Новости

Don Otello, кинотеатр

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Кинотеатр "Электро-Иллюзiонъ", принадлежавший А.И. Дон-Отелло
Кинотеатр "Электро-Иллюзiонъ", принадлежавший А.И. Дон-Отелло
Автор: Не известен
Источник: www.ageirk.baikal.ru
Старый Иркутск. Кинотеатр "Хроника"
Старый Иркутск. Кинотеатр "Хроника"
Автор: Не известен
Источник: photo.sibnet.ru
Кинотеатр "Донъ Отелло". Современная съёмка
Кинотеатр "Донъ Отелло". Современная съёмка
Автор: Не известен
Источник: www.pribaikal.ru

«Don Otello» — иркутский кинотеатр. Открыт в 1907. Прежние названия: «Иллюзион»«Малый иллюзион»«Хроника».

Общие сведения

Кинотеатр класса премиум на 56 мест. Зал оснащён большим широкоформатным экраном, раскладными кожаными диванами. Для зрителей предусмотрена система обслуживания, с помощью которой можно заказать напитки и блюда европейской кухни. 

История

Здание кинотеатра, построенное предпринимателем Антонио Микеле Донателло (Антоном Михайловичем Дон Отелло), было открыто в 1907 и стало первым в сети кинотеатров, принадлежавших Донателло. 

Предыстория

Строительство Транссибирской железной дороги возглавлял младший брат царя Николая II, великий князь Михаил Александрович. Сибирское купечество к этой затее отнеслось неоднозначно: тобольский и томские купцы откупились от строительства и предпочли торговать на особицу. В Иркутске же деловой люд принял в строительстве активное участие. На Кругобайкальскую железную дорогу иркутяне бросили все свои силы, ведь Иркутск тогда был золотопромышленной, и пушной, и даже чайной столицей страны. Сюда потянулись европейские и американские инженеры.

Синематограф в Сибири

Дон Отелло, циркач, увлекшийся сверхмодным и только что появившимся кинематографом, рванул за счастьем и удачей в дальнюю далекую Сибирь, чтоб посвятить себя новому и удивительному искусству.  Шел 1898 год. Его предпринимательская идея могла бы показаться слегка сумасшедшей, но для выходца из Италии, она более чем естественна.

Только что появившуюся диковинку братьев Люмьер уже вовсю крутили везде, в том числе и в Сибири, в Иркутске, тогдашнем сосредоточением инженерных сил цивилизованного мира. Крутили кино в больших общественных и частных собраниях, залах, клубах.

Дон Отелло приехал с идеей театра для кино, специально оборудованного и приспособленного для показа фильмов.

Он перебирался со своей кинопроекционной аппаратурой из здания в здание, пока не догадался построить сам первое здание кинотеатра. Субсидировал этот проект грек Пинаки, поверивший в разумность и коммерческую оправданность затеи.

Дон Отелло перед входом своего первого кинотеатра выложил на тротуаре белым мрамором свое имя: ДОН ОТЕЛЛО. Это случилось в 1907 году.

Дон Отелло успел до революции открыть еще три кинотеатра в городе, и бизнес его, несомненно, процветал. Первый был оборудован в особняке, построенном местным купцом местным купцом Угрюмовым, второй, более известный, “Фарс” (ныне “Художественный”) вырос из недостроенного здания владивостокской фирмы братьев Ягджоглу по торговле колониальными товарами. “Фарс” начал работать в 1909 году и был переименован через год в “Декаданс”. О четвертом кинотеатре информация, по-видимому,  утеряна

Во время революции

В 1917 году Дон Отелло становится вице-консулом Итальянской республики в Иркутске. Не надо забывать, что Италия и Россия входили в Антанту и были собзниками по Первой мировой, что в Иркутске находилась штаб-квартира Русско-Американской золотопромышленной компании - все это делало Иркутск не только самым крупным ядром патриотизма молодой Российской республики (так называлась наша страна после Февральской революции), но и центром консолидации международных сил борьбы с немецкой агрессией.

В том же, роковом для России, 1917 году Дон Отелло становится председателем общества кинематографистов. На Первом Всероссийском съезде кинематографистов он выступил резко против присвоения Советами кинотеатров. Строго говоря, большевикам было все равно, что грабить - церкви, кинотеатры банки или частные дома. Поэтому итальянца они не поняли при установлении 5-процентного налога в свою пользу (в условиях военного коммунизма и тотального продналога этот 5-процентный налог вообще смотрится как льгота и потакание классовому врагу). Дон Отелло, когда пришли к нему за деньгами, платить отказался.

В конце концов, все кинотеатры у него советизировали, переименовали, сделали кино не коммерческим предприятием, а идеологическим оружием, заплевали семечками, словом, включили в орбиту культурной революции.

Сам Дон Отелло, не поверив в долгое и светлое будущее нэпа, в 1923 году эмигрировал в Харбин, где умер в 1930 году.

В годы советской власти кинотеатр назывался “Хроника”.

Левинтов А. Легенда о Дон Отелло // Проект Байкал : журнал. — №29-30.

Контакты

Адрес: г. Иркутск, ул. Грязнова, 1.

Телефоны: +7 395 250-57-25, +7 395 224-05-78.

Электронная почтаbarguzin@irk.ru

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Левинтов Александр | Источник(и): Проект Байкал, журнал | №29-30 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 20 сентября 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск