Долганы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДОЛГАНЫ, народ, проживающий в основном на севере Красноярского края. Самоназвание — hака, региональное самоназвание — дулгаан, тыалар. Около 70% долганов обитают в восточной части Таймыра, в Хатангском районе, менее трети — на западе, по Енисею и Дудинке, в Авамской тундре.

Численность (тыс. человек): 1970 — 4,7 (из них в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе — 4,3), 1979 — 4,9 (4,3), 1989 - 6,6 (4,9), 2002 - 7,3 (5,5).

Антропологически, как и якуты, долганы сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.

Язык долган относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, близкородственный якутскому языку. Письменность на ос­нове русского алфавита с конца 1970-х гг.

Долганы как этнос сформировались на основе смешения якутских, эвенкийских родов и местных русских старожилов в XVII—XIX вв., восприняв также отдельные нганасанские элементы.

По религиозным представлениям долганы в большинстве право­славные, хотя сохраняются и традиционные верования (ани­мизм, обожествление сил природы). Объектами поклонения служат необычной формы камни, деревья и другие предметы, считающиеся покровителями охотничьего и рыболовного промысла. Большим авторитетом в Таймырской тундре пользовались долганские шаманы.

Долганы делились на роды; счет родства велся по мужской линии. Родовая организация долганов распалась к XIX в.

Традиционные занятия долган — оленеводство и охота. Из объ­ектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет дикий северный олень. Подобно нганасанам и другим самодий­ским народам Таймыра, долганы практиковали коллективные поколки диких оленей на сезонных переправах через реки; охотились с помощью оленя-манщика, гоном. Из пуш­ных зверей долганы добывают песца, горностая, красную лисицу; орудия лова — капканы фабричного производства и самодельные деревянные ловушки давящего типа (пасти). Весной практикуется охота на водоплавающую птицу и ку­ропаток.

Жилые постройки и поселения долган отличались разно­образием. В поселках по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре оленеводы и охотники в качестве жилищ использовали перенос­ные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, голомо — сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном или землей. Специфическое жилище долган — балок, или нартенный чум, который перевозился с одного стойбища на другое упряж­кой из 5—7 оленей.

Основные средства передвижения — олени под седло и уп­ряжкой в нарты; лыжи тунгусского типа; покупные лодки.

Мужская и женская верхняя одежда — кафтан из сукна, рас­шитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвен­кийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Женщины носили якутскую одежду, но по сравнению с ней традиционная одежда долган бо­лее декорирована.

В долганском фольклоре прослеживаются якутское и русское влияние (сказания — былины, исполнявшиеся в ви­де песен, по своим сюжетам и манере воспроизведения близки к якутскому героическому эпосу олонхо и русским сказкам). Оригинальных музыкальных инструментов у долган не зафиксировано, в начале XX в. появился якутский варган.

Танцевальное искусство обнаруживает следы эвенкийского воздейст­вия. Наиболее распространенный хороводный танец — хейро — напоминает аналогичные танцы эвенков.

Традиционные виды прикладного искусства — изготовление ук­рашений из бисера, орнаментация одежды и обуви оле­ньим мехом и бисером, резьба по оленьей и мамонтовой кости, украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. п.

В настоящее время в хозяйстве долган наблюдается отход от оле­неводства, значение охоты и рыболовства сохраняется. В целом только 1/10 часть мужчин и менее трети жен­щин отошли от традиционных занятий.

Лит.: Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этног­рафический сборник. М., 1963. Вып. 5; Попов А. А. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган // Тр. Ин-та этнографии. М., 1963. Т. 18; Гурвич И. С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М., 1982; Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей Севера на современном эта­пе. Новосибирск, 1988; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Кривоногое В. П. Народы Таймыра. Современные этнические про­цессы. Красноярск, 2001.

Ю. Ковальчук

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири