно, хорошо выдерживать толчки, удары и встряхивания, возможные при прыжке с парашютом. Такие качества нелегко объединить в небольшой конструкции.
— Что ж, приступим, — сказал председатель комиссии, передавая прибор Николаю. — Я хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд после отделения от самолета.
Все вынули секундомеры.
— Подождите, — попросил Николай, — мы еще должны приготовиться.
Владимир вышел из комнаты и принес толстую доску, дюймовый гвоздь и кусок веревки, положил их на стол комиссии.
— Теперь можно начинать, — сказал Николай.
— Я хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд, — сказал председатель комиссии Эйдеман.
Прибор включили. И тут произошло нечто неожиданное. Младший из братьев схватил прибор и с силой швырнул его о стену.
— Что вы делаете! — испуганно крикнул председатель.
Но Анатолий, не обращая внимания на возгласы присутствующих, поднял прибор, привязал к нему веревку и стал быстро крутить над головой. Члены комиссии даже привстали со своих мест — подобных испытаний им видеть еще не доводилось. Затем Владимир Доронин взял толстую доску и своим изобретением стал забивать в нее гвоздь. Сильные удары следовали один за другим, пока шляпка гвоздя не вмялась в древесину.
Прибор передали председателю, а Николай, глядя на секундомер, предупредил:
— Через пять секунд парашют будет раскрыт.
Ровно через пять секунд послышался громкий щелчок — прибор сработал. Опыт повторяли много раз. На земле прибор действовал безотказно. Но окончательное добро Государственная комиссия могла дать только после серии настоящих испытаний в воздухе.
Провести испытания изобретения, получившего название ППД-1 (парашютный прибор Дорониных) поручили опытным спортсменам — Романюку, Аминтаеву и Гульнику. Парашютисты тщательно изучили новый прибор, тысячи раз проверили его работу на земле.
"А как будет в воздухе? Прибор всем нам нравился, но мы подавляли в себе это чувство. Испытатель обязан быть недоверчивым. Проверить действие прибора в самых неблагоприятных для него условиях — вот в чем заключался смысл нашей работы" — писал позже в своей книге Василий Романюк.
Всего испытатель выполнил 19 прыжков, первый из них — с высоты 1200 метров, свободное падение продолжалось не более 10 секунд. С каждым новым прыжком увеличивались высота и время свободного падения, и ни разу прибор не отказал. Пришло время последней, самой ответственной проверки механизма — на больших высотах, при низких температурах, в условиях разреженной воздушной среды.
"Я получил задание выполнить прыжок с высоты 7000 метров и раскрыть парашют через 80 секунд после отделения от самолета, — рассказывает Романюк. — Подготовительными работами руководил военный инженер 2-го ранга Шацкий, укладывал парашют самый опытный в то время специалист Незяев. Начальник метеорологической станции меня обрадовал, сообщив, что погода будет хорошая. В день прыжка с рассветом я был уже на аэродроме".
22 июля 1939 года в 5 часов 20 минут тяжелый самолет поднялся в воздух. В кабинах похолодало, дышать стало труднее. Стрелка показала 7000 метров. Земля с такой высоты просматривалась с трудом. Романюк отключил бортовое питание кислородом и перешел на индивидуальный баллончик, закрепленный на ранце запасного парашюта.
Открылся люк, на приборной доске радиста вспыхнула зеленая лампочка. Романюк с силой оттолкнулся и прыгнул. Парашютный прибор Дорониных, включенный пусковым фалом, уже работал, отсчитывая время падения испытателя, скорость достигла 60 метров в секунду. По мере приближения к земле воздух становился теплее.
Рывок. Механизм раскрытия парашюта сработал. В глазах у испытателя на время потемнело, но это быстро прошло. Романюк поднял глаза вверх. Над ним спокойно раскачивался огромный цветной купол парашюта.
— Ну как? — спросил у Романюка инженер, проводивший испытания, после приземления.
Парашютист энергично поднял вверх большой палец.
— Что ж, так и запишем, — резюмировал Гульник, вынимая из планшетки тетрадь, в которую заносились результаты.
"Ваш фронт — на полигоне"
Этим прыжком завершилось испытание прибора Дорониных. Он работал точно и безотказно. Успешно пройдя все государственные испытания, изобретение Дорониных получило всеобщее признание и, как говорили в то время, способствовало быстрому развитию массового советского парашютизма.
На другой день в центральных газетах опубликовали сообщение о рекордном прыжке Василия Григорьевича Романюка, рассказали и об изобретателях первого в мире прибора, раскрывающего парашют. Это был триумф не только испытателя парашютной техники, но и неизвестных доселе студентов из Сибири — Николая, Владимира и Анатолия Дорониных.
С той поры и навсегда братья Доронины связали свои судьбы и жизни с Военно-воздушными силами страны. По окончании института Владимир и Николай получили направление на заводы, Анатолия призвали в армию.
К началу Великой Отечественной войны ППД-1 снабдили уже ряд десантных частей. Изобретение работало.
Рапорты Дорониных об отправке на фронт военкомат отклонил:
— Вы изобретатели, ваш фронт на полигоне, — ответили им и зачислили их в летно-испытательный отряд воздушно-десантных войск.
За годы войны Доронины разработали семь новых видов приборов, в том числе универсальную подвеску для сбрасывания с парашютом габаритных грузов. Она применялась при доставке оружия и продовольствия партизанским отрядам, действовавшим в тылу фашистов.
24 июня 1945 года Анатолий, Николай и Владимир принимали участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. А спустя полгода, включив радио, в "Последних известиях" Владимир Доронин услышал: "...постановлением Совета Народных Комиссаров СССР присуждена Сталинская премия: Доронину Николаю Дмитриевичу, гвардии инженер-майору; Доронину Владимиру Дмитриевичу, гвардии инженер-майору; Доронину Анатолию Дмитриевичу, гвардии старшему лейтенанту, — за создание новых типов парашютных приборов, нашедших широкое применение в воздушно-десантных операциях Красной Армии".
Анатолий, Владимир и Николай за свои уникальные изобретения в 50-х годах стали дважды лауреатами Сталинской премии.
Генерал-майор Владимир Дмитриевич Доронин долгое время возглавлял первый отряд парашютно-спасательной службы первого поколения советских космонавтов. Он же отвечал за подготовку и десантирование с воздуха бойцов, вооружения и боевой техники при проведении крупномасштабных военных учений "Двина", стал лауреатом Ленинской премии. Младший из братьев Дорониных пошел своим путем, стал замечательным авиатором, инженер-полковником. Братья Доронины из Кимильтея вписали в историю российской авиации и космонавтики страны свои страницы.
На Новодевичьем кладбище в Москве недалеко от главного входа стоит скромный надгробный камень, с высеченными на нем именами всех четырех братьев — подполковника Анатолия, полковников Николая и Вениамина и генерал-майора Владимира Дорониных.
Использованы отрывки из книги В.Г.Романюка "Заметки парашютиста-испытателя".
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей