ДОЛГАНЫ, народ, проживающий в основном на севере Красноярского края. Самоназвание — hака, региональное самоназвание — дулгаан, тыалар. Около 70% долганов обитают в восточной части Таймыра, в Хатангском районе, менее трети — на западе, по Енисею и Дудинке, в Авамской тундре.
Численность (тыс. человек): 1970 — 4,7 (из них в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе — 4,3), 1979 — 4,9 (4,3), 1989 - 6,6 (4,9), 2002 - 7,3 (5,5).
Антропологически, как и якуты, долганы сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.
Язык долган относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, близкородственный якутскому языку. Письменность на основе русского алфавита с конца 1970-х гг.
Долганы как этнос сформировались на основе смешения якутских, эвенкийских родов и местных русских старожилов в XVII—XIX вв., восприняв также отдельные нганасанские элементы.
По религиозным представлениям долганы в большинстве православные, хотя сохраняются и традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы). Объектами поклонения служат необычной формы камни, деревья и другие предметы, считающиеся покровителями охотничьего и рыболовного промысла. Большим авторитетом в Таймырской тундре пользовались долганские шаманы.
Долганы делились на роды; счет родства велся по мужской линии. Родовая организация долганов распалась к XIX в.
Традиционные занятия долган — оленеводство и охота. Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет дикий северный олень. Подобно нганасанам и другим самодийским народам Таймыра, долганы практиковали коллективные поколки диких оленей на сезонных переправах через реки; охотились с помощью оленя-манщика, гоном. Из пушных зверей долганы добывают песца, горностая, красную лисицу; орудия лова — капканы фабричного производства и самодельные деревянные ловушки давящего типа (пасти). Весной практикуется охота на водоплавающую птицу и куропаток.
Жилые постройки и поселения долган отличались разнообразием. В поселках по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре оленеводы и охотники в качестве жилищ использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, голомо — сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном или землей. Специфическое жилище долган — балок, или нартенный чум, который перевозился с одного стойбища на другое упряжкой из 5—7 оленей.
Основные средства передвижения — олени под седло и упряжкой в нарты; лыжи тунгусского типа; покупные лодки.
Мужская и женская верхняя одежда — кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Женщины носили якутскую одежду, но по сравнению с ней традиционная одежда долган более декорирована.
В долганском фольклоре прослеживаются якутское и русское влияние (сказания — былины, исполнявшиеся в виде песен, по своим сюжетам и манере воспроизведения близки к якутскому героическому эпосу олонхо и русским сказкам). Оригинальных музыкальных инструментов у долган не зафиксировано, в начале XX в. появился якутский варган.
Танцевальное искусство обнаруживает следы эвенкийского воздействия. Наиболее распространенный хороводный танец — хейро — напоминает аналогичные танцы эвенков.
Традиционные виды прикладного искусства — изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером, резьба по оленьей и мамонтовой кости, украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п.
В настоящее время в хозяйстве долган наблюдается отход от оленеводства, значение охоты и рыболовства сохраняется. В целом только 1/10 часть мужчин и менее трети женщин отошли от традиционных занятий.
Лит.: Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М., 1963. Вып. 5; Попов А. А. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган // Тр. Ин-та этнографии. М., 1963. Т. 18; Гурвич И. С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М., 1982; Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей Севера на современном этапе. Новосибирск, 1988; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Кривоногое В. П. Народы Таймыра. Современные этнические процессы. Красноярск, 2001.
Ю. Ковальчук
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей